Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задержка психического развития у детей (ЗПР)




Задержка психического развития чаще всего относится к “пограничной” форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:

    а) задержка психического развития конституционального генеза;

    б) задержка психического развития соматогенного генеза;

    в) задержка психического развития психогенного генеза;

     г) задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

  Нарушения зрения:

а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением /острота зрения на лучше видящем глазу от 0, 01 до 0, 04/),

б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0, 05 до 0, 2, а также в пределах 0, 30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

в) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0, 4).

Нарушения слуха :

а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);

б) снижение слуха (слабослышащие дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ);

в) потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранивших  речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

Нарушения опорно-двигательного аппарата , имеющие причиной:

а) заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич;

- полиомиелит;

б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врожденное уродство).

в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного          

 аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Нарушения речи :

а) системные нарушения речи (алалия, афазия),

б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия),

в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия),

г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);

д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

Эмоциональные расстройства :

а) ранний детский аутизм;

б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

г) фобическое тревожное расстройство детского возраста;

д) смешанные расстройства поведения и эмоций.

 Тяжелые множественные нарушения (сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений - зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глухоты и т. д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабовидящие дети с остротой зрения до 0, 2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.

Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии. У всех детей с отклоняющимся развитием независимо от вида нарушений имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, которые связаны непосредственно с характером и выраженностью первичных нарушений и с особенностями вторичных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений и зависят от ранней коррекционной помощи и от ее направленности. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

При этом нужно учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и, наоборот – при одном и том же первичном нарушении отсутствует полная картина вторичных отклонений, которые в целом типичны для того или иного вида дефицитарного развития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодолению. Например, при умственной отсталости, при которой интеллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (полевое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вместе с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблюдаться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмоциональными расстройствами.

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяи, мышления); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Это приводит к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию становления личностных качеств ребенка и его Я - концепции. Перечисленные общие недостатки могут проявляться у дошкольников с различными вида­ми на­ру­ше­нийв не­одинаковой степени и в разных комбинациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...