Заключение
______________________________________ I Конкретную программу самовоспитания наметил и двадцатишестилетний А. П. Чехов, когда в письме к брату Николаю перечислял признаки воспитанности: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4)... Нелгутонидажевпустяках... Онинеболтли-вы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... 6) Они не суетны... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... 8) Они воспитывают в себе эстетику... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час... »•' Сам А. П. Чехов не отступал от этой программы в течение всей своей трудной жизни, изумляя окружающих необыкновенной гармоничностью своей личности. В. И. Вернадский, еще будучи студентом университета, выработал для себя программу дальнейшего образования и поведения. «Итак, — писал он, — необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело: 1. Выработка характера. Преимущественно следует: 2. Образование ума: а) знакомство с философией, б) Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим»'. Весьма поучителен пример самовоспитания и самосовершенствования М. Ганди. Он достиг больших успехов 8 Умении регулировать свои потребности и душевные состояния. «Человек, — писал М. Ганди, — является Чел°веком потому, что способен к самоограничению, и °стается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его». Самым главным и самым труд-**К по мнению Ганди, является умение подчинить
Вернадский В. И. Совершенствование психики.
собственному контролю движение своей мысли. «Непроизвольно возникающая мысль есть болезнь ума; обуздание ее означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуздание ветра». И действительно, ум Ганди был настолько дисциплинирован, что он мог сосредоточиться на какой-либо мысли в любой обстановке, мог в самом себе создавать атмосферу, располагающую к размышлению, какими бы неблагоприятными ни были внешние условия. И все-таки способность Ганди к саморегулированию была бы просто непостижимой, если бы мы не приняли во внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это был исключительно целеустремленный человек. «Все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью», — писал он. Здесь мы подходим к вопросу о том, какое значение для самовоспитания имеет генеральная жизненная установка человека, понимание им цели и смысла своей жизни. Это ключевой вопрос для уяснения проблемы самопрограммирования личности. Великие примеры работы над собой, самопрограммирования и самосовершенствования дают нам люди, ставившие перед собой великие жизненные цели. Их процесс самовоспитания теснейшим образом связан с процессом самопрограммирования, но не сводится к нему. Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов).
Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и социальных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование. . __ Различают три основных вида формирования психй-100 ки: стихийное, целенаправленное и самоформирование. Стихийное формирование психики, имеющее место Р результате случайных, не планируемых воздействий на нее, играет важную роль в развитии любой личности. Запрограммировать все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование его психики практически невозможно даже в условиях эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные книги, средства массовой информации — все это влияет на формирование психики. Именно поэтому перед взрос-дьш человеком довольно часто встает задача собственного самовоспитания и самоперевоспитания. Задача общества состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики. Даже поместив человека в «башню из слоновой кости», мы не могли бы этого сделать. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении. В психике человека достаточно много наследственного (переданного через гены) и врожденного (определяемого условиями внутриутробного развития), существующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем они могут быть выявлены и реализованы только под влиянием внешней среды и соответствующей деятельности индивида. Другой вид информации, влияющей на психическое развитие, приобретается в процессе жизни индивида и является основой для самопрограммирования психики.
Прежде чем говорить о методах и способах самопрограммирования психики, остановимся на некоторых общих положениях. Во-первых, не может быть такого самопрограммирования, которое бы не предусматривало определенной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования — сформированная цель действия. Нередко формирование четкой и устойчивой цели оказывается достаточным условием эффективного программирования деятельности Человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в Раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляю-. __ Чего события или образа, оставляющего неизгладимый 1Ьи
след в памяти ребенка. Время от времени активизируясь, этот след все больше завладевает его вниманием, поддерживая интерес к предмету воспоминаний, а со временем побуждает его активно действовать в соответствующем направлении. Если иметь в виду функционирование нервной систе жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. Детально исследовал феномен запечатления советский физиолог И. С. Беритов, назвавший его «психонервным комплексом представления». Установил он и главные особенности процесса запечатления, сводящиеся к следующему: однократное воздействие внешней обстановки запечатлевается в долговременной памяти в виде целостного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспроизводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановки, условий, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно — в результате самовозбуждения соответствующих нервных пунктов; указанному комплексу присуща высокая двигательная активность; достаточно вызвать его образное представление, чтобы соответствующим образом активировался весь организм. Эта активация тем больше, чем меньше времени прошло с момента запечатления.
Таким образом, запечатление можно считать непроизвольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатления может иметь место и у взрослого человека. К сожалению, подобного рода случаи чаще всего приобретают отрицательный характер и в последующем проявляются как навязчивые состояния (навязчивые страхи, представления и т. п. ). Предпосылки для подобного впечатления возникают в так называемых фазовых состояниях . __ коры головного мозга, когда общий тонус психики зна- 1/1) чительно снижен. Вот некоторые примеры такого отрицательного «программирования». Бытует мнение, что если накануне че-довек чрезмерно утомился, то утром остатки утомления легко устранить, выпив большую чашку крепкого кофе. Не зная о том, что даже у нормально отдохнувшего человека большая доза кофеина часто вызывает сильное психическое напряжение, страх, сердцебиение, некоторые пытаются «освежиться» крепчайшим кофе. В фазовом же состоянии, которым и является утомление, бывает достаточно даже небольшой чашки кофе, чтобы вызвать вышеописанные симптомы, имитирующие приступ сердечной недостаточности. Такой сердечный «приступ», сопровождаемый сильным страхом, фиксируется в памяти по типу запечатления и в последующем возникает всякий раз в обстановке, хоть чем-то напоминающей о нем, а иногда и при «беспричинном» воспоминании. Нам нередко приходилось встречать молодых, цветущих людей, которые именно таким образом приобретали тягчайший невроз сердца, годами обследовались и безуспешно лечились. Аналогично установочные реакции могут фиксироваться и в памяти чрезмерно утомленного человека. Так, пожилой рабочий после ночной смены по пути домой переходил улицу в неположенном месте. Неожиданно появившаяся из-за поворота машина, отчаянно скрипя тормозами, остановилась в полуметре от него. Зафиксировавшийся в этой ситуации страх в дальнейшем превратился в невроз и в течение нескольких лет проявлялся мучительными переживаниями всякий раз, когда приходилось переходить любую дорогу. Подобных примеров можно привести много. Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устранению такого рода заболеваний способствует «перепрограммирование» нервной системы с использованием для эт°й Цели фазовых состояний мозга, когда создаются необходимые условия для высокой действенности словесного и образного внушения и самовнушения.
Следует подчеркнуть, что активным началом механизма запечатления всегда является чувственный образ внешнего мира (другой человек, определенная жизненная ситуация) или же образ собственного внутреннего. _. с°стояния. Для того чтобы этот механизм сработал, тре- l/l
буются два дополнительных условия: определенное (фа. зовое) состояние клеток мозга и выраженная эмоциоген-ность ситуации, вызывающая непроизвольное привлечение внимания на достаточно длительное время. При этих условиях чувственный образ прочно фиксируется в долговременной памяти и приобретает программирующую функцию. Программирующая роль внутренних образов может проявляться и в обычных условиях при достаточно высо-/ ком психическом тонусе. Но для этого необходимо, чтобы человек периодически активно и целенаправленно сосредоточивал свое внимание на соответствующем образе, стараясь воспринимать его как объективную реальность. Именно в этом сущность самостоятельной! программирующей функции субъективных образов, программирующей роли представлений. Представлением в психологии называют процесс отражения в центральной нервной системе предметов и явлений. Процесс самопрограммирования психики помогает решать множество разнообразных задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представлений о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения. Представления о себе складываются на основе оценки пройденного жизненного пути, настоящего социального положения и отношения коллектива, на понимании уровня своего развития и образования, на знании своего характера, внешности, состояния здоровья и т. п. Внешность, здоровье и другие физические особенности человека в определенной степени обусловлены случайными обстоятельствами. Тем не менее при необходимости и эти качества подлежат целенаправленной коррекции не только физическими, но и психическими методами воздействия, основанными, как уже отмечалось, на активной роли представлений. Благодаря регулирующей роли сознания человек способен в значительной степени абстрагироваться от 11Ч реальных воздействий и посредством представлении III воссоздавать действие прежних раздражителей или ясе> конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение. Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирование привычек. В зависимости от поставленных жизненных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и вырабатывать новые, более необходимые с точки зрения поставленных целей. Особую трудность представляют привычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр. ). В связи с этим полезно помнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче искоренить, чем обуздать». Важное значение имеет выработка новых целесообразных привычек. При этом привычка может быть и способом стихийного самопрограммирования, и методом целенаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспектив и целей. К существенным программирующим механизмам относится речь. О психофизиологических механизмах речи подробно говорилось при описании особенностей гипноза и аутогенных тренировок. Однако и в бодрствующем состоянии речь сохраняет важную регулирующую и программирующую функцию. Еще И. П. Павлов отмечал, что вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобрение и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности. Вспомним, к^к А. С. Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов», с величайшим удовлетворением воскликнул: «Аи да Пушкин, аи да молодец! » Противоположная форма саморегуляции—самоосуждение и самонаказание. Являясь весьма действенным Редством самовоспитания, она представляет собой не-ходмый элемент внутренней работы по развитию вы- 1/3 сокой требовательности к собственным программам дея тельности. Однако следует при этом помнить, что высокая требовательность к себе не должна сочетаться с постоянным недовольством собой. Привычка к такой внутренней позиции может привести со временем к психиче- : скому дискомфорту, к неверию в собственные возможности, что нередко становится основой «комплекса неполноценности». Среди других форм речевой саморегуляции назовем еще самоприказ, самопринуждение, самоподбадривание. Программирующая роль таких активаторов, даже если они реализуются в виде внутренней речи, достаточно высока. Это показано во многих психологических • исследованиях (например, в области психологии спорта). ; Одним из методов самопрограммирования является рефрейминг — как очень мощное средство коммуникации. В основной теории коммуникации существует ос- : новная аксиома, что сигнал имеет значение только в терминах рамки или контекста, в котором он появился. Неожиданная задержка вылета самолета по расписанию < является досадным недоразумением для пассажиров, ко- • торые уже на борту, и неожиданным счастьем для опаздывающих пассажиров. В любом случае что-то, что воспринято как преимущество или его отсутствие, опреде- с ляется рамкой, в которой оно понимается. Эффективный рефрейминг приводит к изменению в опыте. Рефрейминг — это паттерн (шаблон, стереотип, же- с стко закрепленная программа действий, операций, со- ; бытии, каждое из которых происходит или производится в определенный момент) для создания рабочей рамки, в которой все части системы становятся расставленными в направлении достижения результата. Рефрейминг (6-шаговый). Перед работой надо ввести в транс: рассказать о наличии положительного в поведении; привести примеры других людей; рассказать, что сознание может отдыхать, а работать будет подсознание. Затем: 1. Определите паттерн X, подлежащий изменению. 2. Установите взаимодействие с частью, ответствен а) будет ли часть меня, которая запускает паттерн Аг 1/4 б) определите сигналы, обозначающие ДАУНЕТ. 3. Установите различия между поведением (паттерн а) будешь ли ты согласна позволить мне узнать со б) если ответ ДА, то попросите часть, чтобы она со в) является ли этот ответ приемлемым и имеющим г) обращайтесь теперь к части, которая запускала 4. Создайте новое альтернативное поведение для 5. Ответственность. Спросите у части, имеющей положительное намерение У: согласна ли ты взять ответственность за использование этих трех новых выборов? 6. Экологическая проверка. Существует ли какая-либо часть меня, которая против этих трех новых выборов? Если существует конфликт, повторите, начиная с шага 2. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности. Важнейшим мероприятием, направленным на борьбу Другая область психотерапевтического воздействия связана с выработкой модификаций поведенческого стереотипа. Она способствует возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессор0в прежде, чем они вызовут у него стрессовую реакцию. Психотерапию можно рассматривать как способ раз-решения внутреннего конфликта личности, который чаще всего является причиной стрессовой реакции. Стресс является необходимым жизненным явлением для человека. Он позволяет встретить возникшие труд. ности в состоянии «боевой готовности» и приспособиться к новым условиям. При повторении стрессоров человек приспосабливается к стрессу, и стрессорные реакции ослабевают. Это значит, что в определенных пределах можно тренировать стрессоустоичивость психики. Руководитель с высокой психической устойчивостью (высоким уровнем интеллекта, эмоционально-волевой устойчивостью и личностно-профессиональными качествами) способен принимать адекватные решения в любых чрезвычайных ситуациях. А в некоторых условиях стресс может оказывать и положительное влияние на работоспособность человека. Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также в спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который обусловлен активной положительной мотивацией и подготовкой к предстоящей деятельности. Часто в ответ на воздействие стрессоров человек меняет свое поведение и осуществляет попытки направить свои усилия против источника стресса. Изменение значимости события для человека является одним из важнейших путей сознательного управления стрессом. Изменение попыток справиться с источником стресса и изменение самой поведенческой реакции отличаются друг от друга. При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение человека становится плохо управляемым. Это существенно влияет на попытки человека справиться с источником стресса. Одним из средств избежать стресса является уход от стрессогенной ситуации; его легко достигнуть путем о дыха. Под отдыхом понимается активная деятельность
которая исключает мысли о причинах стресса. Отдых предполагает переключение внимания на иные объекты, не имеющие никакого отношения к стрессу. Поэтому в качестве противострессовых мероприятий полезно заняться рыбалкой, плаванием, прогулкой по лесу, рисованием, лепкой и др. Положительное воздействие на психику человека оказывает также релаксация. Она рассматривается как проявление противострессорного механизма и способствует защите от стрессов. Релаксация позволяет восстановить внутреннее равновесие у человека. Некоторые рекомендации по преодолению стресса. Единственный способ продлить свою жизнь — это ее не укорачивать. Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение в виде подготовки организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс начинает воздействовать с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то же время длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения многих психосоматических заболеваний, таких как инфаркт, язва, гипертония, психические расстройства и т. п. Стресс — наш постоянный «попутчик», поэтому с ним нужно считаться и в целях его снятия знать его природу и причины возникновения.
Вообразим первобытного человека — нашего далекого предка — и понаблюдаем за его внутренним состоянием и поведением в ситуации опасности. Итак, он спокоен, мирно сидит в тени дерева со своей семьей. Вдруг он услышал какие-то звуки, напоминающие рев зверя. Сначала вдали, затем все ближе и ближе. Насторожившись, он берет палку. Учащается дыхание, мыш-Цы напрягаются — человек готов к схватке. Он видит приближающегося зверя — огромного медведя, и в Душе у него начинается борьба. Им овладели, с одной стороны, страх перед разъяренным зверем, с другой стороны — желание победить в схватке и приобрести Необходимый запас еды. По мере приближения медведя психическое возбуждение у человека нарастает, он г°тов действовать. Окажись рядом современный врач, .. „ °Н бы установил, что у пациента учащенный пульс, по- I// сихология здоровья
вышенное кровяное давление, а уровень «стрессовых» веществ в крови и моче превышает норму. Это, заключил бы врач, стресс. Возможные варианты поведения древнего человека в этой ситуации — бегство или победная схватка — непременно разрядили бы его психическое или физическое напряжение. Расслабившись, древний предок успокоился бы, нормализовались бы пульс и кровяное давление, уровень «стрессовых» веществ пришел бы в норму. Иными словами, в организме человека произошла бы разрядка, стресс нашел бы выход и перешел в дистресс. И сегодня человек реагирует на любую стрессовую ситуацию точно так же: психическим или физическим напряжением. По внешним признакам мы замечаем — лицо стало сумрачным, зубы сжимаются, голова уходит в плечи, мышцы (до боли! ) напрягаются. Несбалансированный ритм современной жизни приво-диткдисгармонии нашего природного психосоматического равновесия, что крайне неблагоприятно отражается на потенциале как физического, так и психического здоровья. Найденный путь профилактики последствий стресса позволит значительно укрепитьпсихикучеловека, что крайне важно для того, чтобы он сполна смог испытать ощущение счастья, гармонии и красоты. Узнайте о том, как стресс реагирует на человека. Что же мы знаем о стрессе и как человек реагирует на него? Разберемся в этом поподробнее. Основные реакции человека на стрессы: • частые стрессы, вызванные неблагоприятными • пассивность, беспомощность, депрессии как след • активная защита от стресса в виде волевого ухода • активная релаксация (расслабление), которая, как Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различ- ны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса. Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Что же происходит в организме во время стресса? В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникают состояние тревоги, смятения, которые являются автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и привести организм в состояние высшей активности, что проявится в усиленном сердцебиении, повышении кровяного давления, в напряжении мышц и других изменениях, сигнализирующих о готовности обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или же не очень (словесное оскорбление, вызывающее поведение), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите (как в приведенном выше случае с первобытным человеком), но ваша нервная система функционирует так же, как и у далекого предка. Механизм реакции тревоги при стрессе был подробно проанализирован американским физиологом Уолтером Кенноном в 1935 г. Поведенческая активность человека им была определена как реакция борьбы или бегства. Информация о реакции тревоги, как считает У. Кен-нон, поступает в мозг, где имеется особая «ретрансляционная станция» — гипоталамус, отсюда через нервные окончания передается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых» гормонов — адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Из мозга поступают особые сигналы, приводящие весь организм к психическому напряжению и готовности действовать. Недавно было доказано, что при физическом стрессе Надпочечники выделяют преимущественно норадрена-лин, при психическом (тревога, страх, ярость) — прежде. __ всего адреналин. Однако и тот и другой гормон учащают 1/и
пульс и дыхание, повышают кровяное давление, что по цепной реакции приводит в конце концов к сердечнососудистым и психическим заболеваниям. К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся: • гормон «эндорфин», оказывающий действие, по • цереброгастроинтестинальные гормоны, имею • так называемые инфекционные гормоны. Врачи По мнению специалистов, стресс может вызвать нарушение в работе любых органов. Условно их можно свести к пяти системам: 1. Желудочно-кишечная. Выход эмоций чаще всего ведет к хроническим расстройствам желудка, нервным , в - болям в животе, язвам пищеварительного тракта и дрУ' 10 U гим психосоматическим заболеваниям. 2. Жевательная. В трудные ситуации многие из нас, 3. Мышцы спины. Они являются в отличие от других 4. Сердечно-сосудистая. Сюда входят сердце и мыш 5. Кожная. Стресс в этой области может вызвать Перечисленные выше последствия стресса не исключают друг друга, они могут, что чаще всего бывает, сменять друг друга. Все эти симптомы, будучи общей реакцией организма на стресс и напряжение, действуют как адаптационная способность сопротивляться. А поскольку последствия слабого сопротивления накапливаются, необходимо снимать их и, если необходимо, лечить, как только они появляются. Напомним, что существует тесная связь между стрессом и старением. Старение есть итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение всей жизни. Под влиянием интенсивного стресса реакция тревоги, фаза сопротивления и фаза истощения быстро сменяют друг друга. Любой стресс может после себя оставить необратимые химические рубцы, накопление которых и обусловливает признаки старения тканей. Есть принципиальные различия между износом организма и его старением. Износ, считает Г. Селье, это скорее результат стресса, а накопление неустранимых повреждений — это старение. Возникающие «пигменты старения», особенно в клетках сердцаипечениупожилыхлюдей, можно увидеть даже Под микроскопом. Это своего рода нерастворимые осадки, 181 которые приводят к потере эластичности соединительных тканей, затвердеванию стареющих кровеносных сосудов. У молодых поврежденные частицы ткани легко компенсируются здоровой тканью, у пожилых же людей потери замещаются рубцами из соединительных тканей. Они накладываются, по мнению специалистов, на «химические шрамы» — нагромождения обменных шлаков, в результате чего не могут быть выведены из организма. Однако успешная деятельность, какой бы напряженной она ни была, оставляет значительно меньше рубцов, чем деятельность, результатом которой были удручающие неудачи. Для жизнерадостно-преуспевающих людей жизнь всегда становится своеобразным досугом, поскольку их занятия им всегда по душе. Регулярно проводите аутодиагностику стресса. Когда вам удастся познать свой личный стресс и до конца выяснить конкретные причины, его вызывающие, это будет означать, что вы готовы научиться управлять стрессом. Стрессовое напряжение может возникнуть в различных жизненных ситуациях. Вот одна из них, наиболее знакомая автомобилистам. Вы ведете машину по шоссе, и вас начинает обгонять другой водитель, причем не просто обгоняет, но и «подрезает» вашу машину. Эта внезапная, непредвиденная ситуация вызывает у вас естественную реакцию: учащаются пульс и дыхание, напряжены шейные и плечевые мышцы, вы рассержены и начинаете громко ругаться. Только спустя несколько минут после этой стрессовой ситуации вы успокаиваетесь и внешний вид приходит в норму. Физические и психические реакции на стрессовый импульс многовариантны. Уже само по себе возникновение стрессовой ситуации влечет за собой негативные последствия: боли в области желудка, частое мочеиспускание, головные боли, невозможнос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|