Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Управление развитием экономических систем в условиях неопределенности и риска




Любая организационно-управленческая структура рассматривается как структура, существующая и функционирующая в условиях различных внутренних и внешних противоречий, в которых неопределенность и риск полностью устранить нельзя — можно лишь уменьшить наступление их необходимости, устранив случайные факторы. Значит, риск можно рассматривать как последовательные изменения случайностей, которые могут наступать с определенной периодичностью[29].

В теории управления, однако, влияние противоречий на принятие финансово-экономических и управленческих решений не анализируется: возможно, ввиду отсутствия методов измерения противоречий либо же вследствие ошибочности взглядов управленцев на незначительность названной проблематики.

Одним из толчков к необходимости глубокого изучения противоречий в процессах формирования и принятия управленческих решений послужило раскрытие гомеостата живых систем, в которых важную роль играют управляемые противоречия[30].

Анализ этих механизмов позволяет сделать следующие выводы:

¾ противоречие является целенаправленно управляемым;

¾ противоречие служит для поддержания равновесия системы;

¾ в гомеостатических системах действует своеобразный закон сохранения противоречия.

На основе гомеостата живых систем можно синтезировать целый класс многосвязных, иерархических, организационно-управленческих структур и алгоритмов формирования управленческих решений, обладающих рядом принципиально новых свойств в отношении адаптации к внешней среде. До настоящего времени в теории управления использовались приемы кибернетики, прикладной математики, вычислительной техники, где противоречие расценивается как негативный фактор[31].

Однако гомеостатические структуры управления имеют аналоги в производственном, персональном менеджменте, а в этих случаях требуются гибкие, адаптивные механизмы и процедуры принятия управленческих решений, которые позволили бы действовать в условиях противоречий, порождающих конфликты различной степени интенсивности, допуская разумные риск и компромисс.

В данном случае компромисс можно рассматривать как снятое противоречие, а анализ роли противоречия и раскрытие структур гомеостатического управления, с одной стороны, дает возможность для широкого осмысления процессов управления (формирования и принятия управленческих решений), а с другой, позволяет понять те механизмы, которые вызывают активизацию человеческого фактора в ходе подготовки управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Важными характеристиками управления являются функциональные составляющие и их особенности: целесообразность, информационная природа и обратная связь[32]:

1. Финансовая составляющая считается решающей. Поскольку в рыночных условиях хозяйствования финансы являются «двигателем» любой экономической системы, то сначала оцениваются угрозы экономической безопасности, включающие:

¾ внутренние негативные воздействия (неэффективное финансовое планирование и управление активами; малоэффективная рыночная стратегия; ошибочная и ценовая и кадровая политики);

¾ внешние негативные воздействия (спекулятивные операции на рынке ценных бумаг; ценовая и другие формы конкуренции; лоббирование конкурентами недостаточно продуманных решений органов власти);

¾ форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, забастовки, военные конфликты) и обстоятельства, приближающиеся к форс-мажорным (неблагоприятные законодательные акты, эмбарго, блокада значительное разное изменение курса валют и т. п. ).

В процессе оценки текущего уровня обеспечения финансовой составляющей экономической безопасности подлежат надлежащему анализу[33]:

¾ финансовая отчетность и результаты работы предприятия (организации) — платежеспособность, финансовая независимость, структура, использование капитала и прибыль;

¾ конкурентное состояние предприятия (организации) на рынке — доля рынка, которой владеет субъект хозяйствования; уровень применяемых технологий и менеджмента;

¾ рынок ценных бумаг предприятия (организации) — операторы и инвесторы ценных бумаг, курс акций и листинг.

2. Интеллектуальная и кадровая составляющая . Надлежащий уровень экономической безопасности в большой мере зависит от состава кадров, их интеллектуального потенциала и профессионализма. Охрана интеллектуальной и кадровой составляющей экономической безопасности охватывает два взаимосвязанных и, в то же время, самостоятельных направления деятельности того или иного субъекта хозяйствования[34]:

1) первое — ориентировано на работу с персоналом фирмы, на повышение эффективности деятельности всех категорий персонала;

2) второе — нацелено на сохранение и развитие интеллектуального потенциала; т. е. на охрану совокупности прав на интеллектуальную собственность (в т. ч. на патенты и лицензии), а также на использование накопленных знаний и профессионального опыта работников предприятия (организации).

Первой стадией процесса обеспечения этой составляющей является оценка угроз негативного воздействий и возможного ущерба от таких воздействий. Основные негативные воздействия на экономической безопасности организации (предприятия) — недостаточная квалификация работников тех или иных структурных подразделений, их нежелание или неспособность приносить максимальную пользу своей фирме. Это может быть обусловлено низким уровнем управления персоналом, отсутствием средств на оплату труда отдельных категорий персонала предприятия (организации) или нерациональным их расходованием.

Процесс планирования и управления персоналом, направленный на охрану надлежащего уровня экономической безопасности организации (предприятия), должен охватывать организацию подбора, найма, обучения и мотивации труда необходимых работников, включая материальные и моральные стимулы, обеспечение социальными благами, а также мероприятия по повышению престижности профессии, усилению в ней творческого начала.

Важным звеном установления нормального уровня экономической безопасности организации (предприятия) является оценка эффективности мероприятий, осуществляемых путем сопоставления общей величины затрат на предупредительные мероприятия и потерь для предприятия (организации).

3. Технико-технологическая составляющая. Процесс охраны технико-технологической составляющей экономической безопасности организации (предприятия), как правило, предусматривает осуществление нескольких последовательных этапов.

Первый этап охватывает анализ рынка технологии производства продукции, соответствующей профилю данного предприятия (сбор и анализ информации относительно особенностей технологических процессов на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию; анализ научно-технической информации по новым разработкам в данной отрасли, а также по относительно технологий, способных совершить прорыв на отраслевой технологический рынок).

Второй этап включает анализ применяемых на данном предприятии технологических процессов и поиск внутренних ресурсов улучшения используемых технологий.

На третьем этапе концентрируются усилия на анализе товарных рынков по профилю выпускаемой предприятием продукции и рынков товаров-заменителей, а также на оценке перспектив развития рынков производимой предприятием продукции и прогнозирования возможной специфики технологических процессов для выпуска конкурентоспособных товаров.

Четвертый этап обычно посвящается разработке технологической стратегии развития предприятия, включающей[35]:

¾ выявление перспективных товаров из группы (номенклатуры, ассортимента), изготовляемой предприятием;

¾ планирование комплекса технологий для производства перспективных товарных позиций;

¾ бюджетирование технологического развития предприятия на основе оптимизации затрат и выбора альтернативы: проведения собственных разработок или приобретения патентов и необходимого оборудования на рынке;

¾ разработка общего плана технологического развития предприятия (с отражением в нем выбора альтернативного варианта, сроков и объемов финансирования, ответственных исполнителей);

¾ составление плана собственных корпоративных НИОКР в соответствии с планом технологического развития.

На пятом этапе оперативно реализуются планы технологического развития предприятия в процессе осуществления его хозяйственной и другой деятельности.

Шестой этап является завершающим, на котором анализируются результаты реализации мероприятий по обеспечению технико-технологической составляющей экономической безопасности организации (предприятия) на основе специальной карты расчетов эффективности.

Формализованная оценка уровня технико-технологической составляющей экономической безопасности предприятия осуществляется на основе анализа расчетного значения коэффициента ЕФК (единого функционального критерия), определяемого по формуле:

 

                                          Упр

ЕФК = ------------------,

Зк. м + Ус. п

где:

Упр — суммарный предотвращенный ущерб от реализации мер по обеспечению технико-технологической безопасности предприятия;

Зк. м — общая сумма затрат на проведение комплекса мероприятий;

Ус. п — суммарный ущерб, причиненный технико-технологической составляющей экономической безопасности предприятия.

В качестве приложения к плану обеспечения технико-технологической составляющей экономической безопасности организации (предприятия) нужно разработать плановую карту расчета эффективности мероприятий с выделением необходимых прогнозируемых показателей[36].

В плановой карте указываются:

¾ стоимость предотвращенного ущерба от негативных воздействий;

¾ затраты на реализацию мероприятий по предотвращению ожидаемого ущерба и по обеспечению технико-технологической безопасности предприятия (организации) с указанием функциональных подразделений;

¾ ответственные за реализацию предлагаемого комплекса мер;

¾ предполагаемые расчетные значения единичного функционального критерия (коэффициента) эффективности принимаемых мер по обеспечению этой составляющей: т. е. экономической безопасности организации (предприятия).

4. Политико-правовая составляющая . Общий процесс обеспечения политико-правовой составляющей экономической безопасности организации (предприятия) осуществляется по типовой схеме, охватывающей ряд последовательно реализуемых действий. Прежде всего, детально анализируются угрозы внутренних и внешних негативных воздействий, исходя из возможных причин их возникновения.

Основными причинами возникновения внутренних негативных воздействий на эту составляющую экономической безопасности организации (предприятия) могут быть:

¾ низкая квалификация работников юридических служб предприятия (организации) и ошибки в подборе персонала этих служб;

¾ недостаточное финансирование юридического обеспечения бизнеса;

¾ нежелание или неспособность организации (предприятия) активно влиять на внешнюю политико-правовую среду бизнеса.

Последнее обычно проявляется в слабой правовой проработке договорных отношений предприятия со своими партнерами, неэффективном планировании юридического обеспечения бизнес-деятельности организации.

Причины возникновения внешних негативных воздействий обычно имеют двоякий характер: политический и законодательно-правовой.

К первой группе причин могут быть отнесены[37]:

¾ столкновение интересов различных общественных групп (слоев) населения по экономическим, национальным, религиозным и другим мотивам;

¾ военные конфликты (действия);

¾ экономические и политические кризисы мирового (международного) характера.

Во второй группе причин обычно выделяют:

¾ осуществление политических и иных целей находящимися у власти партиями (общественными движениями);

¾ изменение положений действующего законодательства по вопросам собственности, хозяйственного и трудового права, налогообложения и т. п.

Оценка реального состояния политико-правовой безопасности предприятия (организации) осуществляется по нескольким (в большинстве случаев — трем) направлениям:

1) уровень организации и качества работы по охране этой составляющей общего уровня экономической безопасности организации (предприятия);

2) бюджетно-ресурсное обеспечение;

3) эффективность деятельности соответствующих подразделений субъектов хозяйствования.

5. Информационная составляющая . В каждом организации соответствующие службы выполняют функции, в совокупности характеризующие процесс обеспечения информационной составляющей экономической безопасности организации (предприятия).

6. К основным относятся такие функции[38]:

— сбор всех видов информации, имеющих отношение к деятельности организации (предприятия) или другого субъекта хозяйствования (информация по всем видам рынков, по политическим событиям и тенденциям макроэкономического развития мировой и национальной экономики; научно-техническая информация; новые законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность предприятий и организаций);

— анализ получаемой информации с обязательным соблюдением общепринятых принципов (систематизации, непрерывности поступления, всестороннего характера аналитических процессов) и методов (локальных по специфическим и общекорпоративным проблемам) организации работ;

— прогнозирование тенденций развития научно-технологических, экономических и политических процессов на предприятии, в стране и в мире относительно конкретной сферы бизнеса (деятельности), а также показателей, которых необходимо достичь (например, финансовые прогнозы, прогнозы объектов производства и технологического развития данного предприятия или данной организации);

— оценка уровня экономической безопасности организации (предприятия) по всем составляющим и в целом, разработка рекомендаций по повышению его уровня на данном субъекте хозяйствования;

— другие виды деятельности по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности организации (связь с общественностью, формирование благоприятного имиджа фирмы, зашита конфиденциальной информации).

На предприятие (в организацию) постоянно поступают потоки информации, которые различаются по источникам их формирования (возникновения)[39].

В связи с этим принято выделять:

¾ открытую официальную информацию;

¾ достоверную несекретную информацию, получаемую из неформальных контактов сотрудников фирмы с носителями такой информации;

¾ конфиденциальную информацию, получаемую путем несанкционированного доступа к ней.

Оперативная реализация мероприятий по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности организации (предприятия) включает определенный комплекс работ:

1) сбор различных видов информации, осуществляемый через официальные каналы; контакты с использованием разнообразных источников открытой информации; неофициальные контакты с носителями закрытой информации, а также с помощью специальных технических средств;

2) обработка и систематизация полученной информации, проводимые соответствующей службой предприятия (организации) с целью упорядочения для дальнейшего более глубокого анализа. Для этого создаются классификаторы информации и досье, внутренние базы данных и каталоги;

3) анализ полученной информации, который включает всестороннюю обработку поступивших данных с использованием различных технических средств и методов анализа. В процессе проведения аналитических работ выполняются прогнозные расчеты по всем аспектам информационной деятельности и возможным вариантам поведения среды бизнеса с помощью разных методов моделирования.

4) защита информационной среды предприятия (организации), которая традиционно охватывает:

¾ мероприятия по защите субъектов хозяйствования от промышленного шпионажа со стороны конкурентов или других юридических и физических лиц;

¾ техническую защиту помещений, транспорта, корреспонденции, переговоров, различной документации от несанкционированного доступа заинтересованных лиц к закрытой информации;

¾ сбор информации о потенциальных инициаторах промышленного шпионажа и проведение необходимых превентивных действий с целью пересечения таких попыток;

5) внешняя информационная деятельность, которую направляют на создание в обществе благоприятного имиджа предприятия (организации) и противодействие попыткам нанести вред репутации данной фирмы путем распространения о ней искаженной информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...