Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андросова Анна Васильевна,




Доцент кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ»,

Кандидат педагогических наук

Г. Белгород, Россия

Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.

Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них.

В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.

Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся.

В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено это тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона инвестиции дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.

Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.

Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику. Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются: неустойчивость экономической ситуации; несовершенство и противоречивость законодательной базы; неясность в определении прав собственности; отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала; нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам; невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.

Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены: экономической и социальной политикой, проводимой в регионе; величиной имеющегося производственного потенциала; природно-климатическими условиями; оснащенностью энергосырьевыми ресурсами; географическим местонахождением и геополитическим положением; состоянием окружающей среды; демографической ситуацией; привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Региональный характер многих российских ТНК можно объяснить несколькими ключевыми факторами. Среди них выделяются использование ПИИ для стимулирования компаниями сбыта своей продукции за рубежом, стремление российских олигархов с помощью зарубежных капиталовложений укрепить свою переговорную силу, а также относительная комфортность деловой среды в соседних странах, которая особенно важна вследствие недостаточного опыта российских ТНК по ведению зарубежного бизнеса и слабой господдержки таких инвесторов. На предварительных стадиях инвестиционных проектов российские ТНК нуждаются в информационном сопровождении и институциональной поддержке, прежде всего посредством двусторонних соглашений о защите инвестиций и исключении двойного налогообложения.

На этапе реализации инвестиционных проектов главным инструментом государственной поддержки должно стать страхование капиталовложений от некоммерческих рисков. Необходимо отметить, что на территории России иностранные инвестиции размещены неравномерно. Это объясняется тем, что инвесторов больше привлекают такие регионы, где развита торговая, информационная, транспортная инфраструктуры, и регионы, в которых сконцентрированы предприятия топливно-энергетического комплекса. Приведем данные наиболее привлекательных субъектов ЦФО для иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя в табл.1

Таблица 1

Объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя субъекта
Российской Федерации в 2013 году

  Всего в том числе прямые
Центральныйфедеральный округ 2868,6 364,5
Белгородская область 937,8 20,4
Владимирская область 387,1 89,2
Калужская область 1322,8 668,0
Липецкая область 916,6 92,8
Московская область 888,2 244,5
Смоленская область 394,6 5,2
Тульская область 752,5 433,5
Ярославская область 215,6 42,1
г. Москва 8075,4 854,7

Источник: [URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.02.2014)].

На сегодняшний день, наибольшее количество иностранных инвестиций, привлеченных в Россию, приходится на регионы с высоким потребительским спросом, такие как Москва, Калужская область, Белгородская область, Липецкая область, Московская область и др.

В РФ к регионам с высоким потребительским спросом относятся регионы с высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса, например, Томская, Самарская, Нижегородская, Тюменская области и Республика Татарстан.

В Белгородской области объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя в 2013 году составил 937,8 долларов США, в том числе прямых инвестиций – 20,4 долларов США, что является неплохим показателем. Так, в Центральном федеральном округе РФ по объему поступивших иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя в 2013 году Белгородская область занимает 3 место после г. Москвы (8075,4 долларов США) и Калужской области (1322,8 долларов США)[1].

Таким образом, инвесторы рассматривают Белгородскую область как перспективный, динамично развивающийся регион. Учитывая отсутствие в регионе количества крупных промышленных предприятий сопоставимого с другими регионами ЦФО и достаточно высокие показатели поступления инвестиций, можно говорить о высоком уровне потенциала и благоприятном инвестиционном климате в области, в том числе и в инновационной сфере.

По мнению губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, в регионе есть равный набор инструментов поддержки инвесторов, однако сами инвесторы по-разному относятся к ведению бизнеса в разных уголках области. Такое положение является следствием различной репутации муниципалитетов[2].

Вопрос привлечения инвестиций находится в фокусе внимания руководства страны. О том, что власти на местах должны прилагать все усилия для привлечения на свою территорию инвесторов в своем послании говорил Президент Российской Федерации. Между российскими регионами давно существует конкуренция за привлечение инвесторов в свои регионы.

Для чего регионам нужны инвестиции: это дополнительные рабочие места, поступление налогов в региональный бюджет, принесение не только деньги, но и навыки, и новые технологии.

Конкретные меры, обеспечивающие привлечение инвесторов в регионы:

– Власти субъекта РФ должны быть готовы к сотрудничеству, открыты, доброжелательно настроены к инвесторам, а их решения должны быть предсказуемы.

– Необходимо активно развивать инфраструктуру. Нужны новые дороги, готовность властей быстро подключить новые предприятия к газу, воде, электричеству.

– Принимаемые законы должны защищать инвесторов: частную и интеллектуальную собственность, стимулировать развитие отраслей.

Как говорят эксперты, деньги на крупные региональные проекты можно найти на финансовом рынке. Причем размещать свои ценные бумаги нужно не только на российских площадках, но и на других – США, Великобритания, Китая и т.д., то есть везде, где есть потенциальные инвесторы.

Чтобы инвесторы пришли в регион, властям субъекта Федерации необходимо сделать несколько конкретных шагов. В первую очередь – разработать стратегию развития региона на 10-15 лет и программу привлечения инвестиций, а потом подготовит детальный план действий. Но есть еще один главный момент, это имидж региона. По мнению ряда экспертов, особую роль играет еще один серьезный фактор, это формирование профессиональной команды.

По мнению региональных экспертов для качественного изменения ситуации с привлечения инвестиций в регион необходимо создавать в регионе специальную структуру, которая будем заниматься только поиском и привлечением инвесторов в ежедневном режиме. Как правило, в Белгородской области это делают лица, которые по определению занимаются одним делом, но при этом умудряются браться и за другие вопросы, в итоге результаты такого подхода не приносят ожидаемых результатов. Команды инвестиционно–инновационных проектов должны генерировать новый поток инвесторов, заниматься инвестиционным маркетингом и быть максимально освобожденным от бюрократических повинностей.

В команду должно входить 20-25 человек, которые отобраны на основе тестов и хорошо обучены. Пример можно привести: Ростовская область, Ульяновская, Нижний Новгород, Калуга. Ростовская команда из двадцати человек за шесть лет привлекла в регион более 7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, это серьезный показатель.

Также нужно обращать внимание на пересмотр системы документооборота, логистику прохождения заявок на техприсоединения, для чего в помощь к чиновникам следует подключить грамотных аналитиков от бизнеса. Также нужно обращать внимание на опыт соседних регионов и стран. А он говорит, что наиболее эффективной формой снижения затрат инвесторов является создания готовой промышленной площадки для запуска нового проекта: в этом случае и коррупционная составляющая исключается, и затраты на поддержку инфраструктуры ниже, так делятся на всех инвесторов.

Опыт лидирующих в привлечении иностранных инвестиций Калужской области свидетельствует: только после того, как область не побоялась вложить бюджетные ресурсы в подготовку для инвесторов промышленных площадок с полностью подключенной инфраструктурой, иностранные концерны поверили в намерении ее лидеров. То есть результат достижим исключительно при условии, что власти разделяют ответственность и риски вместе с бизнесом. Это не менее важный аргумент, чем налоговые льготы.

Как показывает практика, одной из главных проблем для инвестиций в РФ является неразвитая инфраструктура. Далее инвесторы смотрят на адекватность губернатора субъекта РФ и других чиновников.

Таким образом, залогом успеха в работе по привлечению иностранных инвестиций в регион могут быть: формирование единой проектной команды инвесторов и администрации области; искоренение долгих процедур, обеспечение полной административной поддержки; обеспечение свободы в выборе подрядчиков и партнеров; прозрачная законодательная система, устранение посредников, исключение практики скрытых и дополнительных расходов.

Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

– на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;

– формирования и реализации стратегии регионального развития;

– разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион.

– формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

– разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

– формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов: совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности; концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ; активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств; осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Анализ статистических данных по притоку иностранных инвестиций и рассмотрение международной практики повышения инновационного уровня посредством инвестирования позволяет сделать следующие выводы

В целом наблюдается положительная тенденция роста объемов иностранных инвестиций в российской экономике. При этом отмечается устойчивый рост прямых иностранных инвестиций, что свидетельствует о здоровом инвестиционном климате РФ и повышении ее привлекательности для зарубежных инвесторов.

Опыт развитых стран показал, что российская экономика нуждается в инновационных инвестициях, т.е. в капиталовложениях в новшества, в разработку и внедрение в производство качественно-новых продуктов интеллектуального труда. Эффективным инструментом привлечения инвестиций в инновации является создание свободных экономических зон. Важнейшую роль в успешном привлечении инвестиций играет правовое регулирование экономических отношении в сфере создания условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные потребительским спросом, высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий, наличием промышленных площадок с полностью подключенной инфраструктурой. Основными направлениями работы по улучшению инвестиционной привлекательности региона могут являться: адаптация региональной нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике, формирование единой проектной команды инвесторов и администрации области, устранение административных барьеров и коррупционных рисков.

 

Литература

1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158419 / (дата обращения: 02.05.2014).

2. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход [Текст]: научный доклад / Б.Н. Кузык. – М.: Институт экономических стратегий, 2009. –С. 4.

3. Объем иностранных инвестиций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru

4. О поступлении иностранных инвестиций в экономику Белгородской области в 2012-2013 годах [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belgorodinvest.ru

5. Объем иностранных инвестиций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru

6. ЭКСАР. ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»: Новые возможности для российского экспорта. –M., –2012

 

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...