Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самопрограммирование




ю-


     


ние психолого-акмеологического сопровождения целе­сообразно наполнить конкретным содержанием.

Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает:

• анализ целей, задач, объективно необходимых уп­
равленческих функций и предпосылок продуктив­
ного выполнения всей деятельности руководите­
ля в общем контексте труда и с учетом жизненных
интересов конкретного управленца;

• разработка и апробация прогностической и нор­
мативной моделей управленческой деятельности
руководителей, а также целостной концепции оп-

t тимизации реальных сторон их труда (всех видов выполняемой деятельности, повседневных отно­шений, индивидуального развития и совокупных результатов жизнедеятельности);

• подготовка обоснованных предложений по исполь-
:        зованию продуктивных алгоритма, технологии и

процедуры осуществления труда во взаимосвязи
всех его сторон, а также выработка критериев, по-
«,     казателей оценки уровней его эффективности;

• осуществление системноструктурного анализа
имиджа, менталитета и стиля управленческой де­
ятельности руководителей, а также формулирова­
ние требований к ним в соответствии с интереса­
ми труда и утверждения здорового образа жизни.

Такая принципиальная позиция, основанная на ре­зультатах исследования ( М. Ф. Секач, 1999), заключает­ся в том, что при реализации всех этих направлений сле­дует обращать постоянное внимание на укрепление пси­хического ресурса субъектов труда и обеспечение их здорового образа жизни.

Экспертный мониторинг профессионализации руко­водителей и развитие их творческого потенциала пред­полагает решение таких вопросов, как:

• разработка исследовательско-диагностических и
экспертных процедур социально-психологическо­
го анализа и прогнозирования управленческой
деятельности руководителей, оценка их профес
148        сиональной компетентности и содействие в вЫ"


работке стратегии продуктивного развития соб­ственного творческого потенциала;

• создание и использование инструментария и ме­
тодик развития творческого потенциала и качеств
руководителей, необходимых им для эффективной
управленческой деятельности;

• разработка социально-психологических основ под­
бора, расстановки кадров, их профессионального
становления и подготовки, а также методики оцен­
ки уровня профессиональной компетентности в
соответствии с выработанными критериями и по­
казателями;

• выявление общих социально-психологических за­
кономерностей развития профессиональной ком­
петентности руководителей и учет конкретных
результатов их профессионализации, а также раз­
работка научно-практических рекомендаций по
диагностике и экспертизе.

Социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности ру­ководителей осуществляется по следующим направле­ниям:

• изучение условий и факторов, влияющих на ре­
зультативность управленческой деятельности кон­
кретного руководителя госслужбы, которые суще­
ственно влияют на социально-психологическую
обстановку в коллективе;

• формирование и развитие акмеологической куль­
туры у персонала, потребности у них к творческой
самореализации и способности к осуществлению
оптимальной управленческой деятельности, ком­
муникации, поведения;

• подготовка руководителей к творческому исполь­
зованию продуктивных технологий в повседнев­
ных и нестандартных условиях;

• обеспечение комфортных условий деятельности,
а также восстановление психологического ресур­
са руководителей;

• психологическое содействие госслужащим при
решении проблем в психологически сложных си­
туациях (конфликты, противоречия в профессио-,. . _
нальной деятельности, во взаимоотношениях и др. ). Ни


 


 


 


 


ISO


Создание организационно-психологических предпо­сылок для активизации саморегуляционной деятельнос­ти персонала:

• теоретическая и методическая подготовка по про-
**   ведению саморегуляционной деятельности;

• практическое развитие саморегуляционной куль-

. '* туры;

" • осуществление саморегуляционной деятельности чд   в рамках целостной психолого-акмеологической модели;

• мониторинговая диагностика, оценка и коррекция
саморегуляционной деятельности госслужащих в

" 1   соответствии с критериями оптимальности; 1 • совершенствование саморегуляционной деятель-\   ности психической устойчивости государственной службы.

Организация системной работы психолого-акмеоло­гической службы в конкретной госструктуре предпола­гает системно-целостное решение задач профессиональ­ной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. Весь комплекс жизнедеятельностных воп­росов решается в соответствии с принятыми моделью, алгоритмом и целостной технологией. В психолого-акме-ологическом сопровождении функционирования орга­низаций одной из центральных задач выступает опти­мизация профессиональной деятельности и процесс профессионализации. При этом в круг основных вопро­сов включаются:

• диагностика и анализ социальных, социально-пси­
хологических процессов, общего здоровья и пси­
хической устойчивости и прогнозирование их раз­
вития;

• выработка оптимальной модели, алгоритма и тех­
нологии реализации персоналом управленческих

■,!     функций и продуктивной коммуникации в процес­се жизнедеятельности;

•   разработка механизма оптимизации и гармониза-
}    ции целей и задач профессиональной деятельнос­
ти с интересами и потребностями людей;

• осуществление психодиагностики, психотерапии
и коррекции психологических характеристик и


поведения персонала для содействия им в овладе­нии оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния;

• участие в планировании и отработке программ
профессионализации и содействие госслужащим
в практическом решении социально-психологи­
ческих проблем;

• оказание психологической помощи сотрудникам
и подготовка их к самостоятельной саморегуляции
с использованием продуктивных технологий оп­
тимизации и эффективной практики.

В целом современный опыт показывает, что осуще­ствление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эф­фективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкрет­ного человека. Его реально сложившаяся основа — со­циально-психологическое сопровождение труда и жиз­ни человека и группы — эффективно используется в раз­личных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности.

В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, ана­литическая, конструктивно-прогностическая, педаго­гическая, тренингово-развивающая, саморегулятив­ная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятель­ности.

Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 — 2001) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала важно осуществить не только контекстное обеспечение само-Регуляции психической устойчивости, но и использова­ние целенаправленных психотехнологий. Поэтому в ар­сенал психолого-акмеологического сопровождения не­изменно включаются средства самопознания, самоана-^за, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, , _. Самокоррекции, направленные на оптимизацию и повы- 1 и I


 


 


 


шение психической устойчивости. Компоненты оптими­зации следует пополнить и методиками и процедурами, объединенными единой целью, содержанием и органи­зацией. Все они отражены в целевых программах опти­мизации, одна из которых, апробированная в процессе психолого-акмеологического сопровождения деятельно­сти, приводится ниже.

Цель программы — научить человека понимать са­мого себя и привить ему способности системно и про­дуктивно заниматься саморегуляционной деятельнос­тью. Она призвана решать такие задачи:

1. Развитие интереса к изучению роли человеческо­
го фактора, прикладной психологии в условиях
функционирования госструктур.

2. Привитие способности объективно проводить са-
1   мооценку всех компонентов, определяющих осно­
ву психической устойчивости, возможностей их
продуктивного саморазвития.

3. Овладение продуктивной саморегуляционной де­
ятельностью в реальной социальной среде и сло­
жившихся взаимоотношениях.

f

Реализация цели и задач саморегуляционной деятель­ности в рамках психолого-акмеологического сопровож­дения в соответствии с разработанной программой вклю­чает целостный цикл, содержательно и технологически объединенный.

При психологическом тестировании в период пере­подготовки персонала в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений — ДМО (Л. Н. Собчик, 1990 г. ). Результаты психологического тес­тирования на достаточно большой выборке (более 400 чел. ) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивают около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку.

Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого-акмеологического сопровождения. В частно­сти, были использованы психотехнологии, которые при' водятся ниже. Цель этих занятий — помочь госслу^а-... -п щему разобраться в себе, помочь овладеть продуктив-IUC ной саморегуляционной деятельностью и тем самым У*'


репить свою психическую устойчивость и психическое здоровье.

Тестирование по методике «Диагностика межлично­стных взаимоотношений» позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса че­ловека, но и ее структурные особенности. Перед каж­дым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психо­граммы «Я — реальное» и «Я — идеальное», его психо­логического «хочу» и «могу». И несмотря на то, что пре­подаватель-психолог говорил для всех, каждый оцени­вал себя, преломляя сказанное через результаты «лич­ного самооценивания», тестирования. Психолог подроб­но объяснил значение показателей октант, их сочетание и т. п. Слушатели видели результаты своего психологи­ческого тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал, в то же время преподава­тель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее прием­лема. Слушатели как бы опосредованно работали с пси­хологическим материалом. Они, при подсказке психоло­га, уточняли свои психологические возможности и осо­бенности. Как правило, такие занятия заканчивались в полном смысле психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы, внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах.

Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составля­ющих психической устойчивости: волевые, эмоциональ­ные, интеллектуальные и личностно-профессиональные.

Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще все­го говоря о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и ду­ховные силы на выполнение какой-либо работы и дове­дение этой работы до конца. Однако есть два пути. Пер-вый путь состоит в борьбе с собой, систематическом пре-°Долении себя, насилии над своей психикой. Однако же-^ие, а порой, бессмысленные требования к самому себе огУт уподобить организм и психику маятнику, очень. __ Ильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное поло- luu



 


 


жение неестественно и непрочно, неизбежно движение в другую сторону, т. е. срыв, который может выражаться и в стрессовых состояниях и в действиях, прямо проти­воположных поставленным требованиям.

Отрицательные последствия такого подхода застав­ляют задуматься о втором пути. Он лежит через жела­ние узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире и тем самым использовать их огромные возможно­сти, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения.

Итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с рабо­той по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого челове­ка, только одни люди научились создавать условия, в ко­торых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем про­стой пример. Любая работа чаще всего связана с умени­ем сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за дей­ствиями героев в понравившемся кинофильме или пе­ресказать приятелю содержание интересной книги. В о-боих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и под­сказка к одному из условий, которые облегчат «работу» вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной.

Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К. Д. Ушинский срав­нивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная прак­тика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с дру­гой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и оста­новить развитие того и другого.

Можно сказать, что одной из главных задач развития у себя волевой регуляции является формирование воле­вых привычек. Напомним, что в привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значитель­но облегчает работу) с потребностью использовать имен­но этот способ. Например, если у человека выработалась 154 привычка доводить дело до конца, то остановка исполне-


ния Дела на полпути вызовет у него чувство психическо­го дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий.

Занимаясь специально тренировкой волевых усилий, обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т. п. ), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искус­ственными упражнениями, а постановкой и выполнени­ем конкретных целей в повседневной деятельности, не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелым испы­таниям. Поставив перед собой цель за неделю избавить­ся от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможнос­тям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы.

Помните о постоянстве тренировок. Исполняя наме­ченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу. Успеш­ное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуще­ствления цели, наличия запасных вариантов для изме­нившихся обстоятельств, попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на поло­жительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за ма­ленький успех в выполнении намеченного, не нужно «ло­мать себя», тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного.

Упражнения, направленные на повышение эмоцио­нальной стабильности. Данный компонент психической Устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения госслужащего о себе самом, которое формируется при сравнении себя с дру-ми людьми. Самооценка может быть адекватной, т. е. оответствующей реальным возможностям и способно- 133



 


 



стям человека, и неадекватной, т. е. субъективно завы­шенной или заниженной. Часто бывает так, что при стол­кновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек мо­жет отказаться от своих жизненных планов, начать счи­тать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооцен­ка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положи­тельную оценку своих успехов и сами успехи люди на­чинают считать случайностью, благоприятным стечени­ем обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооцен­кой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии.

При заниженной самооценке. Если вас беспокоит про­блема соответствия ваших способностей и возможнос­тей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что вы реализовали далеко еще не все свои способности.

Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте на деле хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени вы­полнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели.

Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные чер­ты и их развитие — главное условие успешности в рабо­те над собой:

1  • составьте отдельный список ваших сильных сто­
рон: черт характера, способностей, особенностей
поведения; можно подумать над тем, каким обра-
<    зом совершенствовать свои достоинства;

• возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою оче­редь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух * объясните вашему другу, почему вы включили


каждый из пунктов в список. Лучше начинать та­кие объяснения словами: «Что мне в тебе нравит­ся, так это... »;

• каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспом­ните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои сла­бые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать ра­боту или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в пра­вой —достоинства, которые могут быть противопостав­лены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении осо­бо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке.

Если в вашей самооценке самым слабым местом яв­ляется общение с другими людьми и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь раз­вить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Боль­ше читайте как периодическую печать, так и художе­ственную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, расска­зать что-то новое и т. д.

Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочув­ствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за ре­зультаты своих действий, отказывается от вполне реаль-Ых Целей, низко оценивает свои возможности. Неуве­ренность в себе связана прежде всего с заниженной са-^°оценкой, поэтому некоторые рекомендации по выра-от? е Реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновре-. __ но и формирование противоположной черты — уве- lu/



 


 


ренности в себе. Нужно понять, что уверенность в себе ~-не самоуверенность, а осознание своих сил и возможно­стей. Подумайте над словами великого педагога Я. Ко-менского: «В мире нет ничего, чтобы не мог объять одд. ренный чувством и разумом человек».

Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостат­ков. Этот момент очень важен, т. к. он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед опираясь на них, с другой стороны, сформировать ре­альные цели деятельности.

Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарай­тесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них.

Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оце­нивать себя такими определениями, как «глупый», «не­способный», «неисправимый». Ваша конструктивная критика должна быть направлена на недостатки пове­дения, а не на навешивание ярлыков на собственную

личность.

Если несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с оп­ределенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения.

Уверенность в себе обретается за счет успешной дея­тельности, выполнения серьезных задач. Главным ре­зультатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами: «Я смог», «У меня получи­лось». Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выбери­те себе сначала 1 — 2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план вклю­чить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полез­нее всего начинать с больших и не очень трудных зада­ний, потому что главное — ощутить радость успеха. За­тем постепенно усложняйте свои цели.

Не забывайте о той поддержке, которую вы сами мо­жете оказать себе при выполнении заданий. Перед на­чалом и во время выполнения работы ободряйте се ' 1_- выражайте уверенность в успехе дела. В конце каЖА0 lUO этапа выполнения обязательно похвалите себя за пр°А


нНую работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным.

Определенную помощь могут оказать и занятия. утотренингом (различные способы регулирования соб­ственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид ра­боты и т. д. ).

Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомни­те, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уве­ренности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости.

Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на об­щий эмоциональный настрой человека. Некоторые уп­ражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: «Я — привыкший командовать». Попытай­тесь, чтобы ваш голос был тверд, звучал уверенно, соот­ветствовал принятому образу.

Развитие интеллектуальных и личностно-профес-сиональныхкачеств психической устойчивости госслу­жащих. Для этого использованы специальные упражне­ния, направленные на развитие мотивации и способнос­тей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовос­питанию.

Госслужащим предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знание будущего результата. Причины могут быть разными, например: вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересу­ют лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не про­сто от знания результата, а от предчувствия неудачи в Работе.

Жизнь, часто загруженную различными видами ра-отг значительно облегчает планирование. Планы со­ставляются на день, неделю, месяц, квартал и т. д. Что Редставляет собой план? Это и есть сформулирован-е в виде целей предстоящие результаты работы с точ-м Указанием ее количества, качества и срока выпол-ния. Таким образом, точное знание предстоящего ре-Tg Тата позволит более осмысленно подходить к рабо-. __ Достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при lUu


I___________________________________

выполнении определенного дела сосредотачивать своц мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи?

Понятно, что к процессу саморегуляции свойств лич­ности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хо­тите добиться в результате развития и совершенствова­ния того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества, необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к каче­ству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого.

Желательно знать, является это качество врожден­ным или формируется в процессе жизни и деятельнос­ти. Практически все качества личности не могут рассмат­риваться только как врожденные. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, которые облегча­ют или затрудняют развитие тех или иных качеств. При­родные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для дости­жения целей, но по-разному. Так, например, человек, обладающий флегматическим темпераментом, может свободно, легко и без принуждения длительно занимать­ся одной и той же работой. В то время как для сангвини­ка и холерика это нужно сделать по-иному, т. е. выпол­нять работу энергично и частями. Надо просто учиты­вать индивидуальные особенности и помнить, что тем перамент определяет не результат, а способы и прием достижения результата, т. е. стилевые особенности и ведения. Учитывая природные предпосылки, нужно вс гда помнить, что в личностных качествах есть и харак ^ ристики, которые можно приобрести только в опыте щения и деятельности. Они не возникают сразу и вдрУ


а развиваются в повседневной жизни и работе, т. е. без тренировки и выполнения специальных действий раз­вить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства и что можно добиться, обладая им как специ­фическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным ка­чеством? Можете это даже записать себе на память. На­пример, с помощью этого качества я бы мог...

Помните, одной правильно поставленной цели в вы­полнении намеченного, конечно, мало. Необходимо со­знательно продвигаться к цели. Такое сознательное про­движение фиксируется с помощью планов. Но часто при­ходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов? Действитель­но ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течение которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали с приятелем и т. д. Возможно, проде­лав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предпола­гали, и что план позволит вам сознательно распорядить­ся этим временем в своих целях.

Планирование работы по саморегуляции свойств лич­ности обладает тем огромным преимуществом, что по­зволяет равномерно распределить усилия в течение оп­ределенного времени, например, сами можете сплани­ровать себе свободные вечера или дни, можете их скор­ректировать в зависимости от обстоятельств. Планы мо-Пт быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пунк-тЫг которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту Же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т. п.

11 Пс,

При составлении планов учитывались особенности мперамента госслужащих. Например: если преобла-ют черты флегматического темперамента, можно пла-Ровать напряженную, даже однообразную работу на ф Ольно длительное время, но особое внимание уделять. „. е вРабатывания, более интенсивно проводить интел- IЫ

: их°логия здоровья


 


 


 


лектуальную разминку и т. д. Сангвиник, напротив, го­раздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длитель­ная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного

цвета.

Любое чрезмерно развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, мо­жет стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она спо­собна принести вред госслужащему и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание край­ности: стремления всегда и во что бы то ни стало выпол­нить намеченное как можно скорее.

Таким образом, одним из основных путей актуализа­ции оптимизации в рамках психолого-акмеологическо-го сопровождения профессиональной деятельности гос­служащих является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при ко­торых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регуляр­ность действий в подобных ситуациях будут способство­вать развитию продуктивной саморегуляции.

Опытно-экспериментальная работа по развитию ком­понентов психической устойчивости — волевого, эмоци­онального, интеллектуального и личностно-профессио-нального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетель­ствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости иуровнем эф­фективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и дрУ' гих механизмов, положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмео логического сопровождения профессиональной деятель ности госслужащих.

ВЫВОД: Современный опыт показывает, что onTJ? ^!. . _„ зация с помощью различных психотехнологий проФ ^ 1Ьс сиональной деятельности персонала позволяет б


__________________________________ в

эффективно решать многоплановые практические зада­чи, отражающие интересы общества, госструктуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегратив-ная роль оптимизации в саморегуляции психической ус­тойчивости. В его рамках более продуктивно реализуют­ся такие функции, как исследовательско-диагностичес-кая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, пе­дагогическая, коррекционная и организационная.   к

Вопросы:

1. Какова роль психической устойчивости руково­
дителя в его профессиональном становлении?

2. Какие проблемы возникают у руководителя при
неадекватной оценке своего психологического потен­
циала?

3. Какова роль и значение оптимизации психичес­
кой устойчивости руководителя?

Задания:

1ЧИ-

1. Подберите методики изучения самооценки госслу­
жащих.

2. Разработайте примерный план беседы по различ­
ным результатам самооценки.

3. Подготовьте примерные темы бесед при психокор­
рекции различных компонентов психической устойч

вости.



, 4. 4 ИГ

САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ

'J ' К

Человек усваивает в процессе жизни различные нор­мы и ценности (плохо — хорошо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо, достойно —унизитель­но и т. д. ). Это и есть программирование, задающее об­щее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что глав­ную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, со­служивцы и случайные спутники. А еще книги и журна­лы, фильмы и телевидение, слухи и мода.

Короче говоря, нас стихийно программирует тот ги­гантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности.

Когда мы говорим о самопрограммировании, то име­ем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенап

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...