Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соединительнотканный массаж 11 глава




6. Подготовка больного к обучению ходьбе. По мере умень­
шения неврологических симптомов следует постепенно готовить
больного к вставанию, используя следующие приемы.

• Изменение положения больного в постели: повороты на бок
с возвращением в положение лежа на спине, перевод в положение
сидя.

Внимание! Перевод больного в положение сидя на постели следует начинать с того момента, когда появляются произвольные движения в тазобедренном суставе (с учетом общего состояния больного).

• При переводе больного в положение сидя на кровати необ­
ходимо вначале подвести ему под спину подушку (для упора), позд­
нее рекомендуется сидеть, спустив ноги на пол (рис. 8.2).

Для выполнения самостоятельных-двигательных заданий (пере­ход из положения лежа в положение сидя) к спинке кровати при­крепляют веревочную лестницу или эластичный бинт, за которые больной может держаться здоровой рукой. После овладения положением сидя со спущенными ногами можно переводить больного в вертикальное положение (с самостраховкой или помощью мето­диста Л ФК).

Важное место в комплексе восстановительного лечения занима­ет обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном «вращающемся» столе — первый этап вос­становления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий начинается обучение больного вставанию и передвиже­нию. Восстанавливается биомеханическая модель вставания — наклон туловища вперед с одновременным напряжением четырех­главых мышц бедра, разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах, одновременным движением рук вперед и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тела с одной ноги на другую.

Переводом больного в вертикальное положение с одновремен­ным обучением самостоятельным движениям в кровати, одеванию и приему пищи завершается определенный этап восстановительно­го лечения.

 

Внимание! Эффект обучения во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных при той клинической двигательной картине, которая определяется у кон­кретного больного.

При гемипарезе поражается и функция дельтовидной мышцы, это снижает ее роль в укреплении сустава; при переводе больного в положение сидя и стоя появляется опасность растяжения капсулы сустава под тяжестью свисающей конечности и выхождения голов­ки плечевой кости из суставной впадины (подвывих сустава). Это может сопровождаться болью в области сустава, напряжением око­лосуставных мышц, что затрудняет движения. С целью профилак­тики возможного подвывиха сустава больным рекомендуется фик­сировать пораженную руку специальной повязкой (рис. 8.3).

 

8.2.2. Восстановительное лечение

в палатах ранней реабилитации

Регресс неврологического дефицита (нарушений моторики, мышечно-суставного чувства, координации и речи) и психических расстройств зависит от локализации и объема патологического оча­га, интенсивности терапии в остром периоде инсульта. У больных в эти сроки наблюдается повышение мышечного тонуса.

Положение конечностей при спастических параличах ти­
пично: верхние конечности прижаты к туловищу, согнуты в локте­
вых суставах, предплечья пронированы, кисти находятся в положе­
нии ладонного сгибания и ульнарного отведения. Пальцы кисти
при параплегиях обычно разогнуты, при гемиплегиях согнуты, при­
чем большой палец часто ложится под указательный. Нижние ко­
нечности при параплегиях приведены, согнуты в тазобедренных и
коленных суставах, стопы находятся в положении подошвенного
сгибания, вследствие чего опора ограничивается только передними
отделами подошв. В стопах наблюдаются деформации, чаще типа
варуса, реже — вальгуса. При крайних степенях спастичности икро­
ножных мышц и одновременном напряжении мышц-разгибателей
стопы пятка и передний ее отдел подтягиваются кверху, образуя
тяжелую деформацию. Такое закономерно-постоянное преоблада­
ние сгибательных и приводящих контрактур объясняют наличием
филогенетически более сильных и устойчивых мышц-сгибателей
и приводящих мышц по сравнению с их антагонистами. При пара-
парезах такое положение конечностей наблюдается с обеих сторон,
при гемипарезах — с одной стороны.

Степень спастичности распределяется обычно неравномерно:
с наибольшей частотой она наблюдается в приводящих мышцах
плеча, мышцах-сгибателях и пронаторах верхней конечности и мыш­
цах-разгибателях бедра и голени, реже - в мышцах-сгибателях голе­
ни и икроножной мышце, в ряде случаев — в приводящих мышцах
и внутренних ротаторах бедра, супинаторах и приводящих мышцах
стопы. Наряду с этим мышечный тонус ряда других мышечных групп
(разгибателей и супинаторов верхней конечности, группы малобер­
цовых мышц, пронаторов и отводящих стопу мышц — на нижней)
остается нормальным или заметно снижен. Такое неравномерное из­
менение мышечного тонуса у большинства больных с центральными
параличами проявляется характерной позой Вернике—Манна.

Задачи физической реабилитации:

восстановление правильной системы пусковой афферента-
ции и рефлекторной деятельности;

нормализация мышечного тонуса путем растормаживания
и активной стимуляции временно инактивированных нервных
центров;

улучшение вегетативного и сенсорного обеспечения двига­
тельных актов;

 

предупреждение стойких двигательных расстройств, конт­
рактур и суставных болей;

выявление и стимуляция изолированного сокращения па­
рализованных мышц конечностей;

объединение и интеграция отдельных звеньев и элементов
кинематической цепи в целостное движение;

обучение больного передвижению в пределах палаты (с помо­
щью персонала, специальных приспособлений), затем отделения;

увеличение объема самообслуживания.

Для достижения эффективности восстановительного лечения следует придерживаться определенной последовательности и раци­онального распределения средств реабилитации в течение дня: ме­дикаментозная терапия — физические факторы — физические упражнения с массажем и коррекцией положением — трудовая терапия. Восстановительное лечение больных со спастическими гемипарезами должно проводиться на фоне психотерапии и меди­каментозной терапии.

Занятия ЛГ начинают с движений в крупных суставах сначала здоровой, а затем пораженной стороны. Всем больным показаны уп­ражнения для симметричных мышц здоровой конечности. И.М. Се­ченов доказал, что работа мышц одной руки повышает работоспособ­ность другой. Благодаря тесной анатомо-физиологической связи обеих половин спинного мозга трофические метамерные реакции проявляются и на симметричных участках противоположной поло­вины тела. Тренировка мышц, симметричных пораженным, через ЦНС оказывает действие на соответствующие паретичные мышцы другой конечности, вызывая их непроизвольное сокращение. Во вре­мя выполнения упражнений симметричными мышцами здоровой конечности методист должен массировать паретичные мышцы (в основном приемы поглаживания и легкое растирание).

Внимание! Все упражнения проводятся в медленном темпе во избежание повышения артериального давления.

Для функционального восстановления пораженных конечнос­тей необходимо использовать в занятиях ЛГ:

• оптимальные исходные положения для получения мак­
симального объема движений как здоровой, так и паретичной ко­
нечности;

пассивные движения с целью сохранения функции суставов
с вовлечением паретичной мускулатуры (они способствуют укоро­
чению паретичных мышц и удлинению их антагонистов, что имеет
значение для предупреждения контрактур);

активные движения здоровых и пораженных конечностей;
при невозможности произвести активные движения используется
волевая посылка импульсов к сокращению паретичной мускулату­
ры (идеомоторные упражнения) или напряжение мышц здоровых
конечностей для рефлекторного повышения тонуса паретичной му­
скулатуры;

упражнения на развитие заместительных функций за счет
викарно работающей мускулатуры или перевоспитания функции
определенных групп мышц после хирургических вмешательств.

Основная задача ЛГ: при вялых формах пареза или паралича — укрепление мышц, при спастических — налаживание их управле­ния, поэтому при разных формах нарушения движений подбор упражнений существенно различается.

В занятия ЛГ целесообразно вводить пассивные противосо-дружественные движения: это комбинация элементов сгибатель-ных и разгибательных синергии. Такие упражнения позволяют зна­чительно растягивать сразу несколько спастически напряженных групп мышц (поднимать или отводить руку, одновременно супинируя и разгибая предплечье, кисть и пальцы). Этот вид упраж­нений рекомендуется только в том случае, если они не усиливают ригидности мышц.

При спастических гемипарезах особое внимание уделяется следующим пассивным движениям (В.Л. Найдин): а) сгибанию и наружной ротации плеча; б) разгибанию и супинации предплечья; в) разгибанию кисти и пальцев; г) отведению и противопоставле­нию большого пальца кисти; д) сгибанию и ротации бедра; е) сгиба­нию голени (при разогнутом бедре); ж) тыльному сгибанию и пронации стопы. Эти упражнения проводятся в исходных положе­ниях лежа на спине, на животе (особенно сгибание голени при фик­сации таза), на боку (разгибание бедра, ротация плеча и др.). Позже, когда больному разрешают сидеть, можно проводить пассивные движения для плечевого пояса: поднимание лопаток и надплечий, полное их опускание, отведение-приведение лопаток к позвоноч­нику.

 

Внимание! При выполнении пассивных движений в двух и более суставах паретичной конечности по возможности необходимо пред­упреждать нежелательные синкинезии, которые в период дальней­шей активизации больного могут существенно препятствовать вос­становлению нормальных движений.

Проведение пассивных движений должно заканчиваться лече­нием (коррекцией) положением, впоследствии переходят к актив­ным с помощью и активным упражнениям.

Активные упражнения в основном повторяют пассивные. Цель их применения — дифференцированное «воспитание» сокра­щения паретичных мышц (как с повышенным, так и с пониженным тонусом). Первоначально активные упражнения для конечностей, вовлеченных в патологический процесс, выполняют с помощью ме­тодиста ЛФК в облегченных условиях. В дальнейшем рекомендует­ся включать в работу мышцы паретичных конечностей в различных режимах (преодолевающем, статическом, уступающем, с различной степенью напряжения мышц).

Для облегчения активных движений больного обучают актив­ному расслаблению, начиная со статического дыхания (например, углубленный выдох снижает тонус всей мускулатуры тела), подбо­ра исходных положений, расслабления мышц пораженной конеч­ности.

Способность больных со спастическим параличом к передви­жению в значительной степени нарушается патологическим прояв­лением содружественных движений — синкинезиями. В их основе лежит недостаточная концентрированность процесса возбуждения, иррадиирующего на области коры, которые не должны принимать участие в данном двигательном акте.

Ослабление мышечного напряжения наступает под влиянием местного воздействия холода (криотерапия) с помощью мешочков со льдом либо специальных пакетов. Эффект достигается при соче­тании криотерапии, физических упражнений и точечного массажа. Для локального снижения синкинезии используется тормозной ме­тод точечного массажа. При высоком мышечном тонусе показан то­чечный массаж; при незначительном его повышении — избиратель­ный массаж: точечный — для спастичных мышц и поверхностное поглаживание их гипотоничных антагонистов.

Соблюдается определенная последовательность выполнения упражнений. Вначале проводят движения в проксимальном отделе верхних конечностей (в плечевом суставе), затем кисти и пальцев, далее — в локтевом суставе. После этого реализуются движения в нижних конечностях — в проксимальных суставах, затем дисталь-ных отделах. Предварительно и во время выполнения упражнений проводится точечный массаж.

При спастических параличах необходимо массировать (лечеб­ный массаж) все мышцы ослабленных конечностей, не исключая наиболее ригидных, дозируя силу массажа в соответствии с реакци­ей мышц больного и не допуская усиления их напряжения. Массаж должен быть поверхностным, вызывать понижение мышечного тонуса. В процедурах используются приемы поглаживания, расти­рания, разминания (ограниченно!), потряхивания и растяжения. Все эти приемы применяют в сочетании с пассивными движе­ниями.

Следует осторожно использовать упражнения для укрепления мышц. Несоблюдение этого принципа часто приводит к гипертону­су. Упражнения с сопротивлением применять нецелесообразно: обычно они вызывают значительное напряжение, а это отрицатель­но сказывается на координации движений. При появлении призна­ков повышения тонуса в спастических группах мышц необходимо снизить число повторений упражнений и степень мышечного напряжения. В этом периоде восстановительного лечения не реко­мендуется применять упражнения с эспандерами, резиновыми тягами и т.п., поскольку они увеличивают тонус мышц-сгибателей кисти и пальцев, резко усугубляя нарушения и затрудняя дальней­шее функциональное восстановление.

Верхние конечности, незначительно утратившие свою функцию, необходимо тренировать для выполнения более сложных движений, полезных в быту: открывания и закрывания дверей, щеколд, замков, пользования столовой посудой (тарелки, ложки, вилки, чашки и др.).

Большое значение в восстановительном лечении придают направленному усилению проприоцепции, которое проводят на всех этапах реабилитации преимущественно двумя путями.

• Применение метода дозированного сопротивления совер­шаемому движению (метод Н. Kabat, или PNF - proprioceptiv neu-romuscular facilitation).

• Использование рефлексов, исходящих из рецепторов на периферии [Стары О. и др., 1960; Bobath В., К.].

Метод, разработанный Н. Kabat, направлен главным образом на восстановление двигательной функции при заболеваниях и нарушениях центральной и периферической нервных систем. При этом используются определенные схемы и типы упражнений, приближающиеся к естественным движениям {рис. 8.4). Метод основан на положении о том, что путем усиления сигналов со сто­роны проприорецепторов можно улучшить функциональное состо­яние двигательных центров.

Проприоцептивными сигналами называют возбуждение глу­боких рецепторов, располагающихся в мышцах, на поверхности суставов или рецепторов соответствующих полей коры головного мозга, подкорковых ядер и коры мозжечка, в результате чего проис­ходит передача возбуждения по афферентным нервным волокнам на соответствующий уровень ЦНС. Отсюда после отраженного ана­лиза «посылается приказ» по афферентным нервным волокнам на периферию с целью выполнения определенной произвольной функции или рефлекторной реакции. Например, движение в суста­ве с дозированным сопротивлением активизирует все функцио­нальные резервы в области данного сустава благодаря максималь­ному возбуждению двигательных центров.

«Проприоцептивное нейромышечное облегчение» достигается при помощи следующих методических приемов: а) максимального сопротивления движению; б) реверсии антагонистов; в) предвари­тельного растяжения пораженных мышц; г) комплексных двига­тельных актов.

Использование рефлекторных механизмов движения в заня­тиях Л Г вызывает достаточное напряжение в определенных мышеч­ных группах, усиливая их и повышая точность управления этими мышцами при многих движениях. При выполнении таких упражне­ний стимулируют рефлекс и стремятся выполнить движение в той же группе мышц, которые сокращаются под влиянием рефлекса (О. Стары и др., В., К. Bobath).

Метод супругов К. и Б. Бобат заключается в торможении анор­мальных тонических рефлексов, в стремлении добиться высших координированных постуральных реакций в определенной последо­вательности с постоянным переходом к произвольным движениям и регуляции реципрокной мышечной деятельности. Постуральная рефлекторная активность начинается преимущественно от головы, шеи и плечевого пояса. Положение этих частей тела существенно влияет на распределение патологического мышечного тонуса в ко­нечностях. Всякое изменение положения головы вызывает типичные синергии, этим объясняется невозможность сохранения нормально­го положения, равновесия и передвижения. Торможение патологиче­ских поз и движений у больных со спастическими параличами мож­но вызвать путем подбора определенных положений головы, шеи или плечевого пояса, поэтому в данной методике большое внимание уделяется правильному использованию тонических рефлексов.

Основные тонические рефлексы

• Лабиринтно-тонический рефлекс: повышение тонуса раз-гибательных мышц в положении лежа на спине и усиление напряже­ния сгибательных мышц при переворачивании на живот. В положе­нии лежа на спине тонус разгибательных мышц может усиливаться в разной степени — от легкого выпрямления ног до резкого откиды­вания головы назад и разгибания спины в виде дуги. Без преодоления повышенного разгибания больной не может сесть. В зависимости от того, тонус каких мышц повышен, принимается та или иная поза. Фиксация позы может привести к контрактурам этих суставов.

Асимметричный тонический шейный рефлекс: ротация
головы в сторону вызывает усиление тонуса мышц конечностей на
соответствующей повороту половине тела, а на противоположной
стороне тонус мышц конечностей понижается.

Симметричный тонический шейный рефлекс: при подни­
мании головы усиливается тонус экстензоров рук и флексоров ног,
при опускании ее, наоборот, повышается тонус мышц-сгибателей
рук и мышц-разгибателей ног.

Ассоциированные реакции — тонические рефлексы: начина­
ются в одной конечности и усиливают тонус мышц другой, при
частом повторении это способствует развитию контрактур.

Внимание! Все тонические рефлексы действуют совместно, гармонично усиливая или ослабляя друг друга*

Для коррекции патологических позных рефлексов при выпол­нении определенных движений конечности придают положение, противоположное тому, которое возникает под влиянием шейно-и лабиринтно-тонических рефлексов. Например, при попытке сесть у больного в ряде случаев возникают ротация бедер, голеней кнутри, разгибание стоп. В таком случае при попытке сесть следует помочь ему удерживать конечность в положении наружной ротации бедер, голеней, тыльного сгибания стоп.

Внимание! Патологическое повышение тонуса мыши может снижаться или усиливаться в зависимости от изменения позы.

Использование врожденных шейно-тонических рефлексов (К. Bobath et al.) с применением дозированных поворотов и накло­нов головы не только улучшает качество действия одной паретич-ной конечности, но и нормализует ее синергические связи с другой конечностью, повышая степень согласованности их действий. При этом повышается качество передвижения. Применение реф­лекторных упражнений, сочетаемых с преодолением различных степеней сопротивления, а также строгий выбор направления дви­жения с учетом точек прикрепления упражняемых и расслабляемых мышц позволяют восстанавливать нормальный рисунок сложных двигательных движений. Например, в и.п. лежа на животе больному предлагается разгибать правое бедро, преодолевая сопротивление руки методиста ЛФК и поворачивая при этом голову влево. Это приводит к рефлекторному напряжению наружных ротаторов плеча и мышц-разгибателей предплечья левой руки.

Рефлекторные упражнения эффективны, когда направлены на получение исходных напряжений в глубоко паретичных мышцах и применяются в качестве «пускового» механизма. Показаны они и как дополнение к идеомоторным упражнениям в тех случаях, когда суставы пораженной конечности фиксированы лонгетками (лечение положением).

Внимание! Лечение основывается не на «мышечной трениров­ке», а на перевоспитании «способов движении».

При дальнейшем обучении больного правильному передвиже­нию следует учитывать моторные нарушения:

походка несколько замедленна;

пораженная конечность выпрямлена в коленном суставе
(функциональное удлинение);

при движении вперед пораженная нога выполняет
круговые движения;

пораженная нога практически не участвует в движении.

Необходимо также обращать внимание на положение стопы, вначале подтягивая носок фиксирующей повязкой (резинкой), закрепленной на коленном суставе {рис. 8.5).

Больной передвигается небольшими шагами. Необходимо кон­тролировать его устойчивость, следить за сохранением равновесия и добиваться самостоятельного и рационального выполнения дви­жений пораженной ногой: он должен достаточно сгибать ее в тазо­бедренном и коленных суставах, не отводить в сторону, не касаться носком пола, правильно ставить стопу на поверхность пола (всей подошвой). Преодолевая дистанцию, больные передвигаются с опорой (одной рукой) на костыль или трость. Дальнейшее совер­шенствование ходьбы состоит в использовании всё менее устойчи­вых поддерживающих ортопедических приспособлений и одно­кратном преодолении всё больших дистанций без отдыха. Важная составляющая двигательной активности — ходьба по лестнице, к обучению которой приступают, когда больной научился передви­гаться в пределах палаты, отделения, двора больницы.

Составная часть восстановительного лечения — трудотерапия, которая строится с учетом степени выраженности гемипареза и его структуры, распределения парезов и тонуса в различных мышечных группах:

при легком типе гемипареза назначают трудовые опера­
ции, непосредственно влияющие на нарушенные функции;

при умеренном и глубоком типах гемипареза используют
трудовые операции, постепенно вовлекающие наиболее поражен­
ные отделы конечностей в двигательную активность;

при дистальном типе пареза вначале назначают трудовые
операции, выполняемые за счет проксимальных отделов конечнос­
тей; постепенно подключаются наиболее пострадавшие мышцы
дистальных отделов;

при проксимальном типе пареза применяют обратную так­
тику: по мере восстановления элементарных двигательных функций
тренируют более сложные двигательные движения путем овладения
трудовыми действиями, требующими выполнения тонких кистевых
и пальцевых операций;

при гемипарезах без тенденции к восстановлению выраба­
тывается полная заместительная компенсация функции пораженной конечности (Л. Г. Столярова и соавт., Т.Д. Демиденко).

В этот период рекомендуют следующие виды трудовых операций:

трудовые операции облегченного характера (картонажные
работы, изготовление марлевых повязок и др.);

виды работ, направленные на восстановление силы мышц
(лепка из пластилина и др.);

трудовые операции, вырабатывающие тонкую координа­
цию пальцев кисти и повышающие их чувствительность
(плетение, вязание и др.).

При выполнении трудовой операции движения происходят в нескольких суставах одновременно с участием ряда мышечных групп. Вместе с тем в трудовом процессе можно добиться диффе­ренцированного воздействия на определенный сегмент локомо­торного аппарата. Например, технологический процесс изготовле­ния конверта складывается из заготовки выкройки по трафарету, складывания и склеивания конверта. Для этого необходимо поль­зоваться карандашом, ножницами, складывать и проглаживать бумагу. При этом развиваются следующие движения: сгибание пальцев, приведение и противопоставление одного пальца, прона­ция и супинация предплечья, формируется так называемый щип­цовый схват.

Подбор трудовых операций проводится на основе детального анализа функции мышц, движений, совершаемых в суставах паль­цев кисти, суставов верхней и нижней конечностей, стопе. Большое значение при выполнении работы имеет правильное исходное по­ложение пораженной руки, достигаемое опорой на плоскость стола, подвешиванием ее на специальной лямке и т.д.

При стойких выпадениях двигательной функции в ходе выпол­нения различных трудовых операций у больного формируются полезные компенсаторные приспособления, замещающие функци­ональный дефект.

Все перечисленные методы восстановительного лечения тесно связаны и дополняют друг друга, применяются в разных сочетаниях в зависимости от индивидуальной программы лечения больного.

Перед выпиской из стационара оценивают не только достигну­тую степень восстановления, но и прогнозируют возможность даль­нейшей нормализации функций, определяют перспективы постин­сультного восстановления. Пациентов с положительным реабилитационным потенциалом и готовностью к обучению направляют на повторные курсы восстановительной терапии в специализирован­ные центры (поликлиники), санатории.

8.2.3. Реабилитация больных на этапе поликлиника-санаторий

Больные поступают в неврологическое отделение поликлиники или санатория для прохождения полного реабилитационного курса или для его продолжения при переводе из стационара.

Обязательные условия для приема на лечение (Т.Д. Демиденко):

наличие определенного уровня компенсации утраченных
функций и адаптации к реальной жизненной среде;

способность активного передвижения и элементарного са­
мообслуживания.

Реабилитационные мероприятия на этом этапе показаны не ра­нее чем через 4—8 нед с момента острого поражения сосудов мозга. Сроки перевода больного определяются не только основным сосу­дистым заболеванием, но и глубиной нарушения мозгового крово­обращения, а также локализацией расстройства мозгового кровооб­ращения в зависимости от сосудистого бассейна (каротидный, вер-тебробазилярный), соматической отягощенностью больного, его компенсаторными возможностями и сохранностью психических функций. При этом специалист-реабилитолог должен оценить срок, необходимый для восстановления нарушенных функций, ко­торый зависит от следующих причин:

характер и течение патологического процесса, обусловивше­
го расстройство мозгового кровообращения;

степень нарушения кровообращения в головном мозге;

состояние мозгового кровообращения, динамика сосудис­
тых расстройств в очаге поражения головного мозга, состояние
коллатерального кровообращения;

первичность или повторность нарушений мозгового кровоо­
бращения;

состояние ССС и органов дыхания.

Основные задачи средств физической реабилитации:

• закрепление положительных сдвигов, достигнутых на стаци онарном этапе реабилитации при лечении основного сосудистого заболевания головного мозга, а также сопутствующих заболеваний;

ликвидация последствий заболевания (парезов, параличей,
расстройств речи и т.д.) и предупреждение повторных нарушений
мозгового кровообращения;

дальнейшее повышение психологической и физической
активности больного до уровня, необходимого для выполнения
профессиональных обязанностей или других видов трудовой и об­
щественной деятельности, а также бытового обслуживания.

По мере улучшения общего состояния больного появляются возможности шире и активнее использовать различные средства физической реабилитации (кинезо-, эрго-, физио-, психотерапию и др.). Однако на этом этапе у больного могут быть сформированы ус­тойчивые патологические состояния (спастический мышечный то­нус, контрактуры, болевой синдром, эпилептические припадки и др.), что требует дополнительных усилий со стороны реабилитаци­онной бригады. Кроме того, чем больше времени прошло с момен­та инсульта, тем меньше остается шансов для спонтанного восста­новления функций и тем больший акцент делается на обучение больного приспосабливанию к имеющемуся дефекту путем исполь­зования сохранившихся функций и вспомогательных приспособле­ний.

На этом этапе восстановительного лечения усилия реабилито-логов в большей степени направлены на обучение пациента дости­жению максимально возможной независимости и решение вопро­сов о необходимости вспомогательных средств, а также на оказание помощи в решении социальных проблем. Эти задачи решаются с помощью различных средств физической реабилитации на фоне медикаментозной терапии.

Цель психотерапевтических мероприятий на этом этапе лече­ния - преодоление больным угнетающих жизненных обстоя­тельств, принятие новой линии поведения в жизни с учетом наличия болезненных' проявлений и необходимости активного включения в лечебный процесс.

Аутогенная тренировка — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопозна­ние, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегу­ляции организма.

Психологические аспекты аутогенной тренировки:

воспитание у больного навыков «образных представлений»;

аутогенная медитация (meditation - размышление, созерца­
ние), аутогенное погружение;

выработка навыка мобилизации психофизиологического
состояния и т.д.

Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами ЛФК Щемиденко Т.Д. и др., 1979].

I период (основной) — обучение больных активному расслабле­
нию мышц.

II период — использование идеомоторных упражнений с целью
локализованного воздействия на изолированные группы мышц
на фоне их общего расслабления.

III период — использование идеомоторных упражнений с целью
активизации больных, овладения навыками правильной ходьбы
и самообслуживания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...