Целенаправленное использование переходов парадигм взаимодействия
В проблемных ситуациях Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимопе- реходу, продлевая процесс взаимодействия. Такой переход может осуществляться как спонтанно, так и путем целенаправленного регулирования. Направление спонтанного процесса чаще всего характеризуется движением от более высокого уровня организа- ции к более низкому (например, переход от парадигмы консолида- ции или переговоров к парадигме конфликта). Целенаправленная трансформация может вызвать как упрощение (от переговоров к конфликту), так и усложнение (от консолидации к переговорам) формы взаимодействия. Соответственно эти парадигмы можно ис- пользовать при организации социального взаимодействия не толь- ко в стратегических, но и в тактических целях. Практика свиде- тельствует о том, что в последнем случае следует придерживаться ряда обязательных принципов: – использование парадигм должно быть последовательным, и со- ответствовать закономерностям взаимопереходов, не допускаю- щим их применения в произвольном порядке; – оно должно быть контролируемым, чтобы избежать нежела- тельных спонтанных типов трансформации; – переход от одной парадигмы к другой возможен лишь тогда, когда у участников взаимодействия сложилось готовность к нему, проявляемая во внешних признаках поведения; – такой переход представляет собой не «скачок», а процесс, в ходе которого структурные изменения отношений между участни- ками взаимодействия необходимо контролировать в соответствии с доминирующими параметрами.
Контрольные вопросы 1. Социальная значимость толерантности к проблемной ситуации. 2. Возможности и пределы эффективного использования парадигм взаимодействия в решении социально значимых проблем. 3. Трансформации парадигмы консолидации и их последствия для социального взаимодействия. 4. Трансформации парадигмы конфликта и их последствия для соци- ального взаимодействия. 5. Трансформации парадигмы переговоров и их последствия для со- циального взаимодействия. 6. Целенаправленное использование взаимопереходов парадигм при решении проблемы. 7. Социализационное пространство проблемной ситуации.
Резюме 1. Концепция социально значимой проблемы указывает на недовольство людей существующим положением дел в обществе, представление о необходимости его изменения при условиях их массовой распространенности, устойчивости во времени и угрозы общественной безопасности. Она предполагает типологию проблем в соответствии с их источниками, обусловленными фундаментальными расхождениями между: массовыми запросами и возможностями их удовлетворения; социальными стереотипами и изменившимися условиями существования людей; необходимостью и недостаточностью эффективных социальных взаимодействий. Они считаются проблемообразующими, если не могут быть преодолены с помощью имеющихся в обществе и культуре средств. Действия людей в таких обстоятельствах и их результаты следует рассматривать на личностном, групповом, общесоциальном уровнях. В первом случае определяются индивидуальные поиски адаптации, приводящие к формированию социокультурных образцов; во втором – их межгрупповое сравнение и шкалирование, трансформирующие наиболее предпочтительные из них в ценности; в третьем – наиболее удачные и социально приемлемые решения проблемы нормируются и институционализируются.
В качестве побуждений к поиску выхода из сложившейся ситуации выделяются ее неопределенность, вызываемая ею тревожность и порождаемая ими социальная напряженность. Их наличие можносчитать показателями общественного неблагополучия, массовой негативной реакции на имеющееся положение дел. 2. Взаимодействия и коммуникации людей в таких обстоятельствах можно свести к нескольким легко распознаваемым формам и парадигмам. Парадигмы, или совокупности принципов организации интеракции в проблемных ситуациях, представлены через следующие структурные характеристики процесса: предпосылки и условия выбора парадигмы; факторы и механизмы ее поддержания; распределение ролей; динамический потенциал взаимодействия (силовое, ресурсное обеспечение, коммуникативные возможности); его фазы – от порождения до завершения. Выделяются три фундаментальных формы/парадигмы социального взаимодействия в соответствии с его генеральной направленностью: на сохранение существующей системы отношений - солидарность/консолидация; на индивидуальное целедостижение без учета интересов других - конфликт/борьба; на совместное решение проблемы при наличии как общих, так и расходящихся интересов - партнерство/переговоры. 3. Предпосылки, условия, побуждающие людей объединяться в проблемной ситуации на основе парадигмы консолидации, обеспечивают возможность ее целенаправленного использования как стратегии согласованной совместной активности, организованной по принципу взаимной дополнительности (комплементарности). Он определяет ролевое распределение и стиль поведения участников, структурирование процесса взаимодействия в соответствии с такими ключевыми параметрами, как объединение усилий, ресурсов, коммуникативная поддержка консолидации. Динамика взаимодействия представлена фазовыми состояниями и механизмами его упорядочения, соответствующими гомеостатической теоретической модели социальной системы. Фазы процесса определяются динамикой согласования действий его участников. Механизмы регулирования его течения связаны прежде всего с поддержанием соамотождественности системы, ее внутренней интегрированности с ограждением от негативных внешних воздействий.
Парадокс парадигмы консолидации вытекает из нормативной ориентации участников на полное взаимное согласие. С одной стороны, их реальные расхождения в отношении к ходу взаимодействия и друг другу подавляются. Но они могут подспудно накапливаться и добавлять напряженности в ситуации настолько, что это может привести к внезапному конфликту. С другой стороны, участники ориентируются прежде всего на установление и поддержание межличностных отношений, уделяют этому основное внимание и постепенно отклоняются от решения социально значимой проблемы. 4. При рассмотрении использования конфликтной парадигмы в проблемной ситуации общепринятая и многозначная категория «конфликт» конкретизируется. Вводятся уточняющие понятия: «конфликтная ситуация», которая характеризуется поляризацией интересов участников, и «конфликтное взаимодействие», которое определяется нанесением реального взаимного ущерба. Предпосылки и условия начала борьбы связваются с наличием дефицита социально значимых ресурсов в проблемной ситуации, с одной стороны, и провозглашением взаимной несовместимости сторон при их использовании – с другой. Типичные роли участников взаимодействия определяются их конфронтацией, а типичные стили поведения – борьбой. Распределение сил в ходе процесса обусловлено ориентацией каждого из участников на укрепление собственной позиции и ослабление потенциала противника. Процесс расходования и пополнения ресурсов, связанный со сменой атак (эскалация) и отступлений (ремиссия), можно представить в волнообразной форме. Коммуникация характеризуется постоянным информационным дефицитом для всех конфликтующих сторон. В фазе эскалации интенсивность нанесения взаимного ущерба может только усиливаться, но не ослабляться. В период ремиссии оказывается возможность снизить или даже свести на нет интенсивность побуждений участников к продолжению борьбы, но только при вмешательстве посредника. Механизмы, поддерживающие этот тип взаимодействия, связаны со стимулированием агрессивности сторон, с увеличением социальной дистанции между ними.
Парадоксом конфликтной парадигмы взаимодействия является свойственная ей тенденция превращать конфликт в перманентное отношение между сторонами. Обе стремятся достичь преимуществ за счет ослабления противника, и каждый успех одной побуждает другую к соперничеству. Таким образом, в проблемной ситуации парадигма конфликта оказывается неадекватной для ее преодоления. Во-первых, ориентация сторон на взаимные противоречия мешает им воспринимать зоны пересекающихся интересов. Во-вторых, каждая из сторон со временем начинает ориентироваться на победу над другой, а не на решение проблемы. 5. Парадигма переговоров характеризуется значительными конструктивными возможностями при необходимости решать социально значимые проблемы. Предпосылки и условия, благоприятные для ее реализации, определяются как готовность сторон к объединению усилий, но с сохранением у каждой определенной степени функциональной автономности. Соответственно схема взаимодействия и распределения ресурсов отличается тем, что стороны соблюдают свои интересы, имеют собственные права и обязанности и действуют в пределах их совместимости. Стили поведения в этом случае характеризуются признанием партнерами взаимных сходств и различий, готовностью к поискам компромиссов. Затруднения, возникающие в ходе переговоров, предполагают владение определенными навыками: контролировать эмоции и поддерживать взаимопонимание; внимательно относиться к личностным особенностям друг друга и рационально решать споры об ответственности за ход процесса; распознавать и нейтрализовать уловки, тормозящие его. В этом случае динамика переговорного процесса характеризуется последовательным достижением взаимоприемлемых договоренностей. Каждому раунду переговоров соответствует специфичное распределение сил и ресурсов, которое позволяет найти возможность согласовать интересы участников и завершить их окончательным соглашением, удовлетворяющим все стороны. Парадокс парадигмы переговоров заключается в том, что она ориентирована на результат, определяемый узкой зоной общих для участников интересов. За пределами достигнутого договора остаются нереализованные цели. Пэтому частичное решение проблемы предполагает возможное возникновение новых обстоятельств, требующих урегулирования. В то же время парадигма обеспечивает эффективность процесса взаимодействия; способствует многосторонней и доступной для пересмотра оценке происходящего; допускает изменение не только содержательных, но и структурных аспектов взаимодействия; открывает перспективы для преднамеренного регулирования его динамики – хотя все это в ограниченных пределах предмета переговоров.
6. Адекватное применение каждой из парадигм в проблемной ситуации может принести позитивные результаты. Так, консолидация позволяет сохранить ранее сложившиеся жизнеспособные культурные образцы, ценности, нормы. Конфликт обнаруживает бесперспективность, нецелесообразность удерживать в социокультурном пространстве его дисфункциональные элементы. Переговоры способствуют формированию новых способов упорядочения проблемных зон социокультурного пространства. 7. Анализ эмпирических данных и теоретических обобщений позволяет говорить о закономерностях возможных взаимопереходов парадигм. Консолидация может трансформироваться в переговоры или конфликт. В первом случае речь идет о том, что при расширении сферы функциональной автономности участники стараются в неблагоприятны обстоятельствах сохранить взаимовыгодные партнерские отношения. Во втором – возрастающая самостоятельность сторон ведет к убеждению в нецелесообразности продолжать взаимодействие, основанное на полном и безоговорочном взаимном согласии. Конфликтная парадигма может смениться только переговорной, предполагающей такое переопределение проблемной ситуации, при котором дальнейшие контакты между сторонами не допускаются. Если переговоры начать в конфликтной ситуации (до начала борьбы) или в фазе ремиссии, можно предотвратить или прекратить нанесение сторонами взаимного ущерба. Следует подчеркнуть, что это возможно лишь при вмешательстве внешних сил. Переговоры могут перейти либо в консолидацию, либо в конфликт. Движение в сторону консолидации обычно связано с недостаточным силовым и ресурсным потенциалом сторон. В этом случае они стараются заручиться взаимной поддержкой. Вероятность конфликта возрастает тогда, когда одна из сторон значительно превосходит другие по влиятельности и амбициям. Выявление закономерностей такого рода позволяет использовать полученое знание при объяснении и прогнозировании динамики социального взаимодействия в проблемной ситуации в любой зоне социокультурного пространства.
закл ючение Заключение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|