Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.16. Ученическая конференция, дебаты




3. 16. Ученическая конференция, дебаты

 

«Конференция, как правило, проводится в старших классах, а докладчиками выступают более сильные учащиеся. Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков, и оппонентов по каждой теме, подсказывает им литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Он оценивает и качество доклада, и качество «оппонирования» (насколько интересны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступления «оппонентов» должны быть строго ограничены во времени. Количество сообщений и объем информации в них сокращаются таким образом, чтобы суммарное время проведения не превышало учебного часа. Конференция может быть итогом работы по крупному разделу курса. Эта форма работы используется преимущественно в 10-11 классах». [34]

Иногда на уроках практикуются диалоги, дискуссии (фронтальные, групповые, общие), дебаты. Такие уроки помогают развивать у учеников критическое мышление, речь, прививают способность грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения. «Дебаты является одной из форм проведения дискуссии, но довольно специфической, в условиях дискуссии решение достигается на основе общего консенсуса, после согласования противоположных точек зрения. Дебаты же направлены на принятие конкретной наиболее убедительной позиции в результате обмена аргументами в пользу той или иной точки зрения. Дебаты имеют достаточно строгий порядок, и построены они на основе заранее зафиксированных двух противоположных позиций. [35]

 

 

                                                                                                  

 

  Приложение 1

Таблица 1

Традиционные и нетрадиционные формы урока [36]

(автор Г. К. Селевко)

 

Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик” Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование  
Методы и формы учебной деятельности школьников Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных

форм уроков [37]

 

Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь Достоинства: сильная обратная связь Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Приложение 2

 

Анализ исторической личности [38]

Расширенный вариант памятки для характеристики исторических деятелей.

 1) Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений человека.

2) Вспомните или установите по учебнику, документу и т. п., когда и в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал, какое воспитание получил.

3) Опишите внешность исторического героя.

4) Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей.

5) Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека?

6) Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в выполнении его планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели?

7) Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности.

8) Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, во- левые) способствовали достижению поставленных целей?

9) Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки?

10) Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

11) Установите (по его делам и поступкам), в интересах каких классов он действовал.

12) Раскройте значение и роль исторического деятеля.

13)Оцените роль этой личности в истории. Каковы результаты и значение ее деятельности?

14) Оцените его деятельность: кому она была полезна? Помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народа?

15) Выясните, как к этому человеку относились его современники и потомки.

16) Каково ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.

17) Выскажите свое отношение к нему: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера вы хотели бы подражать?

18) Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...