Использование японских бизнес-методов для улучшения положения в школе
Если бы вам предложили назвать американский штат, который может претендовать на звание лидера использования революционных методик в области школьного образования, вряд ли бы кто-то вспомнил об Аляске. По площади этот штат является самым крупным в Америке, но по количеству населения Аляска занимает лишь второе место с конца списка — в ней проживает около полумиллиона человек, единственный крупный город — Анкоридж — имеет население всего около 200 000 человек. Коренное население Аляски весьма разнообразно по этническому составу: белые, эскимосы, алеуты и несколько коренных индейских племен, многие из которых сконцентрированы вокруг маленьких племенных городков с населением не более 150 — 200 человек. Очень низкие доходы. Температура зимой может достигать - 20°С. Трудно представить, что в этом суровом крае можно достичь каких-либо серьезных результатов в образовании. Одна из школ Аляски в последние годы стала одним из мировых лидеров школьного дела. Кроме того, она показала, что великие идеи иногда могут приходить в образование совсем из других областей — например, из японской «революции качества», первоначальным вдохновителем которой был американец У. Эдварде Деминг (W. Edwards Deming). «Менеджмент абсолютного качества» (TQM — Total Quality Management) и «процесс непрерывного совершенствования», или «кайзен» (CIP — Continuous Improvement Process, Kaizen), сыграли огромную роль в превращении Японии — всего за 40 лет — из разоренного, раздробленного и побежденного общества в лидера мировой экономики. В настоящее время средняя школа Маунт Эджкамб (Mt. Edgecumbe High School) в г. Ситка, штат Аляска, является пионером в применении подобных методов в образовании. Маунт Эджкамб — государственная школа-интернат с 210 учениками и 13 учителями. Восемьдесят пять процентов ее учеников — уроженцы небольших деревень. Большинство — представители коренных народностей Америки, племен тлингит, хайда и цимпшин, а также эскимосских и алеутских племен. Сорок процентов учащихся прежде учились в других школах и отнюдь не блистали там. Но за последние годы школа добилась прекрасных результатов по успеваемости, став одной из лучших в стране, и почти все ее выпускники получают высшее образование.
Ситуация, существовавшая до этого в школе, была изменена во многом благодаря двум людям: бывшему директору Ларрэ Рошелье и бывшему преподавателю Дэвиду Лэнгфорду. Школу Маунт Эджкамб открыли в 1947 г. как школу для коренных народностей, но в 1984 г. ее превратили в «альтернативную» экспериментальную школу, во главе которой встал Рошелье. Посещавшие школу и беседовавшие с ним люди характеризовали его как «практичного идеалиста». Рошелье задумал «превратить учащихся в предпринимателей, которые вернутся в свои деревни и все гам изменят». Частично его мечты воплотились в жизнь, но настоящие изменения стали происходить только через четыре года, после того, как Лэнгфорд во время своей поездки в город Феникс (штат Аризона) посетил бизнес-встречу по TQM и решил, что процессы, изменившие в свое время Японию, могут изменить и школу. Он убедил Рошелье посетить следующий семинар по TQM, и с тех пор школа Маунт Эджкамб уже никогда не была прежней... Как бы вкратце описать школу, которая перевернула практически все существующие образовательные системы с ног на голову и вывернула их наизнанку? Давай попробуем. Q Учителя и ученики считаются в школе управляющими. Они сами устанавливают для себя цели и задачи, — как индивидуальные, так и коллективные и регулярно оценивают себя по заранее установленным в результате совместного обсуждения критериям совершенства. В школе Эджкамб не существует «второгодников» или неудовлетворительных оценок. Никакое задание не считается выполненным до тех пор, пока оно не удовлетворяет установленным критериям совершенства, которые значительно превосходят любые аналогичные критерии, когда-либо устанавливавшиеся для школьных <….>
Q Первый курс по изучению компьютера начинается с преподавания машинописи. Все ученики выполняют домашнюю работу на компьютере, используяг текстовые редакторы, редакторы таблиц и графические программы для достижения стопроцентно превосходных результатов, — точно так же, как их бизнес в будущем потребует от них превосходного знания машинописи, правописания, бухгалтерии, умения составлять финансовые и коммерческие отчеты. Q Коллектив школы определил, кто является «внутренним» клиентом (учащиеся, преподаватели, администрация и другие сотрудники), а кто — «внешним» (университеты, колледжи, армия, работники промышленности и сферы услуг, семьи и общество в целом). Q Все виды деятельности в школе планируются с учетом интересов «клиентов». Q Учащиеся и сотрудники школы составили свой «манифест». Среди прочих пунктов, в нем есть и такой: «Школа возлагает большие надежды на учащихся, преподавателей и сотрудников. Учебная программа исходит из того, что учащиеся обладают огромным и часто нереализованным потенциалом. Школа подготавливает учащихся к вступлению во взрослую жизнь, помогая им определить, чем они хотят заниматься, развивая необходимые навыки и уверенность в собственных силах, необходимые для достижения их целей. От учащихся требуется выполнение как можно более сложных академических программ, которые вдохновляли бы их на работу на пределе их возможностей». Q Первая неделя каждого учебного года посвящается развитию уверенности в себе и качественной подготовке к обучению. Как говорится в совместном отчете учащихся и учителей, «изучив в течение первой недели вопрос, зачем учащиеся посещают школу, они подготавливаются к обучению и с нетерпением ждут его начала. Мы концентрируем свое внимание на выяснении, чего ученик действительно — максимально — способен достичь, а не просто выполнить то или иное задание».
Q В качестве части этого посвящения все учащиеся и сотрудники школы проходят «веревочный курс» — очень похожий на некоторые курсы системы «Внешний предел» (Outward Bound) и на некоторые мероприятия «Суперкэмпа». Они полагают, такие курсы являются отличным методом развития уверенности в себе. По мнению специалиста в области TQM Майрона Трайбуса, «они дают всем ученикам то же самое, что спортивные соревнования — немногим. И при этом их результаты лучше. Я вижу, что школа старается воспитать самостоятельных командных игроков». Q Учащиеся решили, что семь коротких уроков в день для них неэффективны, поэтому расписание теперь состоит из четырех 90-минутных занятий. Такое расписание позволяет выделить время для лабораторных работ, практических проектов, экскурсий, подробных обсуждений, использования различных стилей обучения и углублённого изучения. Реорганизованное расписание позволяет также выделять по три часа в неделю для совершенствования сотрудников школы и подготовки. Q Поскольку учащиеся считаются клиентами, школа старается обеспечить то, что им требуется. Ученики несколько раз просили улучшить технологическую базу, поэтому школа дополнительно установила несколько десятков компьютеров и дала возможность всем ученикам использовать компьютерную лабораторию, библиотеку и научную аппаратуру в вечернее время. Как говорилось в одном отчете, «качественное выполнение работы требует большого количества ресурсов, потому что именно учащиеся, а не учителя, выполняют работу и учатся. Среднее количество времени, затрачиваемое на выполнение домашнего задания, выросло до 15 часов в неделю. Обучение, совместная работа и достижение поставленных целей стали для учеников привычкой». Q Непрерывный процесс совершенствования (CIP) заставил учителей пересмотреть стиль преподавания. Один из преподавателей естественнонаучных дисциплин говорит, что прежде 80% его занятий составляли лекции, а теперь 95% отводится на семинары. Q Проблемы с дисциплиной? «Совершенствование всей системы образования и выдвижение на передний план запросов учащихся/клиентов избавили школу от нарушений дисциплины... ученики ощущают свою сопричастность и понимают ценность каждого занятия. Ребята сами помогают контролировать дисциплину и предотвращать нарушения, используя позитивное влияние со стороны сверстников».
Q Все учащиеся устанавливают цели для дальнейшего совершенствования, — например, учиться на одни пятерки, добиться отсутствия замечаний по поведению, или уменьшить количество опозданий. Q Все учащиеся проходят еженедельные 90-минутные тренинги по улучшению качества обучения и решению задач в масштабах всей школы. Q Все сотрудники умеют составлять схемы учебного процесса. Схемы долговременных проектов вывешиваются на всеобщее обозрение, чтобы каждый мог видеть, насколько его часть работы соответствует проекту в целом. Q Поскольку одной из целей школы является подготовка «предпринимателей тихоокеанского кольца», учащиеся образовали четыре опытные «компании»: Sitka Sound Seafoods, Alaska Premier Bait Company, Alaska s Smokehouse and Fish Co. и Alaska Pulp Corporation — которые действуют под общим «зонтиком» компании "Edgecumbe Enterprises ". «Родительская компания» в 1985 г. открыла свой первый завод по переработке лосося, управляемый самими учащимися. Целью этого проекта было дать учащимся навыки и опыт, необходимые для импортно-экспортных операций на азиатских рынках. К 1988 — 1989 гг. компания уже осуществляла по четыре ежегодных поставки копченого лосося в Японию. Сегодня каждая дочерняя компания объединяет в своей деятельности практический опыт с академической учебной программой. Например, школьники, изучающие математику, подсчитывают курс доллара по отношению к йене. На занятиях общественными науками изучают географию Тихоокеанского кольца. Ученики, занимающиеся изобразительным искусством, разрабатывают дизайн рекламных брошюр и этикеток для продуктов, а учащиеся, специализирующиеся в области бизнеса и программирования, учатся составлять таблицы анализа цен и стоимости проектов. Q Майрон Трайбус рассказывает нам о том, как бизнес-проекты связаны с другими занятиями: «Я видел, как в кабинете предпринимательства, которое преподает Марти Джонсон, учащиеся готовят и упаковывают копченого лосося для продажи в Японию. Для того чтобы определить, какой аромат и вид продукта больше всего понравятся японцам, они воспользовались услугами местных дегустаторов-японцев. Затем они разработали стандартную процедуру производства продукции такого вкуса и вида. Чтобы достичь желаемого вкуса, требуется использовать определенный вид лосося, обрабатывать его в течение определенного времени и при установленной температуре, использовать специальный рецепт рассола, который они определили экспериментальным путем, и коптить в течение определенного времени, используя определенную смесь древесных стружек, при этом ломтики рыбы должны быть определенной толщины и размера. После тщательного изучения упаковки продаваемой в Японии копченой рыбы учащиеся разработали свой вариант упаковки, которая помещалась бы в небольшие японские холодильники. Они придумали и свой дизайн этикетки, — естественно, на японском языке. А потом провели маркетинговые исследования и тестовые продажи продукта в Японии». Для проведения маркетинга ребята побывали в Японии и других странах Тихоокеанского кольца.
Q Все учащиеся изучают или китайский, или японский язык, в программе обучения большое внимание уделяется истории, культуре и языкам стран Тихоокеанского кольца, английскому языку, общественным наукам, математике, естественным наукам, наукам о море, компьютерным технологиям, бизнесу и физической культуре. Q В «манифесте» школы подчеркивается, что «программа предоставляет возможности для развития лидерства, предпринимательства и служения обществу — как во время школьных занятий, так и после них». Q Каждому ученику оказывается помощь, дается руководство и ставится задача выбора последующего академического или технического образования, а также альтернативных путей заработка на жизнь. В классе бизнеса вы увидите, как учащиеся составляют таблицы, отражающие затраты на жизнь того стиля и уровня, которые они хотели бы иметь после окончания школы. При это ребята учитывают выплаты по закладным на недвижимость, налоги, изменения стоимости жизни, а также прогнозы изменения таких величин, как стоимость проезда в транспорте и обучения. Q Часто целые классы работают без надзора — так, как это будет происходить в их дальнейшей жизни за пределами школы, — поэтому у преподавателей появляется возможность использовать дополнительное время для обучения и подготовки к занятиям. Q Любая учебная программа непрерывно совершенствуется. В результате опросов и по просьбе учащихся в программу были добавлены русский язык, физика, дифференциальное и интегральное исчисление и тренинг качества. Q В CIP-классе (классе непрерывного процесса совершенствования) одни ученики обучают других. В классе отсутствует преподаватель или представитель администрации. Двадцать пять учеников-наставников приняли на себя ответственность за подготовку других учеников в области «науки о качестве». Q Одним из основных приоритетов является повышение квалификации сотрудников школы. От учителей ожидают, что они будут постоянно, но тактично, подвергать сомнению любой метод обучения, искать ему обоснование. В школе создали два класса по исследованию и развитию: научно-технический и медиа-CIP. Здесь постоянно экспериментируют с новыми технологиями — как в области технического обеспечения, так и в сфере человеческих отношений. Q У каждого преподавателя есть личный компьютер, и он умеет пользоваться большим количеством различных приложений. Кроме того, школа в числе первых начала широко использовать мультимедийные технологии, как, например, лазерные диски, гиперкарточные программы и программное обеспечение для докладов и выступлений. Q Каждый учащийся получает справочник «Статистика успеха». Он используется для записи домашних заданий, составления планов на неделю, организации времени и графического представления достижений. Главный акцент делается на самодисциплине и самомотивации. Что же можно сказать об уровне достигнутых результатов? Цель школы сформулирована смело: создавать КАЧЕСТВЕННЫЕ личности. Почти 50% выпускников школы поступили в колледжи и закончили их или все еще учатся — эта цифра гораздо больше, чем в среднем по стране. В школе практически нет отчислений, и школа убеждена, что все ее ученики будут продолжать «расти» и учиться дальше. По словам журнала Competitive Times, «новаторские методы обучения, принятые в школе Маунт Эджкамб, бросают вызов учащимся и вызывают восторг лидеров бизнеса». Трайбус добавляет: «Хотелось бы мне видеть такую же жажду учебы по всей стране!» Как это бывало и в других школах, смена директора и уход энтузиаста-первопроходца привели к тому, что в настоящее время в Маунт Эджкамб применяются не все аспекты TQM и CIP-кайзен. Но то, что произошло в этой школе при Рошелье, еще долго будет образцом в сложном процессе преобразований системы школьного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|