3.4.2 Физические компоненты речного транспорта
3. 4. 2 Физические компоненты речного транспорта Флот – главная активная часть технического вооружения речного транспорта. Он состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных судов и технических. Основное отличие речных судов от морских – меньшая осадка и габариты. Суда транспортного назначения в свою очередь делятся на самоходные, несамоходные (баржи) и буксиры (толкачи). Водный путь речного транспорта – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями. Внутренние водные пути характеризуются габаритами судового хода (глубиной, шириной и радиусом закруглений). При этом различают сверхмагистрали (h=1, 4 м), малые реки (h=2, 6 м), пути местного значения (h=1, 4 м), малые реки (h до 1 м). К искусственным путям относят шлюзованные каналы, обеспечивающие пропуски судов из нижнего бьефа в верхний и обратно. Основными терминалами речного транспорта являются порты и пристани (отличается от порта относительно кратковременной стоянкой судов для высадки пассажиров и ПРР). Технология и организация работы речного транспорта мало отличается от морского транспорта. 3. 4. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта
Совершенствование структуры флота должно быть направлено, прежде всего, на повышение грузоподъемности судов, их дальнейшей специализации и частичной универсализации. Медленные темпы списания флота сдерживают его омоложение, в связи с чем средний возраст российских речных судов приближается к 20 годам, а около половины всех транспортных судов разных видов (кроме сухогрузных барж) имеют возраст свыше 25 лет. Это же относится и к судам смешанного (река-море) плавания, причем по этому типу судов положение осложняется тем, что в соответствии с международными соглашениями ограничивается и даже запрещается заход в иностранные порты судов возрастом свыше 15 лет. В результате из-за недостатка судов смешанного плавания не перевозится значительное количество экспортных товаров либо фрахтуется за валюту иностранный тоннаж.
Нуждается в изменениях структура транспортного флота России. Существующий уровень специализации речных судов в России явно недостаточен. Общий спад экономики, сокращение промышленного производства, а особенно размеров строительства, привели к резкому снижению объема перевозок грузов речным транспортом, начиная с 1990 г. Уменьшение объема перевозок произошло по всей номенклатуре, за исключением экспортно-импортных перевозок. Этим негативным для речного транспорта тенденциям способствовал также более низкий уровень цен и тарифов на железнодорожном транспорте. Исходя из технико-экономических особенностей речного транспорта, наиболее целесообразными для него являются перевозки на средние и дальние расстояния. В связи с потерей в 1991 г. Россией большинства морских портов (на ее территории оставалось 7 из 18 крупных портов) и около половины морского торгового флота значительно возросла роль речного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок судами смешанного (река-море) плавания. Транспортировка судами " река-море" является более выгодной, чем обычные транспортные перевозки по внутренним водным путям вследствие большей протяженности маршрутов и возможности использования этих судов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морских незамерзающих участках. Программой возрождения речного флота России, предусмотрены следующие меры: · строительство судов смешанного (река-море) плавания с использованием иностранных кредитов в рамках совместных предприятий с иностранными фирмами;
· развитие и реконструкция судостроительных заводов для строительства на них судов смешанного (река-море) плавания; · модернизация действующего транспортного флота и его переоборудование на класс судов смешанного (река-море) плавания для расширения районов плавания и использования на внешнеторговых перевозках. Модернизация проводится на предприятиях речного транспорта за счет собственных источников и привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов. Рассматриваемая проблема формирования сети речных путей решается по следующим направлениям: · повышение пропускной способности шлюзов в районе высотных плотин (строительство вторых нитей судопропускных сооружений, в т. ч. судоподъемников); · дальнейшая механизация и автоматизация работ по поддержанию нормальных судоходных условий на реках; · совершенствование навигационного оборудования в направлении его информативности, надежности и экономичности в эксплуатации (использование фотоэлементов, лазерной техники, солнечных батарей, гидрогенераторов и т. д. ). · повышение скорости движения речных пассажирских судов. · продление навигации речного транспорта, решается совершенствованием ледокольных судов; · развитие портов идет в основном по пути совершенствования техники и технологии ПРР с примененим непрерывных конвейерных систем, роторных загрузчиков, штабелеров-укладчиков, бункерных установок и др. · обеспечение безопасности движения на речном транспорте достигается повышением уровня подготовки и ответственность работников, улучшением путевых условий, оснащением флота совершенными средствами оповещения, приборами ночного видения, улучшением работы диспетчерских служб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|