Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательская деятельность учащихся в природе




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРИРОДЕ

 

Рецензенты:

Михайлов НА. - доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог России;

Андреева ЕВ. - кандидат географических наук, ст. науч. сотрудник РНИИ Куль­турного и природного наследия им. Д. С. Лихачева»;

Самохин Ю. С. - кандидат педагогических наук, доцент МГОПУ им. МА. '5 Шолохова

Озеров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 216 с, илл.

Настоящее методическое пособие составлено с целью представить система­тизированный материал по организации как разовых, так и комплексных эко­логических исследований, проводимых учащимися в походах, экспедициях, полевых лагерях. Рассматриваются вопросы методики обследования природ­ных объектов, указываются возможности использования полученных резуль­татов заинтересованными организациями.

Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям об­щеобразовательных школ, студентам, учащимся старших классов и всем лю­бителям экотуризма.

©Озеров А. Г., 2005 © ФЦДЮТиК, 2005

Озеров Александр Григорьевич Исследовательская деятельность учащихся в природе

Учебно-методическое издание

Зав. редакцией Зоркова ЕД. Технический редактор Лосева В А.

Подписано в печать 24. 12. 04. Гарнитура Петербург. Усл. п. л. 13, 5. Печать офсетная.

Издательство ФЦДЮТиК. 111033, Москва, Волочаевская, 38А. Лицензия ИД № 03440.

 

Содержание

Введение. 1

1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции. 3

2. Метеорологические наблюдения. 12

3. Изучение форм поверхности, рельефа местности. 20

4. Геоморфологические исследования водоемов. 27

5. Гидрологические исследования. 42

6. Геоботанические исследования. 54

7. Зоологические исследования. 60

8. Исследования почвы.. 70

9. Химико-экологические исследования. 78

10. Изучение природно-территориального комплекса. 90

11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов. 94

Заключение. 108

 

Введение

Вступая в третье тысячелетие, человечество все отчетливее осозна­ет ограниченность антропоцентрического мировоззрения, изъяны тех­ногенной цивилизации и предел запаса прочности биосферы. Сможет ли человечество опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного гармонировать с природной средой? Или его ждет череда экологических катастроф, вырождение и гибель? На эти вопросы пытаются найти ответы многие ученые, мыслители, политики нашего времени.

Развитие современной цивилизации идет по пути все большей экс­плуатации ресурсов Земли. Интенсивное развитие промышленности, урбанизация, экстенсивное развитие сельского хозяйства в целях удо­влетворения все возрастающих потребностей человека - все это приве­ло к истощению природных ресурсов, к катастрофическому загрязне­нию среды обитания человека и других живых организмов. Возникла проблема, никогда ранее не стоявшая перед человечеством, - противо­речие между его глобально-космическим могуществом и эгоистиче­ски-локальным мышлением. Вслед за Н. А. Бердяевым мы можем по­вторить: «Духовная культура задавлена, цели человеческой жизни по­меркли, человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет вре­мени задуматься над смыслом жизни».

Несовершенство существующих технологий добычи и переработки сырьевых ресурсов позволяет использовать на благо человека только 4% из добываемого минерального сырья, а остальные 96% в виде отхо­дов отравляют наши водоемы, воздух и землю. Существенными источ­никами загрязнения биосферы являются автотранспорт, продукты хи­мической промышленности, в том числе - минеральные удобрения, от­ходы металлургии, целлюлозно-бумажной, текстильной промышлен­ности и др. Отрицательное значение имеет все возрастающий «пере­грев» биосферы.

Все это, по мнению ученых-экологов, уже в двадцатые годы XXI ве­ка может привести к экологической катастрофе, грозящей всему жи­вому на земле. Поэтому в настоящее время огромные трудовые, эконо­мические, образовательные и моральные усилия направлены на недо­пущение дальнейшего загрязнение среды обитания.

Во взаимоотношениях человека и природы опосредованно выявля­ются связи человека и общества, человека и человека. «В системе чело­век - природа - человек отношение человека к природе носит и нравст­венный характер в полном смысле слова, поскольку в среднем звене этого отношения - природе - скрещиваются отношения людей и в сня­том виде выступают как отношения человека к человеку. Хищниче­ское отношение к природе - одновременно, в конечном счете, неразум­ное отношение к другому человеку, а в этическом плане можно гово­рить о таком поведении, как об аморальном, поскольку оно является общественным злом»1.

Проблема экологического воспитания и образования молодежи в современных условиях стоит на одном из первых мест. «Кардинально­го изменения в системе «человек-природа» достигнуть невозможно без нового подхода к воспитанию и образованию, так как причины эколо­гического кризиса следует искать в кризисе человеческой личности»2. Современной школе необходима новая образовательно-воспитатель­ная парадигма, рассматривающая высокую экологическую культуру личности как одно из основных ее качеств. Ряд проблем может быть решен непрерывным экологическим образованием, которое должно базироваться как на общем среднем, так и на дополнительном образо­вании. Конечная цель экологического воспитания и образования -формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равнове­сие или создаются возможности для его восстановления.

1          Александрова Р. И. Эволюционная этика: история, методология, принци­пы, идеологическая направленность. Автореф. дис. ... док. пед. наук: . - М,
1997. -С. 17

2          Мамедов Н. М., Суровегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения эколо­гии в контексте устойчивого развития: Вестник АсЭко. - 1995. - № 1-2, С. 3-10

Одним из важных путей формирования экологической культуры личности может быть туристско-краеведческая деятельность, осуще­ствляемая учреждениями дополнительного образования и общеобразо­вательной школой. Как показали исследования педагогов, туристско-краеведческая деятельность является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, она дает возможность приобрести навыки общения с природой, формирует ценные личные качества: коллективизм, взаимопомощь, смелость, находчивость, инициативность, настойчивость, решительность, аккуратность, ответ­ственность, готовность переносить стрессовые ситуации и многие дру­гие. Ее особенности дают возможность подростку постичь законы раз­вития природы и человека как биосоциального существа.

Огромное значение в экологическом образовании учащихся могут сыграть практикумы по полевой экологии и проведение экологиче­ских исследований различной направленности в походах, экспедици­ях, лагерях. Целесообразно систему экологической исследовательской деятельности учащихся внедрять в систему дополнительного образова­ния на базе объединений туристско-краеведческого и экологического профиля, а в системе школьного экологического образования - прово­дить экологические практикумы. При этом необходимо, чтобы эти два направления были объединены методически и оснащены однотипны­ми приборами для возможности использования результатов любых на­блюдений в системе учебно-исследовательской деятельности. Все это требует создания учебных экологических полигонов для обучения школьников и педагогов методам наблюдения и работы с приборами, а также для разработки новых методов и внедрения новых параметров наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Одним из видов экологических исследований являются мониторин­говые исследования, отличающиеся непрерывностью и длительностью наблюдений, строгой периодичностью (суточная, сезонная, годовая) и комплексностью наблюдаемых параметров. Оценка и прогноз состоя­ния окружающей природной и антропогенной среды базируются на сравнении экологических данных, полученных за все время наблюде­ний: одними и теми же методами и приборами на фоновых, т. е. на не нарушенных природных территориях, и на территориях, находящих­ся под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многолетние наблюдения за процессом школьных экологических исследований убе­дили автора в том, что использование принципов и методов професси­ональных экологических исследований, в том числе мониторинговых, для создания модели экологического практикума учащихся без адап­тации к школьному процессу невозможно в силу ряда причин.

1. Прерывистость школьного учебного цикла не позволяет сохра­нить принципы непрерывности наблюдений, а отсутствие их в летний, наиболее важный для мониторинга период делает наблюдения мало­ценными для целей экологического образования.

2. В окружении школ практически отсутствуют ненарушенные (фоновые) природные территории. Это не позволяет осуществлять одну из составных частей экологического мониторинга - оценку и прогноз результатов наблюдений. . В силу своих психолого-возрастных особенностей учащиеся не способны к монотонной и однообразной работе, связанной с проведени- ] ем мониторинговых наблюдений.

3. Отсутствие в экологическом мониторинге учащихся необходимых, но дорогостоящих и опасных приборов не позволяет использовать получаемые данные для целей профессионального мониторинга.

Однако без внедрения в школьное образование экологических исследований (в том числе и мониторинговых) невозможно сформиро­вать у учащихся экологические знания, экологическую культуру, осу­ществлять полноценное экологическое воспитание и, тем более, воспи­тать экологическую ответственность.

Поэтому для создания системы экологических исследований уча­щихся представляется целесообразным базироваться на туристско-краеведческих и экологических объединениях школ и учреждений до­полнительного образования, так как:

-          работа с обучающимися в таких объединениях проводится прак­тически в течение всего года с выездом в каникулярное время, как пра­вило, на фоновые территории;

-          разновозрастный состав участников туристско-краеведческого объединения и многолетнее его функционирование позволят прово­дить наблюдения длительно, с требуемой периодичностью за счет пере­дачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к но­вичкам;

-          распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постоянная ротация среди участников экспедиции дает возмож­ность снять вопрос монотонности наблюдений и осуществить необхо­димую их комплексность.

Кроме того, учащиеся, занимающиеся туризмом, имеют навыки выживания в естественной природной среде, не боятся покидать при­вычные городские условия и часто отправляются в районы, не затрону­тые хозяйственной деятельностью человека, где постигают естествен­ные закономерности ненарушенной природной среды и наилучшим об­разом осознают всю уникальность этих территорий. Также следует учитывать и то, что туристско-краеведческие группы учащихся, на­прямую связанные с возможностью осуществления положительных акций, направленных на сохранение природы, могут оказать неоцени­мую помощь в решении конкретных, локальных вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Опыт проведения учащимися экологических исследований на фо­новом участке получен нами в рамках ежегодно действующей Всерос­сийской туристско-экологической экспедиции Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения на озере Селигер в 1997-2004 годах. Отдельные методики экологических исследований внедрялись автором в педагогическую практику на протяжении 25 лет при проведении туристских походов и экспедиций по Подмосковью, Валдайской возвышенности, Крыму, Карпатам, Кавказу, Тянь-Шаню, Уралу, Хибинам, Сихоте-Алиню, Прибайкалью и другим районам СССР и России.

В современной туристской литературе существует обширный мате­риал, связанный с природоохранной деятельностью школьников, с проведением ими географических, гидрологических, биологических и других исследований, однако отсутствует систематизированный мате­риал по организации комплексных экологических исследований уча­щихся при проведении именно туристских походов, экспедиций и по­левых лагерей. С целью ликвидации этого пробела и составлено насто­ящее методическое пособие. В нем рассматриваются вопросы органи­зации и даются методики обследования природных объектов, указаны возможности использования полученных результатов заинтересован­ными организациями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...