Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование нового мировоззрения и общая характеристика культуры Реформации




Мировоззренческие основы протестантской культуры:

По сути, рождалась новая нравственная установка – проникнутая готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные человеку свыше. Сохранить в душе образ божий, не сломаться, не упасть…

· Высшая задача человека – выполнение долга в рамках своей мирской профессии (посредством этого человек убеждается в собственной угодности Богу). Упорно трудиться (кто трудиться – вырастает в глазах Бога, кто трудиться нерадиво - чернь в глазах Творца). – заложили основы нового типы работника. Таким образом, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости.[46]

· Новая нравственность - суровость, честность, аскетизм (жизнь – нравственный подвиг). Суровые законы и наказания против нарушения норм протестантской морали (нет свободомыслию и веселью) – 1533г. по приказанию Кальвина сожжен на костре вольнодумец Сервет.

· Новое понимание свободы воли и свободы совести: отрицание свободы человека как духовного феномена: у верующего нет собственной, независимой от бога свободы воли (он чувствует себя членом незримой армии господних избранников, через которых Бог реализует свой замысел), но у тверждение практической свободы человека в делах мирских (несмотря на отрицание свободы воли на богословском уровне). Так, кальвинизм отстаивает свободу церковной общины в делах церкви и независимость общины от государства.

· Понимание свободы совести как неотчуждаемого личного достояния

· Отделение церкви от государства, что способствовало оформлению институтов гражданского общества, ставшего основой западно-европейского пути развития. Ограничение церковного авторитета в вопросах веры, нравственности.

· В протестантизме истина веры оказывается неотделимой от работы разума, а дело веры (честный труд) становится практическим делом разума. Именно человеческому разуму отдано толкование веры и полное руководство ее практической реализацией. Тем самым протестантизм – мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени

Освящая рациональную предприимчивость свободного индивида, протестантизм стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства и рационально-технического преобразования природы.

Феномен контрреформации

Конрреформация – (16 – 17в.) – в большей степени связана с именем папы Павла 4 (религиозный фанатик, лелеявший святую инквизицию). Олицетворение – папа Сикст 6[47].

В эпоху Реформации католицизму был нанесен тяжелейший удар. Джованни Мороне (один из дипломатов папской канцелярии): о грозной опасности, таящейся в самых недрах общества. «В воздухе носится еретическая зараза».

В ответ – ужесточение борьбы с ересями (Италия покрылась сетью инквизиционных трибуналов – достаточно было только подозрения в отклонении от католической догмы, чтобы подвергнуться самым суровым преследованиям[48]. Папские списки запрещенных церковью книг – индексы, куда попадали величайшие произведения своего времени.[49]

Поиски альтернативных путей к упрочнению папской власти

· идея о том, что папство должно отказаться от притязаний на политическое господство над королями и императорами (не надо подчинять церкви светскую власть, задача папства – помогать светской власти и пользоваться ее «подачками»). Идея наглядно проводилась в жизнь орденом иезуитов.

ИезуитыОснователь -рыцарь Игнатий Лайола, лишившийся в битве ноги и начавший мечтать о подвигах религии (пылкие проповеди и дикий аскетизм – даже инквизиторы принимали его за помешанного)Ему было видение – Христос повелел собрать воинство для обращения мусульман, в итоге же решил остаться в Европе для борьбы с протестантами (с 1540г. организует орден иезуитов).

Орден не похож на остальные даже по своему устройству - принимались только здоровые и даровитые юноши. Новичок разрывал связь с миром, отдавал имущество ордену, цель – «самоумервщление». Ордену разрешалось иметь «побочных» – иезуиты, не прошедшие высшего посвящения, их невозможно узнать – не меняли привычной жизни.

Дисциплина военная: орден - рать Иисуса (все подчинялимсь генералу, даже совершали убийства по его знаку).

Душа организации – недоверие, дружба не допускалась, каждое письмо показывалось начальству, процветал шпионаж. Все предписывалось – мысли, жесты, желания, голоса, походки.

Папство осыпало иезуитов милостями.

Приемы – мессионерпство,воспитание (устройтво дешевых школ с подкупающей внешностью. Нравственная сторона воспитания основана на зависти, недоверии, раболепии и розгах) [50] Детей отлучали от родителей и от мира

Иезуиты проникли повсюду, сами папы боялись их (они на все, на все способны)

Задача – борьба с ересями; «выгодность» духовного овладения людьми и заботились о том, чтобы оказываемая церковью помощь гос.власти хорошо оплачивалась.Метод – цель оправдывает средства.

· обновление католицма - катехизис «централизованно» переведен почти на все языки мира, нравственное обновление католичества – строгая дисциплина.

· Влияние через церковное искусство (пышное богослужение) и в итоге формирование искусства барокко.

НОВОЕ ВРЕМЯ (17 – 19 ВЕКА)

Для Европы Новое время (17 – 19 века) – единый пространственно-временной континуум культуры, у него единый базис – буржуазный способ производства, единый ориентир – развитие человеческой индивидуальности. Вместе с тем, каждый из этих веков имеет свою специфику, свой лик.

Век.

-Век рождения и становления европейского рационализма и европейской науки

-становление капитализма (в развитых странах победа кап. Строя: Англия – 1640-1660г. бурж.рев., Голландия – первая кап. Страна, Франция – классический образец абсолютистского гос-ва) и буржуазной культуры, вместе с тем становление всемирной истории.

Складываются нации, вместе с ними национальные отношения, нац.государства и нац.культуры. Лосев А.Ф.: «Новоевропейская культура - это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы

- рождение европоцентризма. Европейская цивилизация во многом вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов мира (в том числе народов с древнейшей культурой – Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, забывших, что своим культурным развитием они обязаны своим соседям, ограничивало прежде всего саму европейскую просвещенность. Открывая материки и архипелаги, древние культуры, Европа не осваивала их для себя духовно – и это тоже черта века.

Специфику 17 века определяют 3 самых существенных феномена:

-Контрреформация ( реакция католической церкви на Реформацию, отстаивание устоев католической религии и ужесточение церковного «режима») – продолжает свирепствовать в Европе.

-поляризация классов, которая приводила к поляризации в культуре: напр., дворянская этика отдаляется от моральных истоков народной жизни и перерождается в этикет (совокупность строго регламентированных правил внешнего поведения). Этикет – один из важнейших признаков аристократии.

- искусство 17 века связано с рождением национальных школ и формированием стилевых особенностей.

Уровень жизни и материальная культура Промышленные центры – Англия и Франция (изобретенные в Германии часы уже дошли почти до нынешнего механизма; во Франции появилась прядильная машина; сукно, олово и каменный уголь расходились из Англии по всему свету, Франция – шелк, чулки, севрский фарфор, изящные безделушки).

С успехами промышленности и торговли связано и развитие городов. (напр., Париж – полумиллионнное население, он стал царем мира по роскоши и удобствам)

Сильное расслоение жизни населения (лучше всего жилось в Швейцарии, Норвегии, Голландии, Англии). Дворы знати и гос.чинов – «рай земной» (стекло, фаянс, фарфор; пища дошла до гастрономии, вина вытесняли пиво, с ними, в свою очередь соперничали кофе и табак; мода возведена в Версале и актрисами в науку, которая овладевала всей Европой, обязательны даже в войсках парики).

Мировоззрение – в целом оптимистичное, не отвергающее, а принимающее мир, проникнутое верой в возможность его разумного переустройства и совершенствования.Жизнеутверждающая гуманистическая доминанта сознания была наследована 17 веком от эпохи Ренессанса. Европа 17 века – это молодая Европа, сбрасывающая с себя груз веков и тысячелетий

Научная революция 17 века (телескоп, микроскоп) и предыдущие географические открытия (каравеллы Магеллана и Колумба) развернули перед человеком границы пространства и времени (макро- и микро- мир). Рационализм (убежденность в силе разума и в разумности окружающего мира) – отличительная черта образа мысли человека – рационализм был совместим с христианско-католическим учением (о разумности сотворенного богом мира)_Парадигма «предустановленной гармонии» (в философском творчестве Лейбница) – вера в бесконечную мудрость божественного промысла.

Наука и философия

Становление рационализма:

Переход от Ренессансного философствования к проблематике нового времени в творчестве Ф.Бэкона. (Новый органон наук) – рационализм (необходимо новое отношение к проблеме истины – объективное представление об истине, в отличие от средневекового – достоверность, обоснованность и практическая эффективность научного знания) Истинный отец нового просвещения. Цель «естественной» философии Бэкона – «польза человеческой жизни, увеличение могущества и счастья человека». Новый метод – опыт и наблюдение. Основанная на опыте и анализе наука может и должна полностью игнорировать библейские тексты (не отрицает существование бога, для поддержка этих идей – естественная теология, которая должна добывать аргументы для опровержения атеизма, но исследование материи должно проходить вне идеи бога).

Рене Декарт (лат. Картезий) – вторая по величине в научном мире европейская фигура 17 века – «cogito ergo sum» («я мыслю, след-но я существую); великий принцип сомнения, который положен в основу европейского рационализма и европейского менталитета; проблема интеллектуальной интуиции. «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к 3-м главным: медицине, механике и этике.»

На основе идей рационализма, прагматизма строятся и социально-политические концепции и идеи:

Томас Гоббс (англ.) - государство естественного права – право каждого человека на все, в чем он нуждается, чего он желает, теория естественного права и договора [51]; Спиноза ( Нидерланды) - свобода человека как основа подлинной морали, основоположник научной критики Библии; англ. Джон Локк (начинал врачом – горячий сторонник описательного естествознания, но лишен математических способностей); – проблемы государственного правления, воспитания, философские идеи первичных и вторичных качеств.

Рационализм становится основой массового сознания. Обнаруживает себя в преобладании здравого смысла над авторитарным догматизмом церкви и мистическим упованием на сверхъестественное. Это еще ограниченный рационализм – божественная целесообразность всех явлений (телеологизм)

Наука как величие 17 века – наука входит в жизнь европейцев как особый соц.институт. Наука выступала как носитель объективного и общезначимого содержания. Равно обязательного для всех – независимо от сословий, национальностей и др. различий.

Особенно и прежде всего двинулись математические науки –Декарт (механицизм в физике, математические открытия: основы аналитической геометрии, понятие переменной величины в геометрии, ввел многие алгебраические обозначения; в физике – высказал закон сохранения количества движения, понятие импульса силы; ввел представление о рефлексе – дуга Декарта, автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи), Паскаль (математик, физик – работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Один из основоположников гидростатики. Сконструировал суммирующую машину.), Бернулли (математики братья Якоб и Иоганн); астрономия – Кеплер (открытие законов движения планет (движутся вокруг солнца не по идеально круговым орбитам, а по эллипсу; неравномерность скорости движения планет вокруг солнц а), Галилей – разработка принципов механики – ее важнейшего раздела динамики (сформулировал первые законы свободного падения тел, формулировка понятий скорости и ускорения, закон инерции, идея относительности движения); поддержка коперниканской системы - астрономические наблюдения Луны, Млечного пути, пятен на солнце, фазы Венеры, идея бесчисленного множества миров во вселенной. Итог – научнодоказательная база для гелиоцентрической системы Коперника.

Исаак Ньютон исследования в механике, оптике, астрономии – на основе математики объединял их в единую науку, которую именовал «натуральной философией». Математическое естествознание «века гениев», как иногда называют 17 век достигло своего завершения в научном творчестве Исаака Ньютона. Эпохальное открытие дифференциального и интегрального исчисления, открытие в оптике дисперсии света, открытие закона притяжения, фундаментальные законы механики – величественное здание классической механики, изобретение телескопа.

Лейбниц – (Германия) одновременно с Ньютоном (независимо от него) открыл дифференциальное и интегральное исчисление; предвосхищение закона сохранения и превращения энергии, развивал дело организации науки (по его инициативе создано научное общество в Берлине и он же его возглавил) – естествоиспытатель, математик, научный деятель

Развитие естествознанияЛинней и его систематика растений, терминология и номенклатура, медицина -физеология и анатомия – Гарвей в 1619г. открыл кровообращение, Г¢аллер начал изучать нервную систему; медики уже справлялись с лихорадкой и оспой (англ. королевская семья привила оспу своим детям)

Исследования Ливенгука – изготовил линзы с 150-300-кратным увеличением, впервыне наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капилярах.

Статус науки в 17 веке -Наука все больше входит в жизнь общества – как особый социальный институт, как естественное и необходимое условие развития всей системы общественного производства. Государство принимает на себя все большую часть забот об этом виде деятельности: из затворника-одиночки, какими были исследователи средневековья и Ренессанса естествоиспытатель 17 века становится уже легальной фигурой в обществе (хотя нередко гонения церкви на ученых продолжаются и отношения с гос-м могут быть напряженными). Наука объединяет 2 метода – аксиомо-дедуктический и опытный. Человек-экспериментатор ставит себя в совершенно иное отношение с природой нежели античный мудрец-философ или средневековый чернокнижник: из созерцателя и наблюдателя природы он становится испытателем, принуждая природу подчиняться своей воле и открывать свои тайны.

Искусство

- формирование ярко выраженных нац. особенностей

- разнообразие жанровых форм (значительное место – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр – сцены бытовой жизни)

- четко выраженные художественно-идейные тенденции – барокко и классицизм. Появление реалистических тенденций.

Барокко ( от португальского perolla barocco =- жемчужина неправильной формы)– порождено кризисом Возрождения.Сущность жизни в движении и борьбе случайных стихийных сил. Яркость, эмоциональность, парадность и пышность.

Связано с католической реакцией (конрреформацией): цель нового искусства, поддерживаемого папской церковью – привлечь на свою сторону верующих. Центр – Рим (внушить народным массам благоговение перед властью, поразить и ослепить великолепием)

Грандиозные размеры, сложные формы, повышенная эмоциональность, драматизм сюжетов. Скульптура и живопись часто подчинена архитектуре (близко связано со средневековой готикой). У художников предпочтение получают сцены мучений, экстазов, панегрики (прославления) подвигам, триумфам. В крайних проявлениях –иррационализм, мистика.

Барокко Фландрии – жизнерадостность и клокочущая жизнь, красочное богатство мира, торжественная праздничность.

Проявилось в разных видах искусств (в архитектуре – Бернини, музыке – Вивальди, живописи – Караваджо, Рубенс, литературе – Лопе де Вега, Кальдерон, Тассо (итал.)

Иезуиты увидели в этом направлении возможность мощно воздействовать на эмоциональный мир человека (способствовало широкому распространению не только в Европе, но и в колониях Испании в Америке)

Архитектура барокко – создают планировочную систему (упорядочивают хаотичную застройку средневекового города), улицы – прямолинейность, площади – объекты архитектурных композиций.Культовые сооружения – все подчинено (арх-ра, скульптура_ церкви. ( Рим – центр арх-ры барокко – церковь Сан-Карло в Риме, Сант-Андреа аль Квиринале, Собор Св. Петра в Риме – окончен и его внутр. Оформление). Итальянские арх-ры – Франческо Борролини, Бернини (1656 – 1667 закончил собор Св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Выступил и как декоратор – интерьер собора Св. Петра – здесь и его скульптуры – алтарная кафедра Св. Петра с фигурами отцов церкви, святых, ангелов.).

Жиавопись –

Караваджо (1573 – 1610) –итал. живописец конец 16-нач. 17 века. Герой его творчества – простой народ. Особенно тяжелы первые годы творчества в Риме – писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем – самостоятельные жанровые сценки и натюрморты. Отлично от искусства барокко – даже великомученики у него крепкие полнокровные люди. В последние годы нарастает трагическая сила образов (Положение во гроб, Успение Марии).

Питер Пауль Рубенс ( 1577 – 1640) – слияние барокко и реалистических тенденций. Живописец, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, дипломат. Род в нем городе Зиген, затем – учился и работал в Антверпене.. Алтарные композиции для католических храмов (сцены страданий и мученической смерти). Цвет – отличит. Особенность его картин (основной – серебристо-жемчужный или теплый оливковый).

Персей и Андромеда – рыцарь-герой, победивший морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда: изображены голова чудовища-медузы, конь Пегас, богиня победы Виктория в венке.

Поздний период – портреты, больше реализма, сельская природа, портреты жены и детей.

Классицизм – в основе рациональное начало. Прекрасно то, что упорядочено, разумно, гармонично. Идеал ясности, порядка, симметрии, пропорциональности Герои сдержанны и величавы. Эстетический принцип – «развлекая, поучать».

Характерен для различных видов искусств вплоть до 30-х годов 19века. (но в большей степени проявился во Франции в период укрепления абсолютной монархии).

В архитектуре – фасад Лувра в Париже, ансамбль Версаля, здание МГУ в Москве, здание Адмиралтейства, Казанский собор в Санкт-Петербурге. В живописи – творчество Н. Пуссена. В литературе – П.Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер.

На первое место в системе искусств выдвигается драматургия и театр (теория высоких и низких жанров). В пьесах – трагический разлад между индивидуальным и общественным разладом личности. Конфликт индивидуального чувства и общественного долга. Герой классицизма не свободен в своих действиях, а подчинен строгим нормам общественного долга. Проблема – чувство долга: у Корнеля в Сиде инфанта любит Родриго, но долг повелевает ей заглушить в себе это чувство. Воспитательница инфанты говорит:

«Принцесса может ли, забыв свой сан и кровь

К простому рыцарю почувствовать любовь?

А мненье короля? А всей Кастильи мненье?

Вы помните иль нет свое происхождение?»

Ответ:

Я помню – и скорей всю кровь пролью из ран,

Чем соглашусь забыть и запятнать мой сан»

Вместе с тем:

Я силюсь с ним порвать – и неохотно рву…

Я вижу, что душа раздвоена во мне:

Высоко мужестВо, но сердце все в огне.

Принцип 3-х единств – времени, места, действия.

Живопись - Никола Пуссен (художник) – всю жизнь его идеалом остается античное искусство; часто темы картин – античные мифы; стремится жить и работать в Риме (где все напоминает об античности).

Архитектура – четкость и строгость, подчинение второстепенного главному, праздничная нарядность, величавость, симметрично-осевая композиция построек.

Реалистическая тенденция – мощное художественное течение, цель – реальное отражение жизни (Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский и др.). В отличие от барокко простота и естественность повседневности.

Диего Веласкес ( Испания, 1599 – 1660)редкое калористическое дарование, совершенство цвета и техники исполнения.

В начале творчества – «бодегон» (букв. Трактир – жанровые сцены из жизни простого народа) – напр., Старуха, жарящая яичницу.

С 1623г.Веласкес едет в Мадрид (покровительство премьер-министра Оливареса) – и становится «придворным художником» Здесь работает над портретами короля Филиппа 4, его семьи, приближенных (карлик Диего де Аседо – Эль Примо). «Менины» (инфанта Маргарита в сопровождении фрейлин – менин, а на заднем плане в зеркале отражены фигурки короля и королевы – взгляды инфанты, придворных направлены в сторону этой четы)

Голландская и фламандская школа:

Рембрандт – 1606-1669. В центре внимания его творчества – человек и его переживания.

Популярность завоевал картинами (групповыми портретами) – 1632г. «Урок анатомии доктора Тульпа»). Женился на патрицианке Саскии ван Эйленбух (хотя сам сын зажиточного мельника) – любовь и крупное состояние – популярный модный художник, получал много заказов.

Даная (1636) (скандал с Данаей, когда ее облил кислотой маньяк), Ночной дозор (заказан групповой портрет, но лица отступают перед динамичность сцены, непонята современниками).

С 1656г. – нищета (умирает Саския, имущество продано с аукциона. Женится на Хендрикье Стоффельс; но умирает и она и сын Титус) – этот период «Возвращение блудного сына» (хранится в Санкт-Петербурге).

Ван Дейк – портретная живопись (начинал в мастерской Рубенса), Иорданс (в противовес аристократизму Ван Дейка плебейская непосредственость), Снайдерс (фламандский натюрморт ), Браувер (бытовые сценки)

Хальс – демократическое искусство. Портретист (разрушил каноны дворянского портрета – внимание к человеку и его сущности, а не костюму, положению и пр.). В его портретах представлены все слои общества (бюргеры, ремесленники, аристократия).

ВЕК.

(Вошел в историю как эпоха Просвещения)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...