Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валидность – точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.




Валидность – точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.

Применение разнообразных методов психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития детей направлено на выявление уровня познавательной деятельности.

В различных психологических работах используются практически как синонимы такие термины, как интеллектуальное, умственное и познавательное развитие. Отсюда, на наш взгляд, следует определить собственную позицию.

В Психологическом словаре (под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 1996) интеллект (от лат intellectus - познание, понимание, рассудок) понимается как «1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Понятие интеллект как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам»;

мышление понимается как «…психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека»;

познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. «Познавательный» значит относящийся к познанию, способствующий познанию, расширению знаний;

развитие – количественные и качественные изменения психики живых существ.

Таким образом, и мышление, и познание рассматриваются как процессы отражения, постижения действительности.

Отсюда умственное и познавательное развитие будут употребляться нами в качестве синонимов, обозначая количественные и качественные изменения процесса познания действительности, а познавательная деятельность как деятельность, направленная на познание окружающего.

1. 3.  Характеристика контингента детей с отклонениями или нарушениями в развитии.

Первичные нарушения в развитии (биологические нарушения, например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т. д. ) приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного образовательного пространства возникают вторичные нарушения в развитии, социальная недостаточность в той или иной степени, вследствие чего возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. - ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «вращивания в культуру», реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества.

Реализация права каждого ребенка на наследование культурного, социального опыта человечества осуществляется в сфере и средствами образования. Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляется в сфере и средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.

Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.

Специальное образование решает вопросы воспитания и обучения детей следующих категорий: дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); дети с отклонениями в познавательном развитии (дети с задержкой психического развития); дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом; дети с нарушением поведения и деятельности; дети с тяжелыми множественными нарушениями.

Нарушения интеллекта (умственная отсталость). Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое недоразвитие познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Для постановки правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех групп симптомов: дизонтогенетических синдромов (связанных с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС) той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции; синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ- 50-69), умеренная (IQ- 35-49), тяжелая (IQ-20-34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость.

До 1998г. по международной классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись следующие группы:

а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);

б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);

в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой умственной отсталостью).

(Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. -С-Пб, 1999).

В американской литературе понятие умственная отсталость с 30-х годов по настоящее время остается дискуссионным. На сегодняшний момент американская классификация рассматривает умственную отсталость как понятие, включающее в себя несколько компонентов: интеллектуальное функционирование, адаптивные навыки, период возникновения нарушения. Согласно данной классификации умственно отсталым признается ребенок, у которого отставание возникло с момента зачатия до 18 лет, с несформированными двумя и более адаптивными навыками, а также имеющим субнормальное (значительно ниже нормы) интеллектуальное функционирование. При этом основополагающим принципом диагностики является психометрический, где основным методом при определении уровня умственного развития является тестирование.

Критерием выделения уровня умственной отсталости является единица стандартного отклонения – (Q ) – статистический параметр стандартного удаления расстояния от среднего – (100) показателя (для теста Бине он равен 16, а для теста Векслера – 15). Таким образом, формы умственной отсталости следующие: легкая умственная отсталость (IQ- 50-69), умеренная (IQ- 35-49), тяжелая (IQ-20-34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость. [1]

Термин «адаптивные навыки» включает учет как слабых, так и сильных сторон личности в процессе адаптации, при этом выделяют следующие области адаптивных навыков: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные навыки, умение жить в микросреде, самонаправленность личности, здоровье и безопасность, функциональная успеваемость, проведение досуга, работа (Е. Н. Моргачева).

Таким образом, в определении умственной отсталости Американской ассоциации нашли свое место, как уровень познавательного развития, так и личностные особенности индивида.  

В отечественной науке в последнее время также появились работы, в центре внимания которых оказываются вопросы содержания понятий «умственная отсталость» (Е. Н. Моргачева), «социальная адаптация» (И. А. Коробейников). Авторы обращают особое внимание на необходимость смещения акцентов в разработке этой проблемы с клинического на психологический аспект. Отчасти этим объясняется появление и данного учебного пособия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...