Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3 Методика изучения понятий и изложения теорий на уроке истории




3. 3 Методика изучения понятий и изложения теорий на уроке истории

На основе изучаемых фактов у учеников формируется конкретные представления. Выделяют 3 вида исторических представлений:  о фактах прошлого (материальная, социально-политическая жизнь людей); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Для формирования у учащихся полных представлений надо не только показывать изображения и разъяснять их, но и использовать приёмы, содействующие закреплению понятий (рисование и др. ). Процесс формирования понятий эффективен, если учитель выделяет признаки понятий. Легче усваивать те понятия, которые можно представить наглядно. Понятия усваиваются: от наглядных представлений к первоначальным понятиям; от простых к сложным; от широких к конкретным понятиям. Понятия, усваиваемые в начале обучения истории первичны и находятся в тесной связи с представлениями. При их воспроизведении необходимы опора на образы. В старших классах начинается переход от наглядного к абстрактно-логическому мышлению. Для определения понятий надо отбирать самые существенные признаки. В старших классах для формирования сложных понятий нужно использовать привыкание: учитель вводит понятие, но его не объясняет, а несколько раз употребляет это понятие в материале. Ко времени его обязательного введения ученики уже с ним знакомы и сложностей с его усвоением не будет.

Приёмы изложения теории: объяснение (монологичное и аргументированное последовательное изложение, часто используются союзы и вводные слова; даётся готовая информация, поэтому не формируется критическое мышление, потеря интереса, снижение познавательных возможностей); доказательство (подбор аргументов для обоснования истинности тезиса); рассуждение (монологичное изложение теории, представленное логической цепочкой вопросов и ответов. Используется при поиске причинно-следственных связей); обобщённая характеристика (выводы: перечисление, сопоставление, оценки).   

Приёмы преобразования теории: 1. преобразование в план (смысловой – ученики выделяют существенные признаки темы; тезисный – записывают краткие характеристики явления; стереотипный – выделение единичных признаков однородных И. фактов);  2. в таблицы (сравнительно-обобщающий, конкретизирующие – всесторонний анализ фактов).  

     Л. С. Бахмутова описывает следующие дидактические принципы формирования понятий:

1) принцип научности – даются современные трактовки;

2) принцип сознательности – овладение знаниями (ученик должен овладеть понятием, чтобы понять ПРОЦЕССЫ, например, в экономике);

3) принцип творческой активности (если усваивать понятие машинально, не перерабатывая в мозгу понятие, то получается каша). Достигается понимание от системы познавательных заданий;

4) принцип систематичности и системности в определении понятий (все знания – логическая цепочка, и нужно постоянно к знаниям обращаться, чтобы их закреплять);

5) принцип «положительного эмоционального фона» - достигается за счет интересного рассказа, обращения к личности ученика;

6) принцип «связи с жизнью» - если изучаем Древность, то реализуем только через современные научные открытия, например археологию.

7) наглядность – картинки, мультимидийные средства;

8) доступность – можно использовать научные формулировки, но это не значит, что ученики их усвоят. [18]

3. 4 Игра как приём обучения истории

Игру относят к нетрадиционным приёмам изучения фактического материала. Она используется на творческо-поисковом уровне усвоения. Это самый высокий уровень познавательных возможностей учащихся. Для использования нетрадиционных приёмов необходимы высокие интеллектуальные способности и интерес к предмету.   

Виды нетрадиционных приёмов: персонификация (образное повествование от первого лица, в результате которого развиваются эмпатические способности), драматизация (повествование в форме диалога, содержащий конфликт), стилизация (имитация источников), интервью (составление вопросов и ответов для беседы с воображаемым персонажем, заранее оговариваются время, тема беседы, объект вопроса), воображаемое путешествие (перенос ученика в историческое прошлое), игра (моделирование ситуаций прошлого; ученики – участники событий).  

Игра развивает способности перевоплощения, позволяет ученику стать выше себя. Выделяют разные типологии игр (Ахметов, Семёнов, Кучерук). Классификация Кучерука: деловая игра (моделируется ситуация современности, ученики получают роль архитектора, журналистов); игра-обсуждение (моделируется спор или дискуссия. В классе расставляются кругом столы); игра-исследование (подразумевает индивидуальный порядок: один герой пишет письмо или делает доклад); ретроспективные игры (моделируется ситуации из прошлого. Ученики – участники исторических событий); ролевые игры (учащиеся разыгрывают ситуации прошлого по ролям. Участников должно быть много); деловые игры с элементами ретроспективности (встречи, телемосты с современниками событий); тренинговые игры (настольные – домино; по алгоритму – ребусы, кроссворды; сюжетные; расшифровка иероглифов и др. );  неролевые игры (воссоздаются ситуации прошлого без ролей: маршрутные игры).

В дидактических играх - задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание, то есть игры могут быть индивидуальными и коллективными.

Этапы игры: 1. подготовительный (замысел, сценарий, распределение ролей, консультации); 2. вводный (учитель объясняет правила, представляет участников); 3. игровой; 4. оценочный (анализ игры). Важное требование к игре: должна быть ясна цель игры, дети должны заинтересоваться, чтобы им захотелось больше узнать об эпохе. Учитель в игре - инструктор, судья, ведущий, ученики в игре: актёры, зрители, эксперты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...