Гопи – прекрасные, вечно юные девушки-паст у шки трансцендент- тного Враджа, высшей духовной обители Верховной Божественной Личности Господа Шри Кришны; Его вечные возлюбленные, экспан- сии Шримати Радхарани, непости- жимой внутренней энергии Шри Кришны, лучшей среди гопи; лю- бовь гопи к Шри Кришне является образцом наивысшего и наисовер- шеннейшего служения Богу. {PS} Стразы – копии уникальных дра- гоценных камней и ювелирных гарнитуров, сделанные из стекла и простых металлов. Лакшми – супруга Господа Нараяны, повелителя Вайкунтх, планет духовного мира; Его божес- твенная энергия (шакти). {PS 1, 4} Белван – один из 12 лесов Враджа. Раса-лила – трансцендентный та- нец Шри Кришны с враджа-гопи; самое возвышенное из развлечений Верховного Господа. Кришна – Верховный Господь, Изначальная Божественная Лич- ность и Верховный Наслаждаю- щийся, Ади-Пуруша, источник всех энергий и собственных божес- твенных экспансий (Вишну-тат- твы), причина всех причин.{PS} Нараяна – Верховный Господь, экспансия Шри Кришны. Трибханга-лалита – изящно изогнутая в трёх местах (в коленях, тазобедренном суставе и плечевом поясе) поза Кришны, которую Он принимает, играя на флейте, чтобы привлечь к Себе внимание юных гопи. Стотры – прославляющие поэти-ческие молитвы, например, «Шри Радха-стотра», прославляющая Шримати Радхику. Ишвара – повелитель. Всевышний – стоящий над всеми Вишну или Верховный Вишну. Буддхи – разум. Раса – насыщенный трансцендент- ной сладостью вкус любовных взаимоотношений с Кришной (нейтрального характера, в настро- ении слуги, друга, родителя или возлюбленной). Расарадж – царь расы, одно из
имён Кришны. Премананда – блаженство (анан-да) трансцендентной любви (пре-мы) к Шри Кришне. Лила – игра. Вайкунтха – «место, где нет тре- вог», планеты духовного мира, обитель Господа Нараяны. Голока – (Врадж, Гокула, Вринда- ван) высшая планета духовного мира, сокровенная обитель Шри Кришны, никогда Им не покидае- мая; место Его излюбленных раз- влечений, где царит атмосфера все- поглощающей, ничем не мотивиро- ванной Кришна-премы (любви к Кришне), уносящей малейшее пре- дставление о Его верховном поло- жении Абсолютной Истины. Планета (лока) коров (го), пастухов (гопов), пастушков (гопалов) и пастушек (гопи). Расаяна – живительный нектар. Враджа-радж – царь Враджа, Нанда Махарадж, отец Кришны в в божественной лиле «рождения» Господа. Тапасья – аскеза, направленная на удовлетворение Господа. Раса-лила – трансцендентный танец Шри Кришны с враджа-рамани-гопи, юными гопи Враджа; самая возвышенная из лил Бхагавана. Радха – лучшая из враджа-рамани, юных гопи Враджа. Кришна – пур- на-шактиман, обладатель всех эне- ргий; Радха – пурна-шакти, Его единая полная энергия; Она же – хладини-шакти, энергия наслажде- ния Кришны. Все юные гопи Враджа – Её экспансии. {PS} Веды – священные писания, соше- дшие с лотосных уст Господа Нараяны и записанные Шри Вьясадэвой, литературным вопло- щением Господа. Дхарма, артха, кама, мокша – четыре цели человеческой жизни: 1) исполнение предписанных шас- трами (св. писаниями) обязаннос- тей (что позволяет обрести) 2) эко- номическое процветание (и) 3) ма- териальные наслаждения (осознать их иллюзорность и пожелать полу- чить) 4) освобождение (из кругово- рота рождения и смерти материа- льного бытия). Любовь к Кришне, Кришна-према, – это пятая и наи- высшая цель человеческой жизни (панчама-парама-пурушартха). Риши – ведические мудрецы. Дхарма-шастры – священные писания, посвящённые исполне-нию предписанных обязанностей, то есть своего долга перед семьёй, обществом, предками, полубогами, царём, страной… В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: «Ос-тавь все свои обязанности, все дхармы, все предписания шастр, все собственные представления об исполнении долга и просто предай-ся Мне! Я избавлю тебя от послед-ствий всех твоих греховных посту-пков! Не страшись ничего!» Но, проверяя решимость гопи, прибе-жавших на звук Его флейты, чтобы участвовать в раса-лиле и танце-вать с Кришной танец раса, Он ска-
зал им: «Зачем вы прибежали сю-да? Посмотреть на ночной лес? Хорошо! Теперь вы на него посмо-трели и можете возвращаться к своим семьям и своим мужьям. Це-ломудренные девушки не должны оставаться наедине с юношей, да ещё в ночном лесу. Они должны служить своим родителям и мужу, даже если тот больной и старый». Но гопи знают шастры ещё лучше, чем Кришна, поэтому они ответили Ему: «Ты даёшь нам наставления, и мы принимаем Тебя, как гуру. А служение гуру – это наипервейшая обязанность каждого. Поэтому мы останемся, чтобы доставить Тебе удовольствие танцем «раса», счи-тая служение Тебе своим наивыс-шим и наиважнейшим долгом!» Кокилван – один из лесов Враджа. Баньян – дерево, отдельные ветви которого спускаются до земли, пускают корни и превращаются в стволы. Так одно дерево баньян может превратиться в целую рощу. **ч у дные – подражая кукушке, Кришна подавал условный сигнал Шримати Радхике, чтобы она выш-ла из дома Своей свекрови на сви-дание с Ним. Но Йога-майа, обос-тряя прему, часто создаёт препят-ствия… **ночь Брахмы – это время унич-тожения: «Снова и снова с наступ-лением дня Брахмы все живые су-щества начинают своё существова-ние, а с приходом его ночи – унич-тожаются» («Бхагавад-гита», 8.19). Длится ночь Брахмы, как и его день, 4320 миллионов земных лет. Ради враджа-рамани-гопи, которые прибежали на зов флейты Кришны, чтобы танцевать с Ним танец раса, Кришна превращает обычную ночь по продолжительности в ночь Брахмы. Но гопи даже не замечают этого, удивляясь: «Как быстро про-летела эта ночь!» Такова према: мгновение разлуки с Кришной ка-жется гопи вечностью, а вечность общения с Ним – мгновением! Гопишвара – тот, чьим Ишварой (Господином) являются гопи. Гос-подь Шива, желая увидеть раса-лилу, поклонялся Йога-майе, и та, окунув его в Брахма-кунду, дала ему тело гопи. Но гопи «расшиф-ровали» Шиву, и тогда Кришна, оказав ему милость, сделал Шиву кшетра-палом, защитником раса-стхали и Враджа.
Джива – живое существо; облада- ющая сознанием атомарная части- ца духовной энергии, джива-атма (душа). Майа-дэви – проявление Йога-ма- йи, иллюзорной энергии Кришны, госпожа материальной природы; она же Маха-майа и Дурга-дэви, супруга Господа Шивы. Полубоги – суры, дэвы или дэва- ты – могущественные, преданные Господу обитатели высших пла- нет материального мира, наделён- ные Им потенцией воспроизводить (Господь Брахма) или разрушать (Господь Шива) в соответствии с Его замыслом внутреннее устрой- ство вселенной, а также управлять её «коммунальным хозяйством», обеспечивая живые существа всех планетных систем всем жизненно необходимым – солнечной энерги- ей (Сурья), воздухом (Вайю), во- дой (Варуна), огнём (Агни), дож- дями (Индра), лунной энергией (Чандра)… Контроль соблюдения дхармы (Дхармарадж, он же Яма- радж) и принципа функционирова- ния органов тела – сердца, мозга, пищеварительной системы и т. д. – также функция полубогов. Все главные полубоги имеют в вверен- ном им «департаменте» необходи- мый штат подчинённых для выпол- нения своего служения Бхагавану. Гельмонт и философ Оттон пере- дают отношение к полубогам древ- них славян: «Славяне древние ве- рили в Единого Бога, Бога богов, называя Его Старым Богом, Пра- богом, создателем людей и других богов, стоящих между Ним и «ми- ром», из которых не все одинаково святы». Татастха-шакти – пограничная энергия, расположенная между ду- ховным и материальным миром; является преобразованием чит-ша- кти, духовной энергии Бхагавана, и местом проявления атомарных, самосознающих себя частиц, джи- ва-атм (душ); другое название – джива-шакти. {PS} Хари – тот, кто уносит все трево- ги; имя Сваям (Изначального) Бха- гавана Шри Кришны, который не бывает без своей пурна-шакти, Шримати Радхики; таким образом,
Хари – это Шри Радха-Кришна. Шудра – рабочий класс ведичес- кой социальной структуры, устано- вленной Кришной в человеческом обществе, именуемой варна-ашра- ма и основанной на естественной склонности каждого к деятельнос- ти, соответствующей его врождён- ным природным качествам. Бр а хман – интеллектуальный класс варна-ашрамы; квалифици- рован изучать ведические писания и осуществлять священнодействия (пуджи, ягьи, обряды и церемо- нии), а также обучать. Неприкасаемые – люди, не следу- ющие ведическим принципам жиз- ни, привязанные к мясоедению, интоксикациям, азартным играм и противоположному полу. Карма – деятельность ради пло- дов, приводящая к развитию мате- риальных тел, т.е. к самсаре (смене тел в круговороте рождения и смерти). Яма (Ямарадж) – полубог, контро- лирующий соблюдение дхармы и определяющий живым сущест- вам меру их кармической ответст- венности; он же Дхармарадж. Видья – знание; антипод авидье, невежеству, которым Майа-дэви покрывает дживу, устремлённую к независимости от Кришны; видья и авидья – две энергии Майи, кото- рые она применяет к дживе в соот- ветствии с намерением той жить ради собственного удовольствия или ради счастья Кришны. Чит-джагат – духовный мир. Вишну – Верховный Гоподь, экс- пансия Шри Кришны, ответствен- ная за материальное творение: Каранадакашайи Вишну (Маха- Вишну) проявляет материальные вселенные и джива-татастха-шак- ти; Гарбходакашайи Вишну входит в каждую из них как Верховная Душа (вират-антарьями), прояв- ляет вселенский лотос и Брахму- творца; Кширодакашайи Вишну пребывает в сердце каждого живо- го существа и в каждом атоме как Параматма, Сверхдуша. {PS} Дэви – Майа-дэви, она же Дурга. Бхакти – служение, выполняемое из любви к Верховному Господу Шри Кришне, мотивированное исключительно желанием доста- вить Ему удовольствие и благо. Вяжущий – шесть вкусов: слад- кий, острый, горький, кислый, со- лёный и вяжущий. Пуруша – наслаждающийся; есть два пуруши: Верховный Наслажда- ющийся и джива-пуруша. Пуджа – процесс поклонения, сос- тоящий в предложении курящихся благовоний, горящей лампады, цветов и других благоприятных предметов и веществ; сопровожда- ется звоном колокольчика, произ- несением мантр и воспеванием Святого Имени. Гуны – качества – три гуны мате- риальной природы: саттва (бла- гость), раджас (страсть) и тамас (невежество); определяют характер влияния иллюзорной энергии на образ жизни, мышления и деятель- ности живых существ; взаимодей- ствием гун создаются, поддержи- ваются и уничтожаются материаль- ные вселенные.
Ямарадж – см. выше «Яма». Шактиман – обладатель энергий (шакти). Пурна-шакти – полная, совокуп- ная энергия. Супенатор – деталь, несущая ос- новную нагрузку в конструкции: металлический стержень, идущий от каблука к подошве. Нанда – Нанда Махарадж, отец Кришны в лиле рождения Господа.
Дамодар – тот, чей живот обвязан верёвкой. Однажды мама Яшода, желая наказать Кришну за то, что Он воровал масло и не только ел его Сам, но и кормил сбежавшихся к Нему ворон и обезьян, решила привязать Его к деревянной ступе для взбивания йогурта, как «соу- частнице преступления», ибо ма- лыш Кришна взбирался на неё, чтобы достать подвязанный к по- толку горшок с маслом. Однако, все попытки обвязать живот двух- летнего Кришны были безуспеш- ными: всё время не хватало длины верёвки, сколько бы Яшода ни над- вязывала её, и всё время на два пальца. Так продолжалось, пока Кришна, видя страдания Яшоды, не сжалился над ней и не пожелал быть связанным; тут же Яшоде удалось это сделать, причём ей хватило одной ленты для волос, с которой началась эпопея связыва- ния Кришны. Подробности этой восхитительной лилы, в частности, секрет двух пальцев, вы узнаете, обратившись к неповторимой по сладости катхе моего Шрилы Гурудэва. Нидхуван – один из 12-ти лесов Вриндавана; место сокровенных игр Кришны и гопи. Кунджа – уединённая лесная бесе- дка, образованная естественным образом за счёт ниспадающей кро- ны деревьев, вьющихся растений и лиан. Канхайя – так враджаваси (жите- ли Враджа) любовно называют Кришну – «Малыш», «Младшень- кий» (в том числе, брат, поскольку Баладэва звали Дауджи, «старший брат»). **у радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый – это лишь основные цвета радуги, которые, плавно пе- реходя один в другой, а также сме- шиваясь в разных пропорциях, проявляют множество оттенков. Пара-шакти – высшая энергия.
**У Радхи – вначале Йога-майа расстроила помолвку Радхи и Кришны, не допустив установле- ния межу Ними «узаконенных» супружеских отношений, т.е. сва- кийа-бхаву, притупляющую остро- ту премы; а затем вступил в силу сценарий, характерный только для проявленных (т.е. проходящих в условиях материального мира) игр Кришны: Кришна оставляет Врадж и уезжает в Матхуру на один-два дня, которые превращаются в 100 лет… Виваха – свадебная церемония. (P.S.-5) Паринама – преобразование; раз- нообразие мира достигается за счёт паринама-шакти, преобразования единой энергии Кришны (сварупа-, пара-, чит- или антаранга-шакти), личностным проявлением которой является Шримати Радхарани. Кали-юга – один из 4-х мировых периодов (юг), именуемых Сатья, Трета, Двапара и Кали, которые вместе образуют одну маха-югу, суммарной продолжительностью в 4.320.000 земных лет (1.728.000+ 1.296.000+ 864.000+432.000 соот-ветственно). Характеризуется утра-той религиозных чувств, ссорами без видимых причин и наличием всевозможных механизмов, сде-ланных из железа, поэтому называ-ется «железным веком Кали». Кали означает «чёрная, безрадостная». Ману – прародитель человечества. Брахма – первое живое существо во вселенной, наделённое потенци- ей творить. Брахма появляется на лотосе, который вырастает из пупка Гарбхадакашайи Вишну, и, используя элементы вишва-рупы (вселенской формы), проявленной Гарбхадакашайи Вишну, осущест-вляет реализацию внутреннего устройства и заселения вселенной в соответствии с волей и проектом Гарбхадакашайи Вишну. Брахма – это джива-атма, наделённая Вишну особыми полномочиями. День Брахмы – 1000 маха-юг (см. выше «Кали-юга») составляют один день Брахмы или одну каль-пу. За день Брахмы рождается 14 Ману, прародителей человечества, продолжительность жизни которых равна 4.320.000×1000:14= 308.571.430 земных лет. Смена форм и декораций – см. ниже «пралайа».
*Мудрых – «И вновь Я возвещу тебе эту высшую мудрость, луч- шую из всего знания, познав кото- рую, мудрецы достигали высшего совершенства…» – начинает Шри Кришна 14-ую главу «Бхагавад-гиты», посвящённую трём гунам материальной природы. Пралайа – периодическое масш- табное частичное или полное уни- чтожение, затрагивающее в основ- ном низшие и средние планетные системы вселенной, подготавлива- ющая их к новой маха-юге, ман- вантаре или дню Брахмы. За день Брахмы рождается 14 Ману, праро- дителей человечества, жизнь каж- дого из которых составляет одну манвантару. В конце жизни Брах- мы, которая длится 100 лет по ис- числению полубогов, происходит тотальная пралайа, уничтожающая (выжигающая!) всё во всех вселен- ных перед их возвращением в тело Господа Маха-Вишну. Год Брахмы равен 12-ти месяцам по 30 суток каждый, а день – тысяче маха-югам (см. выше «Кали-юга»), то есть 4.320.000.000 земных лет; столько же длится его ночь. Таким обра- зом, сутки Брахмы – 8.640 млн. лет, месяц – 8.640 млн. х 30 = 259.200 млн. лет; год – 259.200 млн. х 12 = 3.110.400 млн. лет; жизнь (Брахмы и вселенной) – 3.110.400 млн. х 100 = 311.040.000 млн. или 311 трилли- онов 40 миллиардов земных лет.
**«Радхика-Рамана наме» – это бхаджан величайшего из гени- ев преданности – Шрилы Бхакти- виноды Тхакура. В этом бхаджане главным действующим лицом яв- ляется другой величайший гений преданности – Шри Нарада Муни, мудрец среди полубогов, сын Брах- мы, гуру Вьясадэвы. Бхаджан так и называется «Нарада Муни». Он имеет 6 стихов, перевод которых приводится в поэме. Санкиртана – достигшее совер-шенства громкое повторение или воспевание Святого Имени, когда личные взаимоотношения с Кришной (самбандха-гьяна) и тождественность Намы и Нами реализованы. Может осуществля-ться индивидуально или группой. Нама – святое имя Господа. Нами – обладатель святого имени, сам Господь. Нама и Нами – тож- дественны друг другу.
Лотос-престол – Брахма, первое живое существо во вселенной, появился из лотоса, выросшего из пупка Гарбходакашайи-Вишну. Вдохновлённый Господом, Брахма осуществил вторичное (внутрен-нее) творение вселенной. Хари бол! – «Повторяйте и пойте имена Господа Хари!» Ананта-Шеша – Верховный Гос- подь, экспансия Кришны в настро- ении преданности Самому Себе. Тысячью устами Ананта-Шеша не- престанно воспевает славу божес- твенных качеств Шри Кришны, и нет конца Его прославлению! Для служения Кришне Он прини- мает множество форм – от зонта и трона до ложа и священного шну- ра. Как необъятный (Ананта) все- ленский змей, Он держит на своих головах все планеты, не ощущая их тяжести. Он достиг совершен- ства в самозабвенном служении Кришне, и поэтому Его называют Шешей. (Из комментариев Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Праб- хупады к «Чайтанья-бхагавате» Шрилы Вриндавана Даса Тхакура.) Пранама – выражение почтения, сопровождаемое поклоном. Амрита – напиток бессмертия.
Сакхе – подруга. Враджа-рамани – прекрасные, юные гопи Враджа. **Золота слиток – подлинная цен- ность золота проявляется при его использовании в особых жертво- приношениях, результат которых приносит благо не только нашей планете, но и всей вселенной. Современные люди не способ- ны осознать во всей полноте могу- щество золота и других даров при- роды, обладающих качествами, позволяющими задействовать их в ягьях, пуджах и церемониях, удо- влетворяющих Верховную Божес- твенную Личность. Своекорыстие всегда обкрадывает своего владе-льца, ибо обретение материальных благ, которое оно предусматривает, расходует запас энергии благочес-тивых действий, совершённых в прошлом, столь необходимой для само- и Бого-познания. Индранил – драгоценный камень, цвет которого подобен цвету тела Шри Кришны.
Абхас – подобие, тень. В данном случае, то, что напоминает о Кришне (удипан). Пурна-таттва – Всеобъемлющая Истина. Парама-таттва – Высшая Истина. Адвая-гьяна-пара-таттва – Недвойственная Абсолютная Истина. Бхагаван Сваям – Изначальная Верховная Божественная Личность (Кришна). Сарвешварешвар – Господь и Повелитель всех повелителей. Сварупа – собственная (сва) форма (рупа). Нирвишеша-брахм а н – лишён- ный разнообразия однородный Брахман.
**личностные формы – подобно тому, как происходит деление клетки, Сваям Бхагаван Шри Кришна распространяет Себя, выделяя собственные личностные экспансии категории свамша (сва – собственная, амша – часть), которые есть Он Сам в каком-то из Своих божественных настроений. Совокупность всех этих экспансий Кришны составляет Шри Вишну-таттву, Единого Верховного Господа.
** Кришна – {PS, PS-4}
Саюджья-мукти – один из 5-и ви- дов освобождения (мокши) из тю- рьмы материального существова- ния, при котором джива сливается с безличным Брахманом (с брахма- джьоти), теряя свою индивидуаль- ность в обмен на осознание блаже- нства единого имперсонального Брахмана. Гьяна-йог – адепт гьяна-йоги, йоги знания, позволяющей осоз- нать брахма-таттву (безличный Брахман). **Татастхи – Три основные функ- циональные энергии Кришны [сам- вит (знание), сандхини (бытие, веч- ность) и хладини (блаженство)] проявляют себя в чит- (духовной), татастха- (пограничной) и майа- (материальной) шакти в полной, частичной или искажённой форме соответственно. В татастха-шакти сандхини проявляет дживы; самвит присутствует как брахма-гьяна (знание о природе безличного Бра- хмана), а хладини – как брахма- ананда (блаженство осознания без- личного Брахмана), поэтому татастха-джива изначально имеет склонность к имперсонализму. **даёт советы – Васиштха Муни, знаменитый ведический мудрец, сын Брахмы, был семейным гуру у царя Айодхи Дашаратхи, вечного отца Верховного Господа в лиле «Рамаяна»; воспитывал и обучал сыновей Дашаратхи – Рамачандру, Лакшмана, Бхарату и Шатругну. Четверо Кумаров – Санандана, Санака, Санатана и Санат-кумара – великие мудрецы, сыновья Господа Брахмы; не желая отвекаться от сосредоточения на Абсолютной Истине и участвовать в программе заселения вселенной живыми существами, о чём просил их Брах-ма, приостановили физическое развитие и созревание своих тел на уровне пятилетнего возраста. От них через Нимбадитья-ачарью идёт Чатухсана-сампрадайа – одна из четырёх вайшнавских сампрадай, передающих трансцендентное пос-лание духовного мира (Ведическое знание) обитателям мира матери-ального. Шукадэва – Шукадэва Госвами, знаменитый рассказчик «Шримад-Бхагаватам», сын Вьясадэвы. В играх Кришны – любимый попугай Шримати Радхики: “О славный! О добрый! О мудрый читатель! Создатель всего – «Вену-гиты» создатель. Читая «Шри Шука», пожалуйста, знай: «Шри» – Радхика, «Шука» – Её попугай. У Кришны есть флейта – той флейты напевы по милости Радхи пропел Шукадэва. Читай же! Используй во благо глаза! Прими оживляющий сердце бальзам божественной милости Кришны и Радхи! Она беспричинна, плоды её – сладки!” Уттама-вайшнав – вайшнав выс- шего уровня. Туласи – священное деревце, в форме которого в материальном мире вечно присутствует, одаривая своей милостью всех, кто входит с ней в соприкосновение, Шримати Вринда-дэви, восхитительно-прек-расная юная гопи, организующая все без исключения развлечения Шри Кришны во Врадже. Вринда является проявлением Йога-майи и покровительницей Вриндавана, названного в её честь. В молитвах, обращенных к Шримати Туласи-дэви, т.е. к Вринде-дэви, приняв-шей форму деревца Туласи, (в Туласи-пранаме) говорится: «О Вринда-дэви! О Туласи-махарани! О Сатьявати! Ты бесконечно доро- га сердцу Шри Кришны! Я снова и снова склоняюсь перед тобой, да- рующей Кришна-бхакти всем без исключения!» Можно понять на- сколько Шри Туласи-дэви могу- щественна и дорога Шри Кришне и насколько велико её влияние в духовном мире по тому факту, что Кришна не принимает никакую предлагаемую Ему пищу без листочков Туласи. **«Пуране» – в «Падма-пурана».
Шива – Желая творить, Сваям Бхагаван Шри Кришна через Шри Баладэва Прабху проявляет Маха- Санкаршану и Маха-Вишну. Вос- принимая желание Кришны, Маха-Вишну источает из межбровья луч света. Абхаса или отблеск это- го луча есть шамбху-лингам. Рама- дэви, чит-шакти Маха-Вишну, про- являет, как свою тень, Майю-дэви или йони. Соединение шамбху- лингама (мужского начала) и йони (женского начала) порождает мате- риальный мир благодаря абсолют- ной поддержке Маха-Вишну, кото- рый, внося изначальное семя жела- ния Голоки (кама-биджу) в лоно пракрити (йони), наделяет её, с од- ной стороны, желанием творить, а с другой – внутренней готовностью к созиданию; кроме того, Маха- Вишну оживляет инертную мате- рию (прадхану), оплодотворяя её живыми существами, джива-атма- ми. Повелитель Шива-таттвы – Садашива Вайкунтхи. Он – Вишну- таттва. Распространяя себя в каж- дой вселенной, Садашива принима- ет образ Шамбху (Шивы), и это уже шива-таттва. Из Шивы исхо- дит Рудра-дэв. Имена «Рудра» и «Рудрани» (супруга Рудры) указы- вают на тех, кто обрекает живые существа на непрерывные страда- ния и слёзы. {PS-3} Майавади – последователи майа- вады. Мукти – освобождение из оков материального бытия.
**атеизм, внедрённый Буддой Шакьямуни – В современном об-ществе сформировано устойчивое мнение, что буддизм – это религия. Если считать религиозным любое мировоззрение, подразумевающее не веру в высшее организующее начало, идущее от Верховного Существа, Изначальной Божест-венной Личности, а веру вообще, то атеизм тоже может претендо-вать на то, чтобы считаться религи-ей, так как его мировоззрение ос-новано на вере в то, что Бога нет. Это общая платформа буддизма и атеизма: Бога – нет; творение не нуждается в Творце, так как было всегда. Разница – в сфере приложе-ния сил: атеизм ищет пути незави-симого от Бога существования в условиях грубой материи, а буд-дизм – в условиях тонкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|