Практическое занятие № 12. Тема: «Образ Венеры Милосской в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила»». (2 ч.).
Вопросы и задания: 1. Назовите жанровые особенности очерка. 2. Какова история обретения статуи Венеры Милосской? 3. Определите черты «нового» героя-разночинца. 4. Какую роль отводит Успенский искусству в жизни человека?
На данном практическом занятии студенты постигают законы жанровых особенностей художественного очерка. Сочетание «образа» и «факта», столь необходимое в переходную (пореформенную) эпоху, делало произведения Г.И. Успенского необычайно популярными в демократически настроенной среде.
Литература: 1. Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч. М., 2005. 2. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского. Л., 1958.
Практическое занятие № 13. Тема: «Особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»». (2 ч.). Вопросы и задания: 1. Объясните, почему эпоха создания данного рассказа – время «срывания… масок»? 2. Выпишите из текста рассказа звуковые, цветовые и предметные контрастные детали; объясните их художественные функции. 3. Какова функция «обрамления» в композиции рассказа? 4. Определите позицию автора и героя по отношению к «бальному» и «послебальному» эпизодам? Данное занятие должно послужить закреплению знаний о роли сюжетно-композиционной системы в произведении. Студенты также ознакомятся с манерой «позднего» Толстого, уяснят функции детали в художественном тексте. Литература: 1. Билинкис Я.О. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959. 2. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1985.
Практическое занятие № 14. Тема: ««Два мира», изображенные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (2 ч.). Вопросы и задания: 1. Перечитайте сцену карточной игры Николая Ростова и Долохова. Какова атмосфера, царящая в обществе игроков?
2. Почему Николай Ростов принял решение покончить с собой? 3. Проанализируйте сцену возвращения Николая Ростова домой после проигрыша. Опишите атмосферу, царящую в доме Ростовых (звуки музыки, пение, влюбленность, ощущение тепла и уюта). 4. Какой из двух миров приемлет автор романа и почему?
На данном практическом занятии студенты учатся анализировать художественный текст с точки зрения «позиции автора»: какие приемы использованы для осуждения или поощрения поступков героев, что высказано повествователем «прямо», а что «косвенно»? Также необходимо обратить внимание на то, что писатель может использовать другие виды искусства (музыку, живопись) для достижения своих художественных целей. Литература: 1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». Любое издание. 2. Громов П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
Практическое занятие № 15. Тема: «Причины преступления Родиона Раскольникова» (2 ч.). Вопросы и задания: 1. Определите социальные причины преступления Родиона Раскольникова (невыносимая духота и дискомфорт летнего грязного Петербурга, голод, нищенское жилье, отсутствие денег, унижения матери и сестры, положение «униженных и оскорбленных» и пр.). 2. Определите философское объяснение причин преступления героя (теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих»). 3. В чем состоит наказание Родиона Раскольникова? На данном занятии студенты должны понять всю сложность причин, побудивших героя совершить преступление. Также необходимо понять авторское отношение к своему герою (героям) и его поступку (поступкам): какими способами (субъектными и композиционными) Достоевский обнаруживает свою позицию? Литература: 1. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1831годов. Сб. статей. М., 1990. 2. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI в. М., 1989.
Практическое занятие № 16. Тема: «Образ «положительно прекрасного» человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»». (2 ч.).
Вопросы и задания: 1. Какими человеческими качествами наделил Достоевский князя Мышкина? 2. Рассмотрите образ князя Мышкина в системе женских персонажей. 3. Рассмотрите князя Мышкина в системе мужских персонажей.
Данное практическое занятие призвано показать идеального (с т. з. Достоевского) человека и его назначение в мире. Литература: 1. Свительский В.А. «Сбились мы. Что делать нам?» К сегодняшнему прочтению романа «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 15. СПб., 2000. 2. Фридланд Г.М. Достоевский и мировая литература. Любое издание.
Практическое занятие № 17. Тема: «Особенности конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза»». (2 ч.). Вопросы и задания: 1. Расскажите об особенностях (социальных, политических, культурных) эпохи создания (1859) данного произведения. 2. Составьте схему социального (внешнего) конфликта пьесы. 3. Составьте схему психологического (внутреннего) конфликта пьесы. 4. К какому жанру можно отнести пьесу «Гроза»? 5. Какова судьба «Грозы» в русской критике?
На данном практическом занятии студенты закрепляют знания в области теории литературы (трагический конфликт, драматический конфликт, катарсис) и уясняют особенности творческого почерка А.Н. Островского (язык персонажей, изображение типов народного характера и пр.). Литература: 1. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982. 2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986.
Практическое занятие № 18. Тема: «Особенности конфликта в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»». (2 ч.). Вопросы и задания: 1. Какова художественная семантика имени и фамилии главной героини? 2. Составьте схему конфликта пьесы. 3. Составьте схему музыкального сюжета. Играет ли он роль в развитии драматического конфликта пьесы? 4. Какова жанровая природа пьесы «Бесприданница»? На данном практическом занятии студенты уясняют, какую роль может играть музыка в литературном произведении. Также усваиваются признаки такого жанра, как мелодрама, изучается взаимодействие различных драматических элементов. Литература: 1. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М. - Л., 1961. 2. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|