IV. Закрепление пройденного.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 56. Дети записывают слова в тетради, распределяя их по столбикам:
– Какое значение придают словам суффиксы - ик -; - ок -; - ек -? – Каждый суффикс имеет свое значение. Суффиксы - ик -, - ок -, - ек - придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок. 2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся (упр. 58). Ученики определяют жанр текстов, списывают, обозначают суффиксы, подчеркивают буквы безударных гласных в корне слов. 3. Р а б о т а с ф р а з е о л о г и з м а м и. – Допишите: Клевать… Держать нос… Водить за… Говорить себе … – Объясните значение фразеологизмов. V. Итог урока. – Что такое суффикс? Домашнее задание: упражнение 57.
У р о к 18. Цель: учить умению выделять суффикс - ек - и - ик - в словах. Ход урока I. Организационный момент. II. Чистописание. – Запишите. ек ик – Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (О суффиксах.) – Верно, о суффиксах. Оказывается, в русском языке суффиксы говорящие! По суффиксам можно определять части речи, а для существительных и род. Например, суффикс - ист - встречается в большой группе слов, обозначающих лиц мужского пола: журналист, футболист. Слова, оканчивающиеся суффиксами - тель -, - ик -, - ник -, - чик -, - арь -, всегда существительные мужского рода: издатель, садик, лесник, извозчик, пекарь. А существительные с суффиксами - ость -, - изн -, - от - – женского рода: нежность, красота, белизна. Слова с суффиксами - ск -, - н -, - чив -, - лив -, - ическ - – прилагательные, а с суффиксами - е -, - и - – наречия. А на сегодняшнем уроке мы поговорим о суффиксах - ик -, - ок -, - ек -. III. Орфографический диктант.
Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный в корне слов. Подберите проверочное слово. Св е тлеет, хв а стливый, д а лекий, пр я мой, пок а тился, выт я нуть, IV. Повторение. – Какие суффиксы вам знакомы? V. Работа по теме урока. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 59). Наблюдение за корнями слов, где чередуются согласные звуки. 2. Р а б о т а с п р а в и л а м и (с. 40 и 41). 3. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 62). Ф и з к у л ь т м и н у т к а Может, здесь, а может, там Есть один такой фонтан. Надо долго прошагать, Чтоб фонтан тот отыскать. Дальше надо руки вымыть И лицо свое умыть, Зубы тщательно почистить, Уши дочиста отмыть. Не забыть себя обрызгать Той волшебною водой. И тогда, кто был мальчишкой, Станет вдруг большой-большой. Вы все сделали как надо. Сядем, будем ждать чудес. Ой! Смотрите-ка, ребята, Вы растете до небес! VI. Закрепление изученного. 1. Р а б о т а в г р у п п а х (упр. 63). Каждой группе учащихся предлагается свой ряд слов для работы. Затем производится п р о в е р к а. Делается в ы в о д: буквы е и и в суффиксах - ик -, - ек - – это орфограммы. 2. П и с ь м о п о п а м я т и (упр. 64). 3. Самостоятельная работа учащихся. Н а д о с к е с л о в а: Слон..к горшоч…к кусоч…к Двор..к веноч…к стол..к В а р и а н т I выписывает слова с суффиксами - ик -. В а р и а н т II выписывает слова с суффиксами - ек -. С выписанными словами составить и записать предложения, выделяя основы предложений. VII. Итог урока. – Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс - ик - или - ек -? Домашнее задание: упражнение 61.
У р о к 19. Цели: учить умению выделять корень и суффикс в словах, образовывать новые слова при помощи суффиксов. Ход урока I. Организационный момент. II. Чистописание. – Запишите.
к очк ечк – Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (О суффиксах.) – Объясните смысл пословицы. На чужой роток не накинешь платок. – Запишите пословицу. – Выделите суффиксы в словах роток и платок. III. Словарно-орфографическая минутка. Р а с ш и ф р у й т е с л о в а: Яелла (аллея) гародо (дорога) исано (осина) – Запишите новые словарные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. IV. Повторение. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я. – Назовите отгадку. – Укажите корень и суффикс слова. V. Работа по теме урока. 1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (упр. 68). 2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 65). Ученики записывают слова в два столбика:
Булавка – булавочка, скамейка – скамеечка. Ф и з к у л ь т м и н у т к а На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям – физкульт-привет!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|