Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 12. Тема: «Образ Венеры Милосской в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила»». (2 ч.).




Вопросы и задания:

1. Назовите жанровые особенности очерка.

2. Какова история обретения статуи Венеры Милосской?

3. Определите черты «нового» героя-разночинца.

4. Какую роль отводит Успенский искусству в жизни человека?

 

На данном практическом занятии студенты постигают законы жанровых особенностей художественного очерка. Сочетание «образа» и «факта», столь необходимое в переходную (пореформенную) эпоху, делало произведения Г.И. Успенского необычайно популярными в демократически настроенной среде.

 

Литература:

1. Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч. М., 2005.

2. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского. Л., 1958.

 

Практическое занятие № 13. Тема: «Особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему эпоха создания данного рассказа – время «срывания… масок»?

2. Выпишите из текста рассказа звуковые, цветовые и предметные контрастные детали; объясните их художественные функции.

3. Какова функция «обрамления» в композиции рассказа?

4. Определите позицию автора и героя по отношению к «бальному» и «послебальному» эпизодам?

Данное занятие должно послужить закреплению знаний о роли сюжетно-композиционной системы в произведении. Студенты также ознакомятся с манерой «позднего» Толстого, уяснят функции детали в художественном тексте.

Литература:

1. Билинкис Я.О. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959.

2. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1985.

 

Практическое занятие № 14. Тема: ««Два мира», изображенные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Перечитайте сцену карточной игры Николая Ростова и Долохова. Какова атмосфера, царящая в обществе игроков?

2. Почему Николай Ростов принял решение покончить с собой?

3. Проанализируйте сцену возвращения Николая Ростова домой после проигрыша. Опишите атмосферу, царящую в доме Ростовых (звуки музыки, пение, влюбленность, ощущение тепла и уюта).

4. Какой из двух миров приемлет автор романа и почему?

 

На данном практическом занятии студенты учатся анализировать художественный текст с точки зрения «позиции автора»: какие приемы использованы для осуждения или поощрения поступков героев, что высказано повествователем «прямо», а что «косвенно»? Также необходимо обратить внимание на то, что писатель может использовать другие виды искусства (музыку, живопись) для достижения своих художественных целей.

Литература:

1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». Любое издание.

2. Громов П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

 

Практическое занятие № 15. Тема: «Причины преступления Родиона Раскольникова» (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Определите социальные причины преступления Родиона Раскольникова (невыносимая духота и дискомфорт летнего грязного Петербурга, голод, нищенское жилье, отсутствие денег, унижения матери и сестры, положение «униженных и оскорбленных» и пр.).

2. Определите философское объяснение причин преступления героя (теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих»).

3. В чем состоит наказание Родиона Раскольникова?

На данном занятии студенты должны понять всю сложность причин, побудивших героя совершить преступление. Также необходимо понять авторское отношение к своему герою (героям) и его поступку (поступкам): какими способами (субъектными и композиционными) Достоевский обнаруживает свою позицию?

Литература:

1. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1831годов. Сб. статей. М., 1990.

2. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI в. М., 1989.

 

Практическое занятие № 16. Тема: «Образ «положительно прекрасного» человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Какими человеческими качествами наделил Достоевский князя Мышкина?

2. Рассмотрите образ князя Мышкина в системе женских персонажей.

3. Рассмотрите князя Мышкина в системе мужских персонажей.

 

Данное практическое занятие призвано показать идеального (с т. з. Достоевского) человека и его назначение в мире.

Литература:

1. Свительский В.А. «Сбились мы. Что делать нам?» К сегодняшнему прочтению романа «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 15. СПб., 2000.

2. Фридланд Г.М. Достоевский и мировая литература. Любое издание.

 

Практическое занятие № 17. Тема: «Особенности конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Расскажите об особенностях (социальных, политических, культурных) эпохи создания (1859) данного произведения.

2. Составьте схему социального (внешнего) конфликта пьесы.

3. Составьте схему психологического (внутреннего) конфликта пьесы.

4. К какому жанру можно отнести пьесу «Гроза»?

5. Какова судьба «Грозы» в русской критике?

 

На данном практическом занятии студенты закрепляют знания в области теории литературы (трагический конфликт, драматический конфликт, катарсис) и уясняют особенности творческого почерка А.Н. Островского (язык персонажей, изображение типов народного характера и пр.).

Литература:

1. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982.

2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986.

 

Практическое занятие № 18. Тема: «Особенности конфликта в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Какова художественная семантика имени и фамилии главной героини?

2. Составьте схему конфликта пьесы.

3. Составьте схему музыкального сюжета. Играет ли он роль в развитии драматического конфликта пьесы?

4. Какова жанровая природа пьесы «Бесприданница»?

На данном практическом занятии студенты уясняют, какую роль может играть музыка в литературном произведении. Также усваиваются признаки такого жанра, как мелодрама, изучается взаимодействие различных драматических элементов.

Литература:

1. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М. - Л., 1961.

2. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...