Ст. преподаватель кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ»,
Кандидат экономических наук Г. Белгород, Россия
В классическом виде аудиторский контроль представляет собой профессиональный независимый финансовый контроль бухгалтерской (финансовой) отчетности, финансовых обязательств и требований экономических субъектов, налоговых деклараций, платежно-расчетных документов, осуществляемый аудитором (группой аудиторов). Возник в Англии в начале XIX в. Потребность в создании системы независимого и профессионального финансового контроля в России возникла в условиях формирования рыночной экономики, с развитием предпринимательства, распространением частной собственности, становлением рынка капитала. Основная задача аудиторского контроля – получение объективной информации о финансовом состоянии субъекта, который проверяют на соответствие его хозяйственной деятельности действующему законодательству. В таком контроле заинтересованы как государство, так и предприниматели, он дает возможность сочетать их интересы без дополнительной нагрузки на бюджет. При этом аудит ни в коем случае не заменяет государственный финансовый контроль. С появлением внебюджетных социальных фондов появилась практика аудита расчетов с ними. Следует отметить, что в экономике любого государства внебюджетные социальные фонды являются важным звеном финансовой системы, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок образования и использования внебюджетных социальных фондов регламентируется финансовым правом. В состав государственных внебюджетных социальных фондов включаются [1]:
1) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); 2) государственные внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации (территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В организационном отношении государственные внебюджетные социальные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные организации. Государственные внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Через внебюджетные социальные фонды проходит существенная часть денежных ресурсов государства (примерно около половины средств федерального бюджета). В основе аудита расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами заложены методики проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии, где за основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом [2]. В свою очередь основной целью аудита выступает [3-4]: а) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. В частности, под достоверностью понимается форма обнаружения истины, обоснованная каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.
Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности; б) установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Проводя аналогию с основными целями аудита, при проведении аудита расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами можно выделить следующие необходимые позиции практики: – установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций. – подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. – В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налогов: – проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз; – правильность применения налоговых ставок и льгот; – анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды; – определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях; – проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов. Самый распространенный метод документальной проверки предприятия – выборочный аудит [5]. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Пред проведением аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.
Для успешного выполнения этих задач необходимо: 1) изучить систему внутреннего контроля проверяемой единицы; 2) ознакомится с мерами, принятыми для выполнения рекомендаций предыдущего аудитора; 3) составить план проверки, утвержденный директором аудиторской фирмы и директором проверяемого предприятия; 4) подготовить документацию необходимую для проведения аудита; 5) осуществить аудит; 6) составить квалифицированное аудиторское заключение, если результаты проверки предоставляют такую возможность. Таким образом, методологическая концепция по проведению аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, основанная на принципах проведения общего аудита, должна помочь аудиторам и аудиторским компаниям в организации проведения аудиторских проверок налоговых отчислений на предприятии.
Литература 1. Подъяблонская, Л.М. Финансы / Л.М. Подъяблонская/ Учебник для студентов вузов М.: – ЮНИТИ – ДАНА, 2011 2. Нигматуллина, Г.Р. Методика контроля расчетов страховых взносов [Текст] // Экономика и управление. – 2010. – № 6 3. Воронина, Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации: учебно-практическое пособие / Л.И. Воронина. – М.: Эксмо, 2007 4. Газарян, А.В., Соболева Г.В. Практика организации процесса аудита / А.В. Газарян, Г.В. Соболева – М.: Бухгалтерский учет, 2007 5. Нигматуллина, Г. Р. Процедуры контроля расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды [Текст] / Г. Р. Нигматуллина // Экономические науки. – 2010. – № 8.
ПРИМЕНЕНИЕ МСФО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Шок Ирина Ахмедовна,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|