Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебной практики по уголовным делам о преступлениях




ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ <*>

 

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

Комментарий

 

В условиях общей глобализации преступности особую опасность представляет глобализация терроризма, с которым приходится считаться любому правительству в своей внутренней и внешней политике и мировому сообществу в целом.

Отмеченное делает расширение международного сотрудничества в этой области неизбежным.

В рамках системы ООН разработаны 16 универсальных соглашений (13 соглашений и 3 протокола), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности. Государства-члены при посредничестве Генеральной Ассамблеи ООН расширяют координацию антитеррористической деятельности и продолжают работу над установлением юридических норм. Совет Безопасности также активно участвует в борьбе с терроризмом, принимая соответствующие резолюции и создавая вспомогательные органы. Одновременно с этим ряд программ, управлений и учреждений системы ООН участвуют в определенных контртеррористических мероприятиях, расширяя помощь государствам-членам в их деятельности, направленной против терроризма.

В исторической Резолюции 60/288 от 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея приняла Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций, которая впервые объединила все 192 государства-члена на основе общих стратегических рамок. Эти государства-члены договорились осуществить ряд конкретных мер по рассмотрению проблемы терроризма во всех ее аспектах. Приняв это решение, правительства всех стран сделали тем самым следующее общее и имеющее важнейшее значение заявление: терроризму не может быть оправдания ни при каких обстоятельствах, в том числе по патриотическим, философским, идеологическим, расовым, этническим, религиозным или каким-либо другим соображениям.

Стратегия составляет основу конкретного плана действий, который предусматривает меры: по ликвидации условий, способствующих распространению терроризма; предупреждению террористической деятельности и борьбе с ней; созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом; укреплению роли ООН в борьбе с терроризмом; обеспечению уважения прав человека в ходе этой борьбы.

К сожалению, нет таких стран, которым удалось снять террористическую угрозу.

Среди европейских государств Россия одной из первых столкнулась с опасностями, которые несет глобальный терроризм. В нашей стране терроризм наиболее бурно стал проявляться в 90-х гг. XX в. В условиях становления и развития новой государственности, недостаточной экономической, политической, национальной стабильности он стал одним из инструментов воздействия преступных групп на общество и государство, на отдельных граждан.

Впервые уголовная ответственность за терроризм как обособленный вид преступления была установлена в российском законодательстве 1 июля 1994 г. В УК РСФСР появилась ст. 213.3 с наименованием "Терроризм". В несколько измененной редакции, но с таким же названием статья была воспринята новым УК РФ 1996 г.

Осознание общественной опасности терроризма активизировало деятельность нашего законодателя по формированию полноценной нормативной базы, направленной на борьбу с этим явлением, основу которой составляет Конституция РФ.

Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г., Договору о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г., Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.; были приняты Федеральные законы от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" <1>, от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

--------------------------------

<1> Утратил силу с 1 января 2007 г.

 

В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., в которой предусматривается обязанность для каждой из присоединившихся сторон установить уголовную ответственность за такие деяния, как публичное подстрекательство к осуществлению террористической деятельности, вовлечение в террористическую деятельность, обучение лица в целях совершения преступлений террористического характера.

В интересах выполнения международных обязательств в России законодательство, направленное на борьбу с терроризмом, претерпело существенные изменения. Принят новый Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", были внесены соответствующие изменения в УК РФ. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ. В частности, в ст. 205.3 УК РФ установлена ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, в ст. 205.4 УК РФ - за организацию террористического сообщества и участие в нем, в ст. 205.5 УК РФ - за организацию деятельности террористической организации.

В отечественном антитеррористическом законодательстве сформулированы новые подходы к определению понятия терроризма, даны законодательные дефиниции и другим терминам, например террористической деятельности, террористическому акту.

В Федеральном законе "О противодействии терроризму" терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Терроризм по своей природе связан с воздействием на политическую сферу, направленным на изменение конституционных принципов организации государства и общества, в том числе умаление или отмену прав и свобод человека и гражданина.

Действующее в настоящее время законодательство позволяет объединить в понятии терроризма не только общественно опасные деяния или угрозы их совершения, но и саму идейную основу такой преступной деятельности.

В п. 1 Постановления обращено внимание на то, что не любые взрыв, поджог и иные действия подобного характера, а также угроза их совершения являются террористическим актом. Для квалификации подобных действий по ст. 205 УК РФ обязательный признак - наличие у лица при этом цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

В п. 2 Постановления разъясняется, что обязательной характеристикой взрыва, поджога или иных действий подобного характера в ст. 205 УК РФ является установление того, что они устрашали население и создавали реальную опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

В п. 3 Постановления дана общая характеристика иным действиям, устрашающим население и создающим опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, и приведены примеры таких действий.

В п. 4 Постановления указано на различные способы выражения угрозы совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ.

При установлении наличия угрозы следует иметь в виду, что умысел лица в этом случае направлен на восприятие органами власти и международными организациями угрозы как реальной, связанной с обоснованными опасениями ее реализации при отказе от исполнения заявленных лицом требований.

О направленности умысла может свидетельствовать совершение этим лицом действий, заведомо рассчитанных на восприятие представителями органов власти и международных организаций, которым адресована угроза, как проявление решимости привести угрозу в исполнение в случае отказа от выполнения соответствующих требований (демонстрация в адресованном органам власти сообщении, например в форме видеозаписи, взрывчатых веществ и иных средств и орудий совершения террористического акта; информирование о знакомстве со способами изготовления таких средств и орудий; использование конкретной информации об уже совершенных актах терроризма, которая заведомо для данного лица могла быть известна только причастным к совершению этих актов лицам; выдвижение требований о принятии органами власти конкретных решений; приложение к тексту, содержащему угрозы, фотографий, видеозаписей, на которых высказывающее угрозы лицо изображено совместно с лицами, чья причастность к совершению актов терроризма известна адресату угрозы, и др.).

В отличие от угрозы как признака террористического акта, предусмотренного ст. 205 УК РФ, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) состоит в информировании лицом других лиц, органов или организаций о не соответствующих действительности фактах совершения им или иными лицами в будущем взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, когда указанное лицо не преследует предусмотренные ст. 205 УК РФ цели и не выдвигает соответствующие требования, адресованные органам власти либо международным организациям.

В п. 5 Постановления определен момент окончания преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ, совершенного путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в случае если не наступили общественно опасные последствия, указанные в п. п. "б" и "в" ч. 2 и п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ.

В п. 6 Постановления разъясняются вопросы квалификации террористического акта, совершенного организованной группой (п. "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ). В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или совершении этого преступления, независимо от их фактической роли (организатора, подстрекателя, пособника) следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Такая квалификация касается только тех участников организованной группы, которые осознают свое участие (в той или иной форме) в совершении террористического акта. Например, один изготавливает взрывчатку, другой доставляет ее к месту взрыва, третий наблюдает за обстановкой, четвертый совершает взрыв. Все названные лица независимо от их роли в совершенном преступлении будут являться соисполнителями террористического акта.

Разъяснения, содержащиеся в п. п. 7 и 8 Постановления, в комментариях не нуждаются.

Из п. 9 Постановления следует, что умышленное причинение смерти одному человеку либо нескольким лицам охватывается п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует. В тех случаях, когда совершение лицом взрыва, поджога и иных действий подобного характера было направлено на умышленное причинение смерти человеку (нескольким лицам), однако по независящим от этого лица обстоятельствам указанное последствие не наступило (например, в результате взрыва потерпевшим причинен вред здоровью различной степени тяжести), содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ.

В п. 10 Постановления учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в Определении от 23 июня 2009 г. N 896-О-О.

Пункты 11 и 12 Постановления посвящены вопросу разграничения террористического акта и иных преступлений, посягающих на жизнь и здоровье другого человека, в том числе государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера. Основным разграничительным признаком является цель совершения преступления.

Пункт 13 Постановления в комментарии не нуждается.

В п. 14 Постановления разъясняется, что следует понимать в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360 УК РФ. При этом под склонением к террористической деятельности следует понимать умышленные действия, направленные на формирование у лица желания участвовать в совершении указанных преступлений путем уговоров, убеждения, возбуждения чувства мести, зависти, просьб, предложений, обмана и т.д. Вербовка представляет собой поиск лиц и привлечение их к участию в какой-либо организации (в том числе за вознаграждение) в целях дальнейшего склонения их к участию в совершении хотя бы одного из названных преступлений (запись желающих, направление к месту обучения и т.п.). Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме. При этом исключается применение какого-либо насилия. Под иным вовлечением лица в террористическую деятельность следует понимать иные, помимо склонения и вербовки, способы привлечения лица к участию в совершении перечисленных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ преступлений (например, сопряженные с применением физического воздействия).

Квалификация содеянного как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение указанных преступлений не требует дополнительной оценки как подстрекательство к совершению конкретного преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 206, 208 и др. УК РФ.

В п. п. 15 и 16 Постановления раскрываются такие формы содействия террористической деятельности, как вооружение и подготовка лиц в целях совершения преступлений, указанных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, а также финансирование терроризма.

В п. 17 Постановления разъясняется признак "лицо, использующее свое служебное положение" (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ).

В п. 18 Постановления разъясняется, что понимается под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Учитывая положения международных документов о том, что все меры по предупреждению или пресечению террористических преступлений должны приниматься при соблюдении верховенства закона и демократических ценностей, прав человека и основных свобод, а также других положений международного права, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма следует отграничивать от публичного выражения лицом своих убеждений без цели пропаганды или агитации, например высказанных в ходе научных или политических дискуссий. Такие действия не образуют состав преступления, предусмотренный ст. 205.2 УК РФ.

В п. 19 Постановления раскрывается такой признак, как публичность, при осуществлении террористической деятельности или оправдании терроризма.

Пункт 20 Постановления посвящен моменту окончания преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.2 УК РФ.

В п. 21 комментируемого Постановления раскрывается такой квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.2 УК РФ, как использование средств массовой информации.

Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма, совершенными с использованием средств массовой информации, следует понимать призывы, распространяемые в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, на телеканале или радиоканале, в телепрограмме, радиопрограмме, видеопрограмме, кинохроникальной программе или в иной форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Периодическими печатными изданиями являются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Сетевое издание представляет собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

С учетом понятия продукции средств массовой информации определен момент окончания преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205.2 УК РФ.

В п. 22 Постановления разъясняются особенности квалификации публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма с использованием сетевых изданий.

В п. 23 Постановления содержится разъяснение понятия незаконных вооруженных формирований применительно к террористической деятельности. Такое формирование по численности, структуре, вооружению и тактике действий должно быть, как правило, близким к регулярным воинским формированиям. Это качество во многих случаях позволит на практике отграничить это преступление от других форм групповой, в том числе организованной, преступности.

В п. п. 24 - 27 Постановления раскрыто содержание признаков "руководство незаконным вооруженным формированием", "финансирование незаконного вооруженного формирования", "участие в незаконном вооруженном формировании" (ст. 208 УК РФ).

Уголовная ответственность по ст. 208 УК РФ за создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно за руководство таким формированием или за участие в нем наступает в случаях, когда организаторы, руководители и участники этого формирования осознают общие цели функционирования такого формирования и свою принадлежность к нему.

В случаях, когда активные действия лица, направленные на создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, в силу своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим, независящим от этого лица обстоятельствам не привели к возникновению такого формирования, они должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 208 УК РФ.

Финансирование незаконного вооруженного формирования, созданного в целях осуществления террористической деятельности, является разновидностью финансирования терроризма, поэтому в силу положений ч. 3 ст. 17 УК РФ дополнительная квалификация по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ не требуется.

Значимым для судебной практики является разъяснение, согласно которому участие в незаконном вооруженном формировании выражается в выполнении лицом различных функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования, в том числе строительство временного жилья, инженерных, фортификационных сооружений и заграждений, приготовление пищи, ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования. При этом для квалификации содеянного как участие в незаконном вооруженном формировании не обязательно, чтобы указанные лица имели оружие, применяли его и т.п.

Пункт 28 Постановления не нуждается в комментарии.

В п. 29 Постановления не исключена возможность квалификации в отдельных случаях по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 208 и 209 УК РФ.

В п. 30 Постановления разъясняется содержание примечания к ст. 208 УК РФ. При этом обращается внимание на то, что под лицами, сдавшими оружие, следует понимать не только тех, кто сдал органам власти (например, органам внутренних дел, органам контрразведки, органам прокуратуры РФ, военным комендатурам, воинским частям Вооруженных Сил РФ) имеющееся у них оружие, но и тех, кто указал места его хранения. При этом подразумевается, что такие лица прекратили применение оружия.

От уголовной ответственности может быть освобожден и такой участник незаконного вооруженного формирования, который в силу возложенных на него обязанностей (повара, врача и т.п.) не обладал оружием, если он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти.

Пункт 31 Постановления не нуждается в комментарии.

 

Е.В. ПЕЙСИКОВА, П.С. ЯНИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...