Оптимизация психической устойчивости
________________________________ ных в себя, часто и глубоко вздыхают, отмечается бра-дифазия. Ретроспективный анализ показывает, что внутренние переживания у этих людей нередко связываются с мистически-религиозными представлениями. Другим вариантом развития тревожного состояния в этот период может быть «тревога с активностью», проявляющаяся двигательным беспокойством, суетливостью, нетерпимостью, многоречивостью, стремлением к обилию контактов с окружающими. Экспрессивные движения несколько демонстративны, утрированы. Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией; происходит мысленная «переработка» случившегося, осознание утрат, предпринимаются попытки адаптироваться к новым условиям жизни. На фоне вегетативных дисфункций нередко обостряются психосоматические заболевания, относительно компенсированные до экстремального события, появляются стойкие психосоматические нарушения. Наиболее часто это бывает у пожилых людей, а также при наличии резидуальных явлений органического заболевания ЦНС воспалительного, травматического, сосудистого генеза. Во втором периоде (развертывание спасательных работ) начинается «нормальная» жизнь в экстремальных условиях. В это время для формирования состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большее значение приобретают особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только сохранения в ряде случаев жизнеопаснои ситуации, но и новых стрессовых воздействий (утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества). Важный элемент пролонгированного стресса — ожидание повторных воздействий, несовпадение с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников и т. д. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с астенодепрессивными проявлениями.
В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, своеобразная «калькуляция» утрат. При-.. _ °бретают актуальность и психогенно-травмирующие 11/ факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, способствующие формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социальнострессовые расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный «подострый» характер, наблюдаются как «соматизация» многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу «невротизация» и «психопатизация». Последние связаны с осознанием травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни. Каждое из упомянутых состояний имеет свои особенности, предопределяющие методико-организационную и лечебную тактику. Особого внимания заслуживают реактивные психозы, возникающие в первый период жизнеопасной ситуации. Они характеризуются выраженными нарушениями психической деятельности, лишающими человека (или группу людей) возможности адекватно воспринимать происходящее, на продолжительное время нарушающие трудо- и работоспособность. Развиваются также вегетативные и соматические нарушения — со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и т. д., в ряде случаев выраженные столь резко, что становятся ведущими в болезненных проявлениях.
Реактивные психозы, как правило, развиваются остро, под воздействием совокупности чрезвычайных неблагоприятных факторов. Принято считать, что им способствуют переутомление, общая астенизация, нарушения режима сна, питания, предварительная физическая и психическая травматизация (например, легкие травмы тела и головы, озабоченность судьбой родных и близких и т. д. ). Фугоформные реакции кратковременны — до нескольких часов, ступорозные более длительны до 15—20 суток. Полное выздоровление отмечается практически во всех случаях. Эти состояния, типичные для жизнеопасных ситуаций, по механизмам возникновения ~_ трактуются как примитивные реакции на угрозу для Пи жизни. __ Психогенные сумеречные расстройства сознания характеризуются сужением объема сознания, преимущественно автоматическими формами поведения, двигательным беспокойством (реже — заторможенностью), иногда — отрывочными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Обычно они непродолжительны (у 40% всех больных завершаются в течение суток). Как правило, у всех отмечается полное восстановление здоровья и адаптированной деятельности. Затяжные реактивные психозы формируются медленнее острых, обычно в течение нескольких суток. Чаще встречается депрессивная их форма. По симптоматике это — достаточно типичные депрессивные состояния с известной триадой клинических проявлений (снижение настроения, двигательная заторможенность, замедление мышления). Больные поглощены ситуацией, все их переживания определяются ею. Обычно наблюдаются ухудшение аппетита, похудание, плохой сон, запоры, та- ' хикардия, сухость слизистых оболочек, у женщин — прекращение менструаций. Выраженные проявления депрессий без активного лечения нередко затягиваются на 2 — 3 месяца. Окончательный прогноз в большинстве случаев относительно благоприятный.
Психогенный параноид обычно развивается медленно, в течение нескольких дней, и, как правило, носит затяжной характер. Среди клинических проявлений на первом месте стоят аффективные нарушения: тревога, страх, депрессия. На их фоне обычно формируются стойкие бредовые идеи отношения и преследования. Отмечается тесная связь аффективных расстройств и выраженности бредовых переживаний. Псевдодементная форма, как и остальные затяжные психозы, формируется в течение нескольких дней, хотя нередко отмечаются и случаи острого развития. Психотические явления сохраняются в течение месяца и более, состояние больных характеризуется нарочито грубыми демонстрациями нарушения интеллекта (невозможность назвать возраст, дату, перечислить фак- ' ты анамнеза, имена родных, произвести элементарный счет и др. ). Поведение носит характер дурашливости: неадекватная мимика, вытягивание губ «хоботком», сюсюкающая речь и т. д. Особенно отчетливо псевдодемен- „_, Ция проявляется при просьбе совершить простейшие III арифметические операции (сложение, вычитали
Особое значение имеет возможность развит хогений одновременно с другими поражениями ^ П мами, ранениями, ожогами, которые в таких с гут протекать более тяжело. Каждая травма ц болез ных симптомов. Неосложненное течение травм зав SH Большие затруднения возникают при организации помощи пострадавшим. Первоочередная задача — выявить лиц с острым психомоторным возбуждением, обеспечить безопасность их и окружающих, ликвидировать обстановку растерянности, исключить возможность возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия оказывающих помощь имеют особенно большое «успокаивающее» значение для людей с субшоковыми (субаффективными) психогенными реакциями.
Во втором и третьем периодах развития ситуации по завершении чрезвычайного происшествия необходимо использовать комплекс различных психотерапевтических методов, медикаментозных средств и социально-реабилитационных программ. Они являются не только необходимыми лечебными мероприятиями при конкретных психических расстройствах, но и служат профилактической основой посттравматических стрессовых расстройств.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Категория психологической защиты относится в со-менной психологии к разряду давно и прочно утвер-шихся научных терминов. Она вошла во все психотические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. Термин «защита психологическая» употребляется для обозначения «любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт... » —таково одно из самых общих определений этого феномена (Психология..., 1990. С. 121). Впервые термин «защита» (abwehr) был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» в 1894 г. Однако открытие самого явления Фрейд адресует Брау-эру: «Содержание открытия Брауэра сводится к положению, что симптомы у истерических больных зависят от потрясающих, но забытых сцен из их жизни. Основанное на этом положении лечение старается вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизводить их (катарсис). Отсюда вытекает частичная теория о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения (конверсия)». В последующем теория психологической защиты раскрывалась авторами других работ, в ко-орых она описывалась как «способ борьбы «Я» против тов> ГпеННЬ1Х И невыносимых ДЛЯ личности идей, аффек-замен Ж6 ФреЙА от этого термина отказался, и он был иия сиН Термином «вытеснение». В работе «Торможе-ВеРнул" ПТ°МЫ и, тРевожность» (1926) Зигмунд Фрейд чил ее ка К °Тарои конЦепции защиты, при этом обозна-ТоРЫе «я» < < главное определение для всех способов, ко-вести кнев10110^3^673 конФликте> который может при-0бозначения> ЗУ> > 'Термин вытеснение был сохранен для одного из специальных методов защиты, который обслуживает те же самые цели защитные механизмы, а именно «охрана «5h> ° И ктивных требований». Зигмунд Фрейд придавал огромное значени
Каждый защитный механизм, считает отечестве ный психолог P. M. Грановская, формируется вначал для овладения конкретными инстинктивными побуж^ дениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные переживания — автоматическая, а именно физиологический уход от раздражителя. Из защитных реакций, отмеченныхудетейиподрос-тков, наиболее типичны, как считает А. Е. Личко: пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, компенсация и изоляция. По мнению Грейс Крайг, самыми распространенными защитными механизмами, усваиваемыми детьми, являются: уход, идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивные образования. Что заставляет включать особые способы переработки тревожащей информации? Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отношение к себе и ощущение себя как хорошего и достойного. Однако ребенок сталкивается с тем, что нормы, Ф°Р мирующие отношение к нему взрослых, ему не^он5П^я Это приводит к формированию у детей двойной мор^ ^ Одна предназначена для мира взрослых и отражав ^ верхностное понимание (повторение на уровне с*^ ценностей, другая для себя и своих сверстников. на. когда ребенок встречает истинное понимание и Р ние своих чувств и своего состояния, он сПОС°_чеСкий одолеть свои внутренние конфликты, психоло ; нка постепенно обнару-, ые эшюОАР вытеснения. Фрейда связано с избежанием внут-iM активного выключения из со-' юрмации о случившемся в це- нне РеНП^пабывания)неиич-^»-, -------------- , - знания [ jo ^ истинного, но неприемлемого мотива свое-лом, а толь ВытеснеНие направлено на то, что раньше го повеАезнано Хотя бы частично, а запрещенным стало был0И°С°О и поэтому удерживается в памяти. Оно озна-В что в дальнейшем этому побуждению, хотя оно су-ЧЭ ствует не позволяется вступить в область сознания. Ще Условием вытеснения выступает результат сравнения новой информации с идеалом «Я». При неблагоприятном для личности результате такого сравнения некоторые влечения откалываются от единства с другими, задерживаются на пути движения к реализации, то есть на ближайшее время для них исключается возможность удовлетворения. Причина подобного забывания—намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Анализируя материал, относительно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения. Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично. При неполном — остается невытес-ненным отношение человека к истинному мотиву. Оно сохраняется и проникает в сознание в трансформированном виде, как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика, относящегося с отвращением к урокам на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или сУДороги в руках. Ункцию вытеснения автор иллюстрирует одним «гру-м сравнением»: «Допустите, что в аудитории... находит-вниман ^^'котоРы^наРУшает'гашинУиотвлекаетмое товнек)116 ОТ ПреАСТ0ЯЩ-ей мне задачи своим смехом, бол-Условиях°ПОТОМ Н°Г' ^ объясняю-что я не могу при таких Деляется цИТать Ь^ее лекцию, и вот из вашей среды вы-*е кпд™0 есколько сильных мужчин и выставляют, пос- временной борьбы, нарушителя порядка за. __ Рь он вытеснен, и я могу продолжать свою лек- 1 Си
цию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выброшенный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершенного ими вытеснения пододвигают свои стулья к двери и обосновываются там, представляя собою сопротивление. Если вы переведете теперь наименования обоих мест (в а-удитории и за дверью) на язык психологии как сознательное и бессознательное, то вы будете иметь довольно верное изображение вытеснения»'. Вытеснение не то же самое, что полное прекращение. Соответствующие возбуждения вызываются при этом обычным образом, но благодаря психической задержке они не допускаются к достижению своей цели и оттесняются на другие пути, пока не проявятся как симптом. Вытеснение «обслуживаеттенденции враждебности, сексуальности, сальности, агрессии, сатиры, обороны, скабрезности (желание обнажить), циничности, критичности и святотатства». Таким образом, подпонятием «вытеснение» Зигмунд Фрейд предполагал механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику. Бессознательно оно возникает в детстве человека, и это обстоятельство объясняет большинство его особенностей. Инфантильное, вытесненное из сознательной жизни не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации (и тем самым снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов. В качестве одного из защитных способов Зигмунд Фрейд рассматривает превращение сексуальных влечений в высшие типы человеческой активности, он называет это термином, который встречается в работах Ницше, — сублимацией либидо. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. _________________________________ Сублимация (замещение) — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной, с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, приемлемое и поощряемое обществом. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и т. д. ). К видам сублимирования можно отнести встречающиеся в работах 3. Фрейда выражения: «изображение удовлетворенного желания», «игра», «фантазии», «перераспределение» и др. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт состоит из множества компонентов. У человека он, вероятно, выражен сильнее, нежели у большинства высших животных. Он отдает в распоряжение культурной работы необыкновенно большую силу, вследствие особенной своеобразной способности его замещать свою непосредственную цель без существенной потери и интенсивности. Эта способность замещать первоначально сексуальную энергию другой, несексуальной, но родственной психической называется способностью к сублимированию. В противовес этой способности к замещению, в которой состоит культурная ценность этого инстинкта, в нем бывает и особенно упорная фиксация, благодаря которой он теряет способность замещения и при случае выражается в так называемых ненормально-стях. Но безгранично продолжать этот процесс замещения, несомненно, нельзя. Известная часть непосредственного сексуального удовлетворения является неизбежной для большинства организмов, и неудовлетворение этой индивидуально варьирующей части мы должны считать явлениями болезненными. В процессе сублимирования антисоциальные импульсы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная форма психологической защиты, поскольку она не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому Результату. Особым видом сублимирования считается подавление посредством реактивного образования. Реактивное образование — это защитный механизм, с помощью ко-орого человек бессознательно маскирует свою трево-. __ ™ по поводу непозволительных мыслей или желаний, Ма прибегая к поведению прямо противополож Одним из наиболее онтогенетически ранних спос бов защиты З. Фрейд считал характерное для психичес ких процессов явление регрессии, когда благодаря ассоциациям взрослый человек «возвращается» назад к более ранним переживаниям и обращается к своему прошлому инфантильному опыту. «... всякое патогенное переживание предполагает другое, более раннее переживание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему»'. Таким образом, регрессия — это соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления, возврат к прежней фазе развития к первой (детской) фиксации (запечатлению, повышенной цепкости). Частота пользования этим способом зависит от интеллектуального развития и растет вместе с высокой личной культурой. Механизм защиты по типу проекции (вымещения) — это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другому или другим. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Мех низм проекции универсален в сфере национальных расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненав ^ мой этнической группе приписываются собственны ^ не осознаваемые черты и свойства. Таким Pa3°gH1Je тенденции получают определенный выход, напр Фрейд 3. Психология бессознательного. М., I98 -^^ притом, что оценочные, моральные уста-пазря*аеТСгознания не страдают, остаются исходными. яовк11 самоси ^^ ^ ^ Ухтомским теория доминанты по- Разработа ыть глубинные механизмы проекции. зволила еМ^еН0Мены «двойника» и «заслуженного со-он описал Фйник> > ^как внутреннее представление беседника> > ' образуется с помощью проецирования на о партнеРе' человека своих собственных безнрав-0браз дР^ачестВ| а «заслуженный собеседник» форми-сТВеНа'спомо1ЦЬЮ идентификации как результат пере-руется ^^ глубокого интереса и уважения к другой Н°Са ти ' Здесь важно обратить внимание на то, что ЛИЧИ°ек с преобладанием защиты по типу проекции в iSx видит прежде всего самого себя. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика. Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни. Эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо на более слабого (например, неприятности на работе и унижение со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). в рамках этого механизма возникло выражение «козел ™УЩения». Это именно та фигура, на которую ориен-Р ан механизм вымещения определенного лица или Ранне НТИФикаЧия обычно рассматривается как самое Ч°м. ИдПР°Я^еНИе эмоЧиональной связи с другим ли-здт™,. - ^гификация — разновидность проекции, свя-
'Ждествлением себя с дру- оминанты // Собр. соч. В 4 т. Т. 1.
у действи ы фикация расширяет «Я», включая в него не то ^ Развивается идентификация в детских ролевы pax: дочки-матери, пожарные, космонавты и т. д н ИГ мер, малолетний мальчик делает отца своим идеалРИ хочет решительно во всем быть на его месте. Механ °М очень близкий к проекции, но реализует иные цели дГ идентификации с кем-то нужна определенная мера схоГ ства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, близости и дает старт процесса отождествления. Проекция и идентификация имеют свои ограничения Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к принятию того, что отвергается другими, но что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако какис-ключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его ценностями означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека. Косвенное подтверждение в социально-психологических фактах получили представления А. Фрейд об идентификации с агрессором как о способе преодоления страха. В исследовании Дж. Горера было установлено, что иммигранты, проживающие в США недолгое вре^ мя, проявляют гораздо более сильную враждебность вновь въезжающим, чем к дольше живущим там (I °Р £ 1848). В теории социального научения А. Бандурып ^ дение такого рода характеризуется скорее как *? агрессивного поведения, которая усваивается на ^ телем, если это приносит очевидные выгоды (I • ' ^ реева, 1978; А. Бандура, 1973). Ф. Хайдегерпредпол^ что в этих случаях защита выдвигается не прот |^ь1Й меха у W мет определенного рода самообман (когда имеет ме-Р бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею). Человеку свойственно рационально объяснять свое поведение себе и окружающим, даже если оно иррационально. Так, в экспериментах зарубежного психолога Коффки испытуемым давался ряд бессмысленных поручений. При этом обнаруживалась тенденция к их осмыслению, поискам смыслов, приданию смысла совершенно бессмысленным действиям. Очень часто у испытуемых встречается ссылка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов). Главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Так, агрессивный человек говорит, что как сильный человек он не может позволить никому «сесть себе на шею», а равнодушный, что он независим и самостоятелен.
Иногда рационализация — это единственная возмож-ость в удержании смысла той деятельности, которой ^ еловек посвятил всю свою жизнь. Это особенно касает-AV vt> X ЛИЦ' ^ КОТОРЫХ наблюдается мощный разрыв меж-тает с №еМ Притязании и возможностями. Девушка меч-сРедст^ТЬ актРисои- На самом деле она достаточно по-но она 6ННая актРиса, и жизнь не раз показывала ей это, ка проч°^НО Не хочет расставаться с иллюзией. Девуш-НеУспех ° выстРаивает рационализаторскую защиту: в Иг ВИновата не она, а происки ее врагов, не она Рает, а ее партнер и т. д. Польский исследова- 1ГИя здоровья 1Z!
ста поступка, который совершить не удалось или Ц Итак, рационализация — это поиск ложных осно Гораздо реже в работах 3. Фрейда встречаются описания других механизмов защиты, которым он придает значительно меньшее значение. Таким механизмом является отрицание. Отрицание означает категорическое отвержение собственной причастности, события или симптома в собственных интересах. Считается близким к вытеснению, но реализуется на сознательном уровне. При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережитом или мысленно отталкивает это от себя, устраняя намерение, то соответствующие психические акты деформируются. Возникающая деформация осуществляет диссоциацию следов в памяти, то есть разделение их на раз решенные к произвольному вспоминанию и неразреш ные. Поэтому подавление и обнаруживается в РазР ном характере воспоминаний — из общей картины F шлых событий что-то оказывается запрещенным ^ произведению. Причем не все негативные собы ga. давляются в равной мере. Чаще проявляется пеР^ сла. ние сексуальных побуждений, страха, собствен ^_ бости, агрессивных намерений против родител подавленные, неразрешенные к вспоми-СвеДеНИ 'аНЯеНЫе в бессознательном, не абсолютно наяию и С°Х\дя сознания. Они могут проявляться в об-цеА°сТУпЯа неловких движениях навязчивых со- цА„лсках, неловких движениях, навязчивых со-м0Лвках, о ^^ ^ разнообразных симптомах. Если уда-сТ0Яниях, ловия для осознания причин конфликта, ется созда ^у^ ^р^дению. Его можно ослабить или т° °Н П°йтрализовать с помощью мыслительной деятель-в0ВС6 " правленной на перестройку иерархии личнос- НОСТИ, и тяых ценностей. Отчуждение — это психологическая защита, связан- изоляцией, обособлением внутри сознания особых на* ССВЯзанных с травмирующими факторами. При воз- кновении расщепления личности мышление становится отчужденным. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопоставлено с тем, что было вчера. Из этого описания видно, что изоляция провоцирует распад обычного функционирования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психики способность перемещаться из одной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. Таким образом, если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает ^зможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное свое1*61™6 °Т чего" либо позволяет обрести внутреннюю же отнУ И ПолАеРживать Достойный образ жизни. Если стыо и°Шения между желаниями человека и возможно- л бе РазРываются-то отчуждение Снов °Я ФактоР°м' нарушающим самосознание. °РИентац 6НИе ВИА замеЩения, где происходит пере-План: из Я пеРенос недоступного действия в иной облаАаюш аЛЬН°Г0 мира в МИР сновидений. Действия, Щ замещающим характером, разворачивают-
ш
ся в сюжете сновидений. Они конструиРУ1о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|