Исследовательская деятельность учащихся в природе
Стр 1 из 46Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРИРОДЕ
Рецензенты: Михайлов НА. - доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог России; Андреева ЕВ. - кандидат географических наук, ст. науч. сотрудник РНИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева»; Самохин Ю. С. - кандидат педагогических наук, доцент МГОПУ им. МА. '5 Шолохова Озеров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 216 с, илл. Настоящее методическое пособие составлено с целью представить систематизированный материал по организации как разовых, так и комплексных экологических исследований, проводимых учащимися в походах, экспедициях, полевых лагерях. Рассматриваются вопросы методики обследования природных объектов, указываются возможности использования полученных результатов заинтересованными организациями. Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, студентам, учащимся старших классов и всем любителям экотуризма. ©Озеров А. Г., 2005 © ФЦДЮТиК, 2005 Озеров Александр Григорьевич Исследовательская деятельность учащихся в природе Учебно-методическое издание Зав. редакцией Зоркова ЕД. Технический редактор Лосева В А. Подписано в печать 24. 12. 04. Гарнитура Петербург. Усл. п. л. 13, 5. Печать офсетная. Издательство ФЦДЮТиК. 111033, Москва, Волочаевская, 38А. Лицензия ИД № 03440.
Содержание Введение. 1 1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции. 3
2. Метеорологические наблюдения. 12 3. Изучение форм поверхности, рельефа местности. 20 4. Геоморфологические исследования водоемов. 27 5. Гидрологические исследования. 42 6. Геоботанические исследования. 54 7. Зоологические исследования. 60 8. Исследования почвы.. 70 9. Химико-экологические исследования. 78 10. Изучение природно-территориального комплекса. 90 11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов. 94 Заключение. 108
Введение Вступая в третье тысячелетие, человечество все отчетливее осознает ограниченность антропоцентрического мировоззрения, изъяны техногенной цивилизации и предел запаса прочности биосферы. Сможет ли человечество опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного гармонировать с природной средой? Или его ждет череда экологических катастроф, вырождение и гибель? На эти вопросы пытаются найти ответы многие ученые, мыслители, политики нашего времени. Развитие современной цивилизации идет по пути все большей эксплуатации ресурсов Земли. Интенсивное развитие промышленности, урбанизация, экстенсивное развитие сельского хозяйства в целях удовлетворения все возрастающих потребностей человека - все это привело к истощению природных ресурсов, к катастрофическому загрязнению среды обитания человека и других живых организмов. Возникла проблема, никогда ранее не стоявшая перед человечеством, - противоречие между его глобально-космическим могуществом и эгоистически-локальным мышлением. Вслед за Н. А. Бердяевым мы можем повторить: «Духовная культура задавлена, цели человеческой жизни померкли, человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни». Несовершенство существующих технологий добычи и переработки сырьевых ресурсов позволяет использовать на благо человека только 4% из добываемого минерального сырья, а остальные 96% в виде отходов отравляют наши водоемы, воздух и землю. Существенными источниками загрязнения биосферы являются автотранспорт, продукты химической промышленности, в том числе - минеральные удобрения, отходы металлургии, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности и др. Отрицательное значение имеет все возрастающий «перегрев» биосферы.
Все это, по мнению ученых-экологов, уже в двадцатые годы XXI века может привести к экологической катастрофе, грозящей всему живому на земле. Поэтому в настоящее время огромные трудовые, экономические, образовательные и моральные усилия направлены на недопущение дальнейшего загрязнение среды обитания. Во взаимоотношениях человека и природы опосредованно выявляются связи человека и общества, человека и человека. «В системе человек - природа - человек отношение человека к природе носит и нравственный характер в полном смысле слова, поскольку в среднем звене этого отношения - природе - скрещиваются отношения людей и в снятом виде выступают как отношения человека к человеку. Хищническое отношение к природе - одновременно, в конечном счете, неразумное отношение к другому человеку, а в этическом плане можно говорить о таком поведении, как об аморальном, поскольку оно является общественным злом»1. Проблема экологического воспитания и образования молодежи в современных условиях стоит на одном из первых мест. «Кардинального изменения в системе «человек-природа» достигнуть невозможно без нового подхода к воспитанию и образованию, так как причины экологического кризиса следует искать в кризисе человеческой личности»2. Современной школе необходима новая образовательно-воспитательная парадигма, рассматривающая высокую экологическую культуру личности как одно из основных ее качеств. Ряд проблем может быть решен непрерывным экологическим образованием, которое должно базироваться как на общем среднем, так и на дополнительном образовании. Конечная цель экологического воспитания и образования -формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
1 Александрова Р. И. Эволюционная этика: история, методология, принципы, идеологическая направленность. Автореф. дис. ... док. пед. наук: . - М, 2 Мамедов Н. М., Суровегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте устойчивого развития: Вестник АсЭко. - 1995. - № 1-2, С. 3-10 Одним из важных путей формирования экологической культуры личности может быть туристско-краеведческая деятельность, осуществляемая учреждениями дополнительного образования и общеобразовательной школой. Как показали исследования педагогов, туристско-краеведческая деятельность является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, она дает возможность приобрести навыки общения с природой, формирует ценные личные качества: коллективизм, взаимопомощь, смелость, находчивость, инициативность, настойчивость, решительность, аккуратность, ответственность, готовность переносить стрессовые ситуации и многие другие. Ее особенности дают возможность подростку постичь законы развития природы и человека как биосоциального существа. Огромное значение в экологическом образовании учащихся могут сыграть практикумы по полевой экологии и проведение экологических исследований различной направленности в походах, экспедициях, лагерях. Целесообразно систему экологической исследовательской деятельности учащихся внедрять в систему дополнительного образования на базе объединений туристско-краеведческого и экологического профиля, а в системе школьного экологического образования - проводить экологические практикумы. При этом необходимо, чтобы эти два направления были объединены методически и оснащены однотипными приборами для возможности использования результатов любых наблюдений в системе учебно-исследовательской деятельности. Все это требует создания учебных экологических полигонов для обучения школьников и педагогов методам наблюдения и работы с приборами, а также для разработки новых методов и внедрения новых параметров наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Одним из видов экологических исследований являются мониторинговые исследования, отличающиеся непрерывностью и длительностью наблюдений, строгой периодичностью (суточная, сезонная, годовая) и комплексностью наблюдаемых параметров. Оценка и прогноз состояния окружающей природной и антропогенной среды базируются на сравнении экологических данных, полученных за все время наблюдений: одними и теми же методами и приборами на фоновых, т. е. на не нарушенных природных территориях, и на территориях, находящихся под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многолетние наблюдения за процессом школьных экологических исследований убедили автора в том, что использование принципов и методов профессиональных экологических исследований, в том числе мониторинговых, для создания модели экологического практикума учащихся без адаптации к школьному процессу невозможно в силу ряда причин. 1. Прерывистость школьного учебного цикла не позволяет сохранить принципы непрерывности наблюдений, а отсутствие их в летний, наиболее важный для мониторинга период делает наблюдения малоценными для целей экологического образования. 2. В окружении школ практически отсутствуют ненарушенные (фоновые) природные территории. Это не позволяет осуществлять одну из составных частей экологического мониторинга - оценку и прогноз результатов наблюдений. . В силу своих психолого-возрастных особенностей учащиеся не способны к монотонной и однообразной работе, связанной с проведени- ] ем мониторинговых наблюдений. 3. Отсутствие в экологическом мониторинге учащихся необходимых, но дорогостоящих и опасных приборов не позволяет использовать получаемые данные для целей профессионального мониторинга. Однако без внедрения в школьное образование экологических исследований (в том числе и мониторинговых) невозможно сформировать у учащихся экологические знания, экологическую культуру, осуществлять полноценное экологическое воспитание и, тем более, воспитать экологическую ответственность. Поэтому для создания системы экологических исследований учащихся представляется целесообразным базироваться на туристско-краеведческих и экологических объединениях школ и учреждений дополнительного образования, так как: - работа с обучающимися в таких объединениях проводится практически в течение всего года с выездом в каникулярное время, как правило, на фоновые территории; - разновозрастный состав участников туристско-краеведческого объединения и многолетнее его функционирование позволят проводить наблюдения длительно, с требуемой периодичностью за счет передачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам;
- распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постоянная ротация среди участников экспедиции дает возможность снять вопрос монотонности наблюдений и осуществить необходимую их комплексность. Кроме того, учащиеся, занимающиеся туризмом, имеют навыки выживания в естественной природной среде, не боятся покидать привычные городские условия и часто отправляются в районы, не затронутые хозяйственной деятельностью человека, где постигают естественные закономерности ненарушенной природной среды и наилучшим образом осознают всю уникальность этих территорий. Также следует учитывать и то, что туристско-краеведческие группы учащихся, напрямую связанные с возможностью осуществления положительных акций, направленных на сохранение природы, могут оказать неоценимую помощь в решении конкретных, локальных вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Опыт проведения учащимися экологических исследований на фоновом участке получен нами в рамках ежегодно действующей Всероссийской туристско-экологической экспедиции Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения на озере Селигер в 1997-2004 годах. Отдельные методики экологических исследований внедрялись автором в педагогическую практику на протяжении 25 лет при проведении туристских походов и экспедиций по Подмосковью, Валдайской возвышенности, Крыму, Карпатам, Кавказу, Тянь-Шаню, Уралу, Хибинам, Сихоте-Алиню, Прибайкалью и другим районам СССР и России. В современной туристской литературе существует обширный материал, связанный с природоохранной деятельностью школьников, с проведением ими географических, гидрологических, биологических и других исследований, однако отсутствует систематизированный материал по организации комплексных экологических исследований учащихся при проведении именно туристских походов, экспедиций и полевых лагерей. С целью ликвидации этого пробела и составлено настоящее методическое пособие. В нем рассматриваются вопросы организации и даются методики обследования природных объектов, указаны возможности использования полученных результатов заинтересованными организациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|