Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Ситуационные задачи




Задача 1. Больной М., 58 лет, доставлен в стационар с жалобами на нестерпимые боли за грудиной, иррадиирующие в шею и нижнюю челюсть, сопровождающиеся резкой слабостью, холодным потом. Около 10 лет назад выявлены повышенные цифры АД, гипотензивная терапия не проводилась. Курит 20 сигарет в день. При осмотре: состояние средней тяжести, цианоз губ. ЧД - 24 в минуту, в легких хрипов нет. Тоны сердца приглушены, акцент II тона над аортой, АД - 110/7- мм рт ст., пульс - 120 в минуту, ритмичный. Анализ крови: эр.-4,8; лейкоциты 16,2; СОЭ - 10 мм /час. Ваш предварительный диагноз?

Задача 2. У пациента 60 лет, ранее страдающего артериальной гипертензией, впервые в жизни возникло ощущение резкой нехватки воздуха, сопровождающееся интенсивными болями в левой руке, в связи с чем пациент госпитализирован. При осмотре: состояние тяжелое, серый цианоз, ортопноэ. ЧД 22 в минуту. Тоны сердца глухие, экстрасистолия, ЧСС 120 в минуту, АД 110/70 мм рт ст. Анализ крови: лейкоциты 13,2, СОЭ 12 мм /час. Какое заболевание нужно включить в круг диагностического поиска в первую очередь?

Задача 3. Больной К., 60 лет жалуется на резкую давящую боль за грудиной, которая распространялась в левую руку, шею, челюсть, под левую лопатку. Боль возникла после значительной физической нагрузки - расчищал во дворе снег. Объективно: умеренная бледность кожных покровов, пульс частый. При аускультации первый тон на верхушке ослаблен, выслушивается короткий систолический шум. О какой патологии сердечно-сосудистой системы должен подумать врач?

Задача 4. Больной Н., 52 года. Конституциональный тип гиперстенический. Границы относительной тупости сердца: правая - на 0,5 см кнаружи от правого края грудины, верхняя - в III межреберье, левая - на 1,5 см кнаружи от левой срединноключичной линии. При аускультации над верхушкой ослаблен I тон, над аортой усилен II тон. Pulsus durus, 96 в минуту. АД 180/100 мм рт ст. Консультация окулиста: на глазном дне артерии сужены. Феномен артерио-венозного перекреста. О каком заболевании идет речь?

Задача 5. В отделение поступила больная М., 49 лет, преподаватель средней школы. Жалобы на сильные головные боли, усиливающиеся к вечеру и сопровождающиеся тошнотой, головокружения при ходьбе, мелькание "мушек" перед глазами, сжимающие и колющие боли в области верхушки сердца и слева от грудины, боли усиливаются к вечеру и не купируются приемом нитроглицерина. Анамнез: считает себя больной в течение 3 лет, когда начали беспокоить головные боли. Лечилась амбулаторно. Осмотр: положение активное, отмечается гиперемия лица, цианоза и периферических отеков нет. Каков наиболее вероятный характер заболевания?

Эталоны ответов к задачам:

Задача 1. Острый инфаркт миокарда.

Задача 2. Острый инфаркт миокарда.

Задача 3. Врач должен подумать о стенокардии.

Задача 4. Гипертоническая болезнь.

Задача 5. Синдром артериальной гипертензии.

 

 

Тема и ее актуальность

Недостаточность кровообращения (острая и хроническая). Неотложная помощь при острой левожелудочковой сердечной недостаточности. Понятие о легочном сердце. Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности.

 

Недостаточностью кровообращения (НК) называется такое патологическое состояние, когда сердечно- сосудистая система не способна доставлять органам и тканям необходимое для их нормальной функции количество крови. Различают острую и хроническую НК. Недостаточность кровообращения затрагивает не только сердце, но и подразумевает реакцию всего организма на снижение сердечной деятельности. Основные реакции организма включают: периферическую вазоконстрикцию, активацию нейроэндокринной системы и цитокинов, структурные и функциональные нарушения скелетных мышц, изменения функции легких, задержку натрия и воды. Правильный диагноз НК имеет несколько необходимых условий. К ним относятся правильное распознавание наличия НК, оценка физиологических нарушений, причины, лежащие в основе заболевания, выявление сопутствующих заболеваний, которые могут помешать лечению, и оценка тяжести НК.

 

2.Учебные цели:

Освоение студентами симптоматологии и методов диагностики недостаточности кровообращения, диагностического значения различных дополнительных методов обследования, основных принципов лечения, тактики оказания неотложной помощи при острой левожелудочковой недостаточности, симптоматологии и методов диагностики острой сосудистой недостаточности.

 

В результате освоения темы занятия студенты должны уметь:

1. провести опрос больного с недостаточностью кровообращения

- жалобы

- история заболевания

- история жизни

2. провести осмотр и объективное обследование больного с применением

- пальпации (верхушечный и сердечный толчок, периферические отеки, наличие жидкости в брюшной полости)

- перкуссия (границ относительной и абсолютной тупости сердца, ширина сосудистого пучка, границы печени по Курлову)

- аускультация (тоны и шумы сердца, их локализация и проведение, дыхательные шумы - основные и побочные)

3. исследовать пульс и АД пациента (характеристика пульса, систолическое, диастолическое, пульсовое АД, различие уровня АД на обеих руках и ногах).

4. оценить данные, полученные при объективном обследовании и дать им клиническую трактовку.

5. расшифровать и оценить данные дополнительных методов исследования и дать им клиническую трактовку (Эхо-КГ, ЭКГ, рентгенография, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, исследование функций легких, почек).

6. определить тактику и составить план лечебных мероприятий при изучаемой патологии.

7. оказать неотложную помощь при острой левожелудочковой недостаточности.

8. оказать неотложную помощь при острой сосудистой недостаточности.

 

Для формирования умения студенты должны знать:

1. анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

2. патогенез и особенности нарушения гемодинамики

3. классификацию НК

4. порядок, правила и технику проведения обследования у данной группы больных

5. физические основы и методику проведения дополнительных методов исследования

6. диагностическое значение различных основных и дополнительных методов обследования

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...