В тонко-материальных оболоч-
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 ках – т.е. в пределах ума, интел- лекта и ложного эго.
Самбандха – характер взаимоотно- ношений и особенности любовного преданного служения Верховному Господу Шри Кришне, присущие дживе. Сиддха-деха – духовное тело. Сварупа дживы – собственная, со- ответствующая уникальным инди- видуальным качествам дживы и особенностям её взаимоотношений с Кришной (самбандхе) духовная форма. **медитаций – медитативная йога является практикой Сатья-юги, ибо требует продолжительной жизни, саттвических качеств и благоприя-тных внешних условий. Когда всё это есть, садхака, последовательно осваивая яму, нияму, асаны, прана-яму, пратьяхару, дхарану и, нако-нец, дхьяну (медитацию), может, медитируя на Параматму, обрести Её даршан и войти в самадхи. Та-кова восьмиступенчатая (аштанга) йога Патанджали. Здесь с самого начала известен объект медитации – это Параматма, Кширодакашаи-Вишну, пребывающий в сердце каждого живого существа. Гаутама Будда, осознав смерть, старость и болезни неизбежным злом материального существова-ния, в поисках смысла жизни предался медитационной йоге, выбросив из неё под влиянием Кали-юги и собственных атеисти-ческих наклонностей объект медитации – Господа Вишну. Он освоил все ступени аштанга-йоги, кроме самадхи, и ожидал, что со-вершенство в дхьяне при правиль-ном воззрении, намерении, речи, поведении, образе жизни, усилии, памятовании и сосредоточении откроет ему истину о сферах веч-ного бытия без того, чтобы кланя-ться Богу. Он считал, что перечис-ленные 8 действий восьмеричного пути, позволяющие умиротворить материальную природу, могут быть правильными при изначаль-ном пренебрежении Творцом этой природы, которого он отверг. Он доверился своим ощущениям в ожидании того нечто, которое дол-жно пребывать там, где заканчива-ется восприятия чувств и ума. И майа не обманула его ожиданий…
Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я не являю Себя каждому. Йога-майа скрывает Меня от людей глупых и невежественных; они не могут понять Меня, нерождённого и нетленного». (7. 25) Мы не сами по себе в этом мире: Майа-дэви имеет штат квалифици-рованных кураторов, и все атеисти-ческие (философские и эзотеричес-кие) поиски находят поддержку демонических существ вселенной, щедро инспирирующих сознание соискателей их милости псевдоду-ховными концепциями. **«Даша-аватара-стотра» – это сочинениеШри Джайа-дэва Госвами, в котором прославляются 10 аватар Вишну, нисходящих в материальный мир ради Своих развлечений.
Ахимса – непричинение вреда жи- вым существам (в противополож- ность химсе, насилию).
Шрути – «Веды» и «Упанишады». В данном случае говорится об определённых разделах «Вед», посвящённых описанию жертво-приношений с принесением в жертву животных, которые отверг Шри Вишну-Будда.
**из Капилавасту – это довольно распространённая ошибка: считать Гаутаму Будду, основоположника буддизма, которого все философы Индии признают атеистом [ибо он отверг «Веды», отверг Ишвару (Бо-га) и отверг джива-атму (душу)], аватарой Шри Нараяны, Вишну-Буддой. Явление Будды-аватары было 3500 лет тому назад, а Будды-атеиста – 2500. Будда-аватара был сыном Анджаны и родился в Гайе, а Будда-атеист – сыном Шудходха-ны из Капилавасту. Будда-аватара установил ахамсу высшим религи-озным принципом и отверг только шрути жертвоприношений, а Буд-да-атеист проповедовал восьмири-чный путь и нирвану, как альтерна-тиву духовному миру, и отверг «Веды» полностью. Многие буд-дисты едят мясо, как известно. Это лишь подтверждает, что они явля-ются последователями не Будды-аватары, а Будды-атеиста, для ко-торого соблюдать ахимсу не было главным принципом – не было на-столько, что в перечне вероятной пищи, которая была последней пе-ред тем, как он оставил тело, назы-вается, наряду с грибами, даже сви-нина. В тех регионах, где принцип ахимсы свято соблюдается буддис-тами, – Непал, Тибет – сохраняется влияние учения Будды-аватары.
Боуддха – боуддхавада, буддизм. Вайраги – те, кто следует строгим нормам аскез и отречения. Аштанга-йоги – последователи 8-ступенчатой йоги Патанджали. В данном случае подразумеваются те из них, кто, не сумев получить даршан Параматмы, реализовал безличный Брахман.
** «Четыре благородные истины» буддизма: 1) Существуют страда-ния; 2) существует причина страда-ний – желания; 3) существует прек-ращение страданий – нирвана; 4) существует путь, ведущий к избав-лению от страданий – восьмирич-ный путь [путь восьми правильных действий: воззрения, намерения, речи, поведения, образа жизни, усилий, размышления (памятова-ния) и сосредоточения]. Правильность воззрения, намере-ния, речи, поведения, образа жиз-ни, усилий, размышлений и сосре-доточения просто смехотворна, если мы, выражая почтение всем живым существам, начиная с мура-вья, игнорируем Бога.
** см. выше «Четыре благородные истины» буддизма.
Тантрики – подразумеваются те, кто следует тантрическим методам обретения магического могущества и мистических совершенств. Шакты – те, кто поклоняется шак- ти, главным образом, Дурге-дэви. Гаудии, бенгальские вайшнавы, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, в определённом смы- сле, тоже шакты – они поклоняют- ся Шримати Радхарани даже с большим энтузиазмом, чем самому Кришне, – но! – в настроении бес-корыстного преданного служения и из чувства любви к Ним обоим! Другие шакты, как правило, ожида-ют материальные благословения от своих Ишта-дэвов – божеств, кото-рым они поклоняются и которым подносят свои дары. ** На публике – «Всякий, кто серьёзно занимается наукой, при- ходит к мнению, что законы все- ленной несут на себе отпечаток высшего разума – разума настоль- ко превосходящего человеческий, что мы с нашими скромными спо- собностями должны благоговейно
склониться перед ним!» – Альберт Эйнштейн выражает готовность склониться перед вселенским разу- мом, но не перед владельцем этого разума, Бхагаваном Шри Кришной, которому должны были бы быть адресованы все восхваления и лав-ры! Что же ему мешает? Всем имперсоналистам признать Абсо-лютного Владыку и Властелина всех энергий и каждого, Сваям Бхагавана Шри Кришну, мешает только одно – зависть к Бхагавану! А вот другой перл имперсонализ- ма, сошедший с уст нашего, отече-ственного гения: «Метафизическая идея Кришны есть вечная и все-мирная основа всех религий и всех философских систем!» Это Л.Н. Толстой. Он не говорит: «Кришна есть вечная и всемирная основа», он говорит: «Метафизическая идея Кришны есть вечная и всемирная основа». Он не воспринимает Бога Личностью, он называет Сваям Бхагавана «метафизической идеей», демонстрируя имперсо-нальное восприятие Бога, основой которому неизменно служит зависть к Бхагавану. Упасана – поклонение. Сатья-юга – один из 4-х, последо- вательно сменяющих друг друга, как сезоны года, мировых перио- дов (юг) – Сатья (1.728.000 лет), Трета (1.296.000 лет), Двапара (864.000 лет) и Кали (432.000 лет), вместе составляющих один цикл, маха-югу (4.320.000 лет). Тысяча таких циклов составляет один день Брахмы. Сатья-юга характеризует- ся преобладанием саттва-гуны, люди имеют продолжительную жизнь (100.000 лет) и возвышен- ные качества, поэтому юга-дхар- мой Сатья-юги является дхьяна- йога (йога медитации). В другие юги усиливается влияние раджаса и тамаса, поэтому дхьяна-йога не- осуществима; рекомендуются ог- ненные жертвоприношения (в Тре- та-югу), поклонение в храме (в Двапара-югу) и воспевание Свято- го Имени – во все юги, но особен- но в Кали-югу: харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха «Харинама (воспевание святого имени Верховного Господа Хари) Харинама, Харинама – это единст- венный метод самоосознания в Ка- ли-югу! Нет иного пути! Нет иного пути! Нет иного пути!» («Брихан-
нарадия-пурана»). Ади Пуруша – Изначальный Вер- ховный Наслаждающийся; Господь Брахма поёт в «Брахма-самхите»: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами «Я поклоняюсь Говинде, Изначаль- ному Верховному Наслаждающе- муся!» И там же: ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда виграхах анадир адир говиндах сарва каранам каранам «Кришна - Верховный Повелитель! Его тело - вечность, знание и бла- женство! Он - Изначальный Гос- подь Говинда, причина всех причин!» Шьямасундар – «тёмноликий кра- савец», знаменитое имя Кришны. Сева – служение. Канкан – танец кордебалета, хара- ктерный для кабаре.
Катакомбы нирвишеш-брахм а - на – подразумевается майавада, философия изощрённого атеизма, провозглашающая иллюзорность материального мира, джива-атмы и Бога и их тождественность безлич-ному, единому, неделимому Брах-ману, лишённому энергий, качеств и разнообразия. Колесо самсары – не имеющий завершения в рамках материально- го бытия круговорот рождения и смерти, в котором вынуждены пре- бывать живые существа материаль- ного мира. Корсар – пират.
«Пураны» – 18 исторических дополнений к «Ведам», из которых безупречной «Пураной» Шри Чайтанья Махапрабху назвал «Шримад Бхагаватам». Это значит, что «Шримад-Бхагавтам» имеет прерогативу в свидетельстве исти- ны (в прамане) по отношению к к другим Писаниями, и в случае расхождения информации, ему должен быть отдан приоритет. **Сопровождает – как Параматма, Сверхдуша, Всевышний Господь Шри Кширодакашайи Вишну, на- ходясь в сердце каждого живого существа, помещённого Майей в созданные ей машины материаль- ных тел, сопровождает и направля- ет скитания дживы по материаль- ным вселенным в соответствии с обретёнными ею в прошлом заслу- гами – кармой – на протяжении всего времени её пребывания в самсаре, оставаясь вечным Свиде- телем всех её чаяний и поступков. Ачьюта-готра – семья Всевышне- го; Ачьюта (Чистейший) – одно из имён Господа Вишну (Кришны). Вайшнавы – бхакты (преданные) Господа Вишну (Кришны). Прамана – авторитетное свидете- льство, доказывающее истинность того или иного утверждения (пра- меи). Праманой является амная (см. ниже). Непосредственное (пря- мое) восприятие Абсолютной Ис- тины (пратьякша) святого маха- бхагавата вайшнава, достигшего совершенства в реализации веди- ческих методов самоосознания, также признаётся праманой. С е льва – непроходимые леса Юж- ной Америки, кроны деревьев в ко- рых настолько плотны, что не поз- воляют видеть Солнце. Авидья, по- добно сельве, лишает способности
видеть солнце Истины. Дандават – поклон, при котором человек падает перед Божеством или гуру с вытянутыми руками, как палка (данда), касаясь земли или пола восьмью частями тела: ладонями, лбом, грудью, коленями и ступнями. Сампрадайа или парампара – линия духовной ученической преемственности, которую состав- ляют представители духовного мира, посланцы Господа, выполня- ющие Его миссию и функции ача- рьи (ведущего инициирующего гу- ру) одной из 4-х вайшнавских сам- прадай: «Шри», идущей от Лакш- ми через Рамануджу; «Рудра», иду- щей от Шивы через Вишнусвами; «Чатухсана», идущей от четверых Кумаров через Нимбадитью; и «Брахма», идущей от Брахмы через Мадхву. «Мантры, полученные вне 4-х вайшнавских сампрадай, не имеют силы». («Падма-пурана») Амная – ведическое знание, нисхо- дящее из духовного мира через од- ну из 4-х вайшнавских сампрадай. Парампара – см. в. сампрадайа. «Шримад-Бхагаватам» – послед- нее, чисто теистическое, лишённое малейшей примеси материальной религиозности произведение веди- ческой литературы, записанное Шри Вьясадэвой по прямому ука- занию Шри Нарады Муни; посвя- щён играм Сваям Бхагавана Шри Кришны и представляет собой ес- тественный комментарий на «Ве- данта-сутру». «Шримад-Бхагава- там» столь могуществен, что даже величайшие грешники, подобные Дхундхукари, брату святого Гокар- ны, просто слушая его, достигали обители Господа. Махараджа Па- рикшит, великий преданный Шри Кришны, внук Арджуны и импера- тор мира, узнав о проклятии сына брахмана, обрёкшего его умереть через 7 дней от укуса змея Такша- ки, посвятил всё оставшееся ему время слушанию «Шримад-Бхага- ватам» из уст Шукадэвы Госвами, расположившись на берегу Ганги и не принимая больше ни воды, ни пищи. Так, полностью сосредото- чившись на лотосных стопах Шри Кришны, он вошёл в Его обитель. **Оболочки Майи – как только у татастха-дживы появляется жела- ние повелевать и наслаждаться Майей, та тут же покрывает её дву- мя материальными оболочками (те- лами): тонкой, состоящей из мана-са (ума), буддхи (интеллекта) и аханкары (ложного эго), и грубой, состоящей из элементов земли, во-ды, огня, воздуха и эфира; так джи-ва становится узницей материаль-ного мира. Вайшнав-ачарья – ачарья одной из 4-х вайшнавских сампрадай (см. выше «сампрадайа»). Рага – 1) глубокая, всепоглощаю- щая любовная привязанность; 2) мелодия особого музыкального ла- да, характерного для ведической музыки, насыщенная «рагой». Рага в высшем смысле, который устанавливает Шри Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» – это неутолимая любовная жажда по от- ношению к Шри Кришне, приводя- щая к спонтанной и очень глубо- кой сосредоточенности на Нём. Бхакти, проникнутое такой рагой, характерно для жителей Враджа и называется рагатмика-бхакти, а практика следования настроению рагатмика-бхакт – рагануга-бхакти. 3) Ступень развития премы. **не водитель с пассажиром – «Мундака» и «Шветашватара- упанишад» сравнивают душу и Сверхдушу (джива-атму и Парама-тму) с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (джива) клюёт плоды, а другая (Шри Вишну) – наблюдает. Дерево – это материальное тело, с помо-щью которого джива пытается на-слаждаться и в котором одновре-менно присутствуют двое: джива-атма (душа) и Параматма (Шри Кширадакашайи Вишну, являю-щийся вечным Свидетелем поступ-ков дживы). «Пребывая в сердце каждого, Вер-ховный Господь направляет скита-ния всех живых существ, которые словно находятся в машине, сде-ланной из материальной энергии» – говорит Шри Кришна в «Бхага-вад-гите» (18.61), что позволяет нам сравнить дживу и Параматму с водителем и пассажиром. **Тяготен ь е – в «Катха-упани- шад» говорится: «Нерождённый Господь, Парамешвара, населяя мир живыми существами, наделил их чувствами, которые в силу сво- ей природы всегда стремятся к ма- териальным объектам. По этой причине баддха-джива видит толь- ко окружающие её предметы внеш- него мира, а не трансцендентную сварупу Бхагавана, пребывающего в её сердце. Только глубокомыс- ленный человек, не прилагающий усилий к тому, чтобы стать счаст- ливым в материальном мире, и устремлённый к высшему освобож-дению в форме возвышенной Кришна-премы, сможет отвлечь свои глаза, уши и другие чувства от внешних материальных объек-тов и направить их вглубь своего сердца, чтобы увидеть пратьякатму Шри Бхагавана».
**вечной – Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «То, что пронизы-вает всё тело – неразрушимо! Ник-то не может уничтожить бессмерт-ную душу! Душа неразрушима, не- измерима и вечна. Для неё не су- ществует ни рождения, ни смерти; она никогда не возникала, не воз- никает и не возникнет – нерождён- ная, вечная, всегда существующая, изначальная… Её нельзя рассечь никаким оружием, сжечь огнём, смочить водой, иссушить ветром, разбить или растворить… Невиди-мая и непостижимая, она сущест-вует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же… Зная это, не следует скорбеть о теле» (2, 17-25). Маха-майа – внешняя иллюзорная энергия Кришны, проявляющая материальный мир (Дурга-дэви). Йога-майа – внутренняя иллюзор-ная энергия Кришны, организую-щая все Его игры и проявляющая Маха-майю. **вере – ещё раз описан процесс выбора, который осуществляет татастха-джива между духовным и материальным миром и который она продолжает делать каждое мгновение своего пребывания в материальном мире между Богом и своими собственными корыстными устремлениями, обрекающими её на страдания рождения, смерти, старости и болезней… **Мы и раньше видели – помимо этой нашей «экскурсии», каждая обусловленная душа имеет свой личный опыт неоднократного «посещения» обители Ямараджа, но не по доброй воле, как сейчас… «Созерцая объекты чувств, индиви-дуум развивает привязанность к ним; из привязанности рождается вожделение, из вожделения – гнев. Гнев порождает полное заблужде-ние, затмевающее память. Когда память в затмении, пропадает разум, а потеря разума влечёт за собой падение и деградацию» – такие объяснения даёт Кришна в «Бхагавад-гите» (2.62-63). Итак, привязанность к наслаждению объектами чувств отключает буддхи (разум); превалировать начинает манас (ум), как у животных, и человеку, ставшему рабом инстинктов, открывается дорога в низшие формы жизни и ад.
**боль за тело – «Джива транс- цендентна к трём гуннам матери- альной природы, но, находясь под влиянием майи, внешней энергии, она считает себя порождением ма- терии и потому испытывает мате- риальные страдания». («Шримад- Бхагаватам», 1-7-5) Аханкара – ложное эго; создаёт у дживы эффект отождествления себя с материальным телом; самый «тонкий» из материальных элемен-тов. «Крез» – богач, обладатель несме- тных сокровищ (от имени богатей- шего из царей древности – царя Лидии Креза).
Кришна-према – божественная любовь к Кришне.
**премудрой – ибо установленной Кришной: «В соответствии с при- родными качествами людей и их склонностью к определённому ви- ду деятельности, Я создал четыре сословия человеческого общества (варны). Но знай: Я – создатель, но не созидающий, и всегда неизме- нен». («Бхагавад-гита», 4-13) Карма – в данном случае слово карма означает деятельность, работу, труд. Мурти или арча-виграха – скульп-турная форма Божества, изготавли-ваемая специально обученными для этого потомственными масте-рами в соответствии с представлен-ными в священных книгах описа-ниями образа Господа. Индра – глава полубогов, участ- ник многих проявленных в матери- альном мире игр Кришны и Его экспансий; дворец Индры и столи- ца его небесного царства, Амара- вати, утопают в роскоши – как привыкли её понимать в условиях райских, а не средних планет, к ко-торым относится Земля. **освобождение – его 5 видов: солокья-мукти – поселиться в оби-тели Бхагавана; саришти – обрести богатство, равное богатству Бхага-вана; самипья – стать приближён-ным спутником Бхагавана; сарупья – получить тело, подобное телу Бхагавана (четырёхрукое); экатва или саюджья-мукти – слияние с Абсолютом: брахма-саюджья – слияние с брахмаджьоти (с Безлич-ным Брахманам), ишвара-саюджья – растворение в теле Бхагавана. Гаудийа-вайшнавы не признают ни один из пяти видов мукти, ставя своей целью Кришна-прему и обре-тение вечного служения во Врадже Голоки. Брахмаджьоти – безличный Брах- ман, имперсональная сварупа (собственное проявление, форма) Шри Кришны: ослепительное сия- ние, исходящее от Его тела. Дхама – священная обитель Госпо- да, никогда Им не покидаемая.
Асакти – привязанность.
Говинда – имя Кришны: покрови- тель коров (го), пастухов (гопов), пастушков (гопалов) и пастушек (гопи). Сварупа дживы – её собственная форма, духовное тело, присущее ей изначально, называемое также сиддха-дэха, всесовершенным. Не может быть ни утрачено, ни об- ретено, ни заменено по чьей-то во- ле, ибо является неотъемлеммой собственностью дживы, проявле- нием изначально присущих только ей индивидуальных качеств, кото- рые определяют характер её лю- бовных взаимоотношений с Вер- ховной Божественной Личностью Господом Шри Кришной и особен- ность личного служения Ему. **брошен – спасаясь от опасности, ящерицы, чтобы не быть пойман-ными, жертвуют своим хвостом, оставляя его схватившему их за него преследователю. Тризна – погребальная церемония.
**сон – «”Джива-джаго… Просни- тесь, проснитесь, спящие души!” – взывает Шри Гаурачандра – “Сколько можно спать в объятиях ведьмы Майи?”» – поёт Шрила Бхактивинода Тхакур.
**под ствол – люди, пренебрегаю- щие развитием взаимоотношений с Богом, опреляются в ведической литературе как убийцы собствен- ной души (атма-хано): «Убийце ду- ши, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры без- верия, погружённые в темноту и невежество». (Шри Иша-упаниша- да) **бродят трупы – «Оставь мертве- цам погребать своих мертвецов». (Иисус Христос). Человек, погру-жённый в удовлетворение потреб-ностей своего тела и наслаждение материальных чувств, пренебрега-ющий развитием взаимоотношений с Верховным Господом, считается мёртвым уже при жизни или убий-цей собственной души (атма-хано). **большинство – «Основная участь умных людей – делить об- щество дураков. Экая же их у нас бездна!» – сказал А. Герцен и при- своил себе жену своего близкого друга В. Огарёва, бесконечно ему преданного. Итак, даже для соблю-дения элементарной порядочности требуется, как оказалось, нечто большее, чем просто быть умным, каким считал себя, судя по приве-дённой выше фразе, А. Герцен. Практика контроля чувств и испол-нения своего долга, которой, так или иначе, вынуждены следовать даже материалисты, стремящиеся занять тёплое место под солнцем, абсолютно необходима на пути развития преданности Господу. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагона- дёжен для царствия Божия!» – говорит Иисус Христос. Поэтому контроль речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий Шри Рупа Госвами делает первым стихом «Упадешамриты» – вачо вегам манасах кродха-вегам... Наш Шри-ла Гурудэв комментирует это так: «Без реализации 1-ого стиха «Шри Упадешамриты», вы не сможете реализовать и 8-й стих (суть всех наставлений), хотя и будете рас-суждать о Радха-кунде и Шьяма-кунде…» Таким образом, практика соблюдения Экадаши-враты по всем правилам, развивающая, кро-ме всего прочего, и способность контролировать чувства, приобре-тает особое (если не глобальное) значение. {P.S.-7} Владимир Огарёв, не желая, ви-димо, впредь иметь сюрпризы, ко-торые могут преподнести лучшие друзья и верные жёны, уехал в Голландию, где женился на проститутке. Пурнашактиман – обладатель всех энергий. Изначальный Бхагаван – Изначальная Верховная Божест- венная Личность: «Все экспансии и аватары Всевышнего – это Его полные части и части полных час- тей, но Шри Кришна – Бхагаван Сваям, Изначальный!» («Шримад- Бхагаватам»1.3.28) Ягья – ведическая церемония ог- ненного жертвоприношения. Мантра – трансцендентная звуко- вая вибрация, передаваемая по парампаре одной из вайшнавских сампрадай для мысленного или громкого произнесения; призвана очищать ум (ман – ум; тра – осво- бождать) и устанавливать взаимо- отношения с божеством мантры. «Мантры, полученные вне одной из 4-х вайшнавских сампрадай, не имеют шакти». («Падма-пурана) Как это понимать? Буквально! Всякое действие влечёт за собой тот или иной рзультат: например, обмолачивая пустую рисовую шелуху, можно вспотеть или развить мускулатуру. Риса не будет, а результат – обязательно! Так и повторение мантр, получен- ных не от вайшнава: какой-то по- бочный результат, несомненно, бу- дет – ведь человек в это время, по крайней мере, не занят греховной деятельностью; а если он искренен, т.е. не имеет тщеславной или иной своекорыстной материальной мо- тивации осуществлять практику, Параматма, несомненно, оценит его устремлённость и выведет на верный путь. Но установить вза- имоотношения с божеством мант- ры и обрести высшее благо от её повторения, не услышав её от вай- шнава – не-воз-мож-но! – так же, как получить рис, обмолачивая пустую рисовую шелуху. Почему? Потому что получение мантр через вайшнавскую преемственность – это вечный принцип передачи ведического знания в условиях агрессивной среды материального мира, стремящейся исказить Истину. Господь использует в этом только Своих преданных, то есть вайшнавов, которым может доверять. Перед началом творения Брахма получил от Него это знание и передал его своему старшему сыну Атхарве. Вне вайшнавской преемственности его просто нет! Ведическая литература, записанная Шри Вьясадэвой, становится, буд-то бы, доступной всем, кто освоил санскрит. Это иллюзия: шакти ведического знания и мантр пере-даётся и воспринимается только через звук! А звук этот – шабда-брахман – передаётся с начала творения только через 4 вайшнав-ские сампрадаи. Мула-преступление – корневое, изначальное, являющееся причи- ной всех последующих преступле- ний (мула – корень). **«Брали - это значит, крали!» – чтобы научить нас высшему благу постоянного сосредоточения на Себе, избавляющему от умонастро-ения хозяев природы, и ответствен-ности за присвоение себе Его соб-ственности, Шри Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, какую бы тапасью ни проходил –делай это, о сын Кунти, как подно-шение Мне!» («Бхагавад-гита», 9.27). «Два пи эр» – 2пR – длина окруж- ности.
**многомерных – это многомер-ные пространства, имеющие 4, 5 и (кто их знает сколько?) осей коор- динат. Живые существа, рождён-ные в какой-то конкретной прос-транственной системе, не способ-ны воспринять пространства более высокой мерности, а обитатели высших пространственных систем могут видеть низшие системы совсем не так, как их обитатели. Например, наш мир для их органов восприятия может выглядеть плоским. Однажды Брахма, желая полу-чить даршан Кришны и выразить Ему своё смиренное почтение как Верховному Господу, но сохраняя при этом абхиман повелителя все-ленной, посетил Двараку. «Я – Бра-хма!» – не без гордости сказал он привратнику – «Хочу увидеть Кришну!» Кришна помогает Сво-им бхактам избавиться от заблуж-дений, поэтому Он велел уточнить: какой именно Брахма хочет Его видеть? Брахма опешил: «Я – Ча-турмукха (четырёхголовый) Брах-ма, творец вселенной! Есть какой-то другой Брахма?»… Он был совершенно обескуражен! Брахму пригласили во дворец собраний «Судхарма», где в центре огромно-го зала он увидел сидящего на тро-не Кришну в окружении миллио-нов кланяющихся Ему Брахм! Эти Брахмы имели тысячи голов! Даже самый маленький из них имел 8! Это означало, что он, Чатурмукха Брахма, воображавший себя вели-ким творцом, но выглядевший наи-малюсенькейшим по сравнению с другими Брахмами, осуществил по милости Шри Кришны внутреннее творение самой маленькой и наип-ростейшей из бесчисленных все-ленных Бхагавана! От гордости Брахмы не осталось и следа, и он распростёрся ниц перед Кришной. Бесчисленное множество Брахм, ведомых волей Кришны, творят бесчисленное множество вселен-ных с бесконечным разнообразием внутреннего устройства! Наше независимое познание материаль-ной природы подобно исследова-ниям окресностей леса, окружаю-щего муравейник, которыми очень серьёзно заняты муравьи, но с худ-шей, чем у муравьёв, перспекти-вой. Дамоклов меч – меч, подвешен- ный на конском волосе над Дамок- лом на пиршистве, во время кото- рого сиракузский тиран Дионисий уступил ему своё место, приготов- ленное столь экстравагантно спе- циально для завидующего ему Дамокла. Брахмастра – ведическое ядерное оружие направленного действия; запускается мантрами; может использоваться в отношении одной конкретной личности. Сиречь – то есть. **Время – это Кришна В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: «Среди поработителей, Я – неисчерпаемое время!» И ещё: «Я есть время, великий разруши-тель миров!»… **Непознаваем – в «Бхагавад- гите» Шри Кришна говорит: «Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня!… Введённый в заблуждение тремя гунами, весь мир не знает Меня, стоящего над всем и неисчерпае- мого!… Глупцы глумятся надо Мной, когда Я нисхожу в Моём изначальном двуруком образе; они не знают Мо- ей трансцендентной природы Вер- ховного Господа, управляющего всем, что существует!… Ни полубоги, ни великие мудрецы не знают Моей природы, ибо Я – первопричина и полубогов, и вели- ких мудрецов во всех отношени- ях!… Моим божественным проявлениям нет конца! Все изумительные и славные созданья возникают лишь из искры Моего великолепия! Од- ной крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную!» Арджуна сказал: «О Кришна! Ни полубоги, ни демоны не способны осознать Тебя! Воистину только Ты один знаешь Себя, о Верховная Личность, первоисточник всего, Владыка всех существ, Бог богов, Властитель вселенных!» **энергии – «Энергия Бхагавана удивительна и непостижима, но чистые преданные Господа способ-ны проникнуть в её тайны» («Бри- хад-бхагаватамрита»).
**тамас сладкий – примером его сладости является сон, наслажде-ние которым известно каждому. Кратковременное ощущение вкуса этой сладости, и… часовой платит жизнью! Эта форма наслаждения даёт некоторое, пусть отдалённое, но всё же представление о брахма-ананде, блаженстве безличного Брахмана, в котором достигается состояние абсолютного покоя, но индивидуум, как личность, гибнет. Санк и ртана – сарватобхавена-киртана – во всех отношениях пол-ная и совершенная, не нуждающа-яся в поддержке других составляю-щих бхакти киртана (громкое вос-певание Святого Имени Шри Кришны), когда самбандха-гьяна (знание личных взаимоотношений с Кришной) уже проявилась в серд-це садхаки. Может быть индивиду-альной и групповой. В данном слу-чае, речь идёт о групповой санкир-тане. **явно – в «Шри Харинама-чинта- мани» Шрила Бхактивинода Тха-кур, перечисляя бесчисленные бла- га, которыми наделяет воспеваю-щего «Харе Кришна» маха-мантру стадия «нама-абхаса» (нечистого ещё, но свободного уже от совер-шения нама-апарадх воспевания), упоминает, в частности, не только избавление от влияния Кали-юги, но и то, что Кали Махарадж стано-вится доброжелательным слугой, обеспечивающим безопасность и спокойствие. Это говорит о том, что Кали Махарадж имеет вкус к Хари-наме и ценит воспевающих её без оскорбления людей. Стадия «нама-абхаса» настолько могущес-твенна, что позволяет достичь Вайкунтхи! Но Кришна-прему даёт только «шуддха-нама» – чистое воспевание Святого Имени. Даршан – возможность предстать перед почитаемым объектом и лицезреть его. Вежды – веки, глаза. **в знание и веру – в 14-й, 17-й и 18-й главах «Бхагавад-гиты» Шри Кришна объясняет, что в соответ- ствии с влиянием различных гун материальной природы вера, зна-ние и деятельность человека могут быть в гуне благости, страсти или невежества. Это значит, что вера, знание и деятельность не являются независимыми, самостоятельными категориями, существующими са-ми по себе, или качествами лично-сти; они – характеристика того со-четания саттвы, раджаса и тамаса, под воздействием которого нахо-дится материальное тело, а стало быть и отождествляющая себя с этим телом личность. Шри Кришна говорит, что только тот, кто вышел из-под влияния трёх гун матери-альной природы, способен воспри-нять трансцендентное знание. **в тамасе наука – «Деятельность, выполняемая по собственной, не подкреплённой наставлениями шастр инициативе, совершаемая в иллюзии, без учёта порабощающих последствий, насилия и страданий, причиняемых другим, относится к гуне невежества» («Бхагавад-гита», 18-25)
**Зевеса – «Так думал молодой повеса, в пыли летя на почтов ы х, всевышней волею Зев е са наследник всех своих родных». (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин») Неприкаянный – скитающийся повсюду и не находящий нигде пристанище – как проклятый за убийство своего брата Авеля Каин, первенец Адама и Евы. Блудный сын потребовал у отца причитающуюся ему часть отцовс-кого имения и, прогуляв его с блу-дницами, оказался в бездонной пропасти голода и нищеты. Раска-явшись, он вернулся к отцу с по-винной, чтобы наняться в работни-ки, считая себя недостойным даже называться его сыном. Но отец принял его как сына и устроил пир: «Сын мой был мёртв и ожил, про-падал и нашёлся!» Блудный сын – это душа, отвернувшаяся от Бога (Отца). Проводя такую аналогию, Иисус Христос рассказывает эту притчу. Прадхана – совокупность изна-чальных компонентов творения при непроявленном состоянии трёх гун природы. **первоэлементы – изначальные материальные элементы: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум (интеллект) и ложное эго – это Мои восемь отделённых мате-риальных энергий» – говорит Шри Кришна в «Бхагавад-гите». **перманентно – хотя джива и ме-няет грубые тела, тонкое тело (ма-нас, буддхи, аханкара) сопровожда-ет её бессменно на протяжении всего времени её пребывания в самсаре. **в каком-то теле – одном из 8.400.000 типов тел или видов жиз-ни, которые создает материальная природа для функционирования вселенных. **слава Абсолюта – Абсолют не был бы полным (т.е. Абсолютом), если бы не проявлял Себя беско-нечно большим и бесконечно ма-леньким, всемогущим и беспомощ-ным, объектом безграничной люб-ви и безграничной ненависти… Как Он это реализует знает только Он и те, кто Его любят {P.S.}. «Может ли Бог создать камень, ко-торый Сам не сможет поднять?» – придумали материалисты ловушку для Господа, считая несостоятель-ность Бога доказанной. Фокус в том, что Абсолют на самом деле м<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|