Задержка психического развития у детей (ЗПР)
Задержка психического развития чаще всего относится к “пограничной” форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты: а) задержка психического развития конституционального генеза; б) задержка психического развития соматогенного генеза; в) задержка психического развития психогенного генеза; г) задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Нарушения зрения: а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением /острота зрения на лучше видящем глазу от 0, 01 до 0, 04/), б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0, 05 до 0, 2, а также в пределах 0, 30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); в) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0, 4). Нарушения слуха : а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); б) снижение слуха (слабослышащие дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ); в) потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты). Нарушения опорно-двигательного аппарата , имеющие причиной:
а) заболевания нервной системы: - детский церебральный паралич; - полиомиелит; б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: - врожденный вывих бедра; - кривошея; - косолапость и другие деформации стоп; - аномалии развития позвоночника (сколиоз); - недоразвитие и дефекты конечностей; - аномалии развития пальцев кисти; - артрогрипоз (врожденное уродство). в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; - полиартрит; - заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); - системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения речи : а) системные нарушения речи (алалия, афазия), б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия), в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание); д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). Эмоциональные расстройства : а) ранний детский аутизм; б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; г) фобическое тревожное расстройство детского возраста; д) смешанные расстройства поведения и эмоций. Тяжелые множественные нарушения (сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений - зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глухоты и т. д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабовидящие дети с остротой зрения до 0, 2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.
Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии. У всех детей с отклоняющимся развитием независимо от вида нарушений имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, которые связаны непосредственно с характером и выраженностью первичных нарушений и с особенностями вторичных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений и зависят от ранней коррекционной помощи и от ее направленности. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия. При этом нужно учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и, наоборот – при одном и том же первичном нарушении отсутствует полная картина вторичных отклонений, которые в целом типичны для того или иного вида дефицитарного развития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодолению. Например, при умственной отсталости, при которой интеллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (полевое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вместе с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблюдаться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмоциональными расстройствами.
К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяи, мышления); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Это приводит к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию становления личностных качеств ребенка и его Я - концепции. Перечисленные общие недостатки могут проявляться у дошкольников с различными видами нарушенийв неодинаковой степени и в разных комбинациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|