Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.Требования к предметным результатам освоения базового курса




2. 2. Требования к предметным результатам освоения базового курса

истории

К предметным результатам освоения базового курса истории существуют следующие требования:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее

специфике, методах исторического познания и роли в решении задач

прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в

профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

2. 3. Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание»

К предметным результатам освоения базового курса обществознания существуют следующие требования:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся

системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Глава II. Метод, классификации методов и типы уроков

2. 1 Метод: понятие, сущность

Есть множество определений, отражающих понятие «метод».  Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи». [3]

Метод – это способ взаимодействия учителей и учеников, направленный на достижение цели образования.

С понятием «метод» тесно связано понятие «приёмы». Приёмы – это действия, направленные на решение конкретных задач. Метод состоит из приёмов, но не сводится к их простой сумме. Приёмы как бы распространяют метод. Например, письменно-графический приём заключается в составлении планов, схем, таблиц, рисунков (примеры имеются в поурочных разработках). [4] Есть приёмы работы с учебником, устный приём.

Умение – это сознательное владение приёмом деятельности. Навык – это умение, доведённое до автоматизма.

Этапы формирования умений: сначала учитель сам показывает умение, его называет, говорит, почему его надо делать именно так. Затем дети сами выполняют приём по памятке (в ней указана определенная последовательность действий). Затем выполняют тренировочные упражнения на преобразовательном и творческом уровне без памятки. [5] 

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную. Существует множество различных классификаций методов, которые часто схожи между собой[6].

2. 2. Классификация методов обучения

Существуют разные классификации методов обучения. Так методы часто подразделяют: 1. по степени взаимодействия учителя и ученика (изложение, беседа, сам. работа); 2. в зависимости от решаемых на уроке задач (подготовка к усвоению, объяснение, закрепление); 3. соединение или расчленение знаний (аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный); 4. по характеру движения мысли от незнания к знанию (индуктивный – от фактов к теории; дедуктивный – наоборот); 5. по источнику знаний (устный и печатно-словесный, наглядный, практический – вычерчивание схем); 6. по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные: частично-поисковый, проблемный, исследовательский). [7]

В рамках традиционной классификации (Перовский Н. П., Лордкипанидзе Г. А. ) выделяют следующие методы: 1. практические (опыты, упражнения, учебная практика и др. ); 2 наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др. ); 3. словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др. ); 4. работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование; 5. видеометоды (просмотр, обучение через Интернет, контроль)[8].

Одной из наиболее известных классификаций  является классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина. Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом: (эвристические, исследовательские;  объяснительно-иллюстративные, проблемные, репродуктивные).

При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: подведения учащихся к постановке задачи, расчленения задачи на шаги,  привлечения учащихся к участию в эвристической беседе, направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.

При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы:  постановка совместно с учащимися исследовательских задач, организация исследовательской деятельности учащихся,  направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.

При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения:

(объяснение, сообщение,  рассказ).

При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. Учитель вычленяет из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации, подготавливает противоречие, ставит себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации, определяет пути решения проблемной ситуации.

При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: (опрос по ранее изученному материалу, различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения, многократное воспроизведение пройденного материала учащимися, выполнение упражнений учащимися).

По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике,  методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

К группе методов приобретения новых знаний относятся: объяснительноиллюстративный метод, методы устного изложения,  работа с книгой, беседа, исследовательский метод, проблемный метод, эвристический метод.

Группу методов формирования умений и навыков составляют: упражнения, практические работы, лабораторные работы.

К группе методов проверки и оценки знаний и умений относятся: устный контроль, письменный контроль, тестовые задания, самопроверка,  взаимопроверка, зачет, экзамен и т. д. Готовые тесты уже имеются в поурочных разработках[9] либо в отдельных брошюрах.

Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации;  методы контроля и самоконтроля. [10] 

Есть классификации, основанные на результате педагогического взаимодействия. Так С. С. Кашлев выделяет: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыслительной деятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры)[11].

Есть классификации наглядных средств обучения: учебные картины, событийные картины, типологические картины, культурно-исторические картины, картины-портреты. [12] 

Существует деление на традиционные методы, новые и новейшие. Традиционные методы обеспечивают функцию трансляции (лекции, семинары, практические занятия); новые (имитационные) – обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучающихся; новейшие (инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры) - обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития (по О. С. Анисимову)[13].

Еще выделяют пассивные и активные методы. В первом случае ученикам отводится пассивная роль: его дело – слушать и запоминать то, что говорит учитель. Во втором случае ученику принадлежит активная роль. Активным методам сегодня отдаётся предпочтение: «О собую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т. к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя: игровое/социальное/имитационное моделирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций (кейсы), метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях реалии жизненных столкновений.

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогически взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. [14]

К пассивным методам относят репродуктивные (объяснительно-иллюстративные) методы обучения: применение опорных сигналов без самостоятельной проработки и воспроизведения их учащимися;  самостоятельная работа с учебником без преобразования текста; самостоятельная работа с дидактическими материалами только по образцу (путем простого копирования готовых ответов);  репродуктивная беседа, объяснительно-иллюстративный рассказ (без создания проблемной ситуации); репродуктивное решение задач (по образцу);  репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) демонстрация ответов, экранных и других наглядных пособий; репродуктивная лабораторная работа (без создания проблемной ситуации) и т. п.

Впрочем, по мнению некоторых учёных, деление на активные и пассивные методы очень условно:  методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны, практически любой метод имеет активизирующий потенциал.

 

Так к активным методам можно отнести:

 Словесные методы:  Метод дискуссии (по вопросам учителя или учащихся, требующих размышлений, учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнение выступающих); метод самостоятельной работы с учебником (все учащиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему, и другие записи в тетрадях); метод самостоятельной работы с дидактическими материалами – все учащиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, выполняют творческие задания, решают кроссворды, разгадывают ребусы; метод эвристической (поисковой) беседы (учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания), метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы,  добыванию новых знаний.

Наглядные методы: частично-поисковый демонстрационный метод – учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем изучения карт, таблиц, схем  и других изобразительных пособий.  Частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями - учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино, диафильмов, слайдов, демонстрируемых учителем с помощью ТСО, метод опорных сигналов – учитель демонстрирует плакат с опорными сигналами, объясняет их содержание, ученики копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы.

Практические методы:

Например, частично-поисковый лабораторный метод (учащиеся решают проблемный вопрос и добывают новые знания путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, работы с историческими источниками. До лабораторной работы обучающимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты). [15]

А. К. Адильбекова пишет об интерактивных методах обучения, к которым она относит ролевые игры, «мозговые штурмы», дискуссии, проектную деятельность и т. д. [16]

В чистом виде методы на уроке не встречаются, так как любое действие – многоаспектное; методы всегда ориентированы на цель урока; метод – не сама деятельность, а способ её осуществления, который учитель проектирует заблаговременно.    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...