Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соединительнотканный массаж 12 глава




Формы психотерапии

Музыкотерапия — применяется для создания положитель­
ного эмоционального настроя самостоятельно или как фон в про­
цессе аутогенной тренировки. Удачно подобранное музыкальное
сопровождение способствует более быстрому и глубокому успокое­
нию и расслаблению.

Психогимнастика — специфическое средство мобилизации,
тренировки, организации моторики, эмоциональной, психической
и социальной активации больных, способ вовлечения в содержатель­
ное общение, опосредованное воздействием на их личность.

Игровая терапия — игры, направленные на тренировку
памяти, внимания и координации.

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).

В общий курс психотерапии включают физические упражне­ния, танцы, ритмику, пантомиму, которые имеют определенные задачи:

физические упражнения способствуют улучшению физичес­
кого состояния больных, восстановлению или компенсации нару­
шенных функций в пораженных конечностях;

занятия ритмикой улучшают координацию и увеличивают
объем движений в пораженных конечностях;

задачи пантомимы: улучшение настроения, повышение
интереса к жизни, тренировка моторной памяти;

танцы развивают чувство равновесия, уменьшают обострен­
ное чувство стыдливости, способствуют общению друг с другом.

В систему психотерапевтических мероприятий входит и так называемая семейная психотерапия, одна из задач которой — фор­мирование у родственников правильного отношения к заболевше­му члену семьи. Перспективная форма семейной психотерапии -семинары для родственников на базе поликлиник или санатория, где проводятся индивидуальные и групповые беседы, лекции, консультации по вопросу внутрисемейных отношений.

После инсульта обычно нарушаются произвольные движения и их координация, причем в большей степени расстраиваются высо-кодифференцированные движения, возникают патологические содружественные движения стереотипного характера.

Основные двигательные нарушения условно разделяют на пять степеней (В.Я. Порохова).

V степень — паралич; положение больного пассивное; он не мо­
жет вставать с постели без посторонней помощи и передвигаться;
пораженной рукой не владеет; в большинстве случаев (исключая
начальный период заболевания) имеются спастические мышечные
контрактуры, иногда тугоподвижность отдельных суставов.

VI степень — глубокий парез; больной передвигается в помеще­
нии, но с трудом и при помощи опоры; рука приведена, согнута
и пронирована, нога разогнута; при ходьбе описывает полукруг
удлиненной ногой (типичная для гемиплегии поза); рукой почти
не владеет; при попытке выполнить произвольные движения возни­
кают и усиливаются патологические содружественные движения
и контрактуры.

III степень — парез; походка спастическая (частично гемиплеги-ческая); больной передвигается, опираясь на палку, с полусогну­той и несколько отведенной рукой, описывая ногой небольшой полукруг, в помещении может ходить без опоры; типичная для гемипле­гии поза в положении лежа отсутствует, в положении стоя нерезко выражена, но усиливается при ходьбе и волнениях; отдельные, нерез­ко выраженные спастические мышечные контрактуры; задание для руки выполняет грубо, рывками, пользуясь всей кистью в целом; при попытке выполнить произвольные движения возникают патологиче­ские синкинезии, часто более выраженные в кисти и пальцах.

II степень — остаточные явления пареза: походка спастически-паретическая, больной ходит без опоры, часто пришлепывая ногой; типичная для гемиплегии поза отсутствует; может ходить с опущен­ной рукой; ногу ставит несколько отведенной вследствие замедлен­ного и недостаточного сгибания ноги в коленном суставе; удается произвольно устранить отдельные патологические синкинезии; задание для руки выполняет с некоторым участием пальцев, но с трудом и не всегда удачно.

I степень — легкие остаточные явления: походка без резких дефектов, при наблюдении и обследовании обнаруживаются оста­точные явления пареза: замедленность и угловатость отдельных движений, некоторая заторможенность нормальных содружествен­ных движений рук, возникновение легких вынужденных положе­ний и непроизвольных движений кисти, стопы и пальцев, несколь­ко запоздалое тыльное и подошвенное сгибание стопы, затруднение мелких и точных движений кисти, особенно пальцев; несовершен­ство общей координации движений, неустойчивость, неуклюжесть при быстрой ходьбе, поворотах, прыжках, танцах и т.д.

Предложенная схема обычно наблюдаемых двигательных рас­стройств значительно облегчает их оценку, позволяет уточнять и учитывать изменения движений, которые возможны под вли­янием длительного применения различных средств физической реабилитации (в частности, ЛФК).

Для уточнения двигательных расстройств у больных, перенес­ших инсульт, целесообразно использовать отдельные движения в качестве контрольных тестов. Контрольные движения для верх­них конечностей должны выявлять возможность разгибания руки с одновременной ее наружной ротацией и супинацией, с разгибани­ем кисти и пальцев. Контрольные движения для нижних конечнос­тей позволяют определить возможность сгибания, внутренней рота­ции и произвольного отведения ноги, тыльного сгибания стопы при выпрямленной ноге {В.Я. Порохова)

Контрольные движения для оценки функции движения рук

поднимание параллельно выпрямленных рук (ладони вверх,
пальцы разогнуты, большой палец отведен);

отведение прямых рук с одновременной наружной ротацией и
супинацией (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен);

сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от
туловища с одновременной супинацией предплечья и кисти;

разгибание рук в локтевых суставах с одновременной наруж­
ной ротацией и супинацией и удерживание их перед собой (под пря­
мым углом по отношению к туловищу, ладони вверх, пальцы разо­
гнуты, большой палец отведен);

вращение кистей в лучезапястном суставе;

противопоставление большого пальца остальным;

овладение необходимыми бытовыми навыками (причесыва­
ние, застегивание пуговиц и т.п.).

Контрольные движения для оценки функции нижней конеч­ности и мышц туловища:

сгибание ноги со скольжением пятки по плоскости кушетки
(и.п. — лежа на спине), равномерное скольжение пяткой с посте­
пенным опусканием стопы до полного прикосновения подошвой
к плоскости кушетки в момент предельного сгибания ноги в колен­
ном суставе;

поднимание прямых ног на 45—50° от плоскости кушетки
(и.п. - лежа на спине, ступни параллельны, не касаются друг
друга); удержать ноги прямыми при некотором их разведении, без
колебаний (при большой тяжести поражения проверяют возмож­
ность поднимания одной ноги);

 

поворот прямой ноги внутрь (и.п. — лежа на спине, ноги на
ширине плеч), свободный и полный поворот прямой ноги внутрь
без одновременного ее приведения и сгибания при правильном
положении стопы и пальцев;

«изолированное» сгибание ноги в коленном суставе: (и.п. —
лежа на животе) полное прямолинейное сгибание ноги без одно­
временного поднимания таза; (и.п. — стоя) полное и свободное
сгибание ноги в коленном суставе при разогнутом бедре с полным
подошвенном сгибанием стопы;

«изолированное» тыльное и подошвенное сгибание стопы:
(и.п. — лежа на спине и стоя) полное тыльное сгибание стопы при разогнутой ноге; (и.п. — лежа на животе и стоя) полное подо­швенное сгибание стопы при согнутой ноге;

качание голеней (и.п. - сидя на высоком табурете) — сво­
бодное и ритмичное раскачивание ног со сгибанием их в коленных
суставах — попеременно и одновременно;

ходьба по лестнице.

Внимание! Контрольные движения позволяют выявить выпаде­ния и нарушения произвольных движений, зависящие от функцио­нального состояния ЦНС, прежде всего коры головного мозга.

Задачи ЛФК на этом этапе восстановительного лечения:

повышение общего тонуса больного;

предупреждение развития укорочения мышц и сохранение
нормальной подвижности в суставах;

восстановление объема, силы и качества движений;

снижение ригидности мышц и уменьшение содружествен­
ных движений;

восстановление правильной содружественной деятельности
ослабленных и непораженных мышц;

восстановление правильной осанки и нормального двига­
тельного стереотипа;

обучение жизненно необходимым бытовым и трудовым
навыкам.

В занятиях ЛГ на фоне общетонизирующих часто применя­ют упражнения, имеющие специальное назначение:

пассивные движения в суставах пораженных конечностей
(с помощью методиста ЛФК и здоровой руки больного);

активные упражнения с помощью методиста ЛФК и здоро­
вой конечности больного;

активные упражнения в облегченных условиях: в горизон­
тальной плоскости с исключением массы и трения конечности
(скользящие плоскости, роликовые тележки, в водной среде и др.);

элементарные активные упражнения для пораженных и здо­
ровых конечностей и туловища;

упражнения для развития дифференцированных движений
в отдельных суставах пораженной конечности;

упражнения в совершенствовании содружественных и про-
тивосодружественных движений;

упражнения, направленные на расслабление мышечных
групп и снижение ригидности мышц;

упражнения, направленные на дальнейшее совершенствова­
ние ходьбы;

упражнения с гимнастическими предметами, для развития
необходимых бытовых и трудовых навыков.

В занятиях следует обязательно сочетать специальные упражне­ния (для пораженных конечностей) с общетонизирующими (обще­укрепляющими). Это необходимо для лучшего развития координа­ции движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние; регулярно включая здоровые конечности и туловище в тренировочный процесс, можно быстрее добиться перевоспита­ния всего нервно-мышечного аппарата. Каждое занятие ЛГ следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп.

Увеличение физической нагрузки рекомендуется проводить постепенно. Допустимый уровень нагрузки контролируют по пока­зателям ЧСС и АД:

ЧСС тренировки = ЧСС покоя + 0,5' (ЧСС пороговая — ЧСС покоя).

При соответствующем подборе и методике физические упраж­нения могут быть применены в целях терапевтического воздей­ствия — тонизирующего, трофического, формирующего компен­сации и нормализующего функции организма.

8.3. Повреждения позвоночника, осложненные травмой спинного мозга

При раздробленных переломах тел позвонков и переломовыви-хах в результате смещения отломков кзади возникают тяжелые по­вреждения спинного мозга (рис. 8.6).

При травме спинного мозга могут непосредственно повреж­даться участки висцерокортикальных связей, находящиеся на значительном протяжении в пределах спинного мозга. Нарушения деятельности внутренних органов заключаются в снижении анти­токсической функции печени, анацидном состоянии желудочной секреции, расстройстве деятельности поджелудочной железы, тазо­вых органов, дистрофиях кожи.

Трофические нарушения кожи при повреждениях спинного мозга могут привести к образованию пролежней и язв, которые в свою очередь становятся источниками патологической рецепции. Постоянная импульсация из зоны пролежня нередко усиливает тонус спастически сокращенных мышц и оживляет рефлексы спинального автоматизма.

Трофические нарушения в суставах паретичных конечностей часто сопровождаются болезненностью при активных движениях, что ведет к рефлекторному их щажению. Вместе с тем щажение и иммобилизация пораженных суставов на ранних стадиях их пора­жения являются компенсаторными (необходимыми для больного), однако в дальнейшем болевые импульсы создают застойные очаги возбуждения, патологические афферентные импульсы вызывают развитие порочных условно-рефлекторных связей. Временные при­способительные явления, подкрепляясь вызывающими их раздра­жителями, становятся стойкими двигательными стереотипами, ко­торые сами по себе содействуют развитию в суставах и окружающих их тканях деструктивно-атрофических процессов. В ряде случаев суставные изменения достигают такой степени, что ограничивают и деформируют активные движения в большей мере, чем сам парез.

Ограничение подвижности в паретичной конечности с развити­ем в дальнейшем спастической контрактуры возникает и за счет изменений в мышцах. По экспериментальным данным, развиваю­щиеся контрактуры вначале представляют собой главным образом рефлекторный гипертонус мышц, возникающий в условиях обез-движенности в ответ на необычные тактильные, кинестезические и другие раздражения. Мышечная гипертония поддерживается раз­витием состояния доминанты в нервных центрах. В последующем контрактура поддерживается уже структурными изменениями в суставах и мышцах, произошедшими в результате нарушения нормальных движений и трофики.

Таким образом, травматическое поражение спинного мозга — не только местное, но и общее заболевание, в которое вовлекаются различные органы и системы организма. Это обуславливает необхо­димость проведения патогенетического лечения больных с повреж­дением спинного мозга с первых часов после травмы. Патогенети­чески обоснованной должна быть и восстановительная терапия движений. Перспективы восстановления двигательных функций больного зависят от ряда факторов. Если нарушения движений обусловлены нейродинамическими факторами, явлениями спи-нального шока и др., то есть основание полагать, что двигательная функция может быть восстановлена в прежнем ее виде. Для дости­жения этой цели полезны различные мероприятия, нормализую­щие крово- и лимфообращение в спинном мозге, разнообразные лекарственные вещества и средства лечебной физкультуры. В слу­чае, если возродить двигательную функцию в прежнем ее виде невозможно, она должна быть перестроена и компенсирована таким образом, чтобы больной вновь стал приспособлен к условиям жизни и труда. Это означает, что сохранившиеся структуры спинно­го мозга должны взять на себя функцию погибших структур, а боль­ной — научиться ими управлять.

При уточнении той или иной клинической формы поврежде­ния спинного мозга следует различать четыре периода — острый (начальный), ранний, промежуточный и поздний.

Острый период длится 2-3 сут. Клинические проявления раз­личных повреждений спинного мозга бывают сходными, поскольку клиническая картина, в частности, полного нарушения проводимо­сти спинного мозга в этом периоде может быть обусловлена спи-нальным шоком.

Ранний период продолжается последующие 2-3 нед. Как и в остром периоде, при разнообразных повреждениях позвоночни­ка и спинного мозга может наблюдаться синдром полного наруше­ния проводимости, обусловленный спинальным шоком, нарушени­ями крово- и ликворообращения, отеком и набуханием спинного мозга.

Промежуточный период длится 2-3 мес. Вначале (5-6 нед после повреждения) исчезают явления спинального шока, об­наруживаются истинные характер и объем повреждения спинного мозга (ушиб спинного мозга, частичное нарушение его целостности или анатомический перерыв, гематомиелия и др.).

Первые три периода входят в госпитальный этап физической реабилитации больных с повреждением позвоночника и спинного мозга.

Поздний период продолжается с 3—4-го месяца до 2—3 лет пос­ле травмы. Наблюдается восстановление функций спинного мозга, выраженное в зависимости от тяжести его поражения. Восстановле­ние функции спинного мозга может происходить в течение 5—10 лет после повреждения. На этом этапе проходит санаторно-курортное долечивание больных.

Немаловажное значение при разработке программ физической реабилитации для каждого из этих периодов, особенно позднего периода травматической болезни спинного мозга, имеет определе­ние степени обратимости изменений, произошедших в нем.

Первая группа — больные, у которых после устранения сдав-
ления спинного мозга хирургическим путем наступает практически
полное восстановление его функций. Физическая реабилитация для
этих больных строится по принципу восстановления физиологиче­
ских функций спинного мозга за счет систематической, строго
дозированной тренировки.

Вторая группа, более многочисленная, — больные, у кото­
рых после устранения сдавления спинного мозга часть его нарушен­
ных функций восстанавливается, а другая часть оказывается весьма
стойкой. Компрессия спинного мозга у этих больных обусловлена
арахноидитом в стадии фибриозных изменений, костной мозолью
и костными отломками, металлическими инородными телами, эпидуральными рубцами (больные с сочетанием обратимых и необ­ратимых, главным образом некомпенсируемых, морфологических изменений спинного мозга и конского хвоста). У этих больных при помощи физической реабилитации решаются задачи, во-первых, восстановления и тренировки сохранившихся, но временно угне­тенных функций спинного мозга, во-вторых - развития приспосо­бительных, компенсаторных механизмов.

• Третья группа — больные, у которых в большинстве случаев имеет место анатомический или функциональный перерыв спинно­го мозга (это наименее обратимые изменения спинного мозга и кон­ского хвоста). Физическая реабилитация у них направлена в основ­ном на развитие приспособительных, заместительных функций.

Восстановительные процессы столь же многообразны, как и проявления дисфункций при повреждениях спинного мозга, при­чем восстановление нарушенного единства организма осуществля­ется за счет сложных приспособительных реакций, выработанных в процессе эволюции.

Восстановление нарушенных при травмах спинного мозга функций обеспечивается теснейшей связью и взаимообусловленно­стью следующих приспособительных механизмов: регенерации проводников спинного мозга, реституции и компенсации.

Регенерация проводников спинного мозга — это структурно-функциональное восстановление целостности органа, в основе которого лежит способность к росту и размножению специфичес­ких элементов ткани. Усиление тонуса антигравитационных мышц у больных с полным перерывом спинного мозга, по-видимому, можно объяснить восстановлением связи между отрезками спинно­го мозга, так как этот тонус определяется наличием супраспиналь-ного контроля над у-мотонейронами.

Реституция — процесс восстановления деятельности обрати­мо поврежденных структур. Она может выявляться вскоре после травмы, а также в позднем периоде травматической болезни спин­ного мозга, если эти проводники не функционировали из-за дист­рофических процессов, развившихся в спинном мозге. Реституция может иметь место в случаях частичного или почти полного нару­шения проводимости по спинному мозгу (при условии освобожде­ния его от компрессии). Усиленное функционирование, которое достирается применением физических методов лечения, поддержива­ющих нейронный аппарат спинного мозга в хорошем состоянии, — необходимое условие для реституции.

Компенсаторное, заместительное, развитие функций достига­ется за счет выполнения движения мышцами, обычно в нем не участвующими, а также развитием активности в мышцах, иннерви-рованных дистальным отрезком спинного мозга. В процессе трени­ровки у больных сравнительно легко и быстро активируются ниж­ние участки длинных мышц туловища, иннервированные из обоих отрезков спинного мозга, несколько позже — некоторые ягодичные мышцы, а затем мышцы бедра. Активация мышц голени — следую­щий этап восстановительного лечения.

Основную роль в вовлечении мышц конечностей в рефлектор­ную деятельность играет активация мышечных и кожных рецепто­ров; возникающие в них импульсы являются пусковыми для мышечного сокращения. Основные упражнения в начале восстано­вительного лечения — пассивные движения (сгибание-разгибание конечностей), растягивающие мышцы, а также подтягивание пря­мой ноги. Путем многократного повторения движения импульсы, возникающие в мышечных веретенах при сдвиге кожи, делаются пусковыми для мышечного сокращения. Больной сам воспроизво­дит движение, активирующее мышечные рецепторы: вначале это сложный поворот туловища, далее, по мере тренированности, он, совершенствуясь, упрощается, а активность мышц конечностей возрастает, то есть происходит компенсация за счет использования симпатической нервной системы. Симпатическая нервная система благодаря ее богатому разветвлению имеет возможность связывать периферические органы и ткани с ЦНС, минуя спинной мозг. Передача афферентного импульса по чревному и блуждающему нервам показана экспериментально путем создания «окольных» путей для передачи афферентных импульсов, идущих от тазовых органов. Это весьма существенно для больных с повреждением спинного мозга, так как прежде всего дает возможность ощущать тело в пространстве, а это может способствовать развитию двига­тельных функций.

Комплекс лечебно-восстановительных мероприятий направ­лен на достижение максимально возможной медицинской и соци­ально-трудовой реабилитации пострадавшего.

Задачи реабилитации больных с повреждением спинного мозга:

создание максимально благоприятных условий для течения
реституционно-регенеративных процессов в спинном мозге;

нормализация нарушенного обмена веществ;

предупреждение и лечение пролежней и деформаций кост-
но-суставного аппарата;

 

установление контролируемых актов мочеиспускания и де­
фекации, восстановление половой потенции;

предупреждение и лечение осложнений со стороны мочевы-
делительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

предупреждение и лечение атрофии и спастичности мышц;

выработка способности самостоятельного передвижения;

приобретение навыков самообслуживания;

профессиональное обучение;

рациональное трудоустройство.

Мероприятия по восстановлению нарушенных функций (сер­дечно-сосудистая и дыхательная системы, локомоторный аппарат) должны проводиться сразу после поступления больного в стацио­нар — только в этом случае есть возможность предотвратить разви­тие угрожающих жизни осложнений. К этим мероприятиям отно­сятся средства физической (физические упражнения, массаж, физиотерапия, рефлексотерапия) и социально-трудовой реабили­тации, задача которых — увеличить функциональные возможности и работоспособность сохранившихся элементов нервных клеток (в раннем восстановительном периоде) и наряду с этим способство­вать развитию компенсаторных возможностей организма (особенно в позднем восстановительном периоде). При этом важны преем­ственность и этапность в лечении (стационар—поликлиника—реа­билитационный центр—санаторное лечение в специализированных отделениях).

Сложный характер двигательных нарушений обуславливает индивидуальный подход к построению занятий ЛФК.

• Методические приемы функциональной терапии, направлен­
ные на повышение общей активности больного, воспитание у него
волевых качеств, укрепление организма, улучшение деятельности
сердечно-сосудистой, дыхательной систем и локомоторного аппара­
та, адаптацию этих систем к возрастающей физической нагрузке,
повышение общей тренированности организма (табл. 8.1).

• Методические приемы аналитической (рефлекторной) тера­пии, в основе которых лежат коррекция определенных деформа­ций, снижение мышечного тонуса, увеличение объема произволь­ных движений в отдельных суставах без учета общего двигательного стереотипа.

Таблица 8.1

Задачи и средства ЛФК при повреждении позвоночника и спинного мозга

[Найдин В.Л., 1972; Епифанов В.А., 1983]

 

Улучшение ' деятельности. сердечно-сосудистой и бронхолегочной - систем Дыхательные статические упражнения (с дозированным сопротивлением в области грудной клетки, верхней половины живота, надувание резиновых шаров, камер; вибрация в области передней и боковых отделов грудной клетки). Дыхательные динамические упражнения. Пассивные, активные с помощью упражнения для конечностей повороты туловища (с помощью, активно), упражнения для непаретичной мускулатуры
Укрепление мышц Активная гимнастика: движения с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости, в воде, после сопротивления антагонистов); с преодолением сопротив­ления (масса конечности, постороннее сопротивление, сопротивление антагонистов, отягощение и др.); изометрическое напряжение мышц с малой экспозицией; рефлекторная гимнастика с использованием естественных синкинезий
^Профилактика {влечение мышечных ^атрофии, контрактур ■'М Деформаций Общий и специальный массаж; пассивные движения; активное расслабление спастически сокращенных мышц; противо-содружественные упражнения; идеомоторные упражнения; коррекция положением паретичных конечностей; ортопедическая профилактика

 

Продолжение таб. 8.1 Восстановление и компенсация координации движений Вестибулярная гимнастика; упражнения на точность и меткость движений; обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скоростей и амплитуд; сочетание движений в нескольких суставах; упражнения на равновесие в различных исходных положениях
Восстановление и компенсация навыка передвижения Выработка навыков самообслуживания Упражнения, направленные на воспитание опороспособности нижних конечностей; упражнения на укрепление связочно-мышечного аппарата свода стопы, восстановление ее рессорной функции. Упражнения, воспитывающие пространственное представление. Упражнения, способствующие освоению координации двигательного акта (последовательность и кинематика ходьбы). Упражнения в различных исходных положениях (лежа, стоя на четвереньках, на коленях и стоя). Тренировка непаретичных мышц. Обучение передвижению с помощью «манежа», костылей, трости и самостоятельно (в ортопедических аппаратах и без них) Комплексное применение всех перечисленных средств ЛФК, занятия в кабинетах трудотерапии (на горизонтальных и вертикальных бытовых стендах, умение пользоваться столовыми приборами, одеждой, креслом-коляской и др.)
Выработка трудовых навыков j. Занятия в кабинетах трудотерапии: работа в слесарной и столярной мастерских, в кабинетах машинописи, сборка деталей для часов и др.

Методические приемы функциональной терапии определя­ются характером повреждения, интенсивностью мышечного восста­новления и периодом течения травматической болезни спинного мозга. Основное средство ЛФК в терапии больных с травмой спинно­го мозга — физические упражнения.

• Упражнения для сохранных мышечных групп (с целью обще­го укрепления организма больного и реперкуссивного воздействия на паретичную мускулатуру).

 

Пассивные движения с целью сохранения функции суставов
с вовлечением паретичной мускулатуры. Эти упражнения способ­
ствуют укорочению паретичных мышц и удлинению их антагонис­
тов, что имеет значение для профилактики контрактур.

Активные движения здоровых и пораженных конечностей.
При невозможности произвести активные упражнения использует­
ся волевая посылка импульсов к сокращению паретичной мускула­
туры (идеомоторные упражнения) или напряжение мышц здоровых
конечностей (изометрические упражнения) для рефлекторного
повышения тонуса паретичной мускулатуры.

Элементарные активные движения из облегченных исход­
ных положений без преодоления тяжести конечности.

Упражнения на развитие заместительных функций за счет
викарно работающей мускулатуры или перевоспитания определен­
ных групп мышц после нейрохирургических вмешательств.

Активные упражнения в водной среде.

Активные упражнения со свободными маховыми движения­
ми без силового напряжения: содружественные (одновременно
со здоровой конечностью) и противосодружественные (отдельно
для паретичных мышечных групп).

Упражнения с возрастающим напряжением мышц.

Упражнения на развитие координации движений и функции
опоры.

Различия вялых и спастических параличей как в клиническом, так и в патоморфологическом отношении обуславливают различие методических приемов функциональной терапии при повреждении спинного мозга (табл. 8,2).

В основе двигательного режима больных лежат два основных принципа:

обеспечение максимальной подвижности для стимуляции
общей двигательной активности больного;

максимальное использование тех форм движений, которые
препятствуют развитию патологических стереотипов.

Охранительный режим может выражаться в ограничении до­полнительных движений, когда нежелательно вызывать выражен­ную иррадиацию возбуждения в нервных центрах (например, при спастических параличах). Вместе с тем одновременно с защитой от ненужного раздражения при двигательной деятельности необходи­мо постепенно и последовательно добиваться стимуляции тех двигательных функций, которые требуются для подготовки к овла­дению целостными движениями.

 

 

Таблица 8.2

Физические упражнения при центральных и периферических параличах и парезах,

обусловленных повреждением спинного мозга

[Мошков В. Н., 1972-1982; Коган О. Г., 1979]

 

Посылка двигательного импульса Абсолют, показание Абсолютн. показание
Упражнения для «изолированных» паретичных мышц Относит, показание Тоже
Активное расслабление мышц Не существенны Тоже
Упражнения, сближающие точки прикрепления мышц Абсолютн. показание Относит, показание
Упражнения, удаляющие точки прикрепления мышц Относит, показание Абсолютн. показание
Упражнения с выраженным усилием Абсолютн. показание Противопоказаны
Стимуляция мышц Тоже Абсолютное противопоказание
Лечение положением Тоже Абсолютн. показание
Упражнения с проприоцептивным облегчением по Кеботу Тоже Относит, показание
Движения в водной среде Тоже Абсолютн. показание
Развитие опорной функции Тоже Тоже
Упражнения а облегченных условиях То же Тоже
Упражнения для развития жизненно важных навыков То же Тоже

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...