Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.




Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации

Определение проблемной ситуации

Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость проблемы.

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации: Определение границ проблемной ситуации. Стадии формирования отношения людей к проблемной ситуации. Типы реакций людей на проблемную ситуацию.

Предпосылки организации социального взаимодействия в проблемной ситуации: Расхождение между массовыми запросами и возможностями их удовлетворения. Неосвоенность культурных инноваций. Расхождение между необходимостью и нежеланием рационально согласовывать действия.

Пусковые механизмы определения и решения социально значимой проблемной ситуации

Социокультурная неопределенность в социальной системе: Понятие неопределенности применительно к социальной системе. Источники социокультурной неопределенности. Фоновый и пороговый уровни социокультурной неопределенности. Дифференциация неопределенности в пределах социальной системы. Признаки проблемообразующего уровня неопределенности в ситуации.

Тревожность в социальной системе: Понятие тревожности. Источники тревожности. Фоновый и пороговый уровни тревожности как побудитель активности. Дифференциация тревожности в ситуации. Признаки проблемообразующего уровня тревожности.

Напряженность в социальной системе: Определение понятия «напряженность». Источники напряженности в ситуации. Фоновый и пороговый уровни напряженности. Дифференциация напряженности в ситуации. Признаки проблемообразующего уровня напряженности

Глава 2. Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа

Теоретические ограничения концепции проблемной ситуации

Диагностика проблемной ситуации:

Состояние сообщества.

Возможности решения проблемы.

Результаты решения социально значимых проблем

Социокультурные образцы.

Культурные ценности.

Социальные нормы

Контрольные вопросы

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации

Глава 1. Консолидация и солидарность

Ситуация, благоприятная для консолидации

Участники групп солидарности

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Согласованность позиций участников

Силовое обеспечение консолидации

Ресурсное обеспечение консолидационного взаимодействия: Технологические ресурсы. Социально-организационные ресурсы. Ресурсы, зависящие от положения группы во внешней социокультурной среде. Личностные ресурсы. Коммуникативные возможности группы.

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации

Определение ситуации как требующей солидарности

Выбор стратегии согласованных действий

Установившееся состояние группы солидарности

Фаза угасания сотрудничества

Границы применимости парадигмы консолидации

Институциональные ограничения

Пространственные ограничения

Временные ограничения

Культурные ограничения

Контрольные вопросы

Глава 2. Конфликт и конфликтное взаимодействие

Ситуация, благоприятная для конфликта

Предпосылки и условия возникновения конфликтной ситуации

Факторы, влияющие на поддержание конфликтной ситуации

Участники конфликтного взаимодействия: Типичные роли в конфликтной ситуации. Типичные манеры конфликтного поведения.

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели

Противостояние позиций участников

Силовое обеспечение противостояния

Ресурсное обеспечение участников: Технологические ресурсы. Социально-организационные ресурсы. Личностные ресурсы. Соотношение конструктивного и деструктивного потенциала группы.

Коммуникативные возможности группы

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации

 

Определение ситуации как конфликтной

Выбор стратегии взаимодействия

Эскалация конфликта

Завершающая фаза конфликтного взаимодействия

Границы применения конфликтной парадигмы

Институциональные ограничения

Пространственные ограничения

Временные ограничения

Культурные ограничения

Контрольные вопросы

Глава 3. Переговоры и партнерство

Ситуации, благоприятные для переговоров

Предпосылки и условия, определяющие возможности переговоров

Участники переговоров

Стили переговорного взаимодействия

Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль)

Состязательная ориентация («жесткий» стиль)

Конструктивная ориентация («принципиальные переговоры»)

Принципы преодоления межличностных затруднений

Преодоление негативных реакций

Преодоление коммуникативных затруднений

Преодоление споров об ответственности

Внимание к личностным особенностям партнера

Уловки и реакции на них

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели

Структура переговорного взаимодействия: Поиск альтернативных вариантов решений. Убежденность в возможности взаимовыгодных решений. Совместное решение проблемы.

Силовое обеспечение переговоров: Определение собственных интересов и возможностей. Оценка силового потенциала партнера.

Ресурсное обеспечение участников переговоров.

Коммуникативный потенциал процесса переговоров: Правила говорения. Правила слушания. Правила достижения понимания.

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия

Определение ситуации как подходящей для использования парадигмы переговоров

Выбор стратегии переговоров: определение проблемы; определение реальных интересов; соглашение о правилах ведения переговоров; выяснение позиций; выбор стратегии.

Осуществление хода переговоров

Завершающая фаза переговоров

Границы применимости переговорной стратегии

Переговоры и напряженность: временные ограничения

Культурная компетентность: социально-пространственные ограничения

Признание общих и расходящихся интересов: институциональные ограничения

Переговоры и их имитация: культурно-семантические ограничения

Контрольные вопросы

Глава 4. Организация взаимодействия в проблемной ситуации

Факторы, определяющие выбор парадигмы

Толерантность в отношении проблемной ситуации

Доминирующая ориентация взаимодействия

Возможности эффективного использования парадигм

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации

Трансформация парадигмы консолидации: Предпосылки перехода от консолидации к конфликту. Условия перехода от консолидации к конфликту. Факторы, способствующие переходу от консолидации к конфликту. Предпосылки перехода от консолидации к переговорам. Условия перехода от консолидации к переговорам. Факторы. Способствующие переходу от консолидации к переговорам. Последствия трансформации парадигмы консолидации.

Трансформация парадигмы конфликта: Предпосылки перехода от конфликта к переговорам. Условия перехода от конфликта к переговорам. Факторы. Способствующие переходу от конфликта к переговорам. Последствия трансформации конфликтной парадигмы.

Трансформация парадигмы переговоров: Предпосылки перехода от переговоров к конфликту. Условия перехода от переговоров к конфликту. Факторы, способствующие переходу от переговоров к конфликту. Предпосылки перехода от переговоров к консолидации. Условия перехода от переговоров к консолидации. Факторы, способствующие переходу от переговоров к консолидации. Последствия трансформации парадигмы переговоров.

Целенаправленное использование переходов парадигм взаимодействия в проблемных ситуациях.

Контрольные вопросы.

Резюме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...