Основания возникновения отношений
Большинство исследователей говорили, что ПСО вытекает из Трудового Права (господствующая точка зрения). Но по сути этой не так, так как ПСО образовалось гораздо раньше (оно появилось в конце 15 века, а трудовое – конец 19 века). Ранее в КЗоТах выделялись отдельные статьи о ПСО, теперь же такого основания нет, так как в ТК РФ есть только статьи о социальном страховании и все. Отличия отношения трудовых и ПСО: 1. Основания возникновения трудовых отношений – трудовой договор; социально-обеспечительные отношения из договора не возникают. Есть исключения: 1) негосударственные пенсионные фонды, когда пенсионное обеспечение возникает на основании договора о пенсионном обеспечении, но это по сути гражданско-правовое обязательство 2) договоры о социальном обслуживании; но при этом основанием является не договор, а факт состояния трудной жизненной ситуации, только после этого заключается договор, данный договор лишь оформляет возникшие отношения 2. Трудовые отношения основываются на отношениях власти - подчинения (работодатель-работник). В ПСО таких взаимоотношений не существует, субъекты данных отношений не являются подчиненными (пенсионер не подчинен фонду и наоборот); но при этом нельзя говорить, что данные субъекты являются равноправными (государство и гражданин не равны все-таки), ведь органы не зависимы от граждан в принятии решении (хотя до тех пор, пока в обществе существуют нуждающиеся граждане, до тех пор будут существовать органы – в этом есть их зависимость друг от друга). Таким образом, отношения ПСО – это и не отношения равноправия, и не отношения власти-подчинения. Какие же эти отношения? Это отношения взаимозависимых субъектов, которые включают и отношения власти-подчинения и равноправия.
3. Трудовые отношения всегда возмездны. Отношения ПСО также не безвозмездны (т.е. они возмездные), но они не эквивалентны трудовым. 4. Трудовые отношения предназначены для создания условий жизнедеятельности человека и его семьи. Социально-обеспечительные отношения предназначены для того, чтобы создать условия для жизнесуществования (прозябания) человека, следовательно эти отношения не могут относиться к одной категории. Отличия отношений административных и социально-обеспечительных Административные отношения основываются исключительно на отношениях власти-подчинения (обязан сделать – если не сделаешь – ответственность), а отношения социально-обеспечительные – вовсе не такие (хочу, тогда сделаю, но не обязан). Есть 2 исключения: 1) Оказание первой медицинской помощи – не требуется его согласия 2) Выплата стипендий студентам (но правовая природа стипендий до сих пор не определена – это социально-обеспечительного или иного характера) Отличия отношений финансовых и социально-обеспечительных Безусловно социально-обеспечительные отношения не могут существовать без финансов. Но при этом предметом финансового права являются непосредственно финансовые отношения (бюджетные и прочие), они являются основой всех отношений; в ПСО данные отношения также есть, но они относятся к отношениям второстепенным, дополнительным, но точно не основным. Метод ПСО В литературе выделяют метод, сочетающих императивные и диспозитивные начала, но он никак не называется. Метод – совокупность приемов и способов, который называется социально - алиментарным. В ПСО действуют императивные начала – это безусловно (если человек пришел, то уже выбора нет, есть право, но при этом возможность пользования данным правом есть в случаях, прямо предусмотренных законом; поэтому нет диспозитивных начал). Есть исключение – если человек стал инвалидом + он имеет право на пенсию по возрасту + он является членом семьи потерявшей кормильца – у него есть выбор – можно одну из пенсий выбрать, но не все.
Результатом воздействия этого метода является приведение сторон в такое правовое положение, в силу которого субъект обеспечивающий становится субъектом обязанностей, а обеспечиваемый становится управомоченным. Такое положение характерно лишь для непосредственных социально-обеспечительных отношений, когда субъекты находятся в отношениях по предоставлению – материальные правоотношения. Социально-обеспечительные отношения состоят из 2 групп: 1) материальные 2) процедурные – отношения по установлению порядка получения того или иного вида пособия В данных процедурных отношениях субъекты меняются в своем статусе – субъект обеспечивающий становится обязанным, а органы становятся управомоченным субъектом. В законе употребляется не обязанный, а управомоченный орган (но это не совсем правильно) 3) В литературе наряду с данными выделяют процессуальные отношения – но при этом нельзя так говорить (кафедра считает, что ПСО не регулирует процессуальные отношения, нет процессуальных норм и отношений) Процесс – деятельность специально уполномоченных юрисдикционных органов по регулированию возникающих отношений; субъекты (спорящие стороны) не могут договориться, поэтому они обращаются в сторонний орган, который рассматривает и решает спор по существу. Есть 2 способа разрешения конфликтов: 1. Суд При этом суд разрешает дело, руководствуясь нормами ГПП 2. Вышестоящий орган Возникает административные правоотношения Поэтому не существует процессуальных отношений в ПСО! (Не)заинтересованность государства В настоящее время государство заинтересовано в регулировании данных отношений. Но при этом до сих пор в государстве не выработана четкая позиция о том, каким должно быть социальное обеспечение – мнимое или собственно обеспечение в социологическом смысле этого слова. Система и структура ПСО Система – совокупность определенных элементов, находящихся во взаимной связи и зависимости.
Ф.П. Тарасенко является выдающимся специалист в области систем и системного анализа. Делают они такой вывод. ПСО – системное образование, так как преследует определенные цели и т.д. Выделяют 2 структурных образования: 1. Общая часть Объединяет нормы, имеющие характер сквозного действия, т.е. нормы общей части распространяются на все отношения и имеют значения для формирования норм Особенной части. В общую часть входят: 1) Организационные нормы 2) Нормы, закрепляющие предмет правового регулирования 3) Нормы, закрепляющие субъектов и статус этих субъектов 4) Нормы, закрепляющие цели, задачи ПСО (нет специальных статей при этом, они выводятся из анализа) 5) Нормы, закрепляющие основные принципы правового регулирования (отраслевые принципы ПСО; их тоже нет, нужно также анализировать; есть принципы отдельных институтов только) 6) Нормы, определяющие действие законодательства (в пространстве, во времени и по кругу лиц) 7) Коллизионные нормы (порядок разрешения при возникновении коллизий – «кусок хлеба для Дмитрия Владимировича») Специфика построения Общей и Специальной частей – существует институт, которые не может быть отнесен ни к одной из частей (ни к Общей, ни к Особенной) полностью – институт трудового (страхового) стажа. 2. Особенная часть Выделяются такие структурные подразделения, как: 1) Подотрасль Пенсионное право («Я книжку на всякий случай написал на этот счет» Аракчеев J); это идея В.С. Андреева (выделить в подотрасль), многие же считают, что это генеральный институт. Но пенсионное право достигло такой степени обособленности, что это позволяет выделить его из ПСО вообще (имеет собственный предмет, метод, заинтересованность государства и огромная масса нормативного материала, причем включает еще ряд генеральных институтов). Предметом Пенсионного права являются отношения, пронизывающие предмет всех институтов ПСО, поэтому Пенсионное право не может быть институтом 2) Генеральные институты Генеральный институт пособий. Но при этом это не подотрасль, так как отсутствует единый предмет правового регулирования, также пособия не влияют на формирование других институтов.
Генеральный институт социального обслуживания (включает институт социальных услуг и медицинских услуг) 3) Институты Предметные институты (их масса) – институт льгот, институт пенсий по возрасту, институт пособий по временной нетрудоспособности. 4) Субинституты Составная часть или элемент правовых институтов. Институт пенсий по возрасту состоит из субинститутов – досрочные пенсии, на общих основаниях и прочие. 5) Группа норм (необязательно выделять) Институт Пенсий за выслугу лет включает 3 субинститута – военнослужащих, служащих ПО, гражданских. Для военнослужащих существует разновидности – по призыву, по контракту; а по контракту также делится еще на виды. И что за образования такие образуются? Это ведь не одна норма. Как назвать его? Это вопрос Некоторые авторы также выделяют Специальную часть, но какой смысл? Если выделим Специальную часть, то это приведет к созданию привилегий. История развития ПСО ПСО развивается не революционным, а эволюционным путем. Большинство авторов историю развития заканчивают моментом выхода книг по данной дисциплине. Но история же при этом не прекращается. Специалисты в области права – это не специалисты в области историографии, поэтому должным образом не осуществляется периодизация. Периодизация истории В.С. Андреев выделяет не этапы, а периоды. I период – социальное обеспечение в царской России II период – социальное обеспечение в течение октябрьского периода III период – становление экономики Аракчеев выделяет всего 3 этапа (3 – потому, что решил соотнести с общественно-экономическими формациями; их было 5 всего: 1-й – первобытно-общинный строй, но там права в принципе не было, 2-й этап – рабовладельческий строй – считается, что в России данное этапа не было; а остальные этапы – оставшиеся 3 формации): I этап – досоциалистический Включает 2 периода: 1) период феодализма; 2) период капиталистического развития (это не этап, так как не успел «встать на ноги» Характерные признаки: 1) Начало его становления (ни о какой системности не могло идти речи; были акты монарха, которые рассматривались, как акты монаршей милости; судьба людей определялась субъективным мнением монарха – «хочу казню, хочу помилую») 2) Большое значение имели религиозные организации (церковь была 2 государственной власти, но при этом даже сильнее) 3) В это время существовал сословный подход к обеспечению – служащие интересам царя лица; к числу служащих относилось большое количество специалистов в различных сферах действия
4) В это время не действовал принцип всеобщности обеспечения; многие категории нуждающихся лиц к государственному обеспечению не подлежали, в первую очередь это относится к крестьянам – они обеспечивали больных, стариков, детей с помощью своих общин 5) Обеспечение носило натурализованный характер; служивому человеку выделялось поместье вместе с крестьянами, жившими там В конце 19, начале 20 века начала формироваться система обязательного социального страхования. Первоначально она создавалась за счет средств работников, позже за счет работодателей. Наряду со служивым сословием стали обеспечиваться наемные работники. II этап – социалистический (с 1917 года до конца 80-х гг. 20 века) Для первых лет советской власти был характерен лозунг: «разрушить все, что было известно до того», т.е. политика отказа от всего, что было достигнуто до того. Характерные черты: 1) Политика строилась на Ленинской Страховой программе, разработанная Лениным в 1912 году на съезде компартии; были такие идеи, как «обеспечение за счет средств государства», «обеспечению подлежат все наемные лица», «обеспечению подлежит весь размер утраченного заработка» и прочие. Но проблема в том, что данная программа была чрезмерно идеологизирована, политизирована. Но все эти идеи во многом были только записаны на бумаги, а на практике их не воплощали. 2) В то время наблюдаются достаточно серьезная работа в норматворческих органах, причем принятие нормативных актов в области социального обеспечения и в реализации нормативных норм принимают участие общественные органы и организации. 3) Классовый подход. Деклассируемые элементы не подлежали обеспечению 4) Чрезмерная централизация правового регулирования. Все средства обеспечения находились в ведении центральной власти, на местах же фактически не решались данные вопросы III этап – постсоциалистический (современный) Начался примерно с середины 80, либо начала 90 гг. 20 века Характерные черты: 1) Достаточно бережное отношение к достижениям предыдущего этапа (политика не строится на принципе разрушения старого, идет постепенное развитие и изменение; это привело к тому, что существуют 2 тенденции, которые взаимоисключают друг друга: бесплатность и возмездность) 2) Начинает возрождаться сословность. Государственному социальному обеспечению подлежат государственные муниципальные служащие, а остальные работающие – не служащие, а работающие – не подлежат). Проводится политика размежевания людей. 3) Децентрализация правового регулирования. Нужно проводить взвешенную политику. 4) Стремление к тому, чтобы социальное обеспечение переходило в такое понятие, как самообеспечение (добровольное индивидуальное страхование, корпоративное обеспечение) 5) Интенсивная нормотворческая деятельность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|