Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По уголовным делам о преступлениях




ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ <*>

 

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

Комментарий

 

В конце XX - начале XXI в. экстремизм принял наиболее опасный международный (транснациональный) характер и сегодня предстает как преступление против всего человечества, а не только против общественной безопасности конкретного государства или его народа. Он давно уже стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. Не является в этом плане исключением и Россия, где экстремистская нетерпимость отрицает уникальное этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший стабилизирующий фактор исторического развития нашей страны. Для России экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, является одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Развитие демократии и гражданского общества, охрана основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации являются национальными интересами Российской Федерации, гарантом которых выступает Конституция РФ.

Согласно Конституции РФ в нашей стране:

признаются идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);

как светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19);

каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29).

Конституция РФ, признавая и гарантируя основные права и свободы человека, запрещает:

создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13);

любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);

пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29).

Конституционные запреты соответствуют международно-правовым стандартам, содержащимся, в частности, в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., ст. 4 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.

В целях обеспечения названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств в России принят базовый Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в котором, в частности, в российскую систему права впервые введено понятие экстремистской деятельности (экстремизма). Кроме того, внесены существенные изменения в уголовное законодательство, в котором теперь содержится определение понятия "преступления экстремистской направленности", установлена ответственность за создание экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), вносятся и другие изменения, связанные с уголовно-правовым обеспечением противодействия экстремизму.

Верховный Суд РФ, учитывая актуальность данной темы, неоднократно обращался к ней и ранее, в том числе изучал судебную практику. В ходе этой работы было установлено, что суды испытывают затруднения при применении законодательства об уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.

В связи с этим Верховным Судом РФ в 2010 г. была разработана и направлена в суды программа изучения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. Обобщенные материалы были изучены, выявлены вопросы, которые, по мнению судов, нуждаются в разъяснении Пленума.

В п. 1 Постановления обращено внимание на то, что при разбирательстве дел о преступлениях экстремистской направленности суды должны обеспечивать равновесие между необходимостью защиты публичных интересов и иными гарантированными Конституцией РФ правами и свободами.

В п. 2 Постановления с учетом положений примечания 2 к ст. 282.1 УК РФ определен круг преступлений экстремистской направленности. К ним в силу УК РФ, в частности, относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (далее - экстремистские мотивы), предусмотренным в качестве признака (конститутивного или квалифицирующего) в статьях Особенной части УК РФ, а также преступления, совершенные по экстремистским мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 признаны судом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (например, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина - ст. 136, воспрепятствование проведению собраний, митингов, шествий - ст. 149, уничтожение или повреждение памятников культуры - ст. 243). Иными словами, любое преступление, если судом будет признано в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, совершение его по экстремистским мотивам, следует считать преступлением экстремистской направленности.

В отличие от России и некоторых стран СНГ уголовное законодательство государств континентальной Европы, а также Североамериканского континента не содержит понятия экстремизма (преступлений экстремистской направленности, или экстремистских преступлений). Для выделения преступлений, совершаемых по рассматриваемым мотивам, эти государства используют другой термин - "преступления ненависти" или "преступления на почве ненависти".

В п. 3 Постановления указывается на необходимость в силу п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при рассмотрении дел о преступлениях экстремистской направленности доказывания наличия экстремистских мотивов. При этом следует иметь в виду следующее.

Политическая ненависть как мотив преступлений экстремистской направленности предполагает стойкую неприязнь, испытываемую лицом к другим гражданам или их объединениям, которые придерживаются иных политических взглядов либо безразлично относятся к политической жизни. Идеологическая ненависть предполагает нетерпимое отношение к конкретным лицам либо группам лиц вследствие несогласия с их взглядами, убеждениями, принципами. Расовая, национальная ненависть выражается в невосприятии конкретного лица по причине его принадлежности к иной расе или национальности. Религиозная ненависть проявляется в неприязненном отношении как к определенной религии, религиозному объединению, так и к конкретному лицу, исповедующему определенную религию или принадлежащему к определенному религиозному объединению либо к неверующему человеку, атеисту.

Политическая, идеологическая, расовая, национальная вражда либо вражда в отношении какой-либо социальной группы предполагает внешнее проявление в форме активных действий или демонстрацию готовности к активным противоправным действиям.

Под социальной группой, по отношению к которой может иметь место проявление ненависти или вражды в случае совершения преступления экстремистской направленности, следует понимать объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанный системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. В качестве социальных групп могут рассматриваться: этнические сообщества (нации, народности), социальные слои (интеллигенция, предприниматели, сельское население), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.д.

В этом пункте также разъясняется, что если в ходе разбирательства по делу будет установлено, что преступление совершено по экстремистским мотивам, то одновременное вменение лицу других мотивов исключено. Кроме того, сформулировано основное квалификационное правило, позволяющее разграничить преступления экстремистской направленности от преступлений, совершенных на почве личных неприязненных отношений. В частности, предлагается учитывать длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе.

В п. 4 Постановления раскрывается содержание диспозиции в ч. 1 ст. 280 УК РФ. Необходимо иметь в виду, что в указанной норме установлена ответственность в том числе и за единичное обращение к гражданам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

Публичность призывов к экстремистской деятельности означает распространение призывов в условиях, позволяющих воспринимать их несколькими лицами. Если обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, такие действия не образуют признаков публичности.

Публичными следует признавать призывы, размещенные и на личных страницах в социальных сетях (например, "ВКонтакте").

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности следует отграничивать от действий виновного, которые могут быть квалифицированы как подстрекательство к совершению каких-либо преступлений. В отличие от подстрекательства к совершению преступления (ч. 4 ст. 33 УК РФ) публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности не направлены на склонение лица или группы лиц к совершению конкретного преступления, в частности, в них не должны содержаться указания на определенные время, место, способ, орудия и другие обстоятельства совершения преступления. Кроме того, призывы не носят персонифицированного характера, они обращены к неопределенному кругу лиц.

При установлении направленности призывов к осуществлению экстремистской деятельности нужно исходить из перечня деяний, отнесенных к экстремистской деятельности (экстремизму) п. 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", за которые предусмотрена уголовная ответственность (например, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.).

В п. 5 Постановления обращено внимание судов на основные разграничительные признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 280 и 282 УК РФ, а также на соотношение ст. ст. 280 и 205.2 УК РФ.

В п. 6 Постановления раскрывается такой признак преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 280 и ст. 282 УК РФ, как "использование средств массовой информации".

Под публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершенными с использованием средств массовой информации, следует понимать призывы, распространяемые в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, на телеканале или радиоканале, в телепрограмме, радиопрограмме, видеопрограмме, кинохроникальной программе или в иной форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Периодическим печатным изданием являются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Сетевое издание представляет собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Преступления следует считать оконченными с момента распространения продукции средств массовой информации (например, продажа, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, начало вещания теле- или радиопрограммы, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию).

В том случае, если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности совершены с использованием сетевых изданий (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке), содеянное следует квалифицировать по ч. 2 ст. 280 УК РФ. Использование для совершения указанных деяний сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке, квалифицируется по ч. 1 указанной статьи.

В п. 7 Постановления акцентируется внимание на том, что ст. 282 УК РФ предусматривает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к определенному полу, расе, национальности, языку либо в зависимости от происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, могут совершаться в целях формирования у окружающих (или у неопределенного количества людей) отрицательного образа (стереотипа) представителей конкретной расы, национальности, религии или социальной группы. При этом противоправная деятельность, пороки и недостатки отдельных лиц переносятся на всю этническую, религиозную или социальную группу либо наличие у конкретного лица отрицательных качеств связывается с его принадлежностью к одной или нескольким из указанных групп.

Специально обращено внимание судов на то, что сама по себе критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев не является действием, направленным на возбуждение ненависти или вражды.

Анализ судебной практики показал, что иногда суды выносили обвинительные приговоры в отношении лиц, которые критикуют действующую политическую систему, должностных лиц, высказывают свое мнение об их работе и т.д. В целях правильной правовой оценки подобных действий в комментируемом пункте разъяснено, что необходимо учитывать при установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц. При выработке соответствующей правовой позиции Пленум Верховного Суда РФ учитывал положения Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 г., практику Европейского суда по правам человека, в частности Постановления этого Суда от 11 февраля 2010 г. N 33333/04 "Федченко (Fedchenko) против Российской Федерации", в котором констатировано нарушение властями Российской Федерации ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно нарушение прав заявителя на свободу выражения мнения (действия Федченко, являющегося главным редактором газеты "Брянские будни", заключались в опубликовании статьи о состоянии системы образования в Брянской области), от 22 февраля 2007 г. по жалобе N 12365/03 "Красуля (Krasulya) против Российской Федерации" (главный редактор региональной газеты "Новый гражданский мир" критиковал принятое большинством депутатов Ставропольской городской Думы решение об изменении процедуры назначения мэра города Ставрополя, высказав предположение о том, что такое решение было принято под давлением со стороны губернатора края Ч.).

Унижение достоинства человека или группы лиц как преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, с объективной стороны совершается всегда публично или с использованием средств массовой информации, но не предполагает обязательной неприличной формы действий, и с субъективной стороны исключает мотивы личной неприязни.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в ч. 1 ст. 282 УК РФ, независимо от наступивших последствий.

В п. 8 Постановления показана важность установления умысла и цели совершения преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, для правильного решения вопросов отграничения от административных правонарушений и правомерного поведения. При этом надо различать волевой момент прямого умысла и цель преступления. Важность разграничения данных понятий заключается в том, что желание наступления тех или иных последствий характеризует волевой момент прямого умысла в преступлениях, которые окончены лишь при наступлении соответствующих последствий, а цель связана с направленностью действий на достижение результата, который не совпадает с таким признаком, как общественно опасные последствия, причем для признания преступления оконченным не имеет значения, достиг виновный такого результата или нет.

При разграничении административного правонарушения в виде массового распространения экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) и преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, необходимо учитывать направленность соответствующих действий посредством оценки содержания сопутствующего поведения виновных лиц, состоящего, например, в соответствующем комментировании материалов, размещаемых ими в сети Интернет.

В п. 9 Постановления разъяснено, что насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, не только является выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели - возбуждение ненависти или вражды в других людях.

В п. 10 Постановления раскрыт признак "лицо, использующее свое служебное положение" (п. "б" ч. 2 ст. 282 и ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

В п. 11 Постановления сформулировано правило квалификации вандализма, уничтожения или повреждения памятников истории и культуры, надругательства над телами умерших и местами их захоронения, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ст. ст. 214, 243 или 244 УК РФ), по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ.

В п. п. 12 - 18 Постановления раскрываются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества), и основные квалификационные вопросы. В частности, разъясняются такие понятия, как "экстремистское сообщество", "структурное подразделение или часть экстремистского сообщества", "объединение организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества", а также указывается, что следует понимать под созданием указанных сообществ или объединения, их руководством или участием в них.

При рассмотрении таких признаков, как "организованная группа", "структурное подразделение", "объединение организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений", "создание сообщества", "руководство сообществом", "участие в сообществе", учтены разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)".

Однако комментируемые разъяснения не дублируют полностью соответствующие положения названного Постановления Пленума, а учитывают специфику экстремистского сообщества и преступлений экстремистской направленности, в том числе на основе изученных материалов судебной практики. В частности, обращено внимание судов на то, что экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений (частей). Из этого следует, что наличие структурных подразделений для экстремистского сообщества в отличие от преступного сообщества (преступной организации) не является обязательным.

В п. 19 Постановления обращено внимание на следующее. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 282.2 УК РФ, суды должны иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, размещается в сети Интернет на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2007 г. N 1420-р в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня, определено издание "Российская газета").

В п. 20 Постановления раскрываются признаки организации деятельности экстремистской организации и участия в ней (ст. 282.2 УК РФ).

Следует иметь в виду, что ст. 282.2 УК РФ является специальной нормой, поэтому в силу ч. 3 ст. 17 УК РФ дополнительной квалификации предусмотренных в ней деяний по ст. 315 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, не требуется.

В п. 21 Постановления решен вопрос о разграничении преступлений, предусмотренных ст. 282.2 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.28 КоАП РФ.

В п. 22 Постановления разъясняется применение примечания к ст. 282.2 УК РФ, предусматривающего специальное основание освобождения от уголовной ответственности.

Пункт 23 Постановления посвящен вопросам судебной экспертизы по делам о преступлениях экстремистской направленности.

При установлении целевой направленности информационных материалов необходимо учитывать их смысловую и психологическую направленность. Целевая направленность информационных материалов устанавливается в ходе языкового анализа текста для выявления юридически значимых характеристик распространяемой информации (например, наличие высказываний, расцениваемых как призывы; использование словесных, изобразительных средств для передачи негативных, уничижительных характеристик; различение утверждений о фактах и оценочных высказываний с целевой установкой на выражение враждебного, нетерпимого, неприязненного отношения к кому-либо). В качестве доказательства лингвист обязан привести и обосновать факты использования средств языка для передачи негативных, уничижительных характеристик, призывов к противоправной деятельности экстремистской направленности, ксенофобских лозунгов и т.п., установить понятийно-языковые признаки оправдания терроризма, разграничить утверждения о фактах и оценочные высказывания с целевой установкой на выражение враждебного, нетерпимого, неприязненного отношения к кому-либо.

При привлечении специалистов различных гуманитарных направлений следует в первую очередь решить вопрос о природе специальных познаний, необходимых для экспертизы по рассматриваемому уголовному делу. С учетом важности установления целевой направленности информационных материалов основной экспертизой должна стать лингвистическая экспертиза текста. Вместе с тем, поскольку одним из признаков направленности материала на возбуждение вражды и ненависти является изложение заведомо ложных сведений, негативно характеризующих людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, для выяснения вопроса о соответствии действительности тех или иных фактических сведений, к проведению экспертных исследований могут привлекаться специалисты соответствующей области знаний (психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и др.).

Результаты экспертизы должны быть положены в основу решения вопроса о направленности действий на возбуждение ненависти или вражды наряду с иными обстоятельствами дела (условиями распространения материалов, личностью виновного).

При назначении судебных экспертиз по делам о преступлениях экстремистской направленности не допускается постановка перед экспертом не входящих в его компетенцию правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование. В частности, эксперты не могут отвечать на вопросы о том, содержатся ли в тексте призывы к экстремистской деятельности, являются ли материалы экстремистскими или направлены ли информационные материалы на возбуждение ненависти или вражды.

Кроме того, в этом пункте учтены рекомендации Комитета по правам человека ООН, согласно которым при определении, является ли письменный материал "экстремистской литературой", следует принять все меры по обеспечению независимости экспертов, на заключениях которых основываются решения судов, и гарантировать право обвиняемого на контрэкспертизу с привлечением альтернативного эксперта.

В связи с этим обращено внимание судов, в частности, на то, что подсудимые вправе ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту. Кроме того, суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны.

Пункт 24 Постановления ориентирует суды на неукоснительное соблюдение принципа индивидуализации ответственности при назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений экстремистской направленности. При этом необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 34, 60 и 67 УК РФ. С этой целью необходимо тщательно выяснять и учитывать характер и степень участия лица в совершении преступлений, имея в виду их особую общественную опасность, данные о личности, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Назначая наказание за совершение преступлений экстремистской направленности лицам, не достигшим ко времени совершения преступления совершеннолетнего возраста, судам в соответствии со ст. 89 УК РФ следует выяснять и учитывать условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние на них старших по возрасту лиц.

В п. 25 Постановления включены разъяснения, касающиеся, в частности, возможности конфискации по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих подсудимому. Анализ положений п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что в собственность государства могут быть обращены орудия, оборудование и иные средства совершения любых преступлений, в том числе преступлений экстремистской направленности. Например, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 280 и 282 УК РФ, могут быть признаны орудием, оборудованием и иным средством совершения преступления и, соответственно, конфискованы на основании п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ серверы, жесткие диски и иные устройства хранения информации, оборудование для теле- и радиовещания, копировально-множительные аппараты и т.д.

Пункт 26 Постановления в комментарии не нуждается.

 

О.К. ЗАТЕЛЕПИН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...