Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи Просвещения в литературе и философии др. стран




Англия – Джонатан Свифт, Генри Филдинг, Даниель Дефо. Посл. Треть 18в. – Роберт Бернс.

Джонатан Свифт – Гулливер (говорит с современниками и будущими поколениями языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями, искусственными правилами стиля).

Даниель Дефо – зарождение реалистического романа.

Р. Бернс:

Пробираясь до калитки

Полем. Вдоль межи

Дженни вымокла до нитки

Вечером во ржи.

Очень холодно девченке,

бьет девченку дрожь

Замочила все юбчонки

Идя через рожь.

Если кто-то звал кого-то

Сквозь густую рожь

И кого-то обнял кто-то

Что с него возмешь?

И какая нам забота,

Если у межи

Целовался с кем-то кто-то

Вечером во ржи…

Италия – Просвещение развивается медленнее, ведущая роль принадлежит театру.

Карло Гальдони (Слуга двух господ), Витторио Альфиери (идеи патриотизма, реализм), Карло Гоцци (народная комедия масок).

Америка – Томас Пейн (политик и идеолог, участник войны за независимость в Сев.Америке), Бенджемин Франклин (гос.деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США).

Германия – наряду с Францией очень ярко выразилось Просвещение.

В политическом отношении после 30-ти летней войны 1618-16438г. Германия-конгломерат множества мелких светских и духовных гос-в (до 400 доходило кол-во), начало возвышения Пруссии.

Идеи Просвещения основываются на

1. Прогрессе научного знания

2. Развитии капитализма

3. Новой волне интереса к античности (работы Винкельмана)

4. Возрастании значения культуры, сформированной 3-м сословием (мещанами, горожанами, бюргерами)

Философия – век знаменитой немецкой классической философии – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (по своему значению, колоссальным всеохватывающим системам сравнима только с античной философией Греции).Немецкая классическая философия синтезировала все лучшее, что было до нее в философии и научные знания своего времени.

Гегель: о нас часто идет слава, как о глубоких, но часто неясных мыслителях.

Кант –меня всегда восхищали 2 вещи: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. Основной вопрос о соотношении мышления и бытия и познаваемости окружающего мир: человек нечто трансцендентное, т.е. определенное богом, мы плознаем не сами вещи, а их феномены (вещь-в-себе остается непознаваемой). Этика: не делай другому того, чего не хотел бы себе.

Гегель – идеи диалектики. Мир, историю, человека понимал как результат всемирно-исторического развития культуры.

Литература – Гете, Шиллер, Гейне.

Начало – литературное движение «Буря и натиск» (связано с идеями антиабсолютизма) – поборники нем.нац.искусства (олицетворением которого для них выступало готическое искусство и народная поэзия - фольклор).

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832_ - нем. Поэт, мыслитель. Создатель знаменитого Фауста (нар. Сюжет – со средневековья известны легенды о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу), гениально претворенный в жизнь поэтом)

Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805) – нем.поэт, драматург, теоретик искусства. Проблемы эстетического воспитания – «путь к свободе ведет только чрез красоту». Автор знаменитой драмы «Разбойники».

 

Изобразительные искусства и музыка в культуре 18 века

· В творчестве преобладают светские начала

· Время грандиозного гражданского строительства и особого расцвета станковой живописи.

· Продолжается развитие основных стилей искусства 17 века, кроме того усиливается роль реализма, приобретающего оттенки критического реализма.

В 18 веке барокко перерождается в рококо (особенно характерно для Франции). Гедонизм, утонченная декоративность, изящество 0- не больше пышной помпезности. Характерна тяга к ассиметрии композиции, мелкая деталировка, яркость и контрастность цвета, грациозный и прихотливый ритм – распространение при дворе Людовика 15 (Ватто, Буше). Рококо – порождение сугубо светской культуры Просвещения. Особенно широко проявляется в декоративно-прикладном творчестве (в оформлении интерьера характерен для небогатых домов – орнамент, зеркала, цветовая гамма; принес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши

Продолжается развитие классицизма. В конце 17 века происходит размежевание классицизма - придворно-аристократический[54] (отмечен эпигонством, ориентирующимся не на античность, а на искусство времен Людовика 14), просветительский[55] (идеалы политической свободы – Шенье, Луи Давид), «веймарский» (в Германии – Шилллер, Гете). Классицизм получил широкое распространение в культуре России.

Реалистические тенденции в живописи – Шарден, Латур, Гудон, Грез (отображение жизни 3-го сословия).

Музыка – расцвет в Германии, Австрии.

1-я пол 18 века – Бах, Гендель, 2-я – Венская школа (Моцарт, Гайдн).

Бах 1685-1750– славный род Бахов – музыкальный цех (его представители – органисты, флейтисты, капельмейстеры, церковные канторы, придворные композиторы)

«космическая музыка». Произведения для органа (ораториального типа. Искусство полифонии – вид многоголосия, т.е. сочетание ряда самостоятельных мелодий), духовные и светские кантаты.

Его век был к нему немилостив. Через 10 лет после кончины Баха были забыты его произведения, его 2-я жена Анна Магдалена умерла в нищете, брошенная даже детьми.

Моцарт Вольфганг Амадей 1756-1791 ( оперы Свадбба Фигаро, Дое Жуан, Севильский цирюльник, Волшебная флейта. Реквием.)

Удивительная одаренность 9в 4 года пишет свой перавый концерт для клавесина – такой трудный. что никто из европейсктих виртуозов не смог его сыграть, в 12 – первая опера.) По слуху записывает в Ватикане духовное сочинение аллегри (9-ти голосное), которое исполняется раз в год и хранится в Ватикане в строжайшей тайне (только у папы). Записал по слузху все партии, т.к. хотел, чтобы у его сестры Наннерль были эти ноты).

Солнечная музыка, легкие и «искристые» оперы.

Перед смертью за 3 дня пишет Реквием (загадочная история с «черным человеком)

Проблема Моцарт и Сальери.

Умер в нищете: похоронили в общей могиле, среди бродяг и самоубийц. Неизвестна могила великого композитора.

ВЕК

Общая характеристика:

В культуре Нового времени занимает особое место (век классики, когда буржуазная культура достигла своего апогея, именно с конца 19 века начинаются кризисные явления в культуре).

Мировоззренческие основания культуры 19 века: рационализм, антропоцентризм[56], сциентизм, европоцентризм, стандартизация жизни[57]

Ортега-и-Гассет: «Мы стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком… 3 фактора сделали возможным мсоздание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука, индустриализация».

Наука – открытия в астрономии, геологии, биологии, химии. Всего (по подсчетам П. Сорокина) более 8527 научных открытий и изобретений.

Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь (в духовный мир человека 19 ст. вошли и неизведанные пласты прошлого[58] и новые территории[59]).

Капиталистическая индустриализация –промышленный переворот начался еще в Англии конца 18 ст. К сер. 19 ст. – это свершившийся факт в большинстве стран Европы и Сев.Америки. Скачок в развитии техники: напр., паровоз Стеффенсона (1814) и первая подземная железная дорога (1863). Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа. Инженерная мысль воплощала в технические достижения все научные открытия.

Машинный переворот обеспечил невиданный рост производительности труда, привел к образованию класса наемных рабочих – пролетариев. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом.

Демократия – На смену феодально-абсолютистским режимам пришли различные формы конституционных монархий и парламентских республик. Формирование буржуазной государственности сопровождалось образованием полит.партий, формированием многопартийной системы, разработкой либеральных принципов.

рождение и развитие демократии связано с принципиально новыми политическими установками, которые принесли в мир великие события конца 18ст.

· Война за независимость североамериканских колоний, декларация независимости и первая брешь в системе колониализма. В итоге – капитализм вышел за пределы Европы, обнаруживая тенденцию превращения в мировую систему. Формирование мировой культуры как единства многообразия. Появление проблемы диалога культур.

· Великая Фр. буржуазная революция (1789-1793) и принятая в 1789г. Декларация прав человека и гражданина: закрепляет новые политические идеалы. Провозглашает, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, среди которых в качестве неотъемлемых фигурировала собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

· Формирование социализма – желание улучшить положение низших классов и провести социальную революцию. (партия пролетариев, чтобы отличить себя от буржуазных республиканцев с их 3-х цветным знаменем, чисто рабочая партия социалистов принимает красное знамя) – постепенно перерастают в демократическую партию. В 1839г. подле них формируются и коммунисты (в основу нового общества положили превращение частной собственности во всеобщее достояние)[60]. Социал-демократы и анархисты (во главе с Бакуниным)

Новые принципы жизни: защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, идеи невмешательства гос-ва в экономику (в экономике); признание равенства в правах и свободах, свободные выборы власти, принцип разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной (в политике); принцип равенства возможностей при полном неприятии грубоуравнительной трактовки общества (в соц.сфере); в морали [61]

идеал человека, который всем обязан самому себе – труду и личным заслугам, человек стремящийся к обогащению и земному благополучию[62] (а не к миру иному). Долг – в обогащении, добродетель – в бережливости, порядочность – в кредитоспособности, смысл жизни – в неустанном упорном труде.

Вместе с тем появление и нового типа буржуа и новой морали богатых – бережливость и умеренность ценится меньше (ценится роскошь0, в конкуренциии все средства хороши – от рекламы до прямого подлога.

Изменения в этикете – более демократичный (началось с якобинцев – говорить ты, а не вы, головной убор снимать только во время публичных выступлений), затем этикет пронизывают коммерческие установки – покупатель-продавец.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...