Самопрограммирование
ю- ние психолого-акмеологического сопровождения целесообразно наполнить конкретным содержанием. Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает: • анализ целей, задач, объективно необходимых уп • разработка и апробация прогностической и нор t тимизации реальных сторон их труда (всех видов выполняемой деятельности, повседневных отношений, индивидуального развития и совокупных результатов жизнедеятельности); • подготовка обоснованных предложений по исполь- процедуры осуществления труда во взаимосвязи • осуществление системноструктурного анализа Такая принципиальная позиция, основанная на результатах исследования ( М. Ф. Секач, 1999), заключается в том, что при реализации всех этих направлений следует обращать постоянное внимание на укрепление психического ресурса субъектов труда и обеспечение их здорового образа жизни. Экспертный мониторинг профессионализации руководителей и развитие их творческого потенциала предполагает решение таких вопросов, как:
• разработка исследовательско-диагностических и работке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала; • создание и использование инструментария и ме • разработка социально-психологических основ под • выявление общих социально-психологических за Социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям: • изучение условий и факторов, влияющих на ре • формирование и развитие акмеологической куль • подготовка руководителей к творческому исполь • обеспечение комфортных условий деятельности,
• психологическое содействие госслужащим при
ISO Создание организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности персонала: • теоретическая и методическая подготовка по про- • практическое развитие саморегуляционной куль- . '* туры; " • осуществление саморегуляционной деятельности чд в рамках целостной психолого-акмеологической модели; • мониторинговая диагностика, оценка и коррекция " 1 соответствии с критериями оптимальности; 1 • совершенствование саморегуляционной деятель-\ ности психической устойчивости государственной службы. Организация системной работы психолого-акмеологической службы в конкретной госструктуре предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. Весь комплекс жизнедеятельностных вопросов решается в соответствии с принятыми моделью, алгоритмом и целостной технологией. В психолого-акме-ологическом сопровождении функционирования организаций одной из центральных задач выступает оптимизация профессиональной деятельности и процесс профессионализации. При этом в круг основных вопросов включаются: • диагностика и анализ социальных, социально-пси • выработка оптимальной модели, алгоритма и тех ■,! функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности; • разработка механизма оптимизации и гармониза- • осуществление психодиагностики, психотерапии
поведения персонала для содействия им в овладении оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния; • участие в планировании и отработке программ • оказание психологической помощи сотрудникам В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы — эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности. Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 — 2001) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала важно осуществить не только контекстное обеспечение само-Регуляции психической устойчивости, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения неизменно включаются средства самопознания, самоана-^за, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, , _. Самокоррекции, направленные на оптимизацию и повы- 1 и I
шение психической устойчивости. Компоненты оптимизации следует пополнить и методиками и процедурами, объединенными единой целью, содержанием и организацией. Все они отражены в целевых программах оптимизации, одна из которых, апробированная в процессе психолого-акмеологического сопровождения деятельности, приводится ниже. Цель программы — научить человека понимать самого себя и привить ему способности системно и продуктивно заниматься саморегуляционной деятельностью. Она призвана решать такие задачи: 1. Развитие интереса к изучению роли человеческо 2. Привитие способности объективно проводить са- 3. Овладение продуктивной саморегуляционной де f Реализация цели и задач саморегуляционной деятельности в рамках психолого-акмеологического сопровождения в соответствии с разработанной программой включает целостный цикл, содержательно и технологически объединенный. При психологическом тестировании в период переподготовки персонала в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений — ДМО (Л. Н. Собчик, 1990 г. ). Результаты психологического тестирования на достаточно большой выборке (более 400 чел. ) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивают около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку. Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого-акмеологического сопровождения. В частности, были использованы психотехнологии, которые при' водятся ниже. Цель этих занятий — помочь госслу^а-... -п щему разобраться в себе, помочь овладеть продуктив-IUC ной саморегуляционной деятельностью и тем самым У*' репить свою психическую устойчивость и психическое здоровье. Тестирование по методике «Диагностика межличностных взаимоотношений» позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса человека, но и ее структурные особенности. Перед каждым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психограммы «Я — реальное» и «Я — идеальное», его психологического «хочу» и «могу». И несмотря на то, что преподаватель-психолог говорил для всех, каждый оценивал себя, преломляя сказанное через результаты «личного самооценивания», тестирования. Психолог подробно объяснил значение показателей октант, их сочетание и т. п. Слушатели видели результаты своего психологического тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал, в то же время преподаватель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее приемлема. Слушатели как бы опосредованно работали с психологическим материалом. Они, при подсказке психолога, уточняли свои психологические возможности и особенности. Как правило, такие занятия заканчивались в полном смысле психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы, внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах.
Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составляющих психической устойчивости: волевые, эмоциональные, интеллектуальные и личностно-профессиональные. Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще всего говоря о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и духовные силы на выполнение какой-либо работы и доведение этой работы до конца. Однако есть два пути. Пер-вый путь состоит в борьбе с собой, систематическом пре-°Долении себя, насилии над своей психикой. Однако же-^ие, а порой, бессмысленные требования к самому себе огУт уподобить организм и психику маятнику, очень. __ Ильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное поло- luu
жение неестественно и непрочно, неизбежно движение в другую сторону, т. е. срыв, который может выражаться и в стрессовых состояниях и в действиях, прямо противоположных поставленным требованиям. Отрицательные последствия такого подхода заставляют задуматься о втором пути. Он лежит через желание узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире и тем самым использовать их огромные возможности, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения. Итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с работой по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого человека, только одни люди научились создавать условия, в которых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем простой пример. Любая работа чаще всего связана с умением сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за действиями героев в понравившемся кинофильме или пересказать приятелю содержание интересной книги. В о-боих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и подсказка к одному из условий, которые облегчат «работу» вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной. Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К. Д. Ушинский сравнивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная практика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с другой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и остановить развитие того и другого. Можно сказать, что одной из главных задач развития у себя волевой регуляции является формирование волевых привычек. Напомним, что в привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Например, если у человека выработалась 154 привычка доводить дело до конца, то остановка исполне- ния Дела на полпути вызовет у него чувство психического дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий. Занимаясь специально тренировкой волевых усилий, обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т. п. ), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искусственными упражнениями, а постановкой и выполнением конкретных целей в повседневной деятельности, не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелым испытаниям. Поставив перед собой цель за неделю избавиться от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможностям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы. Помните о постоянстве тренировок. Исполняя намеченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу. Успешное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуществления цели, наличия запасных вариантов для изменившихся обстоятельств, попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на положительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за маленький успех в выполнении намеченного, не нужно «ломать себя», тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного. Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической Устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения госслужащего о себе самом, которое формируется при сравнении себя с дру-ми людьми. Самооценка может быть адекватной, т. е. оответствующей реальным возможностям и способно- 133
стям человека, и неадекватной, т. е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненных планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии. При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что вы реализовали далеко еще не все свои способности. Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте на деле хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели. Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие — главное условие успешности в работе над собой: 1 • составьте отдельный список ваших сильных сто • возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух * объясните вашему другу, почему вы включили каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: «Что мне в тебе нравится, так это... »; • каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспомните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои слабые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать работу или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в правой —достоинства, которые могут быть противопоставлены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении особо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке. Если в вашей самооценке самым слабым местом является общение с другими людьми и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь развить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Больше читайте как периодическую печать, так и художественную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, рассказать что-то новое и т. д. Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочувствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за результаты своих действий, отказывается от вполне реаль-Ых Целей, низко оценивает свои возможности. Неуверенность в себе связана прежде всего с заниженной са-^°оценкой, поэтому некоторые рекомендации по выра-от? е Реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновре-. __ но и формирование противоположной черты — уве- lu/
ренности в себе. Нужно понять, что уверенность в себе ~-не самоуверенность, а осознание своих сил и возможностей. Подумайте над словами великого педагога Я. Ко-менского: «В мире нет ничего, чтобы не мог объять одд. ренный чувством и разумом человек». Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостатков. Этот момент очень важен, т. к. он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед опираясь на них, с другой стороны, сформировать реальные цели деятельности. Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарайтесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них. Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оценивать себя такими определениями, как «глупый», «неспособный», «неисправимый». Ваша конструктивная критика должна быть направлена на недостатки поведения, а не на навешивание ярлыков на собственную личность. Если несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с определенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения. Уверенность в себе обретается за счет успешной деятельности, выполнения серьезных задач. Главным результатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами: «Я смог», «У меня получилось». Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выберите себе сначала 1 — 2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план включить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полезнее всего начинать с больших и не очень трудных заданий, потому что главное — ощутить радость успеха. Затем постепенно усложняйте свои цели. Не забывайте о той поддержке, которую вы сами можете оказать себе при выполнении заданий. Перед началом и во время выполнения работы ободряйте се ' 1_- выражайте уверенность в успехе дела. В конце каЖА0 lUO этапа выполнения обязательно похвалите себя за пр°А нНую работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным. Определенную помощь могут оказать и занятия. утотренингом (различные способы регулирования собственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид работы и т. д. ). Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомните, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уверенности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости. Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на общий эмоциональный настрой человека. Некоторые упражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: «Я — привыкший командовать». Попытайтесь, чтобы ваш голос был тверд, звучал уверенно, соответствовал принятому образу. Развитие интеллектуальных и личностно-профес-сиональныхкачеств психической устойчивости госслужащих. Для этого использованы специальные упражнения, направленные на развитие мотивации и способностей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. Госслужащим предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знание будущего результата. Причины могут быть разными, например: вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересуют лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не просто от знания результата, а от предчувствия неудачи в Работе. Жизнь, часто загруженную различными видами ра-отг значительно облегчает планирование. Планы составляются на день, неделю, месяц, квартал и т. д. Что Редставляет собой план? Это и есть сформулирован-е в виде целей предстоящие результаты работы с точ-м Указанием ее количества, качества и срока выпол-ния. Таким образом, точное знание предстоящего ре-Tg Тата позволит более осмысленно подходить к рабо-. __ Достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при lUu I___________________________________ выполнении определенного дела сосредотачивать своц мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи? Понятно, что к процессу саморегуляции свойств личности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хотите добиться в результате развития и совершенствования того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества, необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к качеству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого. Желательно знать, является это качество врожденным или формируется в процессе жизни и деятельности. Практически все качества личности не могут рассматриваться только как врожденные. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, которые облегчают или затрудняют развитие тех или иных качеств. Природные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для достижения целей, но по-разному. Так, например, человек, обладающий флегматическим темпераментом, может свободно, легко и без принуждения длительно заниматься одной и той же работой. В то время как для сангвиника и холерика это нужно сделать по-иному, т. е. выполнять работу энергично и частями. Надо просто учитывать индивидуальные особенности и помнить, что тем перамент определяет не результат, а способы и прием достижения результата, т. е. стилевые особенности и ведения. Учитывая природные предпосылки, нужно вс гда помнить, что в личностных качествах есть и харак ^ ристики, которые можно приобрести только в опыте щения и деятельности. Они не возникают сразу и вдрУ а развиваются в повседневной жизни и работе, т. е. без тренировки и выполнения специальных действий развить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства и что можно добиться, обладая им как специфическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным качеством? Можете это даже записать себе на память. Например, с помощью этого качества я бы мог... Помните, одной правильно поставленной цели в выполнении намеченного, конечно, мало. Необходимо сознательно продвигаться к цели. Такое сознательное продвижение фиксируется с помощью планов. Но часто приходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов? Действительно ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течение которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали с приятелем и т. д. Возможно, проделав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предполагали, и что план позволит вам сознательно распорядиться этим временем в своих целях. Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает тем огромным преимуществом, что позволяет равномерно распределить усилия в течение определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. Планы мо-Пт быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пунк-тЫг которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту Же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т. п.
При составлении планов учитывались особенности мперамента госслужащих. Например: если преобла-ют черты флегматического темперамента, можно пла-Ровать напряженную, даже однообразную работу на ф Ольно длительное время, но особое внимание уделять. „. е вРабатывания, более интенсивно проводить интел- IЫ : их°логия здоровья
лектуальную разминку и т. д. Сангвиник, напротив, гораздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длительная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного цвета. Любое чрезмерно развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред госслужащему и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее. Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологическо-го сопровождения профессиональной деятельности госслужащих является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будут способствовать развитию продуктивной саморегуляции. Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости — волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессио-нального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости иуровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и дрУ' гих механизмов, положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмео логического сопровождения профессиональной деятель ности госслужащих. ВЫВОД: Современный опыт показывает, что onTJ? ^!. . _„ зация с помощью различных психотехнологий проФ ^ 1Ьс сиональной деятельности персонала позволяет б __________________________________ в эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, госструктуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегратив-ная роль оптимизации в саморегуляции психической устойчивости. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностичес-кая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, коррекционная и организационная. к Вопросы: 1. Какова роль психической устойчивости руково 2. Какие проблемы возникают у руководителя при 3. Какова роль и значение оптимизации психичес Задания:
1. Подберите методики изучения самооценки госслу 2. Разработайте примерный план беседы по различ 3. Подготовьте примерные темы бесед при психокор вости. , 4. 4 ИГ САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ 'J ' К Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо — хорошо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо, достойно —унизительно и т. д. ). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что главную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, сослуживцы и случайные спутники. А еще книги и журналы, фильмы и телевидение, слухи и мода. Короче говоря, нас стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности. Когда мы говорим о самопрограммировании, то имеем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенап
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|