3.16. Ученическая конференция, дебаты
3. 16. Ученическая конференция, дебаты
«Конференция, как правило, проводится в старших классах, а докладчиками выступают более сильные учащиеся. Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков, и оппонентов по каждой теме, подсказывает им литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Он оценивает и качество доклада, и качество «оппонирования» (насколько интересны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступления «оппонентов» должны быть строго ограничены во времени. Количество сообщений и объем информации в них сокращаются таким образом, чтобы суммарное время проведения не превышало учебного часа. Конференция может быть итогом работы по крупному разделу курса. Эта форма работы используется преимущественно в 10-11 классах». [34] Иногда на уроках практикуются диалоги, дискуссии (фронтальные, групповые, общие), дебаты. Такие уроки помогают развивать у учеников критическое мышление, речь, прививают способность грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения. «Дебаты является одной из форм проведения дискуссии, но довольно специфической, в условиях дискуссии решение достигается на основе общего консенсуса, после согласования противоположных точек зрения. Дебаты же направлены на принятие конкретной наиболее убедительной позиции в результате обмена аргументами в пользу той или иной точки зрения. Дебаты имеют достаточно строгий порядок, и построены они на основе заранее зафиксированных двух противоположных позиций. [35]
Приложение 1 Таблица 1 Традиционные и нетрадиционные формы урока [36] (автор Г. К. Селевко)
Таблица 2
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков [37]
Приложение 2
Анализ исторической личности [38] Расширенный вариант памятки для характеристики исторических деятелей. 1) Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений человека. 2) Вспомните или установите по учебнику, документу и т. п., когда и в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал, какое воспитание получил. 3) Опишите внешность исторического героя. 4) Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей. 5) Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека? 6) Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в выполнении его планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели? 7) Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности. 8) Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, во- левые) способствовали достижению поставленных целей? 9) Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки? 10) Выявите противоречия в личности и ее деятельности. 11) Установите (по его делам и поступкам), в интересах каких классов он действовал. 12) Раскройте значение и роль исторического деятеля. 13)Оцените роль этой личности в истории. Каковы результаты и значение ее деятельности? 14) Оцените его деятельность: кому она была полезна? Помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народа? 15) Выясните, как к этому человеку относились его современники и потомки. 16) Каково ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.
17) Выскажите свое отношение к нему: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера вы хотели бы подражать? 18) Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|