Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самопроверки. Литература. Концептуальные Аспекты диагностики антикризисного управления. 3. 1. Понятия «экономический анализ» и «диагностика» в сегменте антикризисного управления предприятием




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое риск и каковы его основные признаки?

2. Какие характеристики имеет риск в практике управления?

3. Всегда ли управление бывает рискованным?

4. Какие виды рисков встречаются в антикризисном управлении?

5. Какую роль играет риск в антикризисном управлении?

6. Следует ли избегать рискованных управленческих решений?

7. Как можно оценить уровень предпринимательского риска?

8. Какова возможность оценки уровень финансового риска?

9. Как можно оценить уровень общего риска?

10. Каковы меры защиты от рисков в антикризисном управлении?

11. Назовите основные факторы, обуславливающие развитие кризисного состояния предприятия.

Литература

Нормативные правовые акты и нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) // Российская газета. 21. 01. 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 30. 11. 2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05. 12. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14-ФЗ (ред. от 30. 11. 2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 01. 2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29. 01. 1996. № 5.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26. 11. 2001 № 146-ФЗ (ред. от 30. 06. 2008) // Собрание законодательства РФ, 03. 12. 2001. № 49. Ст. 4552.            

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 № 95-ФЗ (ред. от 08. 12. 2011 // Собрание законодательства РФ, 29. 07. 2002. № 30. Ст. 3012.

6. Федеральный закон от 26. 10. 2002 № 127 ФЗ (ред. от 06. 12. 2011) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28. 10. 2002. № 43. Ст. 4190.

7. Постановление Правительства РФ № 537 от 01. 06. 1998 «О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению».

8. Распоряжение Федеральной службы России по делам о не­состоятельности и финансовому оздоровлению от 13. 03. 1999 № 13-р «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности».

9. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Залесского. М. : Юринформцентр, 2009. С. 147.

Основная литература:

1. Балдин К. В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учеб. пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и K », 2010.

2. Буга А. В. Куприн А. А. Финансовый менеджмент на предприятие в состояние банкротства: учеб. пособие. СПб. : СЗАГС (филиал г. Сосновый Бор): Астерион, 2010.

3. Зуб А. Т., Панина Е. М. Антикризисное управление организацией: учеб. пособие. М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2007.

4. Куприн А. А., Буга А. В., Самодуров А. А. Управление экономической безопасностью организации: монография. СПб. : Речь, 2010.

5. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. Э. М. Короткова. М. : ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная литература:

1. Бобылёва А. З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: учеб. пособие. М. : Дело, 2006.

2. Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М. : Норма, 2008.

3. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. -практ. пособие. М. : Волтерс Клувер, 2011.

4. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография / С. Е. Кован. М. : из-во «ИНФРА-М», 2011.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Изд. 4-е, доп. и перераб. Минск: ООО «Новое знание», 2009. 688 с.

6. Юн Г. Б. Методология антикризисного управления: учебн. -практ. пособие/ Г. Б. Юн. М. : Дело, 2004.

Глава 3

Концептуальные аспекты диагностики антикризисного управления

3. 1. Понятия «экономический анализ» и «диагностика» в сегменте антикризисного управления предприятием

 

Диагноз (от греч. diagnostikos — «способность распознавать»).

Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т. п. ) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Иными словами, диагностика — одноразовый акт, а процесс осуществляется во времени и в пространстве.

Процесс диагностики — это исследовательский, поисковый, познавательный ресурс: т. е. диагностика — определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

До ХХ в. термины «диагностика» и «диагноз» употреблялись исключительно в научной и практической медицине. Экономическая диагностика (диагностика в экономике, диагностика в области экономики) — сравнительно новое явление. Тем не менее, на взгляд авторов данного пособия, диагностика в экономике и в управлении de facto имела место и в отечественной административно-командной системе.

Руководители разных уровней, работники экономических служб промышленных предприятий, ученые-теоретики, эксперты различных направлений и рангов интуитивно использовали приемы диагностики без названия ее как метода исследования. Как безусловно и то, что на многих предприятиях (особенно крупных) проводился комплексный экономический анализ с составлением аналитической записки, затем (или параллельно) определялись основные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия: т. е. содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом соответствовало тогдашним запросам практики.

«При этом основный упор приходится на ретроспективное исследование соотношения «план-факт», т. е. выполнения норм и соблюдения нормативов, на использование результатов ретроспективного анализа для разработки планов директивного характера исходя (как правило) от достигнутого уровня. Задача ориентации на факторы внешней среды не ставилась, как и упор на распознавание и предотвращение кризисных ситуаций, т. к. кризисов в отечественной директивной экономике не может быть»[49].

В условиях рыночных отношений хозяйствования взаимосвязи показателей носят чаще преимущественно вероятностный, стохастический характер. Более того: не все процессы подчиняются детерминированным, строго определенным (количественным) зависимостям. Как правило, проблемы нелинейного развития экономических процессов проявляются в условиях экономики переходного типа: когда старое уже разрушено, а новое еще не утвердилось; когда особое значение для хозяйствующих субъектов имеет неопределенность факторов внешней среды.

Современной (рыночной) парадигмой методологии экономического анализа уже в самом начале рыночных реформ должна была стать ориентация на нелинейную (неравномерную) динамику развития хозяйствующих субъектов. Однако в первые годы рыночных преобразований экономики собственно вопросы теории экономического анализа оказались в сложном положении и в течение ряда лет (1990–1995) по анализу трудов экономистов-аналитиков динамики развития не наблюдалось и все осталось неизменным.

В их числе, например:

¾ формулировка задач;

¾ перечень задач;

¾ многие методы и методики;

¾ не сформулирован по-новому, т. е. с позиций требований рыночной экономики, и предмет экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности предприятия).

Следует заметить, что в настоящее время активно и небезуспешно инициируется развитие теории экономического анализа в разрезе указанных направлений. В настоящее время диагностика широко используется в научных изысканиях, и термин «диагностика» уже фигурирует в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Кроме того, сформулированы три основные точки зрения, касающиеся соотношения понятия «экономический анализ» и понятия «диагностика»[50]:

1) диагностика — составная часть анализа;

2) анализ — составная часть диагностики;

3) диагностика — это направление анализа.

Правда, анализ точек зрения исследователей показал: для того чтобы сделать эти вопросы теоретически обоснованными и безупречными с практических позиций, еще много необходимо сделать для признания вышеперечисленной проблематики. Например, исследователь В. М. Воронина обосновала процессный подход, выражающийся не в противопоставлении анализа и диагностики, а в рассмотрении их как последовательных стадий единого процесса и в понимании диагностики как интерпретации соответствующих результатов с целью уточнения и конкретизации оценок, формулировании проблемы и ее системной интерпретации.

Аналитический процесс, таким образом, включает[51]:

1) собственно анализ как обработанную в соответствии с правилами, принципами и методами, присущими анализу как прикладной науке, информацию о состоянии объекта;

2) интерпретация результатов анализа — собственно диагностика с целью:

¾ уточнения и конкретизации оценок;

¾ формулировки основных и сопутствующих проблем;

¾ системной интерпретации проблемы, синтеза.

При этом диагностика направлена на выявление симптомов кризиса и поиск возможных путей их устранения. Например, предприятие может быть устойчивым, иметь перспективы развития, поэтому важно определить, какими факторами это обусловлено и как долго можно сохранять завоеванное лидерство и прочные рыночные позиции. Может быть, данные перспективы развития были достигнуты путем адекватной реакции менеджмента на происходящее; может быть, другим путем.

В любом случае существует необходимость соблюдения последовательности процедур исследования, в которой анализ и диагностика занимают свое место, предназначение и значимость. В связи с этим определение содержания диагностики состоит в процессе целенаправленной исследовательской аналитической деятельности конкретного субъекта, связанного с интерпретацией результатов экономического анализа, полученных с использованием информационных технологий с целью определения состояния объекта, выделения проблемы и ее системной интерпретации через наблюдение, распознавание, различение (рис. 13).

 

 

Аналитическое исследование
Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия): — традиционные методы анализа; — методы, адаптированные к современным условиям; — заимствованные (зарубежные) методы
Использование программного обеспечения и стандартных методик
Использование человеческого интеллекта
  Интерпретация результата анализа
Диагностика
— Уточнение и конкретизация оценок; — формулировка основных и др. проблем; — интерпретация проблемы

 


Рис. 13. Представление экономического анализа и диагностики как элементов аналитического исследования в условиях формирования информационной экономики

 

В настоящее время развитие средств обработки данных в корпоративных информационных системах имеет достаточно высокий уровень, на котором используются такие инструментальные средства управления предприятиями, как: «Галактика», «ТБ-Корпорация», Microsoft Dynamics, Concord IT, SAP R/3 и ряд других.

По этой причине, рассматривая сущностные признаки диагностики, следует знать, что[52]:

¾ субъект диагностики самостоятельно выбирает методы, средства, инструменты, программу;

¾ диагностика имеет междисциплинарный характер: она использует не только методы экономического анализа, но также методы и инструменты маркетинга, формальной логики, статистики, экономико-математические методы, методы прогнозирования, аудита, конфликтологии, психологии и т. д;

¾ главное в диагностике — это интерпретация результатов анализа, уточнение и конкретизация оценок с целью формулировки проблемы с целью системной интерпретации проблемы.

В свою очередь, диагностика должна опираться как на традиционные принципы экономического анализа (анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия) — это научность, комплексность, системность подхода, объективность и конкретность, действенность, систематичность, оперативность, эффективность, — так и на такие специфические принципы, как[53]:

¾  междисциплинарности (интегративности);

¾ эластичности;

¾ формулирования проблемы;

¾ доказательности;

¾ соответствия.

Целевая установка диагностики в упреждающем антикризисном управлении предприятием состоит именно в том, что последняя призвана своевременно предупреждать о перерастании обычных ситуаций в проблемные, а проблемных — в конфликтные и своевременно устраняться. И прежде чем подробнее рассмотреть процесс диагностики, необходимо определить объект, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорга­низованная система (экономика страны, отдельная отрасль, организация), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др. ).

Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии: как на дату завершения исследования, так и на перспективу, — после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики — это определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы, что невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. В свою очередь, задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа. А определив диагноз, можно сделать прогноз.

В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, т. к. без четкой и достоверной оценки сложившегося положения нельзя оценить возможности развития объекта во всех его структурах и на всех уровнях управления.

Поскольку это исследовательский процесс, то к нему предъявляются и требования как к научному исследованию:

¾ достоверность;

¾ объективность;

¾ точность.

Диагностика проблемы (кризис) — это первый шаг на пути ее решения или локализации. Он напрямую связан с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование» и «принятие решения», которой предшествует формулировка проблемы и фиксирует функция контроля.

После этого начинается анализ проблемы или установление диагноза: т. е. выявление реальных расхождений (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состояниями параметров значений. После этого принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации.

Исследовательский процесс диагностирования кризиса представлен на рис. 14 алгоритмом процесса диагностирования кризисной ситуации. Как видно из рисунка, контроль может лишь зафиксировать несколько проблем негативного свойства. В этом случае задача аналитиков заключается в анализе всех проблем — с тем, чтобы выявить ту из них, которая наиболее отрицательно воздействует на деятельность организации, и начать процесс диагностирования.

При постановке диагноза кризисной ситуации следует четко различать содержание функции контроля и исследовательской функции. Анализ проводится в организациях каждой функциональной службой — планово-экономическим отделом, финансовым отделом, отделами сбыта и маркетинга, производственным отделом и другими службами с помощью методов и приемов статистики. Иными словами, происходит фиксация выполнения или невыполнения плана по тому или иному технико-экономическому показателю за анализируемый период.

 

Определение ситуации
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия
Проблема № 3  
Проблема № 2  
Проблема № 1
Проблема № 4  
Диагностика доминирующей проблемы
Анализ доминирующей проблемы
Выявление доминирующей проблемы
Анализ проблемы
Диагностические процедуры
Устранение противоречий
Предотвращение кризисной ситуации
Прогноз  

 

 


Рис. 14. Алгоритм процесса диагностирования кризисной ситуации[54]

 

Например, рост объема производства предприятия за год составил 103, 6% (факт соотносим с планом). На этом работа аналитической функции заканчивается, т. к. она только констатирует перевыполнение плана на 3, 6%. Задача же исследовательской функции в виде диагностирования — это глубинный научный процесс, который позволяет определить, за счет каких факторов достигнуто это превышение или за счет роста производительности труда (интенсивный фактор, т. е. положительный) или роста численности (экстенсивный, а значит, отрицательный фактор, и предприятию не стоит обольщаться по поводу роста производства).

Для более же оперативного управления кризисами необходимо уже располагать их четкой классификацией:

¾ тип или вид кризиса;

¾ сфера влияния или возникновения кризиса;

¾ метод определения кризиса;

¾ степень развития кризиса;

¾ распределение кризиса во времени;

¾ характер учета кризиса;

¾ возможность регулирования кризиса.

На практике выделяются два этапа диагностики кризиса:

1) установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап — качественная идентификация объекта — подразумевает определение параметров, которые являются общими для некой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее исследователей государство: к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой. Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить форму собственности в этой системе: государственная, частная, акционерная и т. д.

Второй этап — количественная идентификация объекта. На этом этапе используются базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

Диагностика осуществляется различными методами:

¾ аналитическими;

¾ экспертными;

¾ линейного и динамического программирования;

¾ модельными.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной специалистами.

Линейное программирование — это математический прием, использующийся для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время.

Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения. На каждом этапе определяется экстремум[55] функции только от одной переменной.

В этом случае исследование проходит три этапа:

1) построение математической модели;

2) решение управленческой задачи;

3) анализ и обобщение полученных результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...