ПРЕДИСЛОВИЕ. Занятие №1. 1. Вступительная беседа. 2. Показ логопедом правильной артикуляции звука [c].. 4. Развитие фонематического слуха.
Стр 1 из 40Следующая ⇒
ББК 73. 3+74. 102 УДК 376. 1 -058. 264: 373. 24 Авторы: Ахметова Елена Константиновна, учитель-логопед МДОУ №82 г. Воронежа
Петросянц Надежда Леонидовна, учитель-логопед МДОУ №175 г. Воронежа Семенова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ №101 г. Воронежа Лесных Елена Владимировна, учитель-логопед МДОУ №88 г. Воронежа
Лылова Л. С. и др. Л88 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернёров. - Воронеж: ИПЛакоценина Н. А. 2012- 176 с. В данном пособии коллективом авторов представлены апробированные практические материалы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
ПРЕДИСЛОВИЕ В современной логопедической практике имеет место уменьшение числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий. В данной работе представлен многолетний опыт индивидуально-подгрупповой работы с детьми. Использованы разнообразные виды упражнений по развитию речи и других высших психических функций; чередование видов деятельности с целью развития анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т. д.; создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности; обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребёнку; повышение мотивации к процессу обучения. Речевой материал, используемый на занятиях, тщательно подобран и исключает звуки, дефектно произносимые детьми.
Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий: 1. В начале занятий проводятся упражнения на развитие фонематического слуха. 2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе. 3. На этапе автоматизации звука проводится последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребёнка: а) звуки [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л'], [p], [p'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных; б) звуки [ц], [ч], [щ], [л] - автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах; г) дифференциация звуков: [с] - [з], [с] - [c'], [с] - [ц], [с] - [щ]; [ж] - [з], [ш] - [ж], [ч] - [с'], [ч] - [т'], [ч] - [щ]; [щ] - [c'], [щ] - [т'], [щ] - [ч], [щ] - [ш]; [р] - [л], [р] - [р'], [р'] - [л'], [л]-[л']; д) совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения. 4. При автоматизации звука (в слогах, словах и т. д. ) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности. 5. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи. 6. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому заданию. 7. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребёнка. Звук [с] Занятие №1 Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; анализ звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркала, набор для звукового анализа. Ход занятия: 1. Вступительная беседа. 2. Показ логопедом правильной артикуляции звука [c]. Логопед длительно произносит звук [c] («песенка» водички) и обращает внимание на положение органов артикуляции. При произнесении звука [c] губы в улыбке, зубы видны, кончик языка широкий, находится за нижними зубами. Воздушная струя узкая, холодная, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. 3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»). 4. Развитие фонематического слуха. Игра «Повтори правильно» (рот закрыть экраном): па - па - та по - по - то па - по - пу па - та - па по - то - по по - па - пу та - па - па то - по - по па - пу - по та - та - па то - то - по по - пу - па
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|