Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И от прохождения военной или альтернативной




ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ <*>

 

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

Комментарий

 

Особенность уголовного законодательства об ответственности за уклонение от призыва на военную службу, прохождения военной и альтернативной гражданской службы заключается в том, что его применение невозможно без учета положений военного законодательства и прежде всего Федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", которые содержат требования к гражданам, подлежащим призыву на военную службу и проходящим военную службу по контракту, определяют начало и конец военной службы для разных категорий военнослужащих, а также ряд других моментов, которые влияют на правовую оценку действий лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 328, 337 - 339 УК РФ.

Кроме того, принятие Европейским судом по правам человека и Конституционным Судом РФ решений по обращениям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потребовало по-новому взглянуть на правовые проблемы, связанные с прохождением военной службы.

В связи с этим разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются актуальными и имеют важное значение для правильного и единообразного применения уголовного законодательства в указанной сфере.

В п. 1 Постановления разъясняется, что установление уголовной ответственности и ее применение за уклонение от призыва на военную службу, прохождения военной и альтернативной гражданской службы не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат Конституции РФ и нормам международного права, поскольку в соответствии с международным законодательством все виды военной службы и службы, назначенной вместо обязательной военной службы, не являются принудительным трудом.

В п. п. 2 - 7 Постановления содержатся разъяснения положений ч. 1 ст. 328 УК РФ, которой установлена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.

В частности, в п. 2 Постановления разъяснено, что субъектами указанного преступления являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

Поскольку началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового, которое присваивается им до убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, то с указанной даты они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В случае уклонения таких лиц от прохождения военной службы (например, при следовании из военного комиссариата к месту прохождения военной службы) они в зависимости от фактических обстоятельств дела подлежат ответственности по ст. ст. 337 - 339 УК РФ.

Основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу (подлежат освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, не подлежат призыву на военную службу), предусмотрены ст. ст. 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В связи с этим в п. 3 Постановления обращено внимание судов на необходимость обязательного выяснения названных оснований, поскольку при их наличии суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

Так, от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, следует учитывать, что ряду категорий граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу (например, гражданам, признанным в установленном законом порядке временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года), ряд категорий граждан имеют право на освобождение от призыва на военную службу (например, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень) и право на отсрочку от призыва на военную службу (например, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами).

При этом возникновение оснований, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, после уклонения лица от прохождения военной службы не освобождает его от привлечения к уголовной ответственности. При наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК РФ (совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести), такое лицо подлежит освобождению от наказания в связи с изменением обстановки.

В п. 4 Постановления разъясняется, что ответственность за уклонение от призыва на военную службу наступает независимо от способа уклонения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву. При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву, о чем могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины.

По приговору Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 28 августа 2012 г. К. осужден по ч. 1 ст. 328 УК РФ. Челябинским областным судом приговор отменен и производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В обоснование принятого решения областной суд указал, что факт однократной неявки К. к месту призыва был обусловлен необходимостью проведения дополнительного медицинского обследования ввиду наличия у него хронических заболеваний, что не образует состав преступления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Челябинского областного суда от 23 января 2013 г.

 

В правоприменительной практике долгое время актуальным и спорным являлся вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности лиц, уклонившихся в ходе призыва на военную службу от явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. В комментируемом пункте дан однозначный ответ на этот вопрос, а именно уклонение от призыва на военную службу может быть совершено и путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. В обоснование приведенной выше позиции можно привести следующие аргументы.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ установлена ответственность за уклонение от призыва на военную службу. Призыв на военную службу может быть рассмотрен в двух аспектах. Первый аспект - призыв на военную службу как форма реализации воинской обязанности граждан (ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В этом значении он представляет собой совокупность обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу. Второй аспект - призыв на военную службу как комплекс предусмотренных законом мероприятий. В этом значении призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Как видно, по смыслу Закона призыв на военную службу - это не одномоментный акт, в частности принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, т.е. комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Следует также обратить внимание на то, что перечень мероприятий, связанных с призывом на военную службу, впервые включен в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в 1998 г. <1>.

--------------------------------

<1> В Законе РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", а также в Законе СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" понятие призыва на военную службу не раскрывалось.

 

По смыслу Закона уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. Исходя из этого, можно сказать, что уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.

В п. 5 Постановления обращается внимание на необходимость надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, поскольку выяснение этого обстоятельства является обязательным при решении вопроса о виновности лица в уклонении от призыва на военную службу. При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата, вручение которых производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

М. признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 328 УК РФ. При этом суд отверг как необоснованные доводы М. о том, что он не уклонялся от прохождения военной службы, мотивировав следующим: после того как в мае 2011 г. М. был признан медицинской комиссией годным к военной службе и ему вручили повестку о явке на 30 мая 2011 г. для отправки в войска, он к указанному времени в военкомат не прибыл. 7 июля 2011 г. сотрудник военкомата по месту работы повторно вручил М. повестку о явке в военкомат 8 июля 2011 г. к 7 часам для отправления к месту службы. Однако М. вновь не явился в указанный срок, а 20 июля 2011 г. уволился с работы и уехал в Казахстан <1>.

--------------------------------

<1> См.: дело N 22-803/12 // Архив Белогорского районного суда Амурской области.

 

Пункт 6 Постановления содержит требование о необходимости обязательного установления цели неисполнения лицом возложенных на него обязанностей по воинскому учету, поскольку это позволит отграничить уклонение призывника от призыва на военную службу (например, убытие на новое место жительства или выезд за пределы Российской Федерации с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, что является только административным правонарушением.

В п. 7 Постановления разъясняется, что прибытие призывника по направлению призывной комиссии в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания также относится к мероприятиям по призыву на военную службу, в связи с чем при неявке призывника на медицинское обследование в течение срока очередного призыва на военную службу необходимо устанавливать направленность его умысла.

В п. п. 8 - 19 Постановления содержатся разъяснения положений ст. ст. 337 - 339 УК РФ, которыми установлена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной службы.

Субъектами названных преступлений являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов, на что обращено внимание в п. 8 Постановления.

Установление в отношении указанных военнослужащих начального и конечного моментов военной службы (военных сборов) имеет важное значение для признания их субъектами преступлений против военной службы. Как правило, у судей не возникает вопросов при определении начала и окончания военной службы военнослужащих. Однако отдельные случаи требуют пояснений.

В связи с этим в названном пункте содержится разъяснение, согласно которому к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также следует относить курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Необходимость в данном разъяснении обусловлена возникшими в судебной практике вопросами о правомерности признания субъектами преступлений против военной службы курсантов, не достигших 18-летнего возраста.

Следует отметить, что граждане в возрасте от 16 до 22 лет, добровольно поступившие в военно-учебное заведение, с момента зачисления их в это заведение становятся военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - до заключения с ними контракта и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, - с момента заключения этого контракта. Поскольку права военнослужащих, возлагаемые на них обязанности, основания и порядок привлечения их к ответственности за невыполнение возложенных на них обязанностей по военной службе регламентируются в Федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" только применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, не имеется правовых оснований для исключения указанных лиц из круга субъектов военно-служебных отношений и для непризнания их субъектами преступлений против военной службы.

Требует пояснения также вопрос, касающийся конечного момента военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В судебной практике имеют место случаи, когда военнослужащий после истечения срока контракта, ожидая предоставления жилого помещения при увольнении с военной службы, уклоняется от ее прохождения, полагая, что он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Между тем отсутствие согласия военнослужащего на увольнение с военной службы без предоставления ему жилого помещения означает, что он добровольно принимает на себя обязательство по несению военной службы до обеспечения жильем, в том числе после истечения срока, указанного в контракте о прохождении военной службы, а потому в случае совершения в этот период правонарушения он в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и другими федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N 1622-О-О.

 

В п. 9 Постановления обращается внимание судов на то, что ответственность по ст. ст. 337 - 339 УК РФ наступает за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы, совершенное лишь указанными в диспозициях этих статей способами (самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу, симуляция болезни, причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлог документов или иной обман).

В п. 10 Постановления разъясняется, что самовольное оставление части или места службы как способ уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы представляет собой убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части.

При установлении самовольности уклонения от исполнения обязанностей военной службы следует учитывать, что в соответствии с принципом единоначалия командир (начальник) наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Если военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, уходит из расположения части (с места службы) по разрешению своего командира (начальника), не обладающего в соответствии с законом правом увольнять из расположения части, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 337 УК РФ, поскольку такое убытие не будет являться самовольным. В этих случаях действия указанных командиров (начальников) в зависимости от конкретных обстоятельств могут рассматриваться как воинское должностное преступление (ст. ст. 285, 286 УК РФ) или дисциплинарный проступок.

В комментируемом пункте обращается также внимание на то, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, должны находиться в расположении воинской части или места службы лишь в служебное время, а по делам службы они могут оставлять расположение воинской части без специального на то разрешения. Поэтому применительно к названным военнослужащим самовольным следует считать не всякий выход за пределы территории воинской части без специального разрешения, а оставление этой территории с намерением в течение того или иного отрезка времени уклониться от несения обязанностей военной службы.

Пункт 11 Постановления содержит определение еще одного способа уклонения военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы - неявки в срок без уважительных причин на службу, под которой следует понимать неприбытие указанных лиц к установленному времени при увольнении из части (относится только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу. Каких-либо трудностей применение названного пункта у судов не вызывает.

Однако в судебной практике возникают вопросы при квалификации действий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и проживающих в общежитиях, расположенных на территории воинской части, в случаях их неприбытия на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что военная служба является деятельностью военнослужащего, заключающейся в исполнении служебных обязанностей военной службы. Поэтому после окончания исполнения служебных, в том числе специальных, обязанностей и после убытия со службы на законном основании такие лица своим временем распоряжаются самостоятельно, даже находясь при этом на территории воинской части (например, в общежитии). Следовательно, неявкой указанных лиц на службу должны признаваться случаи, когда они, убыв со службы и не покинув территорию части, затем не являются на службу в установленное время и не приступают к исполнению служебных обязанностей в целях выполнения основных мероприятий регламента служебного времени.

Исходя из изложенного, Пленум разъяснил судам, что неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также является неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).

Точное определение продолжительности самовольного нахождения военнослужащего вне части (места службы) или его неявки в срок на службу является необходимым условием для правильной квалификации действий указанных лиц по соответствующей части ст. 337 УК РФ. В связи с этим в п. 12 Постановления содержатся подробные разъяснения относительно правил исчисления срока незаконного пребывания военнослужащего вне части, начала течения и окончания названного срока, а также особенности расчета срока в случае, если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц.

При этом обращается внимание на то, что в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней, в том числе выходных и праздничных дней, в связи с чем самовольное отсутствие военнослужащего, например, с 15 мая по 16 июня, подлежит квалификации по ч. 4 ст. 337 УК РФ, т.е. продолжительностью свыше месяца.

Принимая во внимание непрерывный характер исполнения служебных (функциональных) обязанностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, периоды между временем убытия со службы и прибытия на нее (установленные регламентом служебного времени), выходные и праздничные дни должны включаться в общую продолжительность незаконного пребывания их вне части (места службы) и учитываться при квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 337 - 339 УК РФ.

В п. 13 Постановления разъясняется, что в тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы (общих, должностных и специальных) и фактически не приступает к их исполнению, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.

Из изложенного следует, что нарушением порядка пребывания на военной службе необходимо признавать не только отсутствие военнослужащего в части или в месте службы, но и неисполнение им общих, должностных и специальных обязанностей, в том числе в момент нахождения его на территории части (места службы). Течение такого срока прерывается только в том случае, если военнослужащий прибыл в часть с намерением приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически приступил к их исполнению (например, прибыл на совещание, получил задачу и организовал ее исполнение).

Данное разъяснение в полной мере распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях, когда они прибывают один раз в 10 суток на территорию части (места службы) без намерения приступить к исполнению служебных обязанностей. Таких военнослужащих следует считать уклоняющимися от исполнения служебных обязанностей в том числе и в тот день, когда они явились в часть (к месту службы), но фактически так и не приступили к их исполнению.

Старший лейтенант С. признан виновным в неявке в срок без уважительных причин на службу с 11 января по 30 марта 2010 г. и осужден по ч. 4 ст. 337 УК РФ. При этом суд не признал исполнением С. обязанностей военной службы его прибытие один раз в неделю в период с 11 января по 16 февраля к пункту сбора военнослужащих, откуда они централизованно на автобусе убывают в часть, а также прибытие ежедневно на службу в период с 16 по 20 февраля, с 12 по 15 марта 2010 г., указав, что в эти дни он к исполнению должностных обязанностей не приступал и не желал приступать, в наряды не заступал, а когда прибывал в часть, сидел на диване и смотрел телевизор <1>.

--------------------------------

<1> См.: дело N 1-0021/2010 // Архив Воркутинского гарнизонного военного суда.

 

В случаях, когда военнослужащий намерен уклоняться от военной службы продолжительностью свыше сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337 УК РФ, без цели уклониться от военной службы вовсе, но его задерживают ранее намеченного им срока, либо преступление пресекается иным, не зависящим от воли виновного способом, содеянное им подлежит квалификации как покушение на совершение преступления, предусмотренного соответствующей частью ст. 337 УК РФ. В случае добровольного прекращения военнослужащим незаконного пребывания вне части ранее намеченных им сроков содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 УК РФ в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Данные разъяснения содержатся в п. 14 Постановления.

В п. 15 Постановления обращается внимание на то, что преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ, представляет собой временное уклонение от несения обязанностей военной службы, субъективная сторона этого преступления включает намерение субъекта лишь временно находиться вне части или места службы и желание его вернуться в часть и продолжать прохождение военной службы. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

В ряде случаев военнослужащие, не желающие служить в определенном месте или проходить военную службу после поданного ими рапорта об увольнении, уклоняются от исполнения обязанностей военной службы путем неявки на службу. Для квалификации деяния как дезертирства должна быть установлена цель на уклонение от военной службы вовсе. Наличие в данном случае желания военнослужащего служить, но в ином месте свидетельствует об отсутствии такой цели.

Отсутствует цель уклониться от военной службы вовсе и в ситуации, когда военнослужащий, не желающий проходить службу, подает рапорт на увольнение и после этого прекращает прибывать на службу, ожидая своего увольнения.

Вопросы квалификации дезертирства военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, квалификации дезертирства, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, разъяснены в п. п. 16 и 17 Постановления.

Так, следует иметь в виду, что в конкретных случаях дезертирство с оружием может не содержать признаков хищения этого оружия, например, если умысел на совершение дезертирства у военнослужащего возник, когда он с вверенным ему оружием нес службу по охране объекта, расположенного за пределами территории воинской части, либо возвращался из командировки и, реализуя свое намерение уклониться от военной службы, не имел цели хищения оружия, но не бросил его, а решил сохранить и принять меры к возвращению оружия в воинскую часть.

Также необходимо учитывать, что при совершении дезертирства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой действия виновных квалифицируются по ст. 338 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Если дезертирство совершено одним военнослужащим при соучастии подстрекателей или пособников из числа других военнослужащих или гражданских лиц, действия последних следует квалифицировать по ст. 338 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Пункт 18 Постановления разъясняет, что совершение военнослужащим впервые самовольного оставления части (места службы) или дезертирства, предусмотренного ч. 1 ст. 338 УК РФ, вследствие стечения тяжелых обстоятельств может явиться основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

К таким обстоятельствам могут относиться жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин.

На практике имеют место факты, когда стечение тяжелых обстоятельств носило временный характер, однако после того как эти обстоятельства были устранены или отпали, самовольно оставивший часть (место службы) военнослужащий продолжает уклоняться от военной службы. В связи с этим у ряда судей возник вопрос: будет ли являться в этих случаях необходимым условием освобождения от уголовной ответственности добровольная явка военнослужащего в воинскую часть, а в случае ее отсутствия - правовые основания для освобождения виновного от уголовной ответственности?

По этому вопросу Пленум разъяснил, что, если тяжелые обстоятельства устранены или отпали, а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях только за последующее уклонение от военной службы.

Следовательно, в случае задержания военнослужащего, впервые совершившего самовольное оставление части (места службы) или дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК РФ, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и продолжающего уклоняться от военной службы после того как эти обстоятельства были устранены или отпали, уголовно наказуемым будет являться не весь период незаконного нахождения военнослужащего вне части (места службы), а только его последующее уклонение от военной службы.

В связи с тем что ст. 339 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, в п. 19 Постановления обращается внимание на необходимость установления цели виновного на временное или полное (постоянное) уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Так, если лицо преследовало цель полностью освободиться от исполнения обязанностей военной службы, однако при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать по ч. ч. 1 или 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 339 УК РФ. Однако в случаях, когда лицо преследовало цель временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы, но в силу каких-либо объективных обстоятельств эти действия обусловливают увольнение его с военной службы, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 339 УК РФ.

В п. п. 20 - 23 Постановления содержатся разъяснения положений ч. 2 ст. 328 УК РФ, которой установлена уголовная ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.

В частности, в п. 20 Постановления обращается внимание на то, что гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу, не является субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, и подлежит призыву на военную службу. В том случае, если в соответствии с законом лицо не могло быть направлено на альтернативную гражданскую службу ввиду наличия оснований, при которых лицо не призывается на военную службу, уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы не образует состава преступления (п. 21). Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период, по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 328 УК РФ (п. 22).

В п. 23 Постановления разъясняются способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы.

В одних случаях граждане, уклоняясь от прохождения альтернативной гражданской службы, нарушают только отдельные возложенные на них по службе обязанности (в частности, добросовестно исполнять трудовые обязанности на рабочем месте в организациях, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности; возвращаться в указанный срок в организацию из командировки, отпуска). В других случаях они уклоняются от исполнения всех обязанностей альтернативной гражданской службы, например причиняют себе вред здоровью в целях полного освобождения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы и увольнения с нее.

Обязанности альтернативной гражданской службы по своему содержанию могут быть различными. Значительная часть из них по характеру относится к трудовым обязанностям, которые возлагаются на граждан после заключения с ними срочных трудовых договоров (например, соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором). Анализ законодательства об альтернативной гражданской службе позволяет утверждать, что некоторые обязанности не являются в чистом виде трудовыми, так как возлагаются на граждан независимо от того, заключили они трудовые договоры или нет. К их числу можно отнести, например, обязанность явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, обязанность заключить срочный трудовой договор с организацией на период прохождения альтернативной гражданской службы и т.д. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы заключается в неисполнении как обязанностей, возлагаемых срочным трудовым договором, так и иных обязанностей, установленных законодательством об альтернативной гражданской службе.

Специфика прохождения альтернативной гражданской службы во многом обусловливает содержание этих способов. С учетом особенностей трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, способами уклонения могут быть: неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, прогул, обман, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Каждый из этих способов имеет отличительные признаки.

Неявка к месту прохождения альтернативной гражданской службы заключается в том, что гражданин, направленный для прохождения альтернативной гражданской службы, без уважительных причин не прибывает в указанные в предписании сроки в организацию, с которой он должен заключить срочный трудовой договор.

По трудовому законодательству РФ прогулом считается неявка работника на работу без уважительных причин в течение всего рабочего дня (рабочей смены). Следует иметь в виду, что прогул как форма уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы возможен только после того как гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу (работник), заключит с организацией (работодателем) срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы. С учетом правового статуса граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, прогул может выражаться: 1) в самовольном оставлении места работы (рабочего места) или места службы, 2) неявке в срок без уважительных причин на работу.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, должны находиться на рабочем месте в той или иной организации лишь в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Под оставлением места работы (рабочего места) понимается уход с места работы (рабочего места) за территорию организации в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Место работы определяется обычно местонахождением (в пределах установленных границ) организации как стороны договора.

Рабочее время - это время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации и условиям договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актам<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...