Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дотации на душу населения по регионам




Регион Дотации на душу населения, рублей К 2010 году, %
  Тамбовская область 17 969 125,7%
  Орловская область 15 377 120,9%
  Белгородская область 14 490 114,2%
  Брянская область 14 391 120,0%
  Курская область 11 448 113,1%
  Воронежская область 10 856 100,2%
  Липецкая область 7 485 107,2%

 

Как следует из таблицы, лидером среди регионов Черноземья является Тамбовская область, дотации на душу населения составляют 17 969 рублей, затем следует Орловская, Белгородская, Брянская. Курская, Воронежская область, наименьший объем дотаций на душу населения наблюдается в Липецкой области и составляет 7 485 рублей.

Таким образом, Белгородская область среди регионов Черноземья по количеству дотаций на душу населения находиться на третьем месте.

Анализируя данные доходной части консолидированных бюджетов, а также рейтинг регионов по дотационности можно отметить, что межбюджетные трансферты составляют всего 17–18% от общей суммы доходов консолидированных бюджетов. Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности не уменьшаются, даже если регион начинает зарабатывать больше. Хотя от регионов и губернаторов обычно можно слышать обратное. На федеральном уровне финансовые стимулы для привлечения инвестиций сейчас отсутствуют, а потому некоторым руководителям регионов легче обратиться за дотацией в Министерство финансов, чем заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвестиций. Из общей суммы трансфертов в 1,2 трлн. рублей только 20 млрд. направлялись на стимулирование инвестиционной привлекательности регионов. Чем активнее регион в привлечении инвестиций, тем меньше он получает от федерального бюджета. В итоге получается, что от привлечения инвестиций региональный бюджет даже может пострадать.

В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

В сложившихся условиях важнейшей задачей в области доходов на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов является сохранение и развитие налогового потенциала региона путем:

– дальнейшего развития стимулов к увеличению доходной базы как регионального бюджета, так и бюджетов муниципальных районов и городского округа г.Белгород, в том числе путем оказания государственной поддержки предприятиям малого бизнеса в виде предоставления дополнительных субсидий;

– осуществления анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

– создания благоприятных условий для деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства во всех отраслях;

– проведения работы с физическими лицами с целью регистрации объектов недвижимости в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– организации в рамках действующего законодательства работы по формированию и актуализации государственного кадастра недвижимости.

Важным направлением остается обеспечение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования. Для реализации данной задачи планируется принятие следующих мер:

– дальнейшая оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности исходя из принципа бюджетной отдачи;

– интенсивное вовлечение объектов государственной и муниципальной собственности в экономические отношения, в том числе путем передачи в казну имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Белгородской области и не используемого в уставных целях, для дальнейшей передачи его в аренду или продажи;

– обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества.

Особое внимание планируется уделить повышению качества налогового администрирования, включая эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налоговых и неналоговых доходов, проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.

Основной целью бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в муниципальных образованиях, формирование стимулов к повышению качества управления муниципальными финансами.

Условиями, обеспечивающими надлежащее качество финансового менеджмента, могут быть расширение бюджетных возможностей для муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия на муниципальные образования, в которых качество финансового управления не обеспечивает реализацию прав граждан на услуги и гарантии, предоставляемые органами местного самоуправления.

В этой связи интенсивное развитие должна получить система поощрений результативности деятельности и лучших практик органов местного самоуправления.

Стимулировать инвестиционную деятельность в регионах можно за счет двух инструментов — налогов и межбюджетных трансфертов. Первый инструмент, работает отлично, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, а также налоги, взимаемые с плательщиков, специальные налоговые режимы, объем только вот этих доходных источников составляет 91% в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ. Такое распределение доходов позволяет регионам получать дополнительные доходы за счет привлечения инвесторов и тем самым мотивирует их на развитие собственной экономики. А за счет изменения порядка оплаты налогов консолидированной группой налогоплательщиков распределение налога на прибыль теперь стало более равномерным.

 

Литература

1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. №27-пп. [Электронный ресурс]: http://www.belregion.ru/strat_ser/, свободный.

2. Социально-экономическое развитие Белгородской области [Текст]: [Электронный ресурс]: – Департамент экономического развития Белгородской области. Режим доступа: derbo.ru, свободный.

3. О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах[Текст]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 [Электронный ресурс]: – Информационно-правовой портал Гарант – Режим доступа: http://www.garant.ru.

 

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Тарасова Валентина Федоровна,

Доцент кафедры налогов и налогообложения НИУ «БелГУ»,

Кандидат экономических наук

Г. Белгород, Россия

 

В настоящее время для жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке большое значение имеет организация и реализация мер экономической безопасности. Концепция безопасности в любой отрасли экономики может строиться на двух известных определениях. Безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Налоговая безопасность является важной составляющей экономической безопасности. Вопросы налоговой безопасности исходят из того, что налогообложение в Российской Федерации сопряжено с высокими рисками.

Ведущие экономисты в области налогообложения определяют налоговый рисккак возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте [4].

Достижение налоговой безопасности связано не только с анализом налоговых рисков, но и с деятельностью по их уменьшению. Важно определить возможные налоговые риски для конкретного хозяйствующего субъекта и разработать мероприятия по их снижению. При этом следует учитывать соотношение затрат на защиту от налоговых рисков и затратами организации, которые она может понести в случае наступления налоговых рисков.

С точки зрения практики можно выделить несколько видов налоговых рисков, существенно отличающихся своей спецификой: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Последствия наступления налоговых рисков в большинстве случаев представляют финансовые потери для налогоплательщика. С целью выработки мер налоговой безопасности следует рассмотреть сущность налоговых рисков и их последствия.

Риски налогового контроля. Потери в связи с рисками налогового контроля возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за совершение правонарушений налогоплательщиками: налоговый кодекс и Кодексом об административных правонарушениях. Налоговый кодекс РФ в статьях 116 —135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения, размер которых устанавливается в процентном соотношении от налоговой недоимки или в фиксированном денежном выражении за то или иное нарушение налогового законодательства. Например, в статье 122 НК РФ определено:

– неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога;

– деяния, предусмотренные в настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

В статье 118 НК РФ определено, что нарушение налогоплательщиком установленного срока (7 дней) представление в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей [1].

Налогоплательщики в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны привлекаться к ответственности только при наличии вины в совершении налогового правонарушения. Однако Налоговым кодексом в качестве одной из двух форм вины налогоплательщиков предусмотрена неосторожность (лицо не осознавало противоправного характера своих действий, хотя должно было их осознавать), что в обыденной интерпретации может рассматриваться как аналог классической формулы «незнание закона не освобождает от ответственности». Исходя из этого, практически любые действия налогоплательщиков, даже и без прямого умысла на неуплату налогов, могут быть истолкованы налоговыми органами как виновные. Таким образом, квалификация причин действий или бездействий налогоплательщика, имеющих для него существенное значение (простая ошибка, недопонимание, противоречие законодательства или прямой умысел), приведших к неуплате налога, часто не влияет па размер налоговых санкций.

В случае выявления подобных действий налогоплательщика, он несет следующие финансовые потери: в сумме установленной налоговой недоимки, в размере штрафа за неуплату налогов (20% недоимки), пени за несвоевременную уплату налоговых платежей и в размере нескольких штрафов за нарушения, которые привели к образованию налоговой недоимки. Кроме того, достаточно часто недоимка может касаться нескольких налогов, имеющих сходную налоговую базу. Например, занижение налогоплательщиком объемов выручки может привести к недоимке не только по налогу на прибыль, но и по налогу на добавленную стоимость и в таких случаях финансовые потери налогоплательщика становятся еще больше. Экономически эти расходы неприятны своей незапланированностью (внезапностью), что может отрицательно сказаться на ликвидности и достаточности оборотных средств предприятия, а также тем, что суммы, израсходованные на налоговые штрафы, могут относиться только па прибыль предприятия, остающуюся после налогообложения (чистая прибыль) [5].

По данным Федеральной налоговой службы России задолженность по налогам и сборам по состоянию на 01.02. 2014 года составила 5541,1 млн. руб., в том числе недоимка 3362,4 млн. руб., урегулированная задолженность 2172,3 млн. руб. Несвоевременная уплата налогов и сборов влечет взыскание пеней с налогоплательщика, что увеличивает финансовые потери налоговых рисков [6].

Кодекс об административных правонарушениях определяет наказания за налоговые правонарушения в статьях 15.1—15.13. В основном эти наказания представляют собой фиксированные штрафы. Так, например, ст. 15.6 КоАП предусматривает следующую ответственность:

– непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей;

– нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, сроков представления сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей [2].

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают. К этим рискам также относятся риски аннулирования лицензий, разрешений и ликвидации организации по искам налоговым органов. Наиболее опасными для налогоплательщиков из этой группы рисков являются риски определения суммы налогов расчетным путем в случае непредставления документов и при отказе допустить должностных лиц налогового органа к обследованию помещений налогоплательщика (ст. 31 НК РФ). Однако на практике эта процедура встречается редко, так как достаточно сложно для налоговых органов обосновать правильность расчетов сумм налоговых платежей, которые должны основываться на аналогичности выбранных налоговым органом предприятий.

Риски усиления налогового бремени. Эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким, как новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся не только появление новых налогов и рост ставок уже существующих налогов, но и отмены налоговых льгот. Одной из сложных задач налогового планирования является, как учесть будущие налоговые изменения, влияющие на инвестиционные проекты, чтобы увеличить интегрированный показатель стоимости данных проектов. С точки зрения налоговых рисков наибольшую опасность представляют существенное увеличение ставок действующих налогов и введение новых налогов.

Усиление налогового бремени обычно не носит однородного характера для всех видов хозяйственной деятельности. Зачастую налоговые изменения имеют достаточно узкий характер. Нередко выдвигаются идеи налоговой поддержки отдельных секторов экономики, имеющих наиболее значительный ресурс экономического роста и экспорта, то есть приоритетных отраслей. Однако на практике системного предоставления налоговых льгот, которое бы дало явный положительный эффект, нет. Поэтому ряд изменений в налоговом законодательстве не дают ожидаемого результата [4].

Риски уголовного преследования. Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений в области налогообложения, предусмотренных ст. 198 – 199.2 Уголовного кодекса РФ. Уголовное преследование автоматически влечет возникновение расходов налогоплательщика, в том числе расходы на налоговых адвокатов, которые составляют обычно значительные суммы. В случае, если к руководителям организации будут в качестве меры пресечения применены домашний арест или заключение под стражу, возникнут дополнительные проблемы и расходы по выполнению их функций. Эти риски прямо касаются не только налогоплательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов, но и совершенно добросовестных предприятий-налогоплательщиков с большими финансовыми показателями.

Для руководителей крупнейших и крупных предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела достаточно велика.

Статьей 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» установлено, что уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере:

– наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

– то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей [3].

Серьезная налоговая проверка крупного предприятия (бригадой квалифицированных специалистов в течение месяца) за три года деятельности с очень высокой вероятностью приведет к выявлению налоговой недоимки, большей, чем 2 млн. руб. Это может быть вызвано очень простой причиной: ошибками персонала. Бухгалтерия крупных предприятий в несколько десятков человек и бухгалтеры многочисленных филиалов не могут работать абсолютно безошибочно с такой сложной системой учета и налогообложения.

С учетом возможности налоговой проверки за три года и при наличии нескольких филиалов, где часто работают менее квалифицированные специалисты, несколько ошибок филиалов в налоговом учете объемом 150 000—200 000 рублей каждая суммарно могут привести к недоимке, вызывающей возбуждение уголовного дела. Кроме этого, следует учитывать, что при работе филиалов могут возникнуть самые разнообразные проблемы. Например, бухгалтер филиала просто увольняется без передачи дел, не сдав квартальную отчетность. Найти же в регионе за две недели приличного бухгалтера весьма сложно. Другой вариант — бухгалтер филиала при приходе налоговых полицейских пишет заявление об увольнении и отказывается с ними беседовать.

Конечно, возбуждение уголовного дела еще отнюдь не означает доведение этого дела до суда и, тем более, присуждение уголовного наказания руководителю предприятия-налогоплательщика. Однако возбуждение уголовного налогового дела в отношении руководителя крупной компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе не вполне просчитываемые сразу риски, сроки решения проблем и затраты. Крупные предприятия в силу своих масштабов очень часто реализуют значительные проекты: займы, инвестиции, корпоративные сделки, продвижение новых продуктов. Любому такому проекту уголовное дело будет только мешать. Например, иностранные партнеры российских компаний крайне болезненно реагируют на информацию об уголовном преследовании руководителей. Таким образом, даже при положительном решении дела для налогоплательщика — при закрытии уголовного дела вследствие отсутствия факта правонарушения или вины — негативные последствия могут быть значительны.

Кроме вышерассмотренных видов рисков, существует ряд маловероятных специфических налоговых рисков, не вполне подающихся классификации, негативное воздействие которых, тем не менее, может быть достаточно большим. Например, в случае повышенного публичного внимания со стороны правоохранительных органов у предприятия-налогоплательщика может возникнуть много дополнительных проблем (отсрочка или отказ от подписания контрактов, прекращения предоплаты покупателями продукции и поставка сырья и материалов без предварительной оплаты) [4].

Налоговые риски возникают достаточно часто при проведении мероприятий по минимизации налоговых платежей, когда принимаются решения на грани соответствующих законодательству и уходу от налогообложения. Это вызвано в основном тем, что ряд бизнес – структур в течение длительного периода не решаются перейти полностью на легальную уплату налогов, а минимизировать свои личные риски, в том числе связанные с уголовным преследованием, им хочется. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо провести комплекс мероприятий. Следует помнить, что потенциальная возможность выявление значительных сумм неуплаченных в бюджет налогов, требует разработки мероприятий минимизация существенных рисков со стороны государственных ведомств. Под существенными рисками понимаются риски налогового и правового характера, которые могут привести к:

– уголовному преследованию руководителей;

– продолжительному и масштабному затруднению ведения бизнеса;

– большим финансовым потерям.

Дополнительно могут возникнуть риски со стороны контрагентов, инвесторов, потенциальных захватчиков, конкурентов.

Исходя из вышеизложенного, вытекает необходимость разработки мероприятий, которые снижают последствия налоговых рисков, то есть систему мер безопасности. Ведущие ученые – экономисты в области налогообложения рекомендуют включать в систему мер налоговой безопасности следующие мероприятия:

1. Передача риска ответственности (и возможный ущерб) третьим лицам;

2. Страховка ответственности аудиторов от случаев возможных убытков аудируемых организаций;

3. Профилактическая работа – предупреждение возникновения моментов вызывающих повышенный интерес налоговых органов – убытки в течение нескольких налоговых периодов, заработная плата работников ниже средней по региону или отрасли, неоднократное превышение сумм вычетов над суммой НДС от реализации и т.д.;

4. Разработка системы мер снижающих последствия налоговой проверки – передача ряда функций руководителя и главного бухгалтера организации другим лицам, так как возможно временное ограничение исполнения непосредственных обязанностей; распределение обязанностей и определение ответственности каждого сотрудника организации, которые могут работать с сотрудниками налоговых органов. Знание процедур проверки во многом часто может своевременно нейтрализовать претензии налоговых органов;

5. Грамотная и эффективная реакция на заключение по акту налоговой проверки. Следует знать порядок обжалования акта налоговой проверки и грамотно его использовать;

6. Готовность к возбуждению уголовного дела и разработка мероприятий по защите руководителей организации;

7. Разработка организационных мер, включая взаимодействие с официальными органами;

8. Разработка грамотной учетной политики в целях ведения бухгалтерского и налогового учета;

9. Изучение позиций налоговых органов по наиболее проблемным вопросам налогообложения;

10. Эффективная договорная работа.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Часть первая. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4. Тихонов, Д.Н.. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков [Текст]: // Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. – М.; Альпина Бизнес Букс, 2004. – 253 с.

5. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой.- М.: КНОРУС, 2012.-488 с.

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...