Симптоматология аортальных пороков сердца: стеноза устья аорты и недостаточности клапана аорты
Приобретенные пороки сердца, к числу которых принадлежат и вышеперечисленные, являются результатом перенесенной болезни. Наиболее часто наблюдаются пороки ревматического характера, после инфекционного эндокардита, в результате атеросклероза, системной красной волчанки, системной склеродермии и др. Хотя человек с пороком сердца в течение долгого времени может быть трудоспособным, нарушения гемодинамики, обусловленные пороком, приводят к дилатации тех или иных полостей, гипертрофии миокарда. Постепенно падает сократительная функция сердца, развиваются симптомы сердечной недостаточности. Своевременная и правильная диагностика пороков сердца позволяет назначить полный комплекс лечебных мероприятий, в том числе и хирургических, и тем самым предотвратить потерю трудоспособности и инвалидизацию пациентов, увеличить продолжительность жизни. 2. Учебные цели: Освоение студентами симптоматологии и методов диагностики аортальных пороков сердца, особенностей нарушения гемодинамики, диагностического значения различных дополнительных методов обследования, основных принципов лечения. В результате освоения темы занятия студенты должны уметь: а) провести опрос больного с аортальными пороками сердца (стенозом устья аорты и недостаточностью клапана): · жалобы · история заболевания · история жизни б) провести осмотр и объективное обследование больного с применением: · пальпации (верхушечный и сердечный толчок, патологическая пульсация, симптом «кошачьего мурлыкания») · перкуссии (границы относительной и абсолютной тупости сердца, ширина сосудистого пучка) · аускультации (тоны и шумы, их локализация и проведение)
в) исследовать пульс и АД пациента (характеристика пульса, систолическое, диастолическое, пульсовое АД, различие уровня АД на обеих руках и ногах). г) оценить данные, полученные при объективном обследовании и дать им клиническую трактовку. д) расшифровать и оценить данные дополнительных методов исследования и дать им клиническую трактовку (эхокардиография, фонокардиография, электрокардиография, рентгенография). е) определить тактику и составить план лечебных мероприятий при каждом из изучаемых пороков. Для формирования умения студенты должны знать: а) этиологию аортальных пороков сердца б) патогенез и особенности нарушения гемодинамики в) клиническую картину и основные симптомы заболевания г) порядок, правила и технику проведения обследования у данной группы больных д) физические основы и методику проведения дополнительных методов исследования: (эхокардиография, фонокардиография, электрокардиография, рентгенография). е) диагностическое значение различных основных и дополнительных методов обследования ж) тактику и основные принципы лечения аортальных пороков сердца Материалы для самоподготовки к освоению данной темы Вопросы для самоподготовки: а) этиология, патогенез и особенности нарушения гемодинамики у больных с аортальными пороками сердца. б) симптоматология изучаемых пороков. в) порядок, правила и техника обследования данных больных. г) необходимый диагностический набор дополнительных методов исследования и их значение. д) лечебная тактика. 4.Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут. 6. Оснащение: унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); видеокассета с записью демонстрации проведения физикального обследования пациента, мультимедийные презентации и видеоматериалы по теме занятия, мультимедийный атлас рентгенограмм по теме, набор рентгенограмм органов грудной клетки, негатоскоп, набор результатов анализов крови, электрокардиограмм, фонокардиограмм, результатов эхокардиографии, фонендоскопы, тонометры, клинические истории болезни (5-6 больных); пациенты с аортальными пороками сердца (1 пациент на 2-х студентов). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней». Уфа, 2012 г).
Содержание занятия 7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений. Задание для самоконтроля. Приложение 1.
7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: Этиология аортальных пороков сердца. Патогенез и характер нарушения гемодинамики при недостаточности аортального клапана. Клиническая картина, данные основных методов исследования при аортальной недостаточности. Результаты дополнительных методов обследования характерные для аортальной недостаточности (ЭКГ, Эхо-КГ, ФКГ, рентгенография). Патогенез и характер нарушений гемодинамики при стенозе устья аорты. Клиническая картина, данные основных методов исследования при аортальном стенозе. Результаты дополнительных методов обследования, характерные для аортального стеноза (ЭКГ, Эхо-КГ, ФКГ, рентгенография). Тактика лечебных мероприятий при аортальных пороках сердца.
7.3 Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель в присутствии всей группы обследует больного с одним из изучаемых пороков сердца с применением всех основных методов (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и интерпретирует полученные данные. Затем анализирует результаты дополнительных методов исследования по истории болезни, указывает их диагностическое значение. Проводит заключительное обобщение, формулирует диагноз и намечает тактику лечения.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
Задание 1. Студенты самостоятельно обследуют больных с аортальными пороками сердца. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Контроль преподавателя. Полученные данные студентами заносятся в тетрадь для практических занятий.
Задание 2. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторных и инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют диагноз. Разрабатывают тактику лечения. Задание 3. Выборочного указанию преподавателя студенты докладывают курируемых больных, определяя диагностическое значение выявленных при обследовании изменений.
Преподаватель оценивает результат проведенной работы, акцентируя внимание на пропедевтических ошибках и недостатках.
7.5 Контроль освоения студентами темы занятия. Тестовые задания. Ситуационные задачи. Приложение 1, 2.
Место проведения самоподготовки: Учебная комната для самоподготовки студентов, палаты больных, кабинеты ункциональной диагностики.
8. Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: 1. Самостоятельный разбор студентами текущих и архивных историй болезни стационара для анализа пропедевтических ошибок. 2.Особенности клинической картины у больных с недостаточностью аортального клапана сердца на фоне хронических обструктивных заболеваний легких.
Литература. Основная:
Дополнительная: 1. Маколкин, В.И. Приобретенные пороки сердца / В.И. Маколкин. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008, 5-е изд. – 192с. 2. Ревматология + CD. Национальное руководство / под редакцией Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 720с.
3. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с. 4. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с. 5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2012. - 111 с. 6. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|