3.14. Вариативность в проведении учебных занятий по истории: лекция, семинар, практикум, лабораторная работа
3. 14. Вариативность в проведении учебных занятий по истории: лекция, семинар, практикум, лабораторная работа Школьная лекция - вид учебного занятия, обычно проводимого в старших классах, в ходе которого учитель монологично дает глубокое, логически-структурированное объяснение основного фактологического и теоретического материала (развиваются умения слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать). Виды лекций: обзорные (максимум теории, минимум фактов), тематические (формируется яркое представление о главных фактах): вводные (первичное ознакомление учащихся с основными проблемами тем и разделов курса). Важно контролировать скорость записи детей (если надо - останавливаться, проверять записанное). Лекция проводится тогда, когда учебник не отражает все тезисы по данному вопросу или материал изложен плохо. Приёмы учителя: объяснение, изложение, описание, повествование, обобщающая характеристика. Приёмы детей: составление тезисных, смысловых, информативных планов, заполнение таблиц, формулировка выводов и др. По мнению Л. Н. Боголюбова, «лекция в курсе обществознания позволяет дать глубокое, систематическое, последовательное изложение главного в содержании данного урока, в некоторых случаях – раскрыть ключевые положения блока взаимосвязанных уроков»[28]. Лабораторная работа - форма учебного занятия, на которой дети сами изучают материал по учебнику или источнику. Лабораторная работа проводится, если учебник хорошо структурирован, в нем ярко изложены главные факты: если есть разные творческие задания (это ставит ученика в тупик и заставляет его думать). Это урок применения знаний и формирования умений и навыков. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, формируется умение реконструировать главные факты, делать выводы, оценивать достоверность фактов, укрепляется интерес к истории, формируется критическое мышление. Типы заданий по лабораторным работам: на воспроизведение (по учебнику) кроссворды, решить тест, на реконструкцию главного факта (от первого лица рассказать о событии), на анализ текста (составить тезисный или смысловой план, таблицу), на личностно-оценочные суждения (разделяет ли ученик точку зрения? ). Примеры лабораторных заданий можно посмотреть в опубликованных поурочных разработках. [29]
Боголюбов рекомендует организовать урок таким образом, чтобы чтение занимало меньшую часть времени на уроке, а большую – коллективный разбор текста, допустимо дать ученикам прочитать необходимые документы дома. [30] Семинар - форма учебных занятий, где преобладает самостоятельная работа учащихся. Семинар обычно целиком посвящают изучению нового материала. Ученики выносят новый материал на коллективное обсуждение. Семинар предваряет самостоятельную работу детей дома. Проводится, когда новый материал сложный или тема очень обширна, как правило, в 10-11 классах. Детям заранее даются вопросы на дом (не более 5), дается список литературы. На уроке ещё раздается порядка трёх творческих заданий и порядка трёх дополнительных вопросов. В заключение семинара учитель выставляет оценки, делает вывод. Как отмечает Боголюбов, «подготовленные по индивидуальным и групповым заданиям сообщения не должны занимать слишком много времени, не должны вытеснять развёрнутую беседу по изучаемым вопросам. Они должны помочь осмыслению темы не только говорившими сообщения, но и всеми учащимися». [31] Практикум - одна из форм традиционного урока, где на основе ранее полученных знаний ученики решают познавательные и проблемные задачи, осваивают наиболее сложные приемы и таким образом закрепляют ранее усвоенный материал. Практикум проводится после урока усвоения нового материала перед контрольной и повторительно-обобщающим уроками. Практикум - это урок-корректировка. Л. Н. Боголюбов отмечает: «опыт показывает, что практические занятия существенно повышают качество знаний, их глубину, конкретность, оперативность, значительно усиливают интерес к изучению обществознания, помогают учащимся полнее осознать практическую значимость общественных наук». [32]
3. 15 Итоговые собесоедования По мнению Л. Н. Боголюбова, итоговое собеседование является одной из эффективных форм, позволяющих подвести итоги изучения темы. «Собеседования могут играть роль специальных зачетных занятий по наиболее важным темам. Основное их назначение - систематизировать и обобщить материал крупной темы или целого раздела, уточнить знания по коренным вопросом, закрепить их…Итоговое собеседование по обществознанию сочетает функции общепринятых в курсе истории повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки и учета знаний…Вопросы целесообразно направить на выявление знаний ведущих идей данного раздела. Разумнее раздробить содержание на большое количество вопросов, которые ставятся в логической последовательности и требуют кратких ответов. В этом случае в беседу вовлекаются практически все учащиеся, отвечая с места на вопросы или уточнения ответы товарищей. При проведении собеседования в 8-9 классах по сравнению с 10-11 классами требуется более заметная помощь учителя в корректировке ответов учащихся, в раскрытии связей между отдельными элементами содержания». [33]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|