Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация психической устойчивости




________________________________

ных в себя, часто и глубоко вздыхают, отмечается бра-дифазия.

Ретроспективный анализ показывает, что внутренние переживания у этих людей нередко связываются с мис­тически-религиозными представлениями. Другим вари­антом развития тревожного состояния в этот период мо­жет быть «тревога с активностью», проявляющаяся дви­гательным беспокойством, суетливостью, нетерпимос­тью, многоречивостью, стремлением к обилию контак­тов с окружающими. Экспрессивные движения несколь­ко демонстративны, утрированы. Эпизоды психоэмоци­онального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией; происходит мысленная «переработка» случив­шегося, осознание утрат, предпринимаются попытки адаптироваться к новым условиям жизни.

На фоне вегетативных дисфункций нередко обостря­ются психосоматические заболевания, относительно компенсированные до экстремального события, появля­ются стойкие психосоматические нарушения. Наиболее часто это бывает у пожилых людей, а также при наличии резидуальных явлений органического заболевания ЦНС воспалительного, травматического, сосудистого генеза.

Во втором периоде (развертывание спасательных ра­бот) начинается «нормальная» жизнь в экстремальных условиях. В это время для формирования состояний де­задаптации и психических расстройств значительно большее значение приобретают особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только сохра­нения в ряде случаев жизнеопаснои ситуации, но и но­вых стрессовых воздействий (утрата родных, разобще­ние семей, потеря дома, имущества). Важный элемент пролонгированного стресса — ожидание повторных воз­действий, несовпадение с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших род­ственников и т. д. Психоэмоциональное напряжение, ха­рактерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «де­мобилизацией» с астенодепрессивными проявлениями.

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих про­исходит сложная эмоциональная и когнитивная перера­ботка ситуации, своеобразная «калькуляция» утрат. При-.. _ °бретают актуальность и психогенно-травмирующие 11/


               
   
   


факторы, связанные с изменением жизненного стерео­типа, способствующие формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняю­щимися неспецифическими невротическими реакция­ми и состояниями начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социальнострессовые расстрой­ства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный «подострый» характер, на­блюдаются как «соматизация» многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу «невротизация» и «психопатизация». Последние связаны с осознанием травматических по­вреждений и соматических заболеваний, а также с ре­альными трудностями жизни.

Каждое из упомянутых состояний имеет свои особен­ности, предопределяющие методико-организационную и лечебную тактику. Особого внимания заслуживают реактивные психозы, возникающие в первый период жизнеопасной ситуации. Они характеризуются выра­женными нарушениями психической деятельности, ли­шающими человека (или группу людей) возможности адекватно воспринимать происходящее, на продолжи­тельное время нарушающие трудо- и работоспособность. Развиваются также вегетативные и соматические нару­шения — со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и т. д., в ряде случаев выраженные столь резко, что стано­вятся ведущими в болезненных проявлениях.

Реактивные психозы, как правило, развиваются ост­ро, под воздействием совокупности чрезвычайных не­благоприятных факторов. Принято считать, что им спо­собствуют переутомление, общая астенизация, наруше­ния режима сна, питания, предварительная физическая и психическая травматизация (например, легкие трав­мы тела и головы, озабоченность судьбой родных и близ­ких и т. д. ). Фугоформные реакции кратковременны до нескольких часов, ступорозные более длительны до 15—20 суток. Полное выздоровление отмечается прак­тически во всех случаях. Эти состояния, типичные для жизнеопасных ситуаций, по механизмам возникновения ~_ трактуются как примитивные реакции на угрозу для Пи жизни.


                                                                              __

Психогенные сумеречные расстройства сознания ха­рактеризуются сужением объема сознания, преимуще­ственно автоматическими формами поведения, двига­тельным беспокойством (реже — заторможенностью), иногда — отрывочными галлюцинаторными и бредовы­ми переживаниями. Обычно они непродолжительны (у 40% всех больных завершаются в течение суток). Как правило, у всех отмечается полное восстановление здо­ровья и адаптированной деятельности.

Затяжные реактивные психозы формируются мед­леннее острых, обычно в течение нескольких суток. Чаще встречается депрессивная их форма. По симптоматике это — достаточно типичные депрессивные состояния с известной триадой клинических проявлений (снижение настроения, двигательная заторможенность, замедление мышления). Больные поглощены ситуацией, все их пе­реживания определяются ею. Обычно наблюдаются ухудшение аппетита, похудание, плохой сон, запоры, та- ' хикардия, сухость слизистых оболочек, у женщин — пре­кращение менструаций. Выраженные проявления деп­рессий без активного лечения нередко затягиваются на 2 — 3 месяца. Окончательный прогноз в большинстве слу­чаев относительно благоприятный.

Психогенный параноид обычно развивается медлен­но, в течение нескольких дней, и, как правило, носит за­тяжной характер. Среди клинических проявлений на первом месте стоят аффективные нарушения: тревога, страх, депрессия. На их фоне обычно формируются стой­кие бредовые идеи отношения и преследования. Отме­чается тесная связь аффективных расстройств и выра­женности бредовых переживаний.

Псевдодементная форма, как и остальные затяжные психозы, формируется в течение нескольких дней, хотя нередко отмечаются и случаи острого развития.

Психотические явления сохраняются в течение ме­сяца и более, состояние больных характеризуется наро­чито грубыми демонстрациями нарушения интеллекта (невозможность назвать возраст, дату, перечислить фак- ' ты анамнеза, имена родных, произвести элементарный счет и др. ). Поведение носит характер дурашливости: неадекватная мимика, вытягивание губ «хоботком», сю­сюкающая речь и т. д. Особенно отчетливо псевдодемен- „_, Ция проявляется при просьбе совершить простейшие III


арифметические операции (сложение, вычитали
жение). Ошибки при этом столь чудовищны чт
вается впечатление, будто больной нарочно да° СКладь1
ные ответы.                                                      ет Невер.

 Си"

 лсГ

мозга чревата возможностями легкого развития пВНого генных невротических реакций и фиксации б^0  Н

Особое значение имеет возможность развит хогений одновременно с другими поражениями ^ П мами, ранениями, ожогами, которые в таких с гут протекать более тяжело. Каждая травма

 ц болез

ных симптомов. Неосложненное течение травм зав SH
от тактики врача-специалиста, обеспечивающего «n^
хическую асептику».                                              си"

Большие затруднения возникают при организации помощи пострадавшим. Первоочередная задача — выя­вить лиц с острым психомоторным возбуждением, обес­печить безопасность их и окружающих, ликвидировать обстановку растерянности, исключить возможность воз­никновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия оказывающих помощь имеют осо­бенно большое «успокаивающее» значение для людей с субшоковыми (субаффективными) психогенными реак­циями.

Во втором и третьем периодах развития ситуации по завершении чрезвычайного происшествия необходимо использовать комплекс различных психотерапевтичес­ких методов, медикаментозных средств и социально-ре­абилитационных программ. Они являются не только не­обходимыми лечебными мероприятиями при конкретных психических расстройствах, но и служат профилакти­ческой основой посттравматических стрессовых рас­стройств.


 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Категория психологической защиты относится в со-менной психологии к разряду давно и прочно утвер-шихся научных терминов. Она вошла во все психо­тические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. Термин «за­щита психологическая» употребляется для обозначения «любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт... » —таково одно из самых общих определе­ний этого феномена (Психология..., 1990. С. 121).

Впервые термин «защита» (abwehr) был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» в 1894 г. Однако открытие самого явления Фрейд адресует Брау-эру: «Содержание открытия Брауэра сводится к поло­жению, что симптомы у истерических больных зависят от потрясающих, но забытых сцен из их жизни. Осно­ванное на этом положении лечение старается вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизводить их (катар­сис). Отсюда вытекает частичная теория о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи опреде­ленного количества неразрешенной энергии возбужде­ния (конверсия)». В последующем теория психологичес­кой защиты раскрывалась авторами других работ, в ко-орых она описывалась как «способ борьбы «Я» против тов> ГпеННЬ1Х И невыносимых ДЛЯ личности идей, аффек-замен Ж6 ФреЙА от этого термина отказался, и он был иия сиН Термином «вытеснение». В работе «Торможе-ВеРнул" ПТ°МЫ и, тРевожность» (1926) Зигмунд Фрейд чил ее ка К °Тарои конЦепции защиты, при этом обозна-ТоРЫе «я» < < главное определение для всех способов, ко-вести кнев10110^3^673 конФликте> который может при-означения> ЗУ> > 'Термин вытеснение был сохранен для одного из специальных методов защиты,




который обслуживает те же самые цели защитные механизмы, а именно «охрана «5h> ° И ктивных требований».

Зигмунд Фрейд придавал огромное значени
логической защите, и сам называл ее «основы Псих°-
тием психоанализа». В большинстве его рабЫМ0ТКры"
обнаружить описание механизмов психологич Т Мо? Но
щиты: вытеснение и сопротивление, сублимац^*0" За~
щение и реактивное образование, регрессия и ЗЙМе'
сивное разрешение, проекция и вымещение р Регрес"
лизация, сознательное мышление, идентифик'аци °Нд
видение, катарсис и другие механизмы. Всегоодис" 0
более 20 видов механизмов защиты.                                  ано

Каждый защитный механизм, считает отечестве ный психолог P. M. Грановская, формируется вначал для овладения конкретными инстинктивными побуж^ дениями и связан, таким образом, с определенной фа­зой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психоло­гической защиты, реакция на неприятные пережива­ния — автоматическая, а именно физиологический уход от раздражителя.

Из защитных реакций, отмеченныхудетейиподрос-тков, наиболее типичны, как считает А. Е. Личко: пассив­ный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, ком­пенсация и изоляция. По мнению Грейс Крайг, самыми распространенными защитными механизмами, усваива­емыми детьми, являются: уход, идентификация, проек­ция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, ре­активные образования.

Что заставляет включать особые способы переработ­ки тревожащей информации? Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отно­шение к себе и ощущение себя как хорошего и достойно­го. Однако ребенок сталкивается с тем, что нормы, Ф°Р мирующие отношение к нему взрослых, ему не^он5П^я Это приводит к формированию у детей двойной мор^ ^ Одна предназначена для мира взрослых и отражав ^ верхностное понимание (повторение на уровне с*^ ценностей, другая для себя и своих сверстников. на. когда ребенок встречает истинное понимание и Р ние своих чувств и своего состояния, он сПОС°_чеСкий одолеть свои внутренние конфликты, психоло


; нка постепенно обнару-, ые эшюОАР вытеснения. Фрейда связано с избежанием внут-iM активного выключения из со-' юрмации о случившемся в це-

нне

РеНП^пабывания)неиич-^»-, -------------- , -

знания [ jo ^ истинного, но неприемлемого мотива свое-лом, а толь ВытеснеНие направлено на то, что раньше го повеАезнано Хотя бы частично, а запрещенным стало был0И°С°О и поэтому удерживается в памяти. Оно озна-В что в дальнейшем этому побуждению, хотя оно су-ЧЭ ствует не позволяется вступить в область сознания. Ще Условием вытеснения выступает результат сравне­ния новой информации с идеалом «Я». При неблагопри­ятном для личности результате такого сравнения неко­торые влечения откалываются от единства с другими, задерживаются на пути движения к реализации, то есть на ближайшее время для них исключается возможность удовлетворения. Причина подобного забывания—наме­рение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Анализируя материал, относи­тельно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения.

Вытеснение может осуществляться не только полно­стью, но и частично. При неполном — остается невытес-ненным отношение человека к истинному мотиву. Оно сохраняется и проникает в сознание в трансформиро­ванном виде, как чувство немотивированной тревоги, со­провождающейся иногда соматическими явлениями. На­пример, у ученика, относящегося с отвращением к уро­кам на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или сУДороги в руках.

Ункцию вытеснения автор иллюстрирует одним «гру-м сравнением»: «Допустите, что в аудитории... находит-вниман ^^'котоРы^наРУшает'гашинУиотвлекаетмое товнек)116 ОТ ПреАСТ0ЯЩ-ей мне задачи своим смехом, бол-Условиях°ПОТОМ Н°Г' ^ объясняю-что я не могу при таких Деляется цИТать Ь^ее лекцию, и вот из вашей среды вы-*е кпд0 есколько сильных мужчин и выставляют, пос-

временной борьбы, нарушителя порядка за. __ Рь он вытеснен, и я могу продолжать свою лек- 1 Си


 



 

цию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выброшенный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершен­ного ими вытеснения пододвигают свои стулья к двери и обосновываются там, представляя собою сопротивление. Если вы переведете теперь наименования обоих мест (в а-удитории и за дверью) на язык психологии как сознатель­ное и бессознательное, то вы будете иметь довольно вер­ное изображение вытеснения»'.

Вытеснение не то же самое, что полное прекраще­ние. Соответствующие возбуждения вызываются при этом обычным образом, но благодаря психической задер­жке они не допускаются к достижению своей цели и от­тесняются на другие пути, пока не проявятся как симп­том. Вытеснение «обслуживаеттенденции враждебнос­ти, сексуальности, сальности, агрессии, сатиры, оборо­ны, скабрезности (желание обнажить), циничности, кри­тичности и святотатства».

Таким образом, подпонятием «вытеснение» Зигмунд Фрейд предполагал механизм подавления и последую­щего исключения, изгнания из сознания импульса, сти­мулирующего у индивида чувство напряжения, беспо­койства и тревоги. За счет механизма вытеснения неже­лательная информация, тревожащая и напрягающая че­ловека, на время исчезает, освобождая его психику. Бес­сознательно оно возникает в детстве человека, и это об­стоятельство объясняет большинство его особенностей. Инфантильное, вытесненное из сознательной жизни не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого крис­таллизуется бессознательная душевная жизнь.

Повышенная тревожность, возникающая в результа­те неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации (и тем самым снимает­ся конфликт), либо к подключению других защитных ме­ханизмов.

В качестве одного из защитных способов Зигмунд Фрейд рассматривает превращение сексуальных вле­чений в высшие типы человеческой активности, он на­зывает это термином, который встречается в работах Ницше, — сублимацией либидо.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.


_________________________________

Сублимация (замещение) — это защита путем пере­вода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной, с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, приемлемое и поощряемое обще­ством. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переклю­чается на другой вид деятельности (наука, спорт, поли­тика, искусство и т. д. ).

К видам сублимирования можно отнести встречаю­щиеся в работах 3. Фрейда выражения: «изображение удовлетворенного желания», «игра», «фантазии», «пере­распределение» и др. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт состоит из множества компонентов. У челове­ка он, вероятно, выражен сильнее, нежели у большин­ства высших животных. Он отдает в распоряжение куль­турной работы необыкновенно большую силу, вслед­ствие особенной своеобразной способности его замещать свою непосредственную цель без существенной потери и интенсивности. Эта способность замещать первона­чально сексуальную энергию другой, несексуальной, но родственной психической называется способностью к сублимированию. В противовес этой способности к за­мещению, в которой состоит культурная ценность этого инстинкта, в нем бывает и особенно упорная фиксация, благодаря которой он теряет способность замещения и при случае выражается в так называемых ненормально-стях. Но безгранично продолжать этот процесс замеще­ния, несомненно, нельзя. Известная часть непосред­ственного сексуального удовлетворения является неиз­бежной для большинства организмов, и неудовлетворе­ние этой индивидуально варьирующей части мы долж­ны считать явлениями болезненными.

В процессе сублимирования антисоциальные импуль­сы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная форма психологи­ческой защиты, поскольку она не только снижает чув­ство тревоги, но и приводит к социально одобряемому Результату.

Особым видом сублимирования считается подавле­ние посредством реактивного образования. Реактивное образование — это защитный механизм, с помощью ко-орого человек бессознательно маскирует свою трево-. __ ™ по поводу непозволительных мыслей или желаний, Ма




прибегая к поведению прямо противополож
Подобная защита создает психические пл °Г°ТИ11а
сильного подавления таких неприятных 4vb ТИНЬ! Алл
отвращение, стыд и мораль. Это явление ил^' Как" то
ется наглядным примером: у женщин пассивн°СТрирУ-
биционистическое влечение почти всегда пп °& ЭКсги-
ется великолепным реактивным образовать °'й'0ЛеВй-
сексуальной стыдливости. Также можно приве" В ВИДе
мер о подростке, который, чувствуя влечение к Z* ПРИ"
становится агрессивным по отношению к ней п Ке'
дует ее. Как раз чрезмерная подчеркнутость чувства^6"
поведения (не просто игнорирует, а преследует)
жит подтверждением механизма образования проти^
положной реакции.                                             Во"

Одним из наиболее онтогенетически ранних спос

бов защиты З. Фрейд считал характерное для психичес ких процессов явление регрессии, когда благодаря ассо­циациям взрослый человек «возвращается» назад к бо­лее ранним переживаниям и обращается к своему про­шлому инфантильному опыту. «... всякое патогенное пе­реживание предполагает другое, более раннее пережи­вание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему»'. Таким образом, регрессия — это соскальзывание на более примитивный уровень по­ведения или мышления, возврат к прежней фазе разви­тия к первой (детской) фиксации (запечатлению, повы­шенной цепкости). Частота пользования этим способом зависит от интеллектуального развития и растет вместе с высокой личной культурой.

Механизм защиты по типу проекции (вымещения) — это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как от­рицательные, путем приписывания их другому или дру­гим. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Мех низм проекции универсален в сфере национальных расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненав ^ мой этнической группе приписываются собственны ^ не осознаваемые черты и свойства. Таким Pa3°gH1Je тенденции получают определенный выход, напр

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., I98


-^^ притом, что оценочные, моральные уста-пазря*аеТСгознания не страдают, остаются исходными. яовк11 самоси ^^ ^ ^ Ухтомским теория доминанты по-

Разработа ыть глубинные механизмы проекции. зволила еМ^еН0Мены «двойника» и «заслуженного со-он описал Фйник> > ^как внутреннее представление беседника> > ' образуется с помощью проецирования на о партнеРе' человека своих собственных безнрав-0браз дР^ачестВ| а «заслуженный собеседник» форми-сТВеНа'спомо1ЦЬЮ идентификации как результат пере-руется ^^ глубокого интереса и уважения к другой Н°Са ти ' Здесь важно обратить внимание на то, что ЛИЧИ°ек с преобладанием защиты по типу проекции в iSx видит прежде всего самого себя.

Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

Одной из форм проекции является механизм выме­щения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни. Эмоции выплескиваются либо на более близкого чело­века, либо на более слабого (например, неприятности на работе и унижение со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). в рамках этого механизма возникло выражение «козел ™УЩения». Это именно та фигура, на которую ориен-Р ан механизм вымещения определенного лица или

Ранне НТИФикаЧия обычно рассматривается как самое Ч°м. ИдПР°Я^еНИе эмоЧиональной связи с другим ли-здт™,. - ^гификация — разновидность проекции, свя-

i у

л•■ 1950. °*ICKUU АА- Принцип д

'Ждествлением себя с дру-

 оминанты // Собр. соч. В 4 т. Т. 1.



 


*32^~          приятного чувства разногласия со значи-

ча, а ПРОТИВД " вИда лицом. Было установлено, что при рас-


гим человеком, переносом на себя

качеств. Это возвышение себя до другогоп" ^ ЧуВсгв и

рения границы «Я». Идентификация связан1^ РасшИ-


 Д вИд

м А мнением лица, отношения с которым оцени хо#АеНИЙ_Спозитивные, возможны разные пути восста-вак> тся ка£. \ анса. Один представляет собой идентифи-яовления оал состоитв отрицаНии реальности (Г. М. Ан-. оиряО'ЛРУГ  ider, 1958HAp. ).

дреева, ^ ^ онтогенетически наиболее поздних форм ОдН°ч фрейд рассматривает «сознательное мышле-а1ЦИТЬли рационализацию. Введение этого термина он, ^д^онсону, который считал, что рационализа-^итдля прикрытия бессознательного мотива. За-Й ханизм по типу рационализации предусмат-

 б   (

 вязан

сом, в котором человек, как бы включив др-ут
«Я», заимствует его мысли, чувства и действи °ы В Св°
фикация расширяет «Я» включая в                 ^

з ние»



 у          действи ы

фикация расширяет «Я», включая в него не то ^
ретныхлюдей, но в отдельных случаях обществ*0 К°Нк"
и даже весь мир, тогда как проекция, наоборот В ЧбЛ°м
границы «Я» так, что неприемлемые аспекты с °^Жает
считаются принадлежащими другим.            °ег° " Я"

Развивается идентификация в детских ролевы pax: дочки-матери, пожарные, космонавты и т. д н ИГ мер, малолетний мальчик делает отца своим идеалРИ хочет решительно во всем быть на его месте. Механ °М очень близкий к проекции, но реализует иные цели дГ идентификации с кем-то нужна определенная мера схоГ ства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, бли­зости и дает старт процесса отождествления.

Проекция и идентификация имеют свои ограничения Граница «Я», помогающая личности ощутить свою не­тождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к принятию того, что отвергается дру­гими, но что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако какис-ключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его цен­ностями означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих вза­имодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.

Косвенное подтверждение в социально-психологи­ческих фактах получили представления А. Фрейд об идентификации с агрессором как о способе преодоле­ния страха. В исследовании Дж. Горера было установле­но, что иммигранты, проживающие в США недолгое вре^ мя, проявляют гораздо более сильную враждебность вновь въезжающим, чем к дольше живущим там (I °Р £ 1848). В теории социального научения А. Бандурып ^ дение такого рода характеризуется скорее как *? агрессивного поведения, которая усваивается на ^ телем, если это приносит очевидные выгоды (I • ' ^ реева, 1978; А. Бандура, 1973). Ф. Хайдегерпредпол^ что в этих случаях защита выдвигается не прот


|^ь1Й меха                     у

W мет определенного рода самообман (когда имеет ме-Р бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею). Человеку свой­ственно рационально объяснять свое поведение себе и окружающим, даже если оно иррационально. Так, в экс­периментах зарубежного психолога Коффки испытуе­мым давался ряд бессмысленных поручений. При этом обнаруживалась тенденция к их осмыслению, поискам смыслов, приданию смысла совершенно бессмысленным действиям. Очень часто у испытуемых встречается ссыл­ка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя ка­ких-то общих интересов). Главная особенность рациона­лизации состоит в попытке постфактум создать гармо­нию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Так, агрес­сивный человек говорит, что как сильный человек он не может позволить никому «сесть себе на шею», а равно­душный, что он независим и самостоятелен.

11с1«ол0:

Иногда рационализация — это единственная возмож-ость в удержании смысла той деятельности, которой ^ еловек посвятил всю свою жизнь. Это особенно касает-AV vt> X ЛИЦ' ^ КОТОРЫХ наблюдается мощный разрыв меж-тает с №еМ Притязании и возможностями. Девушка меч-сРедст^ТЬ актРисои- На самом деле она достаточно по-но она 6ННая актРиса, и жизнь не раз показывала ей это, ка проч°^НО Не хочет расставаться с иллюзией. Девуш-НеУспех ° выстРаивает рационализаторскую защиту: в  Иг ВИновата не она, а происки ее врагов, не она Рает, а ее партнер и т. д. Польский исследова-

1ГИя здоровья


1Z!


 

тель К. Обуховский такого рода объяснены
щитными мотивами.                                                    Назвад 3Q

Гармония между реальным поведением ч его представлением о должном может быть д 6Л0Века помощью двух вариантов рассуждения: нием ценности совершенного поступка

результата («сладкий лимон»), б

 

ста поступка, который совершить не удалось или Ц
тата, который не достигнут («зелен виноград'») и ^
в другом случае изменения направлены к уменыцТ°М' И
диссонанса между желаемым и действительным В6НИ|°
ветствии с личной системой ценностей.                     ' Соот"

Итак, рационализация — это поиск ложных осно
ний, когда человек не уклоняется от встречи с угрозо"
нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным ш
себя способом. Шопенгауэр утверждал, что человек един­
ственное существо, которое врет не только окружающим
но в первую очередь самому себе.                                           '

Гораздо реже в работах 3. Фрейда встречаются опи­сания других механизмов защиты, которым он прида­ет значительно меньшее значение. Таким механизмом является отрицание. Отрицание означает категоричес­кое отвержение собственной причастности, события или симптома в собственных интересах. Считается близким к вытеснению, но реализуется на сознатель­ном уровне.

При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережи­том или мысленно отталкивает это от себя, устраняя на­мерение, то соответствующие психические акты дефор­мируются. Возникающая деформация осуществляет дис­социацию следов в памяти, то есть разделение их на раз решенные к произвольному вспоминанию и неразреш ные. Поэтому подавление и обнаруживается в РазР ном характере воспоминаний — из общей картины F шлых событий что-то оказывается запрещенным ^ произведению. Причем не все негативные собы ga. давляются в равной мере. Чаще проявляется пеР^ сла. ние сексуальных побуждений, страха, собствен ^_ бости, агрессивных намерений против родител


подавленные, неразрешенные к вспоми-СвеДеНИ 'аНЯеНЫе в бессознательном, не абсолютно наяию и С°Х\дя сознания. Они могут проявляться в об-цеА°сТУпЯа    неловких движениях навязчивых со-

цА„лсках, неловких движениях, навязчивых со-м0Лвках, о ^^ ^ разнообразных симптомах. Если уда-сТ0Яниях, ловия для осознания причин конфликта, ется созда ^у^ ^р^дению. Его можно ослабить или т° °Н П°йтрализовать с помощью мыслительной деятель-в0ВС6 " правленной на перестройку иерархии личнос-

НОСТИ,                      и

тяых ценностей.

Отчуждение — это психологическая защита, связан-

изоляцией, обособлением внутри сознания особых

на* ССВЯзанных с травмирующими факторами. При воз-

кновении расщепления личности мышление становит­ся отчужденным. При этом некоторые совокупности со­бытий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопос­тавлено с тем, что было вчера. Из этого описания видно, что изоляция провоцирует распад обычного функциони­рования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из кото­рых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психи­ки способность перемещаться из одной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту лич­ности путем отстранения «Я» от той части личности, ко­торая провоцирует непереносимые переживания.

Таким образом, если отчуждение остается в грани­цах нормы, то оно расширяет возможности человека, со­здавая ему условия для осмысления своих поступков: дает ^зможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное свое1*616 °Т чего" либо позволяет обрести внутреннюю же отнУ И ПолАеРживать Достойный образ жизни. Если стыо и°Шения между желаниями человека и возможно-

л           бе РазРываются-то отчуждение

Снов °Я ФактоР°м' нарушающим самосознание. °РИентац 6НИе ВИА замеЩения, где происходит пере-План: из Я пеРенос недоступного действия в иной облаАаюш аЛЬН°Г0 мира в МИР сновидений. Действия, Щ замещающим характером, разворачивают-



 

понижение сознания ответственности от-: а за свои действия.


^пчеловека за    д

дельн°госамый интересный механизм, которому ав-

Нак°нец' одНу из своих лучших работ, - это иро-

^р посвяЩ    ИСПользовании которых человек может

ния, °стр0Та'сь арсенал собственной психологической

ить ^

ш


 

 Пр0-

ся в сюжете сновидений. Они конструиРУ1о
цессе контакта человека со своим прошлым Г
замещения в сновидении в том, что события в н
заны с требованиями реальности: времени 6МНесвя-
ства, силы тяжести, необратимости явлений РОстрам-
Задача сновидения показать сложные чувства CMepTb! o
ках и дать человеку возможность пережить и Ка^ТИн"
ствляя замещение реальных ситуаций. Однак

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...