Первая антиномия: 1) историк может рассказать о том, как было в истории «на самом деле»; 2) в языке историка нельзя воспроизвести мир прошлого, его можно только сконструировать.
Вторая антиномия: 1) историк может получить знание, адекватное исторической реальности; 2) историческое знание – это презентация историком своей социокультурной практики. Третья антиномия: 1) будучи исторической личностью, историк имеет средства и методы объективного описания исторического процесса; 2) будучи сам участником исторических событий, историк не обладает возможностью описать всю совокупность последствий и условий того или иного исторического действия. Четвертая антиномия: 1) в историческом познании все сложные исторические процессы можно свести к простым, поддающимся фиксации; 2) историк в познании придерживается принципа эмерджентности: история как целостность всегда «больше» суммы элементов, ее составляющих. Современное методологическое сознание по поводу антиномичности исторического сознания избегает суждений, какие из этих высказываний (тезисы и антитезисы) являются истинными, а какие ложными, ибо они в равной степени и доказуемы, и недоказуемы. Методологическая ситуация в современной исторической науке характеризуется также тем, что в историческом познании происходит, с одной стороны, мобилизация всего предшествующего эпистемологического опыта и его переосмысление, а с другой – в нем апробируются многочисленные новые методологические идеи и подходы. Это позволило резко расширить информационную базу исторических исследований, а использование компьютерных технологий предоставляет еще большие возможности для такого расширения. На исследователя хлынул такой поток исторической информации, с которым он не в состоянии справиться. Поэтому историческая наука в настоящее время оказалась в ситуации своего рода информационного кризиса, который обусловлен не недостатком сведений об исторической реальности, а невозможностью переработки огромного и разнообразного потока информации о ней. Вследствие этого, исследователь сталкивается с двумя проблемами: 1) выборочного потребления информации, 2) выбора методологического инструментария и оценки его познавательного потенциала и эффективности в исследовательской практике.
Необходимость выбора методологического инструментария обусловлена, как отмечают некоторые исследователи, тем, что ни одна, даже самая передовая теория, не в состоянии охватить и объяснить весь многогранный исторический опыт людей. Кроме того, выбор теоретического языка зависит от позиции самого исследователя[135]. Поэтому историку приходится из множества теорий выбирать ту, которая способна оказать ему реальную помощь при решении конкретной научной проблемы[136]. И в этом, по мнению исследователей, нет никакого эпистемологического эклектизма. Если под эклектизмом, – пишет П. Берк, – подразумевается «отыскание идей в разных местах, то я с радостью признаюсь, что я эклектик. Быть открытым новым идеям, откуда бы они ни исходили, и быть способным применять их к определенным собственным целям, найти способ проверить их обоснованность – вот отличительная черта и хорошего историка, и хорошего теоретика»[137]. Этим обусловлено постепенное утверждение в методологическом сознании идеи методологического плюрализма. Основу этой идеи составляют принципы дополнительности и альтернативности. Эти принципы базируются на следующих посылках: 1) относительно любого предмета исторического исследования можно поставить неограниченное число познавательных задач; 2) при решении определенного класса познавательных задач могут быть использованы различные исследовательские средства. Принципы дополнительности и альтернативности в историческом познании имеют эпистемологическую сопряженность с теми преставлениями онтологического содержания, которые акцентируют внимание исследователей на необходимость изучения в истории проблемы выбора в альтернативных ситуациях. Согласно теории выбора в обществе всегда сохраняются и сосуществуют различные возможности развития, прежде всего потому, что оно носит вероятностный характер. Условия жизнедеятельности людей определяют лишь возможности развертывания той или иной исторической ситуации. Как это будет происходить, какие исторические возможности превратятся в историческую действительность – это зависит от самих людей, их интересов, ценностных ориентаций, от того, как люди сами интерпретируют сложившуюся в обществе ситуацию. Проблема выбора актуализируется в переломные моменты общественного развития, на «крутых поворотах истории».
Альтернативными называются такие ситуации, при которых имеются не только различные возможности дальнейшего развития, но и социальные силы, осознающие эти возможности и способные превратить их в действительность. Большие возможности в изучении альтернативных ситуаций в истории раскрывают идеи и методы синергетики. Интерес к изучению этих ситуаций в истории возник помимо синергетики, однако в рамках синергетики как теории самоорганизации сложных систем дается новая трактовка «механизма» реализации той или иной исторической возможности и превращения ее в историческую действительность. Поэтому альтернатива – это субъективный выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора[138]. В рационалистической традиции, базирующейся на тождестве бытия и мышления, актуализация проблемы альтернативности исторического процесса не могла не стимулировать постановку проблемы альтернативности исторического познания. Сложившаяся методологическая ситуация в современной исторической науке актуализировала интерес к вопросу о субъективном «мире исторического знания», в котором обнаруживает себя объективный «мир прошлого». В методологическом сознании постепенно преодолевается «жажда объективности», свойственная рассудочно-социологической эпистемологии, и формируется представление о том, что «мир прошлого» становится реальностью в соответствии с познавательным контекстом. Поэтому историческое познание начинает рассматриваться как конструирование «мира прошлого», а историческое знание – как книга о «реальности прошлого», пишущаяся вновь и вновь различным образом в языках тех или иных культур и исторических эпох. Такое представление о познавательном процессе в исторической науке позволяет ответить на вопросы: почему «каждое поколение пишет свою историю» и почему «история нас ничему не учит»?
В исследовательской практике, где постепенно утверждается принцип методологического плюрализма, представители различных течений и школ отдают предпочтение разным методологическим подходам, используют специфические научные тезаурусы и создают конкурирующие между собой теории предметного содержания. В результате современная историческая наука стала «ярмаркой идей» и превратилась в мультипарадигмальную научную дисциплину, для которой характерно наличие множества конкурирующих между собой парадигм исторического исследования. Это превращает историческое познание в когнитивное поле многообразных мнений и интеллектуальных «языковых игр», в результате которых историческая реальность растворяется во множество теоретических конструктов и ценностных концептов, смысловых миров и метафорических значений. В связи с этим в методологическом сознании исторической науки в последнее время актуализировалась проблема истины. В исторической эпистемологии существует два альтернативных подхода в трактовке истины. Один из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия исторического знания объективной исторической действительности. Другой – на принципе когеренции как связи исторического знания с процедурами исторического мышления. В первом случае истина приобретает статус объективного исторического знания, которое воспроизводит историческую реальность в процессе ее реконструкции в ходе исторического исследования[139]. Это переводит проблему истины в историческом познании в плоскость адекватности научного знания исторической действительности. Во втором случае происходит деонтологизация истины. Она лишается объективного статуса и мыслится как субъективный концепт, который создается исследователем в ходе конструирования исторической реальности. Это трансформирует проблему истины в проблему интерпретации, и истина начинает реализовывать себя сугубо в контексте языковой реальности.
Предельным выражением субъективного подхода в историческом познании стал постмодернизм, который вообще элиминировал проблему истины как категории исторической эпистемологии. Постмодернисты считают, что историческое познание осуществляется с помощью знаков и символов, которые обусловлены культурной предрасположенностью и социальными интересами историка. При этом они отмечают, что историк будет неправ, если возомнит, будто он способен преодолеть «груз» всех предрасположенностей своей субъективности. В когнитивном пространстве постмодернизма, отрицающего тождество бытия и мышления, произошел отказ от принципа бинаризма как оппозиции субъекта и объекта исторического исследования. Множественность несоизмеримых между собой истин, как полагают постмодернисты, разоблачает представления о том, что разум способен продвигаться все дальше и дальше, приближаясь к самой сути реальности[140]. Поэтому историческое знание перестало рассматриваться постмодернистами в качестве продукта когнитивного приближения к познаваемой исторической реальности, существующей независимо от познающего субъекта. Постмодернисты утверждают, что исследователи не могут претендовать на обладание той внеисторичной «архимедовой» точкой опоры, которая позволила бы судить, действительно ли данный взгляд на исторические события представляет «истину», или нет. В связи с этим в постмодернистской эпистемологии произошел теоретический сдвиг, приведший к акцентуации вопроса «о формах дискурсивных практик», артикулирующих историческое знание, а само историческое знание стало трактоваться как проявление интерпретационного своеволия субъекта исторического познания. В последнее время некоторые исследователи под влиянием постмодернизма заявили о том, что стремление к истине – это когнитивный анахронизм, принадлежащий мифологическому сознанию[141]. Они считают, что истинностная гносеология основывается исключительно на мифологизированной вере в возможность достижения абсолютной истины. Поэтому категория истины, по их мнению, является избыточной для тех ученых, которые осознают, что исследователи связаны с изучаемой исторической реальностью посредством идеальных моделей и способов оперирования ими.
Однако отказ от категории истины в историческом познании, как полагают многие современные ученые, ставит под сомнение профессиональный статус исторической науки и вопрос о ее социальной значимости. Они подчеркивают, что стремление к истине является атрибутом научности исторического исследования. Поэтому среди историков преобладает мнение, что при всех различиях в методологических основаниях изучения прошлого, оно направлено на получение научных знаний, более или менее адекватно отражающих его различные стороны. Они считают, что категория научной истины не является устаревшей, а отказ от нее ведет к утрате специфики научного познания и делает неясными его отличия от других видов познавательной деятельности[142]. Вместе с тем в современном методологическом сознании утверждается представление о том, что в условиях методологического плюрализма ни одна из возможных реконструкций исторической реальности в виде теоретического знания не может претендовать на постижение истины. Однако вся совокупность таких реконструкций, воссоздавая все более многообразную картину исторического прошлого, а также включая это прошлое в контекст проблем, задач, дискуссий сегодняшнего дня, может претендовать на статус исторической истины[143]. Однако осознание того, что исторические знания во многом являются идеальными конструкциями, и это уже само по себе задает пределы соответствия этих знаний исторической действительности, сделало задачу адекватной ее реконструкции во многих случаях достаточно проблематичной[144]. В свое время К. Поппер предложил отказаться от представления об истине как соответствии содержания научного знания объекту исследования и заменить понятие истины понятием правдоподобия. В русле такого подхода он стал рассматривать разные исторические теории как различные интерпретации доступных исторических фактов. В настоящее время некоторыми исследователями вопрос о том, что считать истиной в исторической науке, переводится в плоскость представлений об эвристических возможностях ее различных эпистемологических образов, содержащих определенные критерии научности и отвечающих при этом требованиям современных мыслительных коммуникаций. Эти исследователи оперируют корреспондентской концепцией истины, однако научная истина у них всегда контекстна и констатируется при условии принятия методологических постулатов, на основе которых сконструирована конкретная исследовательская ситуация[145]. Некоторые исследователи считают, что понятие истины в историческом познании сложнее и богаче, нежели в естествознании: в его содержание включается не только идея соответствия объекту, но еще и идея соответствия субъекту, его высшим ценностным представлениям. Для выражения такого содержания понятия истины, по мнению А. Л. Никифорова, можно было бы использовать понятие «правда», которое в гораздо меньшей степени зависит от обоснования, чем понятие истины. Когда некоторое утверждение считается правдой, оно может очень плохо соответствовать исторической действительности. Но оно соответствует представлениям о должном и справедливом, о возможных тенденциях развития общества, и его расхождение с действительностью побуждает людей к действию. Поэтому если истина, отмечает А. Л. Никифоров, целиком детерминируется объектом, то правда сама способна подчинять себе объект. У истины и правды разная онтологическая основа: у истины – объективная действительность, у правды – мир общественных отношений, который творится самими людьми. В связи с этим правда всегда эмоционально окрашена, она соединяет в себе как гносеологический, так и аксиологический аспекты и компенсирует слабость обоснования истины в познании ее эмоциональной привлекательностью[146]. Наличие разнообразных когнитивных практик в историческом познании и сопровождающий их методологический плюрализм вызывают неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе историков. Некоторые исследователи считают, что это – свидетельство нормального развития исторической науки, и так называемый «кризис истории» – это вполне естественный и даже закономерный «кризис роста дисциплины, которая значительно расширила сферу своего анализа и переживает трудности в определении методов и масштабов их применения, в разработке рабочих гипотез»[147]. Однако большинство историков, усматривая кризис исторической науки в ее «мультипарадигмальности», полагают, что он сопровождается деградацией интеллектуального багажа исторической науки, ее неспособностью извлекать положительный опыт из прошлого, а также утратой профессиональной идентичности историков, испытывающих огромное методологическое влияние со стороны представителей других наук, и особенно постмодернизма[148]. Высказывается также мнение, что кризис исторической науки – это в первую очередь кризис монистических интерпретаций истории, претендующих на универсальность. Так, И. Д. Ковальченко подчеркивал, что кризис современной исторической науки, с одной стороны, связан с поляризацией методологических подходов и, следовательно, конкретно-исторических концепций, «которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического познания». С другой стороны, этот кризис, по мнению ученого, обусловлен необоснованными претензиями этих методологических подходов на универсальность «в понимании основной сути общественно-исторического развития и ведущих принципов и методов его познания»[149]. Отдельные ученые полагают, что не надо отождествлять состояние истории как науки и самоощущение историка. У многих историков, как отмечает В. Н. Шевелев, ощущение кризиса связано с нежеланием принимать многофакторность и вариативность истории; утратой привычных оценок и «установок»; представлением о том, что пересмотр прежних принципов идет слишком медленно. Как бы то ни было, историческая наука становится другой – в этом и заключается прежде всего смысл кризиса[150]. В связи с кризисом, в котором, по мнению многих исследователей, оказалась историческая наука, в методологическом сознании встал вопрос: что дальше, каковы пути выхода из этого кризиса? Одни ученые полагают, что кризис исторической науки – явление временное, и все образуется само собой: историческому сообществу лишь надо «отрезвиться временем», спокойно ожидая наступления стабильности в обществе[151]. Другие считают, что историческая эпистемология в новом веке должна пойти по пути построения теории исторического познания как «строгой науки», стремясь представить субъектно-объектные отношения во все более жестких абстракциях. При этом, размышляют они, возможно, следует возвратиться к идеям Просвещения на новом витке исторической спирали[152]. Тем более что значительная часть профессиональной философии, как отмечает Дж. Грей, деятельно занята укреплением такой опоры Просвещения, как утверждение авторитета науки по отношению к другим формам знания[153]. Однако в этом случае, как подчеркивает А. Л. Микешина, из эпистемологии исчезнет субъект, «как исчезает, по выражению Фуко, лицо, начертанное на прибрежном песке». Поэтому субъекта в эпистемологии, по ее мнению, надо не только сохранить, но и представить его в теории познания как целостность, в единстве мышления и деятельности, т. е. придать процессу познания «человеческое измерение», базирующееся на принципе «доверия субъекту познания», и заменить абстрактного, «частичного» субъекта «целостным человеком познающим»[154]. В последнее время в методологическом сознании крепнет уверенность, что выход из кризиса лежит в области «синтеза различных методологических идей». Однако синтез этот понимается исследователями по-разному. Ряд исследователей рассматривает синтез как условие создания новой универсальной методологии исторического познания и общей теории предметного содержания, способной охватить всю сложность, многогранность и многообразие исторической реальности[155]. Единство истории, ее инвариантность оправдывают, по мнению Н. И. Смоленского, «поиск наиболее адекватного варианта общеисторической теории, а наличие совокупности теорий в свете этого не может означать их равноценности с точки зрения главного условия, правомерно предъявляемого к ним – степени адекватности постижения действительности»[156]. При этом отмечается, что потребность в общеисторических теориях, претендующих «в той или иной степени на объяснение истории в целом», всегда существовала в исторической науке. Неисчерпаемость исторической реальности делает возможной создание таких теорий, однако эта неисчерпаемость «превращает в иллюзию претензию любого варианта общеисторической теории на монополию»[157]. Поэтому, положительно относясь к методологическому плюрализму в исторической науке, исследователи рассматривают его как необходимое условие разработки наиболее адекватного варианта теории. Однако в целом мнение ученых по вопросу о возможности и полезности «общеисторической теории» разделилось. Одни считают, что такая универсальная теория необходима, поскольку только в рамках целостного взгляда на историю можно понять отдельные ее сюжеты[158]. Другие полагают, что стремление к созданию единой основополагающей теории для «всех времен и народов», обязательной для всех ученых, чревато издержками для исторической науки[159]. Оригинальный взгляд на возможность создания общеисторической теории высказывает П. К. Гречко, который считает, что «целым истории овладеть практически невозможно, не только в силу ее сложности и многообразия, но и по причине ее незавершенности и открытости будущему». Вместе с тем, называя общеисторические теории метапаттернами, он полагает, что «по-другому, не через призмы-паттерны смотреть на социальную реальность, историческую действительность просто нельзя». Метапаттерны у автора выступают в роли архетипических укорененных в методологическом сознании «прообразов идеи истории», представляя собой базовую «интуицию истории как целого»[160]. Некоторые исследователи «синтез различных методологических идей» понимают по-другому, а именно, как синтез когнитивных практик, а также диалог двух традиций – рассудочно-рациональной (картезианской) в ее современном виде и экзистенциально-антропологической. При этом признается, во-первых, исторический характер субъектно-объектной парадигмы познания и, во-вторых, право создавать когнитивные практики вне этой парадигмы. Главные принципы такого синтеза и диалога усматриваются в таких классических традициях, как укорененность познания в бытии, единство и категориальная оппозиция субъекта и объекта, различение эмпирического, трансцендентального и экзистенционального субъекта, а также рациональность и преемственность в познавательной деятельности. При осуществлении синтеза когнитивных практик, как диалога, считает А. Л. Микешина, может быть учтен значительный и успешный опыт различного рода «интерференций» и сопряжений: «прививка» герменевтической проблематики к феноменологическому методу П. Рикером; соединение идей феноменологии, герменевтики, аналитической философии и философии языка К. -О. Апелем; осуществленный Г. Г. Шпетом синтез феноменологических, герменевтических идей и идей концепции сознания, развиваемой в русской философии. Существенное значения для синтеза когнитивных практик имеет возникшее под влиянием постмодернизма признание правомерности не одной, а нескольких научных парадигм и осознание того, что необходимо отказаться от привычного бинарного мышление в оппозициях, снять упрощенную редукцию к противоположным, взаимоисключающим моментам по принципу дизъюнкции (или/или). Все это, по мнению А. Л. Микешиной, требует «содержательной рефлексии и аналитической работы, не сводящейся к выявлению противоположностей»[161]. Возможность синтеза когнитивных практик некоторыми исследователями усматривается также в том, что в методологическом сознании может быть преодолена «ложность объективистской и конструктивистской альтернатив», и на определенных этапах эти традиции станут не взаимоисключающими, а взаимодополняющими[162]. В современном методологическом сознании утверждается также идея о том, в историческую эпистемологию должен быть включен такой круг проблем, как влияние социокультурных факторов на содержание знания, способы и результаты познавательной деятельности; превращение внешних ценностных факторов во внутренние когнитивные и логико-методологические детерминанты[163]. В связи с этим следует отметить, что проблематика «ценностного» подхода в историческом познании поднималась отечественными философами еще 70–80-х гг. ХХ в. связи с рассмотрением вопросов, связанных с изучением творчества в историческом познании и возможности применения методов герменевтики в исторических исследованиях. «Историк в своей творческой лаборатории, как отмечали исследователи, постоянно пользуется оценочными понятиями и суждениями… Оценка немыслима без понятия ценности, которое имеет большое методологическое значение для исторической науки»[164]. А при выяснении смысла тех или иных текстов «интерпретатор с неизбежностью привносит свою собственную мысль. В результате этого любая интерпретация знакомит нас с содержанием произведения и одновременно отражает, благодаря интерпретатору, мысли и представления его времени»[165]. В последнее время в исторической науке актуализировались проблемы языка научного дискурса, связанные с тем, что в исторических исследованиях некорректно используются понятия, возникшие в одной социокультурной среде, для описания ситуации в другой социокультурной среде, и теоретических конструктов, разработанных на материале одних цивилизационных ареалов, для объяснения исторических событий в других цивилизационных ареалах. В методологическом сознании складывается представление о том, что использование, например, понятий, возникших в западноевропейской социокультурной среде, для описания российского социокультурного опыта предполагает предварительную культурологическую экспертизу. Речь при этом должна идти или о выяснении степени соизмеримости различных пластов российского и западноевропейского социокультурного опыта, или о поиске областей культурного его совпадения. Следует отметить, что «наивный эмпиризм созерцательного материализма, как отмечают исследователи, не усматривает здесь особой проблемы, полагая, что культурное своеобразие объектов не исключает возможности находить в них элементы общности и подобия, позволяющие осуществлять полезные сравнения и делать поучительные выводы»[166]. В методологии исторического познания, основанной на принципах историзма и прогрессизма, рационализма и объективности, потребности в культурологической экспертизе используемых понятий не было. Например, в рамках концепции «однолинейного прогрессизма», признающей только одну линию развития, ориентиры которого задаются «продвинутыми» вперед в технико-технологическом отношении странами, и рассматривающей другие страны как «догоняющие» и, соответственно, «повторяющие» с различными модификациями по срокам или темпам путь уже до них пройденный «наиболее развитыми странами», проблемы экстраполяции понятий из одной социокультурной среды в другую не возникало, поскольку речь шла лишь о стадиальных, а не культурно-типологических различиях. Эта проблема была поставлена еще на рубеже ХIХ–ХХ столетий и восходит к методологическим традициям неокантианства Баденской школы. Ее ведущий представитель Г. Риккерт считал, что «культурное значение объекта... покоится не на том, что у него есть общего с другими, но именно на том, чем он отличен от них... В сущности, значение культурного явления зависит исключительно от его индивидуальности, и поэтому в науках о культуре мы должны пользоваться индивидуализирующим методом»[167]. Следует согласиться с тем, что всякое сравнительное изучение культур, их сопоставление путем «подведения под общее» ведет к деструкции самого объекта познания. Но это еще не означает отказа ни от поиска областей «культурного совпадения», ни от определения степени соизмеримости различных пластов социокультурного опыта. Именно такой подход позволяет «завязать» диалог с различными культурами прошлого и настоящего и использовать в научном дискурсе те или иные понятия, ограниченные в смысле области своего возникновения, но приобретающие определенные универсальные черты в плане области применения. Без этого невозможны были бы вообще коммуникативная связь между культурами и их взаимопонимание. Проблема языка научного дискурса является в настоящее время одной из центральных в таких дисциплинах, как культурная и социальная антропология. Их теоретики исходят из того, что реконструкция смысла древних и современных кур связана не только с установлением упорядоченности внутренних связей культурного объекта, но и с реконструкцией всего культурного контекста. В противном случае исследователь будет явно или неявно осмысливать явления иных культур только в русле собственного социокультурного опыта, используя без всякой семантической коррекции свой собственный язык. Современные представления о языке научного дискурса свидетельствуют о том, что язык, являясь инструментом символической реконструкции (или конструкции) предмета исторического исследования, структурно содержит культурный код, определяющий способ мировосприятия данной культуры, а его грамматика в неявном виде заключает в себе развернутые представления об устройстве социального универсума, определяющие мышление и поведение людей[168]. Таким образом, сам язык требует культурологической интерпретации, т. е. понимания социокультурного контекста, к которому он принадлежит. В связи с этим при использовании понятий, возникших в рамках определенного социокультурного опыта, для описания иной социокультурной ситуации и среды, надо учитывать философско-методологическое предостережение П. Фейерабенда, который считал, что «словари и переводы являются весьма неудачным способом вводить понятие языка, синтаксис которого существенно отличен, например, от английского, или от идей, которые нельзя «подогнать» под западноевропейский способ мышления»[169]. В настоящее время в историческом познании поиск областей культурного совпадения, а также установление степеней культурной соизмеримости наиболее успешно осуществляются в рамках такого направления, как история «повседневности». В отличие от представителей «культурной антропологии», теоретики этого направления рассматривают именно сферу повседневной жизни человека в качестве реального социально-онтологического основания культурной соизмеримости. Б. Вальденфельс образно характеризует повседневность в качестве «плавильного тигля рациональности»[170], а А. Щюц рассматривает ее как конечную сферу значений выражений обыденного языка и культурной символики[171]. Таким образом, в методологическом сознании сформировался принцип, требующий при использовании понятий, возникших, например, в западноевропейской социокультурной среде, в научном дискурсе при изучении истории России или той ситуации, которая сложилась в ней в настоящее время, учитывать следующий момент: эти понятия возникли для описания иного социокультурного опыта и в ином языковом контексте.
§ 3. Научность исторического исследования и его модели
Проблема научности познания, в том числе и исторического, оказалась в современной эпистемологии наиболее трудной для разрешения, несмотря на многочисленные попытки выработки идеала научности. В настоящее время под идеалом научности некоторые исследователи понимают «систему познавательных ценностей и норм, выбор, статус и интерпретация которых зависят от широкого познавательного и социокультурного контекста». Структура идеала научности может быть представлена в виде «пирамиды» когнитивных ценностей и основанных на них требований, предъявляемых к результатам научно-познавательной деятельности. Вершину «пирамиды» составляет ориентированность на истинность, основанием «пирамиды» выступают такие характеристики научного знания, как описание и объяснение, построение и организация знаний, доказательность и обоснование[172]. Существуют два основных подхода к решению проблемы стандартов научности, т. е. возможности построения эталона научной деятельности: методологический редукционизм, реализуемый в классическом идеале научности, и методологический плюрализм, выступающий основой критики этого идеала. Классический идеал научности имеет «твердое ядро», состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих «основоположений», которые находят своих активных защитников вплоть до сегодняшнего дня. К таким «основоположениям» можно отнести следующие утверждения: 1) истинность научного знания является основным регулятивом научно-познавательной деятельности; 2) подлинное научное знание должно быть достоверным и надежным, т. е. обосновано «фундаментальным» образом; 3) возможно создание универсального эталона научности, который должен быть выработан на базе наиболее развитой области научного познания в качестве идеала и ориентира для других областей научного знания (методологический редукционизм); 4) научное знание и его методологические стандарты должны обладать социокультурной автономией; выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными стандартами научности и определяться только самой изучаемой действительностью, независимо от социокультурных условий ее изучения. В рамках классического идеала научности существует представление о том, что научность следует рассматривать «как совокупность методологических регулятивов, в значительной мере обеспечивающих направленность, движение познания к содержательно-истинным результатам». В этом плане к минимально необходимым критериям научности одни методологи относят проблемность, предметность, обоснованность, интерсубъективную проверяемость и системность знания[173], другие – социальность, системность, проблемность, предметность, познавательность[174]. В истории методологии науки известны различные попытки реализовать стратегию методологического редукционизма и построить соответствующие идеалы на основе выдвижения в качестве эталонного типа познания, например, физики, математики или социально-гуманитарных наук. Однако в целом, как отмечают исследователи, методологический редукционизм оказался несостоятельным выработать идеал научности ни на основе физики, математики или социально-гуманитарных наук[175]. Кроме того, эпистемологический редукционизм, как подчеркивает С. Роуз, выливается в создание единой, безальтернативной картины окружающего нас мира, которая может быть либо истинной, либо ошибочной, но не может быть «иной». При этом эпистемологический редукционизм, считает он, игнорирует то обстоятельство, что познание мира человеком многовариантно, хотя бы потому, что оно опирается на воображение. Поэтому в качестве альтернативы эпистемологическому редукционизму С. Роуз рассматривает эпистемологический плюрализм, полагаемого им в качестве базисного принципа реализации модели «диалектического познания»[176]. Критики классического идеала научности исходят из того, что, во-первых, ориентация лишь на одну из областей знания при формировании универсальных норм и стандартов научности представляется явно несостоятельной. Во-вторых, считают они, надо исходить из факта наличия существенно различных форм реального научного знания и, соответственно, особых типов научности, что обусловлено многообразием форм объектов науки. В-третьих, научное познание удовлетворяет весьма различные потребности современной культуры, что ставит под сомнение положение о социокультурной автономии научного знания и методологического стандарта научности. В рамках альтернативного идеала научности утвердилось положение о том, что феномен науки может быть понят только относительно вненаучного, т. е. социокультурного контекста. При этом подчеркивается, что социокультурные факторы научного развития являются не какими-то дополнительными, а «сущностными детерминантами научного мышления. Они не «присоединяются к собственно научным его детерминантам, а «сплавляются» с последними в неразрывную деятельность»[177]. Основу альтернативного идеала научности составляет методологический плюрализм, который исходит из того, что в науке в целом не может быть единого идеала научности и должно функционировать несколько независимых и равноценных эталонов научности. Этот альтернативный идеал научности базируется на принципах антифундаментализации, плюрализации и экстернализации[178]. Актуализация принципа антифундаментализации произошла в результате осознания социокультурной обусловленности научного, особенно гуманитарного познания, что привело к «угасанию» надежды на достижение «окончательной» его обоснованности. На смену фундаменталистской обоснованности познания как основы классического идеала научности все больше выдвигается критерий эффективности в решении познавательных проблем. Принцип плюрализации эталонов научности генетически связан с теми концепциями, в рамках которых наука рассматривается не как единое целое, а как совокупность различных «парадигм» (Т. Кун), «эпистем» (М. Фуко), «исследовательских программ» (И. Лакатос), «исследовательских традиц
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|