Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.7.Использование художественных произведений




3. 7. Использование художественных произведений

Есть учёные, которые считают необходимым использования на уроках истории художественной литературы.  М. Т. Студеникин, например, пишет:  «Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников и способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую о6становку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. [20]

Вместе с тем, стоит помнить о правильном использовании художественной литературы. М. Т. Студеникин даёт следующие рекомендации:  из художественной литературы учитель делает выписки или карандашом, делает пометки на полях собственного собрания книг… менее существенное в отрывках следует сократить…Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художественного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока…Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, бьющими в цель. [21]

 

 

3. 8. Применение исторических документов на уроке истории

Исторический источник – это всё, что создано человеком, результаты взаимодействия человека и окружающей среды, предметы культуры, обычаи, обряды, памятники письменности.

Исторический источник – это средство наглядности; он делает слова учителя более убедительными, способствует запоминанию ярких исторических образов, позволяет ученикам работать с историческим источником как историку.     

Существуют разные классификации исторических источников. Например, классификация  Ю. В. Вяземского выглядит следующим образом: документы государственного характера (указы), международного характера (договоры, акты), исторического характера (летописи, хроники); документы, связанные с политической борьбой (речи, листовки); документы личного характера (письма, мемуары); документы литературного жанра (проза, поэзия, мифы, песни, басни).  

Методика изучения исторических источников: 1. интегральный алгоритм – определить последовательность приёмов и умственных действий объединительного характера при чтении текста для повышения эффективности его усвоения. Выделяют 7 блоков: наименование текста, автор, выходные данные, содержание, фактографические знания, новизна, возможность использования исторического источника на практике.

2. дифференцированный алгоритм – выделение смысловых опорных сигналов. Этапы работы по алгоритму: выделить ключевые слова в абзаце, составить с ними предложения и прочитать их.

3. метод последовательно-текстуального изучения источника – последовательное усвоение информации. Приёмы методики: выделить главные идеи, задать к ним вопросы, выполнить работу над вопросами, поставленными автором,  выполнить анализ понятий, терминов, личностей, соотнести идеи исторического источника с использованием исторического опыта современной России.

4. метод поэтапного изучения исторического источника – предполагается самостоятельная работа учащихся с историческими источниками. Этапы работы: подготовительный этап (уяснение терминологии, выявление причин и условий создания документа); усвоение содержания исторического источника (выделение узловых вопросов содержания, оформление конспекта); выполнение обобщающих задач (творческо-образных заданий: написать эссе, поспорить с автором или взять у него интервью).    

3. 9. Работа в группах

Большое значение в настоящее время придаётся работе в группе. Выделяют следующие особенности работы в группе: «Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы… При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. Ученик-консультант имеет возможность актуализиро-вать и конкретизировать свои знания по истории, которые приобретают гибкость и закрепляются при объяснении своему однокласснику. [22]

«При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, приобретают опыт контактов с окружающей средой взрослых — в естественных деловых, производственных и социальных отношениях, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью». [23]

Примеры групповой работы можно посмотреть в опубликованных поурочных разработках. [24]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...