Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смирных Татьяна Александровна,




Ст. преподаватель кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ»,

Кандидат экономических наук

Г.Белгород, Россия

 

В основе планирования и прогнозирования налоговых поступлений лежит определение налогового потенциала. В отечественной литературе налоговый потенциал чаще всего связывается с решением проблем объективной оценки уровня необходимой финансовой помощи регионам (межбюджетным регулированием). В настоящее время оценка налогового потенциала региона в рамках обозначенного направления производится на основе Методики распределения дотаций из Федерального фонда

Оценку налогового потенциала Белгородской области проведем, опираясь на характеристики показателя: реализованный налоговый потенциал и номинальный налоговый потенциал, используя в качестве базы сумму налогов, мобилизованных на территории Белгородской области в бюджетную систему Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Фактический и номинальный налоговый потенциал Белгородской области

В 2010-2012 гг., млн. рублей

№ п/п Показатель 2010 год 2011 год 2012 год
  ВРП, млн. рублей 398 361,4 511 663,0 564 600,0
  Доходы всего, млн. рублей 63 512,8 81 394,9 78 056,4
  Налоговые доходы, млн. рублей 38 560,0 53 998,0 51 800,0
  Взыскано принудительно налоговыми органами, млн. рублей 1 421,6 1 789,9 2 911,5
  НПфактический, % 79,4 90,18 99,13
  Задолженность по налогам во все уровни бюджетов, млн. рублей 2 366,9 3 758,5 3 301,0
  Доначислено по результатам проверок, тыс. рублей 1 125,3 1 150,0 1 223
  НПн, млн. руб.   42 052,2 58 906,5 56 324,0
  НПн, % 100,0 110,0 90,0

Из таблицы видно, что абсолютные показатели ВРП и доходов бюджета неуклонно растут. Однако рост налоговых доходов обеспечивает не только соблюдение платежной дисциплины. На величину налоговых поступлений влияет объем производства, инфляция, дебиторская задолженность, недоимки в бюджет и другие. Рост объемов производства обусловливает реальный рост ВРП и налоговых поступлений. Инфляционные же процессы увеличивают номинальный объем налогов и ВРП. Изменения и поправки в налоговом законодательстве также оказывают влияние на рост или падение налоговых поступлений в бюджет.

На основании данных таблицы сравним полученные значения налоговом потенциала с фактическими значениями (фактическим сбором налоговых поступлений и фактическим сбором налоговых обязательств) (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика налогового потенциала Белгородской области

 

На первый взгляд может показаться, что отклонение рассчитанного налогового потенциала от фактического налогового потенциала должно быть минимальным. Однако все выглядит иначе. Это связано с тем, что рассчитанный налоговый потенциал включает налоговые обязательства, которые учитывают помимо налоговых доходов еще и прирост задолженности, в том числе недоимки, то есть для расчета используется более точная информация.

Таким образом, проведенная оценка налогового потенциала Белгородской области на основе показателя валового регионального продукта свидетельствует о росте, как абсолютных показателей ВРП, так и налоговых доходов. Однако, несмотря на такую положительную динамику, задолженность по налогам во все уровни бюджетов остается достаточно существенной. Также наблюдаются значительные расхождения между рассчитанным и фактическим налоговым потенциалом региона. Наличие данного обстоятельства говорит о том, что налоговые доходы региона могут быть достаточно выше, чем мы имеем сейчас. Так, в 2012 году наблюдается снижение налоговых доходов в результате сокращения доходов по налогу на прибыль, в связи с тем, что одно из крупнейших предприятий области ОАО «Стойленский ГОК» в марте 2012 году вошел в консолидированную группу налогоплательщиков по холдингу НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат).

Динамика доходов консолидированного бюджета Белгородской области в 2012-2016 годах представлена на следующем рисунке.

 

 

 


.

 

Рис. 2. Динамика доходов консолидированного бюджета Белгородской области

в 2012-2016 годах.

 

На рисунке видно, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета с каждым годом растут, а вот безвозмездные поступления имеют тенденцию снижения, это говорит о том, что налоговый потенциал региона увеличивается и рост потенциала обусловлен ростом собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета. Снижение безвозмездных поступлений стоит рассматривать как положительную тенденцию и рост самостоятельности бюджета Белгородской области от внешних источников.

Анализ поступления налога на прибыль организаций представлен на следующем рисунке.

Как видно из рисунка поступления по налогу на прибыль организаций с каждым годом уменьшаются. В 2012 году бюджет области потерял из-за проблем в горно-металлургическом секторе порядка 4 млрд. рублей. В 2013 году правительство области рассчитывало на 10%-ный рост доходов бюджета, однако эти надежды не оправдались.

 

 

Рис. 3. Динамика поступлений налога на прибыль организаций

в 2011-2013 гг., тыс. рублей.

 

Благодаря тому, что потери казны отчасти компенсируются другими источниками дохода, в целом по году бюджет потерял в доходах около 2 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом и 6 млрд. рублей от предприятий горно-металлургического комплекса по сравнению с плановыми показателями 2013 года.

Трудности с налоговыми и неналоговыми поступлениями повлияли и на характер бюджета 2014 года.

В 2010 году прослеживается рост доходов в целом. Это, прежде всего связано с восстановлением экономики после кризиса 2008 года. В целом, налоговые доходы возросли только в 2010 году по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза. Из основных налоговых доходов областного бюджета наибольшими темпами увеличивались следующие виды доходов: налог на прибыль организаций – в 3 раза или на 12 294 960 тыс. рублей, налог на доходы физических лиц увеличился в 2009 году незначительно, на 348 024 тыс. руб. к предыдущему году. Налог на имущество организаций в 2010 так же увеличился на 706306 тыс. рублей. В 2011 году также наблюдается рост доходов бюджета по сравнению с прошлым 2010 годом. Так, налог на прибыль организаций вырос в 1,8 раза, единый сельскохозяйственный налог в 1,7 раза. Налоговые поступления за 2011 год в областной бюджет возросли на 46 % и составили 46 млрд. рублей.

Следует отметить, что в 2012 году прибыль хозяйствующих субъектов области составила 113 млрд. руб. и снизилась к предыдущему 2011 году на 20 млрд. руб., или 15%.

Снижение произошло по предприятиям горно-металлургического комплекса из-за падения цен на мировых рынках на железорудное сырьё и металл. Это обстоятельство сказалось на поступлении налогов в областной бюджет. Кроме того, из-за вхождения «Стойленского ГОКа» в консолидированную группу налогоплательщиков (Липецкая область) в областной бюджет недополучено свыше 3 млрд. руб. налога на прибыль. Таким образом, в целом потери бюджета от предприятий горно-металлургического комплекса составили 7,3 млрд. рублей от запланированных. В результате доходная часть областного бюджета за 2012 год выполнена лишь на 92,8% (при плане 44,5 млрд. факт 41,3 млрд. руб.). Смягчить потери призвана компенсация из федерального бюджета, составившая 1,2 миллиарда рублей. В 2013 году безвозмездные поступления составили 23 220,0 млн. рублей.

Важной проблемой формирования налогового потенциала государства и его регионов выделена проблема формирования налоговых доходов бюджетов различных уровней. Так, например в Белгородской области и других регионах Черноземья структура доходов консолидированного бюджета существенно различается: наиболее высокими налоговыми доходами отличаются бюджеты Чукотского АО, Московской области, Краснодарского края.

Лидерами по позитивной динамике доходов консолидированных бюджетов стали: Чукотский АО (+46.95%), г. Москва (+31.4%), Краснодарский край (+28.34%), Белгородская область (+28.16%), Ямало-Ненецкий АО (+28.13%). Темпы роста превысили 20% еще в 12 регионах.

В Белгородской области налоговые доходы в 2014 году запланированы в сумме 48,2 млрд. рублей, из них 4,5 млрд. – собственные доходы. Это говорит о том, что регион практически самостоятельно покрывает свои расходы. На рисунке 4 представлены основные источники доходов бюджета Белгородской области.

Рис. 4. Основные источники доходов бюджета Белгородской области

 

На рисунке видно, что основными источниками доходов по-прежнему остается налог на прибыль – доля поступлений за счет него составляет 29,5% от общих доходов (12,5 млрд. рублей), порядка 29% (12,3 млрд. рублей) занимает в структуре поступлений и налог на доходы физических лиц, 17,2% (7,3 млрд.) бюджета формируется за счет налога на имущество, 12,2% (5 млрд.) – за счет акцизов, на прочие налоговые и неналоговые платежи приходится 12%.

Безвозмездные поступления в структуре бюджета Белгородской области имеют тенденцию к снижению, регион является низкодотационным регионом и находится на 40-м месте в списке регионов по уровню дотационности (таблица 2).

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...