Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.5. Приёмы наглядного обучения на уроке истории. Методика изучения картографии




3. 5. Приёмы наглядного обучения на уроке истории. Методика изучения картографии

На основе восприятия предметов у учащихся формируется образные представления и понятия. По внешним признакам их подразделяют на: печатные, экранные, звуковые; по содержанию на: предметные, естественные, монументальные (памятники прошлого: пирамиды, Колизей и др. ); подлинные предметы материальной культуры (оружия, останки и др. ); специально созданные предметы (макеты предметов быта); изобразительные (картины); условно-графические (схематические рисунки, схемы, карты); ТАСО (фильмы, аудиозаписи, CD).

Важное значение имеют картины (событийные – о единичных событиях; типологические – единичное событие, типичное для какой-то эпохи; культурно-исторические – знакомят с предметами быта, памятниками архитектуры). Картина используется как источник знаний, как опора в рассказе учителя, как средство закрепления. При работе с картиной ученики учатся извлекать из неё знания, использовать её в своём рассказе, анализировать её, сравнивать несколько картин.

Условно-графические наглядные пособия: схематический рисунок (передаёт наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий); аппликации (помогают раскрыть последовательность событий; создают зрительные образы. Чаще используются в младших классах). Таблицы, диаграммы, графики (используют в старших классах для обобщения и систематизации знаний, сравнения явлений, выявления тенденций развития).      

ТАСО: для подкрепления слов кадрами, фотографиями с помощью компьютера можно моделировать исторические процессы, создать иллюзию присутствия, вмешиваться в ход событий или даже изменять результаты событий прошлого.         

Картография – также средство наглядности. Классификация исторических карт: по содержанию (общие – страны или региона в течение длительного времени, например, «Россия в 17-18 веках»;  обзорные – определённые последовательности, происходящие моменты, например, «Рост древнерусского государства»; тематические - отражают отдельные события, например «ВОВ»); по охвату территории: регионы, государства, материки, мир; по масштабу: мелко-, средне-, крупномасштабные; по степени схематизации: карто-схемы, план на местности, подлинная карта.

Ученики должны понимать, что название карты соответствует содержанию карты, должны уметь называть время и географическое пространство, изображенное на карте, описать события по карте, делать карто-схемы.     

 

3. 6. Приёмы изучения хронологических и статистических данных на уроке истории

Хронология – вспомогательная дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных стран. Хронология устанавливает даты исторических событий. Цель изучения хронологии в школе – показать последовательность событий и явлений, протяжённость их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Задачи хронологии: обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени, способствовать развитию их временных представлений, помочь усвоению важнейших дат событий.  

Требования к знаниям по хронологии: дети должны уметь называть даты важнейшие исторические события, хронологические рамки явлений и процессов, соотносить год с веком, устанавливать длительность и последовательность событий. Даты бывают опорными (связаны с главными историческими фактами) и вспомогательными (идут фоном в изучении исторического материала). По внешним признакам выделяют даты событий (год) и округлённые даты процессов (век, часть века, десятилетие). Проблемы, возникающие у детей с хронологией: измерения времени (у младших школьников – им сложно воспринимать протяжённость событий, их размещение во времени), соотнесения года с веком, прочтения римских цифр, обратного счёта лет в истории.

При изучении дат можно использовать информационные технологии, например, программу «Лента времени». Благодаря ей, появляется возможность сравнить сходные процессы, происходившие в разных регионах и в разное время. Осознанию длительности периодов, событий и выделению общего помогают синхронистические таблицы.

Запоминание дат основано на смысловых связях. Запоминанию способствует образное обозначение времени и метод ассоциирования (можно, например, связать дату данного события со смежным событием того же года).  

Еще одной формой проверки знания хронологии является проведение

хронологических диктантов. Обязательным условием проведения такого рода работы является запись дат на доске, на листах (карточках) или специальном плакате. Это связано со зрительным восприятием исторических дат учениками. Существует три типа хронологических диктантов:

1) демонстрируется карточка с датой — ученики должны записать или

назвать событие,

2) называется событие – ученика предлагается назвать или записать дату

этого события,

3) задания комбинируются — называются то даты, то события.

М. Т. Студеникин считает, что для запоминания дат можно использовать стихотворную форму. [19]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...