3.12. Технология критического мышления на уроке истории
3. 12. Технология критического мышления на уроке истории Технология критического мышления (автор – Дьюи) одобрена консорциумом демократической педагогики в 1997 г. ТКМ призвана заинтересовать ученика, помочь ему обобщить, предоставить условия для осмысления; учит учащихся чётко определять проблему и анализировать информацию, искать альтернативные пути решения; формирует умение собирать информацию из разных источников; учит учиться осмысливать ситуацию в целом. ТКМ реализуется на уроке в 3 фазах: вызов (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей деятельности; учащиеся вспоминают, задают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ в ходе урока. Составляется список известной информации по методике «ключевые слова»; систематизация материла по методике «кластеры» (предусмотрены индивидуальная, парная, групповая формы проведения уроков); осмысление (постепенное логическое продвижение от незнания к знанию; ученик учится читать или слушать текст, ведя при этом записи. Используются методы активного слушания и чтения; поиск ответов на вопросы 1 этапа, ведение бортового журнала); рефлексия (возвращения учащихся к первоначальным записям, их изменение и дополнение. Учащиеся соотносят старую и новую информацию и делают выводы. Методики: «кластер», заполнение таблицы, синквейн и др. ). Некоторые приёмы технологии критического мышления: Кластер – выделение смысловых единиц текста (блоков) и их графическое оформление в определённой логической последовательности в виде грозди. INSERT – самоактивизирующаяся разметка для эффективного чтения и размышления (читая текст, делаются пометки на полях: «уже знакомо», «новое», «думаю по другому», «не понял». Затем текст читается ещё раз. Количество значков должно уменьшиться). Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию, выделять новое. [25]
Синквейн – это пятистишье. Свои выводы на этапе рефлексии можно выразить пятистишьем (1 строка-тема – 1 существительное; 2 строка – описание темы – 2 прилагательное; 3 строка – действие – 3 глагола; 4 строка – чувства – 4 слова, в которых выражается отношение ученика к теме; 5 строка – 1 существительное – вывод, выражающий тему в одном слове). Сначала дети пишут стих вместе с учителем, а через несколько уроков – уже пишут сами. Бортовой журнал – используется на эффективной лекции. В первой графе ученики пишут информацию (что они хотели бы узнать), появившуюся у них на этапе вызова. На этапе осмысления – слушают лекцию учителя и ставят + или – напротив своих предложений в первой графе, параллельно записывая во вторую графу лишь новую информацию. На этапе рефлексии обе графы журнала сопоставляются, пишется отзыв, с которым ученики выступают после лекции. Пример упражнения «Выбери слово» (предназначено длятого, чтобы научиться отбирать непонятные, новые, неожиданные в данном контексте слова и выражения в учебном тексте, вносить в свой словарь, давать осмысленные определения. Продолжая эту работу от слов можно перейти к предложениям, классифицируя их на группы. Учащиеся выбирают в тексте учебника предложения и зачитывают их. На первом этапе использования приема желательно для заполнения таблицы брать небольшие по объему темы, и потребуется помощь учителя. Работа над таблицей может служить хорошей подготовкой к зачету по пройденной теме. Возможно заполнение таблицы как формы итогового контроля по теме, особенно для неуспевающих, долго и много болевших, а также, самостоятельно занимающихся на продвинутом уровне, то есть для детей с особыми образовательными потребностями. Прием учит не только задавать вопросы, но и планировать свою образовательную деятельность. [26]
Также можно использовать написание эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. «Объем эссе - от половины до полутора страниц, а мини-эссе или экспресс-эссе – пара фраз. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. [27]
3. 13. Проблемный метод обучения на уроке истории. Проектная деятельность в обучении истории Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Элемент проблемности можно включать во все уроки: перед изучением нового задавать вопросы, на которые ученики будут давать ответы в конце урока. Можно весь урок провести на поисковом уровне: учитель может излагать теорию в скрытой форме, опуская сущность фактов; выдвинуть проблему, дать ориентиры для её решения. Ученики решают проблему (как правило, уже давно решённую наукой). Но учащимся надо решить её самим. Проблемные задания – это задания, используемые на продуктивном уровне обучения. Учебная проблема – вопрос повышенной сложности, основанный на несоответствии между имеющимися знаниями и требованиями для решения поставленной задачи. Проблемная задача – содержится в учебной проблеме и придаёт динамику процессу обучения. Проблемная задача есть тогда, когда способ её решения не известен. Проблемное задание состоит из данного, требования (проблемный вопрос) и неизвестного. Когда учитель на уроке ставит задачу, то создаётся проблемная ситуация (психологический дискомфорт), для разрешения которой у учеников нет заранее готовых шаблонных ответов. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в учебном материале есть противоречие, или несколько противоречивых взглядов по одному вопросу. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретённых знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.
Для того, чтобы создать проблемную задачу, надо выбрать значимый исторический факт, предложение, противоречащее первому и сформулировать проблемный вопрос, например: «В первобытное время было много животных, но люди часто голодали. Почему такое могло случиться? ». Цель проектного обучения – не только усвоение теоретических знаний, а развитие ученика – овладение им новыми способами действия, становление новых способностей. Авторы метода проектов – Килпатрик и Дьюи. Проект – это прообраз объекта или деятельности. Типы проектов: по виду деятельности (творческие, поисковые, ролевые, прикладные); по предмету содержания (минипроект, монопроект, межпредметный проект); по характеру контактов (среди учащихся класса, в рамках школы, в масштабе города, страны); по количеству участников (1 чел., групповой, коллективный); по времени (кратко, средне, долгосрочные). Метод проектов включает в себя этапы: замысел, реализация замысла, защита проекта (рефлексия). Требования к методу проектов: значимость проблемы, проблема должна требовать исследования; работы должны быть значимы; работа должна быть чётко структурирована; ученики должны оформить и защитить свой проект (в виде стенда, макета, компьютерной программы и пр. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|