2.3. Типы и формы уроков истории
2. 3. Типы и формы уроков истории
Существует несколько классификаций типов уроков: в одних за основу берётся ведущий метод, в других – деятельность учащихся, в третьих – характер материала. Но большинство методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и соответствующую им главную обучающую задачу урока. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками; выбор типа урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов. Классификация уроков по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче: Типы уроков: вводный урок (помогает восстановить знания предыдущего курса и дать общую характеристику нового курса), урок усвоения нового (при изучении темы, не связанной с предыдущими уроками, или очень сложной темы, где много теории), повторительно-обобщающий, урок-коррекция, урок-зачёт, комбинированный, контрольный урок (обобщаются знания по теме, разделу с целью выявления пробелов в знаниях), урок итогового повторения (можно провести в конце учебного год в форме аналитико-обобщающей беседы), урок проверки и учёта знаний (близок к контрольному, но на нём не ставится задача обобщить знания, а лишь их выявление и оценка), урок-беседа (фронтальная – со всем классом), урок обобщающего повторения (для систематизации знаний в конце курса и создания целостной картины событий. Можно в форме игры). Формы уроков: традиционные формы (лекция, семинар, практикум, лабораторная работа аналитико-обобщающая беседа, игра, тест, собеседование); нетрадиционные формы (видео-урок, урок-экскурсия, урок-концерт, урок-интервью). Уроки одного и того же типа можно провести разными формами: вводный урок можно провести в форме лекции, экскурсии, беседы, видео-урока и т. д.
Формы образовательной деятельности: индивидуальная (если сложный материал. Каждый ученик получает конкретное задание); групповая (каждая группа может выполнять одно и тоже задание, но разными методами; у групп взаимодополняющие задания; у каждого в группе – своё задание); коллективная.
Глава III. Методики и приёмы преподавания истории и обществознания. Формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения
3. 1. Методика преподавания истории как наука Методика преподавания истории (МПИ) – отрасль педагогической науки о задачах, содержании и методах изучения истории, изучающая закономерности процесса обучения с целью повышения его эффективности, отвечающая на вопрос: «Как надо преподавать историю? ». Методика включает в себя методику обучения истории (преподавание и учебная деятельность школьника; цели и содержание обучения). Факторы – это основные элементы процесса обучения: цели, содержание, методы, формы учебной работы и работы обучения истории, познавательные возможности учащихся. Взаимодействие факторов: цели определяют содержание и могут быть реализованы лишь на основе содержания; содержание отбирается лишь с учётом познавательных возможностей учащихся, но познавательные возможности развиваются в процессе усвоения этого содержания; цели и содержания обучения влияют на выбор методов; формы учебной работы организуются с учётом познавательных возможностей учащихся; результаты обучения зависят от всех факторов, результат будет высоким, если все данные факторы правильно апробированы учителем.
Задачи МПИ: «Зачем учить? » (образовательная, развивающая, воспитательная цели); «Чему учить? » (учитель должен отбирать содержание исторического материала в соответствии с целями, познавательными возможностями учащихся); «Как учить? » (учитель должен моделировать способы, формы, средства обучения в соответствии с целями, познавательные возможностями учащихся, результатами обучения). Функции МПИ: практическая – вырастить гражданина своей страны; теоретическая – отвечает на вопрос: «Кого надо воспитывать? ». 3. 2. Структура исторического материала. Способы изучения главных исторических фактов Существует много вариантов структуры исторического материала (схемы Ежовой, Коровкина, Студеникина, Вяземского). Ю. В. Вяземский разделил исторический материал на факты (события, явления, процессы) и теорию (выводы, понятия, закономерности, причинно-следственные связи). По содержательному признаку исторические факты подразделяют на главные и неглавные. Главными считаются те факты, которые передают основноесодержание темы урока, т. е. воссоздают картину изучаемых событий и явлений ираскрывают его существенные, наиболее важные стороны. Отличительной чертоймногих главных фактов является то, что в их содержании и связях заключены важныетеоретические сведения, необходимые для формирования у школьниковисторических понятий, мировоззренческих идей, знаний о закономерностях развития. К главным фактам относятся: 1) окружающая среда, 2) материальные предметы, 3)люди-участники исторических событий, 4) локализованные во времени ипространстве динамичные факты, 5) локализованные во времени и пространствестатичные факты. [17] Способы изложения фактов: 1. описание (картинное, аналитическое, портретное); 2. повествование (сюжетное, образное, конспективное, информационное). Приёмы формирования образов главных фактов: на репродуктивном уровне: опишите места событий, людей, прокомментируйте образы, которые изображены на картине, нарисуйте предметы по их словесному описанию, проговорите рассказ учителя про себя; на преобразовательном уровне: составьте план на основе словесных и наглядных источников, опишите предметы или места по опорным словам, оцените человека по определенным критериям; на творческо-поисковом уровне: персонификация (образное повествование от первого лица), драматизация (повествование в форме диалога, содержащий конфликт), стилизация (имитация источников), интервью (составление вопросов и ответов для беседы с воображаемым персонажем), воображаемое путешествие (перенос ученика в историческое прошлое), игра (моделирование ситуаций прошлого; ученики – участники событий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|