Глава 1. Историческое исследование как методологическая проблема
Современные историки гордятся своей объективностью, но этим они выдают, сколь мало осознаются ими собственные их предрассудки. О. Шпенглер § 1. Природа методологической деятельности
В философии познания утвердилось положение, что наука – это «система с рефлексией». Рефлексия не просто сопровождает научное исследование, она есть необходимое условие и обязательный компонент исследовательской деятельности»[87]. В настоящее время понятие рефлексии употребляется в двух значениях: как «процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения» и как «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок», «благодаря чему становится возможным присвоение познанного»[88]. Рациональный смысл рефлексии в научном познании связывается с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания[89]. В историческом познании рефлексия приобретает особое значение в рамках деятельностного подхода, различные варианты которого в отечественной философской традиции разрабатывались такими отечественными философами, как В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, В. С. Швырев, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин[90]. Сегодня деятельностный подход, по мнению В. А. Лекторского, нуждается в переосмыслении. Современная деятельностная теории, пишет он, по-видимому, должна включать ряд моментов, в частности, момент трансформации внешнего предмета или ситуации и момент коммуникации. Кроме того, надо исходить из того, что эта теория деятельности неотделима от соответствующих речевых актов, которые вплетены в реальные практические действия и сами в свою очередь рассматриваются как действия (коммуникация как действие, как создание, порождение)[91].
В настоящее время бессмысленны претензии на создание некоей «единой теории деятельности». Возможны попытки создания разных вариантов деятельностной теории[92], в том числе и для объяснения исторического познания. В основе одного из них может лежать представление об исторического познания как конструктивной творческой деятельности по воспроизводству исторической реальности в научном сознании, обусловленной социокультурным и эпистемологическим контекстами, методологической позицией субъекта познания, а также используемыми научно-исследовательскими средствами. В таком понимании исторического познания рефлексия в нем связана с преодолением представлений, отождествляющих содержание исторического знания с исторической реальностью. Синтезируя различные подходы к пониманию рефлексии, можно утверждать, что в историческом познании она направлена, с одной стороны, на осмысление историком своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой – на осмысление исследовательских действий самого историка, представляя собой как бы рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок историка в конкретном научном исследовании. Внутренняя рефлексия, будучи проявлением рационального характера познавательной деятельности, связана с выявлением условий постановки научной проблемы и ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбор методологических его оснований, поиском методов решения конкретных исследовательских задач. Как таковая, внутренняя рефлексия неотчуждаема от практической научной проблемной ситуации, в рамках которой она возникает. Внешняя рефлексия в историческом познании – это прежде всего работа с фактически осуществляемым познанием и существующим знанием. Она выступает условием и средством анализа познавательной деятельности в исторической науке. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряженным с образом специализированной концептуальной деятельности по изучению исторического познания с позиций определенного идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе.
Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности исторического исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития исторической науки. Иными словами, развитие исторической науки до поры до времени может и не предполагать рефлексию над самой рефлексией. Потребность во внешней рефлексии особенно возрастает в период кризисного состояния исторической науки или в ситуации обостренной конкуренции между научно-исследовательскими в ней парадигмами. Значение рефлексиив исторической науке обусловлено тем, что познавательная деятельность в ней, как правило, складывается на основе исторически возникших и уже проверенных традиций, требований, навыков, приемов и методов исследования. Вместе с тем она постоянно сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения исторической реальности, с разработкой более совершенных средств познания, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение вопроса, казалось, уже было найдено. Поэтому рефлексия в историческом познании представляет собой деятельность методологического характера, и поэтому познавательная деятельность в исторической науке претерпевает постоянные изменения, благодаря прежде всего инновационной направленности методологических в ней исследований. Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в исторической науке зависит от уровня развития в ней методологического сознания. Методологическое сознание в исторической науке составляет та сфера интеллектуальной деятельности и ее результатов, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства исторических научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание представляет собой идеальную конструкцию реальных исследовательских действий ученого и сформированную на ее основе систему представлений о когнитивной стратегии исторического познания, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату.
Методологическое сознание в исторической науке содержит множество рациональных связанных между собой разнородных компонентов, обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях. Можно выделить два генетических уровня методологического сознания. Первый – опытный уровень методологического сознания – составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны преимущественно средствами научной интуиции в процессе «живой» практики научных исторических исследований и осмысления их результатов, которые закрепляются в формах непосредственного методологического опыта ученого. Их концептуальная связанность невысока и базируется преимущественно на операциональных понятиях. Второй уровень методологического сознания охватывает множество теоретически содержательных элементов, которые были выработаны в ходе освоения результатов специальной профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в исторической науке. В методологическом сознании они закрепляются в мыслительных структурах, апперцептивных формах, концептуальных построениях и теоретических моделях, обобщающих опыт исторического познания в целом. Модусом методологического сознания является методологическое знание. Оно не является непосредственно знанием о предмете исторического исследования, но соотносится с этим предметом и воспроизводящим его историческим знанием через способы познавательной деятельности. Непосредственным предметом методологического знания являются практически выделенные и дискретно зафиксированные компоненты познавательной деятельности субъекта и логика ее развертывания. Методологическое знание носит дифференцированный характер, обусловленный основополагающими идеями, принципами и категориями, вокруг и с помощью которых оно систематизируется. В результате чего конструируются теоретические системы различного концептуального содержания, оказывающие существенное влияние на формирование стилей научного мышления в исторической науке.
В реальной исследовательской практике методологическое сознание историка включает в себя элементы, сформировавшиеся на основе, во-первых, личного познавательного опыта ученого; во-вторых, усвоенного им группового опыта, который был приобретен в результате познавательной деятельности научного сообщества, к которому принадлежит историк, и нашел выражение в интеллектуальной атмосфере, в которой действует ученый, в господствующем стиле мышления; в-третьих, накопленного исторического опыта познания, закрепленного в парадигмах научной деятельности, апробированных научной практикой и развернутых подчас в целые модели исторического исследования. В процессе исторического познания методологическое сознание вовлекается в непосредственно исследовательскую деятельность, ориентируя и организуя ее. При этом методологическое сознание выполняет проективную функцию, предвосхищая предстоящие познавательные действия исследователя и развертывая систему когнитивных операций, направленных на взаимодействие с предметом исследования и результирующихся в научном историческом знании. Если методологическое знание представляет собой конструкт познавательной деятельности, то функция методологического сознания, включающего этот конструкт, состоит в создании и реализации своеобразной аксиологии исследовательского процесса, с помощью которой достигается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия этих действий принятым в определенном научном сообществе методологическим схемам и признанным стандартам научной деятельности, а также аутентичности познавательных средств, их целесообразности и оправданности. Методологические знания являются результатом научного методологического исследования. Его проблематика и направленность во многом зависят от понимания природы методологической деятельности в исторической науке, т. е. тех принципиальных оснований, которые позволяют выделить ее в качестве специфического направления научного поиска. Эти основания, придающие целенаправленный характер методологической деятельности в исторической науке, находятся не в самой деятельности, а в сфере представлений о ее предмете. При этом надо отметить, что понимание природы методологической деятельности в исторической науке в значительной степени затруднено тем обстоятельством, что в философской и научной литературе существуют различные толкования самого понятия «методология» и, соответственно, различные представления о том, что такое «методология истории».
В отечественной и зарубежной литературе понятие методологии часто используют в качестве синонима для обозначения, в одних случаях, совокупности приемов, методов и иных познавательных средств, применяемых в науке, а в других – специального учения о принципах, способах, методах и средствах научного познания[93]. Кроме того, в научной литературе часто используется понятие «методология науки». При этом одни исследователи придают ей статус «самостоятельной дисциплины», другие считают ее всего лишь вспомогательным «направлением исследования» в рамках отдельных научных дисциплин. При этом отмечается, что методология науки тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика, а также логика (формальная), которая главное внимание уделяет прояснению структуры готового, «ставшего» знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Начиная с Нового времени методологические идеи стали разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и развивающихся частных наук, в том числе и в исторической. Однако вопросы методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны рассматриваться в широком социокультурном контексте[94]. Поэтому в современной методологии науки все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, обусловленной культурно-исторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий[95]. Понятие «методология истории» также употребляется в различных смыслах. В отечественной философии и исторической науке вопрос о том, что такое «методология истории», актуализировался в 70-х гг. прошлого века, когда стало ясно, что историческая наука, превратившись в «служанку» исторического материализма, не выходит на необходимый уровень теоретических обобщений, а сам методологический потенциал материалистического понимания истории стал угасать. В условиях господства марксистской идеологии и тесно связанной с ней монистической интерпретации истории все усилия методологов были направлены на то, чтобы придать марксистской методологии новый импульс. Однако в целом повышенный интерес в советской исторической науке к методологическим вопросам в 70–80-х гг. ХХ в. был симптомом кризиса марксистской историографии. Но именно в эти годы выходит целый ряд монографий, посвященных методологическим вопросам исторической науки[96], организуются методологические дискуссии, в академических учреждениях создаются методологические сектора, а в учебных заведениях – методологические семинары. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в исторической науке тех лет смешивались представления о методологии истории как системе теоретических знаний и методологии как научной дисциплины, в рамках которой протекает специфическая научная деятельность. Вместе с тем в ходе методологических дискуссий пришло осознание того, что разграничивать эти понятия необходимо, поскольку знания методологического характера существуют с момента зарождения исторической мысли, а «методология истории» как специальная научная дисциплина стала оформляться лишь в конце XIX – начале ХХ в. в связи с распространением в исторической науке идей неокантианской философии истории. В этой философии произошел отказ от интерпретации исторического процесса и на первый план выдвинулась гносеологическая и методологическая проблематика, связанная с анализом процесса и результатов исторического познания[97]. В научной литературе последней четверти ХХ в. существовало несколько представлений о том, что такое «методология истории». Одни исследователи считали, что методология истории – это система определенных мировоззренческих, теоретических положений (законов, понятий, выводов), используемых ученым в качестве познавательных принципов, идей в научно-исследовательской работе[98]. Другие рассматривали методологию истории как теорию исторического познания. Третьи полагали, что методология исторической науки – это не только теория исторического познания, но и совокупность исследовательских методов. Некоторые исследователи представляли методологию истории как науку о методах исторического исследования, а также теорию практики их использования в исторических исследованиях[99]. В работах Б. Г. Могильницкого получила аргументацию идея выделения методологии истории в специальную научную дисциплину[100]. Таким образом, в 70–80-х гг. ХХ в. постепенно стало складываться представление о том, что о «методологии истории» можно говорить в двух смыслах. Во-первых, под «методологией» подразумевается «теория исторического познания, которая «разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности исторического процесса и реконструкции его во всей конкретности и целостности»[101]. Во-вторых, этим термином обозначается специальная научная дисциплина. В частности, А. И. Ракитов предлагает различать методологию в широком и узком смысле слова. В широком смысле под методологией он понимал совокупность общих установок и философских принципов, определяющих конечные цели деятельности. Под методологией в узком смысле слова, т. е. собственно методологией истории, – более специальную дисциплину, задача которой состоит в теоретическом исследовании, анализе, реконструкции и обосновании методов соответствующей деятельности[102]. В настоящее время ситуация в исторической науке, связанная с прояснением в методологическом сознании понятия «методология истории», осталась на уровне 80-х гг. ХХ в. В одних случаях методологией называют совокупность философских принципов и конкретных установок, представляющих собой систему теоретических знаний, которые определяют и нормируют направление, цели и конечные результаты исторического исследования. В других – этим термином обозначают научную дисциплину, представляющую собой специфическое направление исследовательской деятельности в исторической науке. При этом следует подчеркнуть, что многие проблемы относительно содержания понятия «методология истории» порождены как раз отсутствием четкого различия указанных двух случаев его употребления. Поэтому часто смешиваются представления о структуре методологии как системе теоретических знаний, определяющих процесс исторического исследования, и предмете методологии как научной дисциплины. На наш взгляд, понятие методологии истории не целесообразно сводить к «теории исторического познания», т. е. исторической эпистемологии[103]. Методологию истории не следует также отождествлять с методологией исторического исследования как системой познавательных установок, определяющих направление исследовательской деятельности, ее предмет, когнитивную стратегию, цели, задачи, структуру, а также принципы и методы получения нового исторического знания. В этом плане понятие методологии исторического исследования по содержанию близко таким понятиям, как «методологическое сознание» и «парадигма исторического исследования». Причем речь идет о методологическом сознании не как определенной сфере интеллектуальной деятельности, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства исторических научных знаний и его оптимальной организации, а методологическом сознании как результате этой деятельности, выполняющем в историческом исследовании проективную функцию. Таким результатом выступает методологическое знание, причем знание не в виде эмпирического описания различного процедур и приемов получения исторического знания, что является методикой исторического исследования, а в теоретической форме, обобщающей и объясняющей эту методику из оснований, лежащих за ее пределами. В связи с этим необходимо уточнить возможности употребления понятия «теоретическое знание» в историческом исследовании. В научной литературе часто употребляют понятия «теоретические знания» и «методологические знания». Причем под первыми понимают прежде всего знания предметного характера, а под вторыми – гносеологического. Подобное представление сужает содержание понятия «теория» в историческом познании, а также возможности его употребления. Теория – это знание, которое раскрывает сущность исторического явления, типизирует и объясняет его с точки зрения причинной взаимообусловленности или взаимосвязей с другими явлениями. Причем таким явлением может выступать как историческая реальность, фиксируемая в предмете исторического исследования, так и процесс ее непосредственного познания. Поэтому в историческом познании теоретические знания могут возникать не только в результате изучения его предмета, но и самого процесса исторического исследования. Следовательно, теоретические знания в исторической науке по содержанию бывают двух видов – онтологическими и гносеологическими. Первые можно назвать предметными теоретическими, вторые – методологическими теоретическими знаниями. Поэтому в научном дискурсе корректнее будет использовать понятия не теоретических и методологических знаний, а предметных и методологических, эмпирических и теоретических знаний. Теоретические знания превращаются в методологические только в том случае, если они интериоризированы методологическим сознанием исследователя и становятся проективной основой исторического исследования. В этом случае знания теоретического характера выполняют функцию когнитивных «фильтров», опосредствующих взаимодействие субъекта и предмета исторического исследования. Как отмечают исследователи, это – так называемое «предпосылочное»[104], или «внеисточниковое знание»[105]. Такого рода «фильтры» иногда называют паттернами, которые представляют собой синкретическое единство конструктивного и концептуального. Это – «образы», с одной стороны, предмета исторического исследования, а с другой – самого процесса исследования[106]. Понятие методологии исторического исследования является близким к понятию парадигмы исторического исследования. Это объясняется тем, что в современной методологии науки понятие парадигмы используется для обозначения системы предписаний и правил познавательной деятельности, или моделей научного исследования. «Под парадигмами, – писал Т. Кун, – я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»[107]. Парадигмы исторического исследования, которых придерживаются в научной деятельности те или иные научные сообщества историков, задают способ видения предметной области исторического исследования, определяют выбор его методологических ориентиров и формулируют основные правила познавательной деятельности в историческом исследовании. Однако близость этих понятий не означает их тождественности. В их структуре есть общее – методологическое знание. Однако в «парадигме исторического исследования» это знание постулируется и нормативизируется. В «методологии исторического исследования» это знание приобретает функцию методологической установки, благодаря методологическому сознанию исследователя, в котором методологическое знание выбирается, анализируется, синтезируется и концептуализируется, т. е. перерабатывается и усваивается (интериоризируется), а затем реализуется (экстериоризируется). Методология исторического исследования имеет многоуровневую структуру. В научной литературе существует представление о том, что первый ее уровень представляют знания философского характера. На этом уровне методологическую функцию выполняет эпистемология как теория познания. Второй уровень – это научные концепции и формальные методологические теории, в состав которых входят теоретические знания о сущности, структуре, принципах, правилах и методах научного исследования вообще. Третий уровень представлен теоретическими знаниями, которые отличаются прежде всего своей предметной привязанностью и отнесенностью методологических рекомендаций только к определенному классу исследовательских задач и познавательных ситуаций, специфических для данной области знаний. На наш взгляд, такое выделение уровней методологии исторического исследования слишком расширено, и поэтому оно элиминирует специфику той системы теоретического знания, которое непосредственно выполняет методологическую функцию в конкретном историческом исследовании. Специфицируя понимание методологии научного познания применительно к историческому исследованию, в структуре методологии конкретно-исторического исследования можно выделить следующие уровни: 1. Модель исторического исследования как система нормативного знания, определяющего предметную область исторического познания, его когнитивную стратегию, основные познавательные средства и роль ученого в получении нового исторического знания. 2. Парадигма исторического исследования как образец и стандарт постановки и решения определенного класса исследовательских задач, принятая в научном сообществе, к которому принадлежит исследователь. 3. Исторические теории, имеющие отношение к предметной области конкретно-исторического исследования, формирующие его научный тезаурус, модель предмета и используемые в качестве объяснительных конструктов или понимающих концептов. 4. Методы исторического исследования как способы решения отдельных научно-исследовательских задач. Понятием «методология истории» будем называть специальную научную дисциплину, сформировавшуюся в рамках исторической науки с целью теоретического обеспечения эффективности проводимых в ней исторических исследований. Историческая наука в этом плане представляет собой систему различных научных отраслей и дисциплин: 1) отрасли, изучающие непосредственно историческую реальность (история России, экономическая история, история первой мировой войны и т. д. ); 2) историография – научная дисциплина, предметом которой является история исторической науки; 3) источниковедение, изучающее возможности и способы использования исторических источников в исторических исследованиях; 4) методология истории, предмет которой – процесс исторического исследования. Собственно методологическая деятельность в исторической науке как внешняя рефлексия осуществляется в рамках методологии истории как научной дисциплины. Поэтому понимание природы методологической деятельности зависит от представлений о предмете этой научной дисциплины. В конце XIX – начале ХХ в. в исторической науке доминировало представление о том, что предметом методологии истории как научной дисциплины являются методы исторического исследования[108]. В 70–90-х гг. ХХ столетия одни исследователи считали, что предметом методологии истории являются «закономерности процесса исторического познания»[109]. Другие подчеркивали, что методология истории «изучает природу, принципы и методы исторического познания»[110]. Третьи исследователи полагали, что предметом методологии истории являются проблемы специфики взаимодействия субъекта и объекта в исторической науке, социальная природа исторических источников и их гносеологические функции, специфика исторических фактов, уровни исторического познания, пути формирования исторических теорий[111]. Некоторые ученые в предметную область методологии истории включали не только гносеологические вопросы, связанные теорией познания в исторической науке, но и онтологические, такие как закономерности исторического процесса, история и современность[112], смысл истории, роль народных масс в истории, а также такие специальные вопросы, как источниковая база исторической науки и классификация исторических источников[113]. В настоящее время некоторые исследователи считают, что из предметной области методологии как научной дисциплины надо убрать все, что относится к историософской проблематике, т. е. связанное с теорией исторического процесса. В частности, Н. А. Мининков пишет, что «методология истории в узком и конкретном смысле может быть представлена в качестве научной дисциплины, обеспечивающей организацию исследовательского процесса с целью получения нового и максимально достоверного знания. Такой взгляд на методологию истории требует придания ей определенной структуры, включающей в себя обоснование основных этапов и научных принципов исследовательской работы, классификации и объяснения порядка применения ее методов, выделения и уяснения сущности категорий, с которыми имеет дело исследователь»[114]. Методологическая деятельность в исторической науке осуществляется в сфере методологического сознания в рефлексивной форме. В плане внутренней рефлексии методологическая деятельность индивидуализирована и конкретизирована. Она связана с поиском наиболее аутентичных и эффективных когнитивных способов постановки научной проблемы, определения цели конкретного исторического исследования, класса исследовательских задач и перспективных путей их решения, направленных на получение нового научного знания. В этом плане индивидуальная методологическая деятельность носит конструктивный и проективный характер, с помощью которой достигается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия выработанным паттернам. В этом смысле каждый исследователь – сам себе методолог. В плане внешней рефлексии методологическая деятельность носит идеализированный нормативный характер, абстрагированный от конструктивной и проективной конкретики. Методологическая деятельность в этом смысле является «рефлексией над рефлексией», т. е. когнитивная активность методолога направлена на изучение процесса исторического исследования. Такая методологическая деятельность носит профессиональный характер, независимый от задач конкретных исторических исследований. Таким образом, методологическая деятельность в исторической науке имеет две основные ориентации: 1) критико-аналитическую и 2) проектно-конструктивную. Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как исследователь познавательной деятельности в исторической науке. При этом он должен осуществить рефлексию особого рода – критическую и исследовательскую. Реализуя проектно-конструктивную ориентацию, методолог помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет. Важным результатом критической деятельности методолога является «распредмечивание» понятий и других дисциплинарных представлений. В рамках проектно-конструктивной ориентации осуществляется обратная процедура – «опредмечивание», т. е. построение новых понятий и идеальных объектов. Так как методолог ориентирован на построение нового предмета, он аргументирует необходимость построения новых понятий, выявляет нужные для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию действий, иногда создает первые фрагменты нового предмета. Это означает, что методологическая работа реализует себя, с одной стороны, как особого рода исследование, с другой – как род интеллектуального проектирования[115]. Как всякая деятельность, методологическая деятельность может быть описана в рамках следующей модели: «среда – предмет – цель – средства – процесс – результат». Средой методологической деятельности является методологическое сознание определенного научного сообщества. Предметом этой деятельности, т. е. тем, на что направлена активность методолога, выступает историческое исследование. Цель методологической деятельности состоит в создании теории исторического исследования, ее средствами являются, во-первых, эмпирические данные, описывающие конкретные случаи исторического исследования и его методики, во-вторых, теоретические конструкты, объясняющие, обобщающие, типизирующие эти «случаи» и стандартизирующие различные методики, в-третьих, различного рода концепты, необходимые для понимания и интерпретации конкретики исторических исследований. Процесс методологической деятельности определяется общей логикой научного исследования, в котором исходной точкой выступает постановка проблемы, а его динамикой является решение проблемы. Результат методологической деятельности – это новые конструкты и концепты исторического исследования, носящие объяснительный, понимающий и, в силу этого, нормативно-предписывающий и стандартизированно-универсальный характер. Таким образом, природа методологической деятельности в исторической науке обусловлена ее предметом. Несколько упрощая, можно сказать, что если историк познает историческую реальность, то методолог изучает ученого за работой, выясняя, что делает последний, реконструируя прошлое, и это изучение носит критически рефлексивный характер. Значение методологической деятельности в исторической науке обусловлено тем, что историческое исследование, как правило, складывается на основе исторически возникших и уже проверенных традиций, требований, способов, приемов и методов. Вместе с тем оно постоянно сопряжено с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения исторической реальности, разработкой более совершенных средств исторического познания, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение проблемы, казалось, уже было найдено. Поэтому познавательная деятельность в исторической науке претерпевает постоянные изменения. Игнорировать их в исследовательской практике невозможно, напротив, необходимо располагать данными, характеризующими деятельность ученых, ее способность к изменениям под воздействием тех или иных элементов процесса исторического исследования или эпистемологического контекста в целом. Эти данные образуют эмпирическую основу для разработки методологических конструктов и концептов исторического исследования. Следовательно, предметом методологии истории как научной дисциплины является само историческое исследование. Его можно изучать в различных аспектах: психологическом, науковедческом, методологическом. Психологический предполагает анализ различных творческих установок в выявлении роли интуиции, личностных характеристик ученого и т. д. Науковедческий, или историографический, аспект – это изучение истории исторических исследований, способов его социальной детерминации. Методологический аспект связан с познанием внутренней структуры исторического исследования, когнитивных его предпосылок, специфики познавательного отношения субъекта исторического исследования к его предмету. Выделение исторического исследования в качестве предмета методологии истории как научной дисциплины и, соответственно, методологической деятельности ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового исторического знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности историка, познаваем ли ее процесс. Внутренний мир историка всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими качествами ученого. Поэтому в данном отношении историческое исследование как творчество является искусством[116]. Вместе с тем историческое исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в исторической науке неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной познавательной деятельности. В связи с этим альтернатива – либо организация, либо свобода научного поиска – является методологически некорректной. Историческое исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-исторического исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также передавать опыт исследовательского мастерства и обучать ему. Изучая реальные эпистемологические условия, элементы, структуру и динамику конкретных исторических исследований, методология истории ставит одной из своих главных задач построение общей теории научного исторического исследования, которая могла бы интерпретировать отдельные действия ученого и объяснять исследовательскую практику при помощи почерпнутых из этой теории посылок о ее содержании. В этом состоит непосредственно практическое значение методологии истории как научной дисциплины.
§ 2. Методологическая ситуация
Методологическая ситуация в современной исторической науке проявляется в особым состоянии методологического сознания, которое характеризуется фрагментарностью и разорванностью. В нем конкурируют между собой множество познавательных парадигм. Одни исследователи называют такое состояние методологическим плю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|