Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В тонко-материальных оболоч-




ках – т.е. в пределах ума, интел-

лекта и ложного эго.

 

 

Самбандха – характер взаимоотно-

ношений и особенности любовного

преданного служения Верховному

Господу Шри Кришне, присущие

дживе.

Сиддха-деха – духовное тело.

Сварупа дживы – собственная, со-

ответствующая уникальным инди-

видуальным качествам дживы и

особенностям её взаимоотношений

с Кришной (самбандхе) духовная

форма.

**медитаций – медитативная йога является практикой Сатья-юги, ибо требует продолжительной жизни, саттвических качеств и благоприя-тных внешних условий. Когда всё это есть, садхака, последовательно осваивая яму, нияму, асаны, прана-яму, пратьяхару, дхарану и, нако-нец, дхьяну (медитацию), может, медитируя на Параматму, обрести Её даршан и войти в самадхи. Та-кова восьмиступенчатая (аштанга) йога Патанджали. Здесь с самого начала известен объект медитации – это Параматма, Кширодакашаи-Вишну, пребывающий в сердце каждого живого существа.

Гаутама Будда, осознав смерть, старость и болезни неизбежным злом материального существова-ния, в поисках смысла жизни предался медитационной йоге, выбросив из неё под влиянием Кали-юги и собственных атеисти-ческих наклонностей объект медитации – Господа Вишну. Он освоил все ступени аштанга-йоги, кроме самадхи, и ожидал, что со-вершенство в дхьяне при правиль-ном воззрении, намерении, речи, поведении, образе жизни, усилии, памятовании и сосредоточении откроет ему истину о сферах веч-ного бытия без того, чтобы кланя-ться Богу. Он считал, что перечис-ленные 8 действий восьмеричного пути, позволяющие умиротворить материальную природу, могут быть правильными при изначаль-ном пренебрежении Творцом этой природы, которого он отверг. Он доверился своим ощущениям в ожидании того нечто, которое дол-жно пребывать там, где заканчива-ется восприятия чувств и ума. И майа не обманула его ожиданий…

Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я не являю Себя каждому. Йога-майа скрывает Меня от людей глупых и невежественных; они не могут понять Меня, нерождённого и нетленного». (7. 25)

Мы не сами по себе в этом мире: Майа-дэви имеет штат квалифици-рованных кураторов, и все атеисти-ческие (философские и эзотеричес-кие) поиски находят поддержку демонических существ вселенной, щедро инспирирующих сознание соискателей их милости псевдоду-ховными концепциями.

**«Даша-аватара-стотра» – это сочинениеШри Джайа-дэва Госвами, в котором прославляются 10 аватар Вишну, нисходящих в материальный мир ради Своих развлечений.

 

 

Ахимса – непричинение вреда жи-

вым существам (в противополож-

ность химсе, насилию).

 

 

Шрути – «Веды» и «Упанишады». В данном случае говорится об определённых разделах «Вед», посвящённых описанию жертво-приношений с принесением в жертву животных, которые отверг Шри Вишну-Будда.

 

 

**из Капилавасту – это довольно распространённая ошибка: считать

Гаутаму Будду, основоположника

буддизма, которого все философы

Индии признают атеистом [ибо он отверг «Веды», отверг Ишвару (Бо-га) и отверг джива-атму (душу)], аватарой Шри Нараяны, Вишну-Буддой. Явление Будды-аватары было 3500 лет тому назад, а Будды-атеиста – 2500. Будда-аватара был сыном Анджаны и родился в Гайе, а Будда-атеист – сыном Шудходха-ны из Капилавасту. Будда-аватара установил ахамсу высшим религи-озным принципом и отверг только шрути жертвоприношений, а Буд-да-атеист проповедовал восьмири-чный путь и нирвану, как альтерна-тиву духовному миру, и отверг «Веды» полностью. Многие буд-дисты едят мясо, как известно. Это лишь подтверждает, что они явля-ются последователями не Будды-аватары, а Будды-атеиста, для ко-торого соблюдать ахимсу не было главным принципом – не было на-столько, что в перечне вероятной пищи, которая была последней пе-ред тем, как он оставил тело, назы-вается, наряду с грибами, даже сви-нина. В тех регионах, где принцип ахимсы свято соблюдается буддис-тами, – Непал, Тибет – сохраняется влияние учения Будды-аватары.

Боуддха – боуддхавада, буддизм.

Вайраги – те, кто следует строгим

нормам аскез и отречения.

Аштанга-йоги – последователи

8-ступенчатой йоги Патанджали. В данном случае подразумеваются те из них, кто, не сумев получить даршан Параматмы, реализовал безличный Брахман.

 

** «Четыре благородные истины» буддизма: 1) Существуют страда-ния; 2) существует причина страда-ний – желания; 3) существует прек-ращение страданий – нирвана; 4) существует путь, ведущий к избав-лению от страданий – восьмирич-ный путь [путь восьми правильных действий: воззрения, намерения, речи, поведения, образа жизни, усилий, размышления (памятова-ния) и сосредоточения].

Правильность воззрения, намере-ния, речи, поведения, образа жиз-ни, усилий, размышлений и сосре-доточения просто смехотворна, если мы, выражая почтение всем живым существам, начиная с мура-вья, игнорируем Бога.

 

** см. выше «Четыре благородные истины» буддизма.

 

Тантрики – подразумеваются те, кто следует тантрическим методам обретения магического могущества и мистических совершенств.

Шакты – те, кто поклоняется шак-

ти, главным образом, Дурге-дэви.

Гаудии, бенгальские вайшнавы,

последователи Шри Чайтаньи

Махапрабху, в определённом смы-

сле, тоже шакты – они поклоняют-

ся Шримати Радхарани даже с большим энтузиазмом, чем самому

Кришне, – но! – в настроении бес-корыстного преданного служения и из чувства любви к Ним обоим! Другие шакты, как правило, ожида-ют материальные благословения от своих Ишта-дэвов – божеств, кото-рым они поклоняются и которым подносят свои дары.

** На публике – «Всякий, кто

серьёзно занимается наукой, при-

ходит к мнению, что законы все-

ленной несут на себе отпечаток

высшего разума – разума настоль-

ко превосходящего человеческий,

что мы с нашими скромными спо-

собностями должны благоговейно

склониться перед ним!» – Альберт

Эйнштейн выражает готовность

склониться перед вселенским разу-

мом, но не перед владельцем этого

разума, Бхагаваном Шри Кришной, которому должны были бы быть адресованы все восхваления и лав-ры! Что же ему мешает? Всем имперсоналистам признать Абсо-лютного Владыку и Властелина всех энергий и каждого, Сваям Бхагавана Шри Кришну, мешает только одно – зависть к Бхагавану!

А вот другой перл имперсонализ-

ма, сошедший с уст нашего, отече-ственного гения: «Метафизическая идея Кришны есть вечная и все-мирная основа всех религий и всех философских систем!» Это Л.Н.

Толстой. Он не говорит: «Кришна

есть вечная и всемирная основа», он говорит: «Метафизическая идея Кришны есть вечная и всемирная основа». Он не воспринимает Бога Личностью, он называет Сваям Бхагавана «метафизической идеей», демонстрируя имперсо-нальное восприятие Бога, основой которому неизменно служит зависть к Бхагавану.

Упасана – поклонение.

Сатья-юга – один из 4-х, последо-

вательно сменяющих друг друга,

как сезоны года, мировых перио-

дов (юг) – Сатья (1.728.000 лет),

Трета (1.296.000 лет), Двапара

(864.000 лет) и Кали (432.000 лет),

вместе составляющих один цикл,

маха-югу (4.320.000 лет). Тысяча

таких циклов составляет один день

Брахмы. Сатья-юга характеризует-

ся преобладанием саттва-гуны,

люди имеют продолжительную

жизнь (100.000 лет) и возвышен-

ные качества, поэтому юга-дхар-

мой Сатья-юги является дхьяна-

йога (йога медитации). В другие юги усиливается влияние раджаса

и тамаса, поэтому дхьяна-йога не-

осуществима; рекомендуются ог-

ненные жертвоприношения (в Тре-

та-югу), поклонение в храме (в

Двапара-югу) и воспевание Свято-

го Имени – во все юги, но особен-

но в Кали-югу:

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

«Харинама (воспевание святого

имени Верховного Господа Хари)

Харинама, Харинама – это единст-

венный метод самоосознания в Ка-

ли-югу! Нет иного пути! Нет иного

пути! Нет иного пути!» («Брихан-

нарадия-пурана»).

Ади Пуруша – Изначальный Вер-

ховный Наслаждающийся; Господь

Брахма поёт в «Брахма-самхите»:

говиндам ади-пурушам

там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, Изначаль-

ному Верховному Наслаждающе-

муся!»

И там же:

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва каранам каранам

«Кришна - Верховный Повелитель!

Его тело - вечность, знание и бла-

женство! Он - Изначальный Гос-

подь Говинда, причина всех

причин!»

Шьямасундар – «тёмноликий кра-

савец», знаменитое имя Кришны.

Сева – служение.

Канкан – танец кордебалета, хара-

ктерный для кабаре.

 

Катакомбы нирвишеш-брахм а -

на – подразумевается майавада,

философия изощрённого атеизма,

провозглашающая иллюзорность

материального мира, джива-атмы и

Бога и их тождественность безлич-ному, единому, неделимому Брах-ману, лишённому энергий, качеств и разнообразия.

Колесо самсары – не имеющий

завершения в рамках материально-

го бытия круговорот рождения и

смерти, в котором вынуждены пре-

бывать живые существа материаль-

ного мира.

Корсар – пират.

 

 

 

 

«Пураны» – 18 исторических дополнений к «Ведам», из которых безупречной «Пураной» Шри Чайтанья Махапрабху назвал

«Шримад Бхагаватам». Это значит,

что «Шримад-Бхагавтам» имеет

прерогативу в свидетельстве исти-

ны (в прамане) по отношению к

к другим Писаниями, и в случае

расхождения информации, ему

должен быть отдан приоритет.

**Сопровождает – как Параматма,

Сверхдуша, Всевышний Господь

Шри Кширодакашайи Вишну, на-

ходясь в сердце каждого живого

существа, помещённого Майей в

созданные ей машины материаль-

ных тел, сопровождает и направля-

ет скитания дживы по материаль-

ным вселенным в соответствии с

обретёнными ею в прошлом заслу-

гами – кармой – на протяжении

всего времени её пребывания в

самсаре, оставаясь вечным Свиде-

телем всех её чаяний и поступков.

Ачьюта-готра – семья Всевышне-

го; Ачьюта (Чистейший) – одно из

имён Господа Вишну (Кришны).

Вайшнавы – бхакты (преданные)

Господа Вишну (Кришны).

Прамана – авторитетное свидете-

льство, доказывающее истинность

того или иного утверждения (пра-

меи). Праманой является амная

(см. ниже). Непосредственное (пря-

мое) восприятие Абсолютной Ис-

тины (пратьякша) святого маха-

бхагавата вайшнава, достигшего

совершенства в реализации веди-

ческих методов самоосознания,

также признаётся праманой.

С е льва – непроходимые леса Юж-

ной Америки, кроны деревьев в ко-

рых настолько плотны, что не поз-

воляют видеть Солнце. Авидья, по-

добно сельве, лишает способности

видеть солнце Истины.

Дандават – поклон, при котором

человек падает перед Божеством

или гуру с вытянутыми руками,

как палка (данда), касаясь земли

или пола восьмью частями тела:

ладонями, лбом, грудью, коленями

и ступнями.

Сампрадайа или парампара

– линия духовной ученической

преемственности, которую состав-

ляют представители духовного

мира, посланцы Господа, выполня-

ющие Его миссию и функции ача-

рьи (ведущего инициирующего гу-

ру) одной из 4-х вайшнавских сам-

прадай: «Шри», идущей от Лакш-

ми через Рамануджу; «Рудра», иду-

щей от Шивы через Вишнусвами;

«Чатухсана», идущей от четверых

Кумаров через Нимбадитью; и

«Брахма», идущей от Брахмы через

Мадхву. «Мантры, полученные вне

4-х вайшнавских сампрадай, не

имеют силы». («Падма-пурана»)

Амная – ведическое знание, нисхо-

дящее из духовного мира через од-

ну из 4-х вайшнавских сампрадай.

Парампара – см. в. сампрадайа.

«Шримад-Бхагаватам» – послед-

нее, чисто теистическое, лишённое

малейшей примеси материальной

религиозности произведение веди-

ческой литературы, записанное

Шри Вьясадэвой по прямому ука-

занию Шри Нарады Муни; посвя-

щён играм Сваям Бхагавана Шри

Кришны и представляет собой ес-

тественный комментарий на «Ве-

данта-сутру». «Шримад-Бхагава-

там» столь могуществен, что даже

величайшие грешники, подобные

Дхундхукари, брату святого Гокар-

ны, просто слушая его, достигали

обители Господа. Махараджа Па-

рикшит, великий преданный Шри

Кришны, внук Арджуны и импера-

тор мира, узнав о проклятии сына

брахмана, обрёкшего его умереть

через 7 дней от укуса змея Такша-

ки, посвятил всё оставшееся ему

время слушанию «Шримад-Бхага-

ватам» из уст Шукадэвы Госвами,

расположившись на берегу Ганги

и не принимая больше ни воды, ни

пищи. Так, полностью сосредото-

чившись на лотосных стопах Шри

Кришны, он вошёл в Его обитель.

**Оболочки Майи – как только у

татастха-дживы появляется жела-

ние повелевать и наслаждаться

Майей, та тут же покрывает её дву-

мя материальными оболочками (те-

лами): тонкой, состоящей из мана-са (ума), буддхи (интеллекта) и аханкары (ложного эго), и грубой, состоящей из элементов земли, во-ды, огня, воздуха и эфира; так джи-ва становится узницей материаль-ного мира.

Вайшнав-ачарья – ачарья одной

из 4-х вайшнавских сампрадай

(см. выше «сампрадайа»).

Рага – 1) глубокая, всепоглощаю-

щая любовная привязанность; 2)

мелодия особого музыкального ла-

да, характерного для ведической

музыки, насыщенная «рагой».

Рага в высшем смысле, который устанавливает Шри Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» – это неутолимая любовная жажда по от- ношению к Шри Кришне, приводя- щая к спонтанной и очень глубо- кой сосредоточенности на Нём. Бхакти, проникнутое такой рагой, характерно для жителей Враджа и называется рагатмика-бхакти, а практика следования настроению рагатмика-бхакт – рагануга-бхакти. 3) Ступень развития премы.

**не водитель с пассажиром – «Мундака» и «Шветашватара- упанишад» сравнивают душу и Сверхдушу (джива-атму и Парама-тму) с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (джива) клюёт плоды, а другая (Шри Вишну) – наблюдает. Дерево – это материальное тело, с помо-щью которого джива пытается на-слаждаться и в котором одновре-менно присутствуют двое: джива-атма (душа) и Параматма (Шри Кширадакашайи Вишну, являю-щийся вечным Свидетелем поступ-ков дживы).

«Пребывая в сердце каждого, Вер-ховный Господь направляет скита-ния всех живых существ, которые словно находятся в машине, сде-ланной из материальной энергии» – говорит Шри Кришна в «Бхага-вад-гите» (18.61), что позволяет нам сравнить дживу и Параматму с водителем и пассажиром.

**Тяготен ь е – в «Катха-упани-

шад» говорится: «Нерождённый

Господь, Парамешвара, населяя

мир живыми существами, наделил

их чувствами, которые в силу сво-

ей природы всегда стремятся к ма-

териальным объектам. По этой

причине баддха-джива видит толь-

ко окружающие её предметы внеш-

него мира, а не трансцендентную

сварупу Бхагавана, пребывающего

в её сердце. Только глубокомыс-

ленный человек, не прилагающий

усилий к тому, чтобы стать счаст-

ливым в материальном мире, и устремлённый к высшему освобож-дению в форме возвышенной Кришна-премы, сможет отвлечь свои глаза, уши и другие чувства от внешних материальных объек-тов и направить их вглубь своего сердца, чтобы увидеть пратьякатму Шри Бхагавана».

 

 

**вечной – Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «То, что пронизы-вает всё тело – неразрушимо! Ник-то не может уничтожить бессмерт-ную душу! Душа неразрушима, не- измерима и вечна. Для неё не су- ществует ни рождения, ни смерти; она никогда не возникала, не воз- никает и не возникнет – нерождён- ная, вечная, всегда существующая, изначальная… Её нельзя рассечь никаким оружием, сжечь огнём, смочить водой, иссушить ветром, разбить или растворить… Невиди-мая и непостижимая, она сущест-вует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же… Зная это, не следует скорбеть о теле» (2, 17-25).

Маха-майа – внешняя иллюзорная энергия Кришны, проявляющая материальный мир (Дурга-дэви).

Йога-майа – внутренняя иллюзор-ная энергия Кришны, организую-щая все Его игры и проявляющая Маха-майю.

**вере – ещё раз описан процесс выбора, который осуществляет татастха-джива между духовным и материальным миром и который

она продолжает делать каждое мгновение своего пребывания в материальном мире между Богом и своими собственными корыстными устремлениями, обрекающими её на страдания рождения, смерти, старости и болезней…

**Мы и раньше видели – помимо этой нашей «экскурсии», каждая обусловленная душа имеет свой личный опыт неоднократного «посещения» обители Ямараджа, но не по доброй воле, как сейчас… «Созерцая объекты чувств, индиви-дуум развивает привязанность к ним; из привязанности рождается вожделение, из вожделения – гнев. Гнев порождает полное заблужде-ние, затмевающее память. Когда память в затмении, пропадает разум, а потеря разума влечёт за собой падение и деградацию» – такие объяснения даёт Кришна в «Бхагавад-гите» (2.62-63). Итак, привязанность к наслаждению объектами чувств отключает буддхи (разум); превалировать начинает манас (ум), как у животных, и человеку, ставшему рабом инстинктов, открывается дорога в низшие формы жизни и ад.

 

 

**боль за тело – «Джива транс-

цендентна к трём гуннам матери-

альной природы, но, находясь под

влиянием майи, внешней энергии,

она считает себя порождением ма-

терии и потому испытывает мате-

риальные страдания». («Шримад-

Бхагаватам», 1-7-5)

Аханкара – ложное эго; создаёт у дживы эффект отождествления себя с материальным телом; самый «тонкий» из материальных элемен-тов.

«Крез» – богач, обладатель несме-

тных сокровищ (от имени богатей-

шего из царей древности – царя

Лидии Креза).

 

Кришна-према – божественная любовь к Кришне.

 

 

**премудрой – ибо установленной

Кришной: «В соответствии с при-

родными качествами людей и их

склонностью к определённому ви-

ду деятельности, Я создал четыре

сословия человеческого общества

(варны). Но знай: Я – создатель, но

не созидающий, и всегда неизме-

нен». («Бхагавад-гита», 4-13)

Карма – в данном случае слово

карма означает деятельность,

работу, труд.

Мурти или арча-виграха – скульп-турная форма Божества, изготавли-ваемая специально обученными для этого потомственными масте-рами в соответствии с представлен-ными в священных книгах описа-ниями образа Господа.

Индра – глава полубогов, участ-

ник многих проявленных в матери-

альном мире игр Кришны и Его

экспансий; дворец Индры и столи-

ца его небесного царства, Амара-

вати, утопают в роскоши – как

привыкли её понимать в условиях

райских, а не средних планет, к ко-торым относится Земля.

**освобождение – его 5 видов: солокья-мукти – поселиться в оби-тели Бхагавана; саришти – обрести богатство, равное богатству Бхага-вана; самипья – стать приближён-ным спутником Бхагавана; сарупья – получить тело, подобное телу Бхагавана (четырёхрукое); экатва или саюджья-мукти – слияние с Абсолютом: брахма-саюджья – слияние с брахмаджьоти (с Безлич-ным Брахманам), ишвара-саюджья – растворение в теле Бхагавана. Гаудийа-вайшнавы не признают ни один из пяти видов мукти, ставя своей целью Кришна-прему и обре-тение вечного служения во Врадже Голоки.

Брахмаджьоти – безличный Брах-

ман, имперсональная сварупа

(собственное проявление, форма)

Шри Кришны: ослепительное сия-

ние, исходящее от Его тела.

Дхама – священная обитель Госпо-

да, никогда Им не покидаемая.

 

 

Асакти – привязанность.

 

 

Говинда – имя Кришны: покрови-

тель коров (го), пастухов (гопов),

пастушков (гопалов) и пастушек

(гопи).

Сварупа дживы – её собственная

форма, духовное тело, присущее

ей изначально, называемое также

сиддха-дэха, всесовершенным.

Не может быть ни утрачено, ни об-

ретено, ни заменено по чьей-то во-

ле, ибо является неотъемлеммой

собственностью дживы, проявле-

нием изначально присущих только

ей индивидуальных качеств, кото-

рые определяют характер её лю-

бовных взаимоотношений с Вер-

ховной Божественной Личностью

Господом Шри Кришной и особен-

ность личного служения Ему.

**брошен – спасаясь от опасности, ящерицы, чтобы не быть пойман-ными, жертвуют своим хвостом, оставляя его схватившему их за него преследователю.

Тризна – погребальная церемония.

 

**сон – «”Джива-джаго… Просни- тесь, проснитесь, спящие души!” – взывает Шри Гаурачандра – “Сколько можно спать в объятиях ведьмы Майи?”» – поёт Шрила Бхактивинода Тхакур.

 

**под ствол – люди, пренебрегаю-

щие развитием взаимоотношений

с Богом, опреляются в ведической

литературе как убийцы собствен-

ной души (атма-хано): «Убийце ду-

ши, кем бы он ни был, уготованы

планеты, известные как миры без-

верия, погружённые в темноту и

невежество». (Шри Иша-упаниша-

да)

**бродят трупы – «Оставь мертве-

цам погребать своих мертвецов».

(Иисус Христос). Человек, погру-жённый в удовлетворение потреб-ностей своего тела и наслаждение материальных чувств, пренебрега-ющий развитием взаимоотношений с Верховным Господом, считается мёртвым уже при жизни или убий-цей собственной души (атма-хано).

**большинство – «Основная участь умных людей – делить об- щество дураков. Экая же их у нас бездна!» – сказал А. Герцен и при-

своил себе жену своего близкого друга В. Огарёва, бесконечно ему преданного. Итак, даже для соблю-дения элементарной порядочности требуется, как оказалось, нечто большее, чем просто быть умным, каким считал себя, судя по приве-дённой выше фразе, А. Герцен.

Практика контроля чувств и испол-нения своего долга, которой, так или иначе, вынуждены следовать даже материалисты, стремящиеся занять тёплое место под солнцем, абсолютно необходима на пути развития преданности Господу. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагона- дёжен для царствия Божия!» – говорит Иисус Христос. Поэтому контроль речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий Шри Рупа Госвами делает первым стихом «Упадешамриты» – вачо вегам манасах кродха-вегам... Наш Шри-ла Гурудэв комментирует это так: «Без реализации 1-ого стиха «Шри Упадешамриты», вы не сможете реализовать и 8-й стих (суть всех наставлений), хотя и будете рас-суждать о Радха-кунде и Шьяма-кунде…» Таким образом, практика соблюдения Экадаши-враты по всем правилам, развивающая, кро-ме всего прочего, и способность контролировать чувства, приобре-тает особое (если не глобальное) значение. {P.S.-7}

Владимир Огарёв, не желая, ви-димо, впредь иметь сюрпризы, ко-торые могут преподнести лучшие друзья и верные жёны, уехал в Голландию, где женился на проститутке.

Пурнашактиман – обладатель

всех энергий.

Изначальный Бхагаван

Изначальная Верховная Божест-

венная Личность: «Все экспансии

и аватары Всевышнего – это Его

полные части и части полных час-

тей, но Шри Кришна – Бхагаван

Сваям, Изначальный!» («Шримад-

Бхагаватам»1.3.28)

Ягья – ведическая церемония ог-

ненного жертвоприношения.

Мантра – трансцендентная звуко-

вая вибрация, передаваемая по

парампаре одной из вайшнавских

сампрадай для мысленного или

громкого произнесения; призвана

очищать ум (ман – ум; тра – осво-

бождать) и устанавливать взаимо-

отношения с божеством мантры.

«Мантры, полученные вне одной

из 4-х вайшнавских сампрадай,

не имеют шакти». («Падма-пурана)

Как это понимать? Буквально! Всякое действие влечёт за собой тот или иной рзультат: например, обмолачивая пустую рисовую шелуху, можно вспотеть или развить мускулатуру. Риса не будет, а результат – обязательно!

Так и повторение мантр, получен-

ных не от вайшнава: какой-то по-

бочный результат, несомненно, бу-

дет – ведь человек в это время, по

крайней мере, не занят греховной

деятельностью; а если он искренен,

т.е. не имеет тщеславной или иной

своекорыстной материальной мо-

тивации осуществлять практику,

Параматма, несомненно, оценит

его устремлённость и выведет на

верный путь. Но установить вза-

имоотношения с божеством мант-

ры и обрести высшее благо от её

повторения, не услышав её от вай-

шнава – не-воз-мож-но! – так же,

как получить рис, обмолачивая

пустую рисовую шелуху. Почему? Потому что получение мантр через вайшнавскую преемственность – это вечный принцип передачи ведического знания в условиях агрессивной среды материального мира, стремящейся исказить Истину. Господь использует в этом только Своих преданных, то есть вайшнавов, которым может доверять. Перед началом творения Брахма получил от Него это знание и передал его своему старшему сыну Атхарве. Вне вайшнавской преемственности его просто нет! Ведическая литература, записанная Шри Вьясадэвой, становится, буд-то бы, доступной всем, кто освоил санскрит. Это иллюзия: шакти ведического знания и мантр пере-даётся и воспринимается только через звук! А звук этот – шабда-брахман – передаётся с начала творения только через 4 вайшнав-ские сампрадаи.

Мула-преступление – корневое,

изначальное, являющееся причи-

ной всех последующих преступле-

ний (мула – корень).

**«Брали - это значит, крали!» –

чтобы научить нас высшему благу постоянного сосредоточения на Себе, избавляющему от умонастро-ения хозяев природы, и ответствен-ности за присвоение себе Его соб-ственности, Шри Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, какую бы тапасью ни проходил –делай это, о сын Кунти, как подно-шение Мне!» («Бхагавад-гита», 9.27).

«Два пи эр» – 2пR – длина окруж-

ности.

 

 

**многомерных – это многомер-ные пространства, имеющие 4, 5 и (кто их знает сколько?) осей коор- динат. Живые существа, рождён-ные в какой-то конкретной прос-транственной системе, не способ-ны воспринять пространства более высокой мерности, а обитатели высших пространственных систем могут видеть низшие системы совсем не так, как их обитатели. Например, наш мир для их органов восприятия может выглядеть плоским.

Однажды Брахма, желая полу-чить даршан Кришны и выразить Ему своё смиренное почтение как Верховному Господу, но сохраняя при этом абхиман повелителя все-ленной, посетил Двараку. «Я – Бра-хма!» – не без гордости сказал он привратнику – «Хочу увидеть Кришну!» Кришна помогает Сво-им бхактам избавиться от заблуж-дений, поэтому Он велел уточнить: какой именно Брахма хочет Его видеть? Брахма опешил: «Я – Ча-турмукха (четырёхголовый) Брах-ма, творец вселенной! Есть какой-то другой Брахма?»… Он был совершенно обескуражен! Брахму пригласили во дворец собраний «Судхарма», где в центре огромно-го зала он увидел сидящего на тро-не Кришну в окружении миллио-нов кланяющихся Ему Брахм! Эти Брахмы имели тысячи голов! Даже самый маленький из них имел 8! Это означало, что он, Чатурмукха Брахма, воображавший себя вели-ким творцом, но выглядевший наи-малюсенькейшим по сравнению с другими Брахмами, осуществил по милости Шри Кришны внутреннее творение самой маленькой и наип-ростейшей из бесчисленных все-ленных Бхагавана! От гордости Брахмы не осталось и следа, и он распростёрся ниц перед Кришной. Бесчисленное множество Брахм, ведомых волей Кришны, творят бесчисленное множество вселен-ных с бесконечным разнообразием внутреннего устройства! Наше независимое познание материаль-ной природы подобно исследова-ниям окресностей леса, окружаю-щего муравейник, которыми очень серьёзно заняты муравьи, но с худ-шей, чем у муравьёв, перспекти-вой.

Дамоклов меч – меч, подвешен- ный на конском волосе над Дамок- лом на пиршистве, во время кото- рого сиракузский тиран Дионисий уступил ему своё место, приготов- ленное столь экстравагантно спе- циально для завидующего ему Дамокла.

Брахмастра – ведическое ядерное оружие направленного действия; запускается мантрами; может использоваться в отношении одной конкретной личности.

Сиречь – то есть.

**Время – это Кришна

В «Бхагавад-гите» Шри Кришна

говорит: «Среди поработителей,

Я – неисчерпаемое время!» И ещё: «Я есть время, великий разруши-тель миров!»…

**Непознаваем – в «Бхагавад-

гите» Шри Кришна говорит: «Из

многих тысяч людей может быть

один стремится к совершенству,

а из достигших совершенства едва

ли один воистину познал Меня!…

Введённый в заблуждение тремя

гунами, весь мир не знает Меня,

стоящего над всем и неисчерпае-

мого!…

Глупцы глумятся надо Мной, когда

Я нисхожу в Моём изначальном

двуруком образе; они не знают Мо-

ей трансцендентной природы Вер-

ховного Господа, управляющего

всем, что существует!…

Ни полубоги, ни великие мудрецы

не знают Моей природы, ибо Я –

первопричина и полубогов, и вели-

ких мудрецов во всех отношени-

ях!…

Моим божественным проявлениям

нет конца! Все изумительные и

славные созданья возникают лишь

из искры Моего великолепия! Од-

ной крошечной частицей Себя Я

пронизываю и поддерживаю всю

эту вселенную!»

Арджуна сказал: «О Кришна! Ни

полубоги, ни демоны не способны

осознать Тебя! Воистину только

Ты один знаешь Себя, о Верховная

Личность, первоисточник всего,

Владыка всех существ, Бог богов,

Властитель вселенных!»

**энергии – «Энергия Бхагавана удивительна и непостижима, но чистые преданные Господа способ-ны проникнуть в её тайны» («Бри- хад-бхагаватамрита»).

 

 

**тамас сладкий – примером его сладости является сон, наслажде-ние которым известно каждому. Кратковременное ощущение вкуса этой сладости, и… часовой платит жизнью! Эта форма наслаждения даёт некоторое, пусть отдалённое, но всё же представление о брахма-ананде, блаженстве безличного Брахмана, в котором достигается состояние абсолютного покоя, но индивидуум, как личность, гибнет.

Санк и ртана – сарватобхавена-киртана – во всех отношениях пол-ная и совершенная, не нуждающа-яся в поддержке других составляю-щих бхакти киртана (громкое вос-певание Святого Имени Шри Кришны), когда самбандха-гьяна (знание личных взаимоотношений с Кришной) уже проявилась в серд-це садхаки. Может быть индивиду-альной и групповой. В данном слу-чае, речь идёт о групповой санкир-тане.

**явно – в «Шри Харинама-чинта- мани» Шрила Бхактивинода Тха-кур, перечисляя бесчисленные бла- га, которыми наделяет воспеваю-щего «Харе Кришна» маха-мантру стадия «нама-абхаса» (нечистого ещё, но свободного уже от совер-шения нама-апарадх воспевания), упоминает, в частности, не только избавление от влияния Кали-юги, но и то, что Кали Махарадж стано-вится доброжелательным слугой, обеспечивающим безопасность и спокойствие. Это говорит о том, что Кали Махарадж имеет вкус к Хари-наме и ценит воспевающих её без оскорбления людей. Стадия «нама-абхаса» настолько могущес-твенна, что позволяет достичь Вайкунтхи! Но Кришна-прему даёт только «шуддха-нама» – чистое воспевание Святого Имени.

Даршан – возможность предстать перед почитаемым объектом и лицезреть его.

Вежды – веки, глаза.

**в знание и веру – в 14-й, 17-й и 18-й главах «Бхагавад-гиты» Шри Кришна объясняет, что в соответ- ствии с влиянием различных гун материальной природы вера, зна-ние и деятельность человека могут быть в гуне благости, страсти или невежества. Это значит, что вера, знание и деятельность не являются независимыми, самостоятельными категориями, существующими са-ми по себе, или качествами лично-сти; они – характеристика того со-четания саттвы, раджаса и тамаса, под воздействием которого нахо-дится материальное тело, а стало быть и отождествляющая себя с этим телом личность. Шри Кришна говорит, что только тот, кто вышел из-под влияния трёх гун матери-альной природы, способен воспри-нять трансцендентное знание.

**в тамасе наука – «Деятельность, выполняемая по собственной, не подкреплённой наставлениями шастр инициативе, совершаемая в иллюзии, без учёта порабощающих последствий, насилия и страданий, причиняемых другим, относится к гуне невежества» («Бхагавад-гита», 18-25)

 

 

 

 

 

**Зевеса

«Так думал молодой повеса,

в пыли летя на почтов ы х,

всевышней волею Зев е са наследник всех своих родных».

(А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»)

Неприкаянный – скитающийся повсюду и не находящий нигде пристанище – как проклятый за убийство своего брата Авеля Каин, первенец Адама и Евы.

Блудный сын потребовал у отца причитающуюся ему часть отцовс-кого имения и, прогуляв его с блу-дницами, оказался в бездонной пропасти голода и нищеты. Раска-явшись, он вернулся к отцу с по-винной, чтобы наняться в работни-ки, считая себя недостойным даже называться его сыном. Но отец принял его как сына и устроил пир: «Сын мой был мёртв и ожил, про-падал и нашёлся!» Блудный сын – это душа, отвернувшаяся от Бога (Отца). Проводя такую аналогию, Иисус Христос рассказывает эту притчу.

Прадхана – совокупность изна-чальных компонентов творения при непроявленном состоянии трёх гун природы.

**первоэлементы – изначальные материальные элементы: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум (интеллект) и ложное эго – это Мои восемь отделённых мате-риальных энергий» – говорит Шри Кришна в «Бхагавад-гите».

**перманентно – хотя джива и ме-няет грубые тела, тонкое тело (ма-нас, буддхи, аханкара) сопровожда-ет её бессменно на протяжении всего времени её пребывания в самсаре.

**в каком-то теле – одном из 8.400.000 типов тел или видов жиз-ни, которые создает материальная природа для функционирования вселенных.

**слава Абсолюта – Абсолют не был бы полным (т.е. Абсолютом), если бы не проявлял Себя беско-нечно большим и бесконечно ма-леньким, всемогущим и беспомощ-ным, объектом безграничной люб-ви и безграничной ненависти… Как Он это реализует знает только Он и те, кто Его любят {P.S.}. «Может ли Бог создать камень, ко-торый Сам не сможет поднять?» – придумали материалисты ловушку для Господа, считая несостоятель-ность Бога доказанной. Фокус в том, что Абсолют на самом деле м<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...