3.10. Метод опорных конспектов в обучении истории
3. 10. Метод опорных конспектов в обучении истории
Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий смысл понятия и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию. Опорный конспект – схема, содержащая большой объем информации, которая в дальнейшем воспринимается учеником: это конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект целесообразно применять в истории, так как она оперирует большими объёмами материала. Чтобы не возникло путаницы надо постепенно подавать материал. Функции опорного конспекта: основания (опорный конспект - основание для привлечения более широкой информации), наглядности, проверки, шпаргалки, понимания, экономии, развития, дисциплинирования, самостоятельности, структурирования. Классификация опорных конспектов: по содержанию: поурочно-тематический (в нём конспектируется основной вопрос – на контрольных и повторительно-обобщающих уроках); проблемно-тематический (объединяет несколько уроков или весь курс), страноведческие (большие периоды в истории отдельной страны); 2. по способу передачи информации: образно-символические; условно-графические, словесно-логические; 3. по результатам воздействия: «компакт» (отражает самую суть темы), «репродукция» (также отражает самую суть темы), «консультант» (достаточно развёрнутый, для помощи ученику в самостоятельном овладении темой), «репетитор» (охватывает блок-тему или курс); «контролёр» - (освещены узловые моменты, используется для контроля и оценки знаний). Требования к опорным конспектам: должна быть связь между опорными сигналами, раскрываются лишь ключевые моменты, опорные сигналы располагаются блоками: каждый блок – факт, отдельный вопрос темы. Должно быть не более 5 блоков в опорном конспекте; блоки должны быть независимы друг от друга; переход от одного блока к другому строится на принципе втягивания новых знаний в старые. Письменное воспроизведение опорного конспекта должно занимать 12 минут, на листе должна быть легенда основного конспекта. В конспекте нужно со смыслом использовать цвет: красный – основной, зелёный - вспомогательная информация, чёрный и синий – для рисунка, графика, стрелок. Опорные конспекты должны быть доступны, мобильны – крепиться на доске и раздаваться ученикам.
Этапы подготовки опорного конспекта: 1. учебный материал анализируется и разбивается на части, части – на блоки опорных сигналов; 2. моделируется общая схема опорного конспекта, определяется логическая последовательность; 3. кодирование информации в основном конспекте; 4. оформление основных конспектов. Работа с опорным конспектом на уроке: объяснение материала без конспекта; затем – повторение этого материала по опорному конспекту. Дети могут дома подготовить опорный конспект, а на уроке заданием будет воспроизвести опорный конспект письменно.
3. 11. Технологии развивающего обучения. Урок истории в системе развивающего обучения Технология – описание способов использования технических средств в процессе обучения для повышения его эффективности. Типы развивающих технологий: 1. проблемно-поисковые технологии (перед учеником ставится проблема, которую он пытается решить); 2. технология исследовательской деятельности (учится самостоятельно овладевать понятиями, способами решения задачи); 3. технология моделирования, например, учебная игра (моделируется сам процесс исследования реальной или имитационно ситуации. Ученики сами принимают решение в соответствии с правилами игры. Их деятельность оценивается при анализе принятых ими решений); 4. коммуникативно-диалоговые технологии (построены на проблемном методе и проведении дискуссии).
Цель развивающего обучения – развитие ребёнка, важно заинтересовать его учением, внушить необходимость самообразования. Ребёнок должен стать не исполнителем, а генератором идей. Учитель – организатор и равноправный участник учебной деятельности (в традиционном обучении, учитель – главная фигура на уроке); учитель подводит к проблеме, сознательно ошибается, советует, создаёт ситуацию успеха (в традиционном обучении, учитель заранее убеждён в несостоятельности ученика, учитель приказывает, требует). Типы развивающих уроков: урок постановки учебной задачи; планирования и решения; моделирования; преобразования модели; отработки общего способа действия; контроля; оценки; mixed-урок. Структура mixed урока: 1. мотивационно-ориентировочная часть (создание мотивов учебной деятельности; формирование цели; выбор средств и методов; планирование деятельности); 2. операционно-исполнительная часть (поиск решения учебной задачи; создаётся модель исследуемого объекта; модель переводится в абстракцию; выделяется общий способ действия; решается конкретная практическая задача); 3. рефлексивно-оценочная часть (определение соответствия выполненного и того, что требовалось выполнить; самооценка учеником знаний, умений, навыков, приобретённых на уроке).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|