Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4.2 Физические компоненты речного транспорта




3. 4. 2 Физические компоненты речного транспорта

Флот – главная активная часть технического вооружения речного транспорта. Он состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных судов и технических. Основное отличие речных судов от морских – меньшая осадка и габариты. Суда транспортного назначения в свою очередь делятся на самоходные, несамоходные (баржи) и буксиры (толкачи).

Водный путь речного транспорта – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями. Внутренние водные пути характеризуются габаритами судового хода (глубиной, шириной и радиусом закруглений). При этом различают сверхмагистрали (h=1, 4 м), малые реки (h=2, 6 м), пути местного значения (h=1, 4 м), малые реки (h до 1 м).

К искусственным путям относят шлюзованные каналы, обеспечивающие пропуски судов из нижнего бьефа в верхний и обратно.

Основными терминалами речного транспорта являются порты и пристани (отличается от порта относительно кратковременной стоянкой судов для высадки пассажиров и ПРР).

Технология и организация работы речного транспорта мало отличается от морского транспорта.

3. 4. 3 Научно-технические проблемы развития речного транспорта

 

Совершенствование структуры флота должно быть направлено, прежде всего, на повышение грузоподъемности судов, их дальнейшей специализации и частичной универсализации.

Медленные темпы списания флота сдерживают его омоложе­ние, в связи с чем средний возраст российских речных судов приближается к 20 годам, а около половины всех транспортных судов разных видов (кроме сухогрузных барж) имеют возраст свыше 25 лет. Это же относится и к судам смешанного (река-море) плавания, причем по этому типу судов положение ослож­няется тем, что в соответствии с международными соглашениями ограничивается и даже запрещается заход в иностранные порты судов возрастом свыше 15 лет. В результате из-за недостатка су­дов смешанного плавания не перевозится значительное количе­ство экспортных товаров либо фрахтуется за валюту иностран­ный тоннаж.

Нуждается в изменениях структура транспортного флота Рос­сии. Существующий         уровень специализации речных судов в России явно недостаточен.

Общий спад экономики, сокращение промышленного произ­водства, а особенно размеров строительства, привели к резкому снижению объема перевозок грузов речным транспортом, начи­ная с 1990 г.

Уменьшение объема перевозок произошло по всей номенк­латуре, за исключением экспортно-импортных перевозок. Этим негативным для речного транспорта тенденциям способствовал также более низкий уровень цен и тарифов на железнодорож­ном транспорте.

Исходя из технико-экономических особенностей речного транспорта, наиболее целесообразными для него являются пере­возки на средние и дальние расстояния.

В связи с потерей в 1991 г. Россией большинства морских портов (на ее территории оставалось 7 из 18 крупных портов) и около половины морского торгового флота значительно возросла роль речного транспорта в обеспечении внешнеторговых перево­зок судами смешанного (река-море) плавания. Транспортировка судами " река-море" является более выгодной, чем обычные транспортные перевозки по внутренним водным путям вследст­вие большей протяженности маршрутов и возможности исполь­зования этих судов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морских незамерзающих участках.

Программой возрождения речного флота России, предусмотрены следующие меры:

· строительство судов смешанного (река-море) плавания с ис­пользованием иностранных кредитов в рамках совместных пред­приятий с иностранными фирмами;

· развитие и реконструкция судостроительных заводов для строительства на них судов сме­шанного (река-море) плавания;

· модернизация действующего транспортного флота и его переоборудование на класс судов сме­шанного (река-море) плавания для расширения районов плава­ния и использования на внешнеторговых перевозках.

Модерни­зация проводится на предприятиях речного транспорта за счет собственных источников и привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Рассматриваемая проблема формирования сети речных путей решается по следующим направлениям:

· повышение пропускной способности шлюзов в районе высотных плотин (строительство вторых нитей судопропускных сооружений, в т. ч. судоподъемников);

· дальнейшая механизация и автоматизация работ по поддержанию нормальных судоходных условий на реках;

· совершенствование навигационного оборудования в направлении его информативности, надежности и экономичности в эксплуатации (использование фотоэлементов, лазерной техники, солнечных батарей, гидрогенераторов и т. д. ).

· повышение скорости движения речных пассажирских судов.

· продление навигации речного транспорта, решается совершенствованием ледокольных судов;

· развитие портов идет в основном по пути совершенствования техники и технологии ПРР с примененим непрерывных конвейерных систем, роторных загрузчиков, штабелеров-укладчиков, бункерных установок и др.

· обеспечение безопасности движения на речном транспорте достигается повышением уровня подготовки и ответственность работников, улучшением путевых условий, оснащением флота совершенными средствами оповещения, приборами ночного видения, улучшением работы диспетчерских служб.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...