Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

TARP — программа развития чтения при помощи магнитофона




В другой части Новой Зеландии в школах успешно объединили одно из простейших японских электронных изобретений с библиотекой новозеландского «Школьного журнала» (School Journal). Благодаря этому они достигли впечатляющих результатов в преодолении сложностей, связанных с чтением, в начальной школе.

Это изобретение — кассетный аудио-плеер Sony Walkman. В пригороде небольшого новозеландского городка Флэксмер педагог-психолог д-р Джон Медкалф использовал его для решения серьезных проблем, возникающих при обучении чтению.

Метод получил название TARP (tape-assisted reading program — «программа развития чтения при помощи магнитофона»). Каждому ребенку предлагается самостоятельно выбирать рассказы для чтения, основываясь ha собственных интересах. Но когда он читает книгу, будь то в школе или дома, он одновременно слушает и ее магнитофонную запись через Наушники плеера.

По словам Медкалфа, «дети действительно выбирают рассказы, которые им нравятся, о том, что им интересно. Они читают их, когда им этого хочется, и столько раз, сколько им нужно, а потом они пытаются прочесть их кому-нибудь другому».

Когда учащиеся чувствуют себя достаточно уверенно, учитель проверяет их. По словам Медкалфа, «лучшие результаты в развитии навыков чтения составили до 4 — 5 лет приблизительно за восемь недель использования программы». В целом исследования показали, что в среднем учащиеся за 8 — 10 недель обучения повышают свой уровень на три года.

В Новой Зеландии при осуществлении этой программы успешно используются материалы регулярно издаваемого «Школьного журнала», который сопровождается регулярно обновляемым каталогом, систематизирующим содержание по предметам и возрастным группам. Учащиеся могут выбрать аудиозаписи рассказов из созданной в школе аудиотеки, или попросить учителя или родителей записать на пленку особо интересный для них рассказ или статью.

В американских школах, где обучение велось по похожей программе, результаты тоже достаточно высокие. Мари Карбо, директор Национального института стилей чтения, называет эту программу методом «магнитофонной книги». Будучи убежденным сторонником таких методов обучения, а также подбора материалов, соответствующих стилям учеников, она утверждает, что данная методика может быть адаптирована для детей, обладающих ярко выраженными идеомоторными способностями: например, ребенок может читать книгу, установленную на пюпитре, прикрепленном к велотренажеру, и, слушая музыку, одновременно крутить педали. Если вы считаете, что это уже чересчур, познакомьтесь с мнениями двух мальчиков, которые попробовали такую методику:

«Когда читаешь таким образом, все слова выскакивают будто сами собой. Я серьезно!»

«Когда я туда взобрался... ну, я имею в виду, когда я начал читать, я не знаю, это было похоже на чудо. Я начал смеяться и не мог остановиться, потому что я читал почти на 100% лучше, чем обычно».

Наставничество сверстников

Кроме того, на основе результатов ранних исследований профессора Теда Глинна из университета Отаго Медкалф создал эффективную программу наставничества сверстников при обучении чтению, использующую методику «паузы, подсказки и похвалы».

В этом случае один учащийся начальной школы выступает в роли мини-учителя в отношении другого учащегося. Вообще-то этот мини-учитель лишь немного превосходит своего подопечного по навыкам и знаниям, поэтому выигрывают оба, как наставник, так и его приятель. Совершенно очевидно, что наставник не является лучшим чтецом в классе, хотя в конечном итоге и может достичь этого уровня. Эта методика, по сути, представляет собой самостоятельное обучение детей — один на один — без участия взрослого преподавателя. Каждому «наставнику» объясняют, как использовать методику «паузы, подсказки и похвалы»: простыми словами похвалить за хорошую работу («Хорошо!» или «Отлично!»); выдержать 10-секундную паузу, если у чтеца возникли сложности (чтобы у наставника было время подумать, как ему помочь) и подсказывать партнеру, подводя его к правильному ответу.

Преподаватель из начальной школы Флэксмера Родна Годвин подвела итог достигнутым результатам: «В качестве наставников у нас выступали дети, которые отставали по чтению на год или на полтора года, а за 10 недель использования программы они усвоили материал, рассчитанный примерно на два года обучения».

После шести месяцев прогресс наставников составил, в среднем, четыре года, а для учащихся, медленнее всего воспринимающих материал, — чуть более двух лет.

Метод «Смотри и слушай»

Еще одна новаторская методика, используемая в Новой Зеландии, позволила достичь подобных результатов при обучении чтению одновременно целых классов. Учитель Форбс Робинсон, назвав свою методику «Смотри и слушай», демонстрирует ее эффективность уже в течение многих лет и в разных странах — в США, Великобритании и Канаде. Робинсон является сторонником теории Домана, согласно которой ребенка легко научить читать, используя тексты, набранные крупным шрифтом.

Для уроков Робинсон рекомендует предшественника телевизора — эпископ. «В отличие от привычного для нас проектора, эпископу не требуются материалы, подготовленные на прозрачных листах. Не нужна и специальная подготовка учителя». Чтобы использовать эпископ на уроках чтения надо выбрать подходящую книгу, желательно с привлекательными иллюстрациями, вставить ее в проектор и включить его. На большом экране — лучше всего — 250 х 250 см — появляется изображение одной или сразу двух страниц книги. В состав такого проектора входит и «волшебная указка», так что учитель может указывать ею на слова, которые он читает.

Везде, где использовалась методика, предложенная Робинсоном, были достигнуты прекрасные результаты:

В средней школе Путаруру в Новой Зеландии программа «Смотри и слушай» применялась для обучения 140 учащихся седьмого и восьмого классов в возрасте от 11 до 13 лет. Все они сильно отставали по чтению — от двух до шести лет — от своих сверстников. Их разделили на группы примерно по 30 человек, занятия проводились по полчаса четыре раза в неделю в течение трех месяцев. 63 ученика седьмых классов были протестированы до и после проведения программы. Примерно 40 из них за эти 12 недель нагнали в своем развитии два-три года, 17 — год-полтора, а пять учеников — полгода. Эти результаты произвели такое сильное впечатление на руководство школы и учителей, что было решено использовать эту программу и для обучения взрослых.

В Центре по изучению языка в школе Челмсфорд Холл в Истборне (Великобритания) тот же самый метод использовался для обучения навыкам чтения 106 детей, имеющих серьезные проблемы в области чтения, в возрасте от 4 до 14 лет. Все дети за шесть недель использования программы приобрели навыки, соответствующие, в среднем, восьми месяцам традиционного обучения.

В нескольких школах Шотландии метод Робинсона использовали для обучения пятнадцати детей в возрасте от 11 до 13 лет, тестирование которых выявило очень низкий уровень I. Q. — от 40 до 70. Ежедневно они занимались 45 — 50 минут в течение менее чем шести недель, и за это время освоили десять месяцев традиционного курса.

В младшей школе Фэйербэнк Мемориал в Торонто (Канада), обычной городской многонациональной школе, в которой большой процент детей изучает английский язык как второй, после проведения дважды в день 20-минутных занятий всего лишь в течение 10 дней дети со второго по шестой классы приобрели навыки, соответствующие традиционному обучению в течение от пяти с половиной месяцев до года.

Д. Б. Рутли, директор младшей школы Уэбстер в Торонто, после того, как увидел результаты, полученные в его школе благодаря использованию метода Робинсона, написал: «За весь свой 24-летний опыт работы в образовании я никогда не видел программы для учителей, которая бы оказывала столь же позитивное влияние на учащихся».

Новозеландская программа
«Возрождение чтения»

Все вышеописанные программы могут использоваться обычными школьными учителями, но одна из них — программа «Возрождение чтения» (Reading Recovery), наиболее известная из использующихся в Новой Зеландии, требует от преподавателей специальной подготовки. Эта программа была разработана профессором Мари Клэй (Mary Clay) из Ок-лендского университета.

Хотя официально в Новой Зеландии дети поступают в школу в шесть лет, многие начинают учиться уже с пяти. К шести годам становится ясно, у кого существуют сложности с чтением — это выявляется в программе «Возрождение чтения». С такими ребятами ежедневно по полчаса занимаются специально подготовленные учителя. Программа «Возрождение» функционирует повсеместно в Новой Зеландии в качестве правительственной программы начиная с 1984г. В среднем, дети наверстывают отставание в течение 16 недель. Около 97% продолжают совершенствовать свои знания в процессе дальнейшей учебы в школе.

Программа была принята в некоторых районах США, Великобритании и Австралии. Она получила высокую оценку в официальном британском отчете, посвященном новозеландской схеме обучения. Кроме того, там были отмечены два важных момента:

1. Грамотность занимает «первостепенное по важности» место в системе образования Новой Зеландии, поэтому «неудивительно, что была определена группа потенциальных клиентов "Возрождения чтения" и разработана программа, направленная на оказание необходимой помощи».

2. «Уже стало ясно, что система образования, принятая в Новой Зеландии, далеко продвинулась в определении нового рубежа: обучения детей "третьей волны" — небольшой группы ребят, не способных учиться так же быстро, как это может делать большинство учеников».

Несмотря на такое международное признание, во многих новозеландских начальных школах полагают, что в обучении детей чтению гораздо более эффективно — в том числе и с точки зрения стоимости — комбинирование разных методов, как это описано в данной главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...