Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические расстройства, наблюдавшиеся при




Психические расстройства, наблюдавшиеся при

ясизнеопасных ситуациях во время и после стихийных

бедствий и катастроф

Реакции и психогенные расстройства

Клинические особенности

Реактивные психозы: острые

затяжные

непатологи­ческие (физиологи ческие)

Острые аффективно-шоковые реакции, су меречные состояния сознания с двигатель­ным возбуждением или двигательной затор­моженностью

Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы Относительно кратковременное и непосред­ственно связанное с психогенной эмоцио­нальной реакцией напряженностью, психо­моторных, психовегетативных, гипотими-ческих проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к це­ленаправленной деятельности

Психогенные

патологические

реакции

1евротический уровень расстройств — ост­ро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение сритической оценки происходящего и возмож­ностей целенаправленной деятельности

Психогенные

расстройства

(состояния)

невротического

уровня

Стабилизированные и усложняющиеся не­вротические расстройства — неврастения [невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых со­стояний, депрессивный невроз, в ряде случа­ев утрата критического понимания происхо­дящего и возможностей целенаправленной деятельности

Вот как описывает свое состояние в экстремальных Условиях, связанных с аварией на энергоблоке, специа­лист-атомщик: «В момент нажатия кнопки АЗ-5 (аварий­ная защита) пугающе вспыхнула яркая подсветка указа­телей. Даже у самых опытных и хладнокровных опера-т°ров в такие секунды сжимается сердце... Мне знакомо Увство, переживаемое операторами в первый момент варии. Неоднократно бывал в их шкуре, когда работал а эксплуатации атомных станций. В первый миг — оне-ение в груди, все обрушивается лавиной, обдаетхолод- волной невольного страха прежде всего от того, что


11сиха

логия здоровья


 


 


 


 


             
 
   
 


застигнут врасплох и вначале не знаешь, что делать, пока стрелки самописцев и приборов разбегаются в разные стороны, а твои глаза — вслед за ними, когда неясны еще причина и закономерность аварийного режима, когда од­новременно (опять же невольно) думается где-то в глу­бине, третьим планом, об ответственности и последстви­ях случившегося. Но уже в следующее мгновение насту­пают необыкновенная ясность головы и хладнокровие... ». У неподготовленных людей, неожиданно попавших в жизнеопасную ситуацию, страх порой сопровождается измененным состоянием сознания. Наиболее часто раз­вивается оглушенность, выражающаяся в неполном ос­мыслении происходящего, затруднении его восприятия, нечеткости (при глубоких степенях — неадекватности) жизнеспасающих действий.

Специальные исследования, проводившиеся со 2-го дня Спитакского землетрясения в Армении в декабре 1988 г., выявили более чем у 70% обследованных психо­генные расстройства разной выраженности и длитель­ности —от продолжавшихся несколько минут до длитель­ных и стойких.

Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, возникает растерян­ность, непонимание того, что происходит. За этим корот­ким периодом при простой реакции страха умеренно повышается активность, движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила, что спо­собствует перемещению многих людей в безопасное ме­сто. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинанием, голос становится громким, звонким, мобилизуется воля, внимание, идеамоторные процессы. Мнестические нарушения представлены снижением фиксации окружающего, нечеткими воспоминаниями о происходящем вокруг. Однако в полном объеме запоми­наются собственные действия и переживания. Харак­терно изменение представления о времени: течение его замедляется, длительность острого периода представля­ется увеличенной в несколько раз.

При сложных реакциях страха в первую очередь от­мечаются более выраженные двигательные расстрой­ства. Наряду с психическими расстройствами нередки... тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, 114 ознобоподобный тремор, обмороки, у беременных жеН-


щин — выкидыши. Восприятие пространства изменяет­ся: искажаются расстояние между предметами, их раз­меры и форма. В ряде наблюдений окружающее пред­ставляется «нереальным», причем это состояние затя­гивается на несколько часов после воздействия. Длитель­но могут сохраняться и кинестетические иллюзии (ощу­щения колебаний земли, полета, плавания и т. д. ).

Обычно подобные переживания развиваются при землетрясениях, ураганах. Например, после смерча мно­гие пострадавшие отмечают действие непонятной силы, которая их «как будто тянет в яму», они «сопротивляют­ся этому», хватаются руками за различные предметы, стараясь удержаться на месте. Один пострадавший рас­сказал, что у него было ощущение, будто он плывет по воздуху, совершая при этом такие же движения руками, как при плавании.

При простой и сложной реакциях страха сознание сужено, хотя в большинстве случаев сохраняются дос­тупность для внешних воздействий, избирательность поведения, возможность самостоятельно выходить из затруднительного положения. Особое место занимают состояния паники. Индивидуальные панические реак­ции сводятся к аффективно-шоковым. При развитии их одновременно у нескольких человек возможен эффект взаимовлияния, приводящий к массовым индуцирован­ным эмоциональным расстройствам, которые сопро­вождаются «животным» страхом. Индукторы паники — паникеры, люди обладающие выразительными движе­ниями, гипнотизирующей силой криков, ложной уве­ренностью в своих действиях. Становясь лидерами тол­пы в чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок, быстро парализующий целый кол-. лектив.

Предотвращают панику предварительное обучение действиям в критических ситуациях, правдивая и пол­ная информация во время и на всех этапах развития чрез­вычайных событий, специальная подготовка активных лидеров, способных в критический момент возглавить Растерявшихся, направить их действия на самоспасе­ние и спасение других пострадавших.

В развитии экстремальной ситуации определяется
•> Периода, каждому из которых свойственны определен­
ные психогенные нарушения. ,.           


             
 
 
   

 

 


Первый — острый — период длится от начала воз­действия до организации спасательных работ (минуты, часы). В это время наблюдаются преимущественно пси­хогенные реакции психотического и непсихотического уровня, среди которых особое место занимают психи­ческие расстройства у получивших травмы и ранения. Врачу приходится проводить квалифицированный диф­ференциально-диагностический анализ, чтобы выявить причинно-следственную связь психических нарушений как непосредственно с психогениями, так и с получен­ными повреждениями (черепно-мозговая травма, инток­сикация вследствие ожога и др. ).

Специально следует отметить особенности начала развития жизнеопаснои ситуации при растянутом во времени первом периоде. Опасность в это время может не иметь признаков, позволяющих воспринимать ее как угрожающую (как, например, при аварии на Чернобыль­ской АЭС). Осознание угрозы жизни и здоровью возни­кает лишь в результате официальной и неофициальной (слухи) информации от различных источников. Поэтому и психогенные реакции развиваются постепенно, с вов­лечением все новых групп населения. Преобладают не­патологические невротические проявления, а также ре­акции невротического уровня, определяемые тревогой, появившейся вслед за осознанием опасности; удельный вес психотических форм обычно незначителен. Лишь в единичных случаях выявляются реактивные психозы с тревожно-депрессивными и депрессивно-параноидаль­ными расстройствами и обостряются уже имевшиеся психические заболевания.

После завершения острого периода некоторые по­страдавшие испытывают кратковременное облегче­ние, подъем настроения, активно участвуют в спаса­тельных работах, порой, многословно, многократно повторяясь, рассказывают о своих переживаниях. Эта фаза эйфории длится от нескольких минут до несколь­ких часов. Как правило, она сменяется вялостью, без­различием, идеаторной заторможенностью, затрудне­ниями при осмыслении задаваемых вопросов, выпол­нении даже простых заданий. На этом фоне наблю­даются эпизоды психоэмоционального напряжения.. _ с преобладанием тревоги. В ряде случаев пострадав-110 шие производят впечатление отрешенных, погружен-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...