Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности избирательного права в первой половине XIX века




На протяжении XIX века в Европе продолжался процесс лик­видации «наследия феодализма». Быстрое развитие экономики и научной мысли требовало соответствующих изменений в сис­теме государственного устройства. Политический строй европей­ских государств сохранял многочисленные черты сословной мо­нархии. Это положение не могло удовлетворять представителей ряда социальных групп населения, заинтересованных в либера­лизации экономической, политической, культурной жизни своих стран. Буржуазия, стремившаяся укрепить свое экономическое могущество с помощью демократических прав и свобод, легко находила союзников в борьбе с приверженцами монархии. Про­грессивная общественность, представители творческих профес­сий (в первую очередь литераторы), студенты, рабочие, город­ская беднота на протяжении XIX века вели борьбу за то, чтобы получить доступ к управлению государством.

Реформа избирательного законодательства стала лозунгом на-Родных выступлений, проходивших в Великобритании, Франции, государствах Германии и Италии, Бельгии, Нидерландах и других странах континента. Важность политических прав и, в частности, Права избирать и быть избранным была признана в это время не только идеологами революционных движений, но и многими граж­данами. Некоторые английские профсоюзы уже в 20-х годах XIX

7-1-

века выдвигали требования всеобщего избирательного права, тай­ного голосования, ежегодных парламентских выборов.

Начало века европейские страны встретили с повсеместно ог­раниченным выборным правом. Избирательные законы этого времени предусматривали различные виды цензов, отстраняю­щих от участия в выборах большинство населения.

Монархические и аристократические круги открыто саботиро­вали избирательные реформы. Консервативные силы Европы со­знавали тесную связь требований всеобщих выборов с идеями кон­ституционной монархии и республиканской формы правления.

Противники всеобщего избирательного права отмечали ряд негативных черт расширения избирательных прав. Среди них -усиление разногласий внутри общества, игнорирование интере­сов меньшинства, снижение интеллектуального уровня парламен­тариев, возможность прихода к власти авантюристов. Часто за­щитники неравенства политических прав отстаивали свое мне­ние в циничной форме. Так, известный французский историк и государственный деятель Франсуа Гизо на призыв содейство­вать введению всеобщего избирательного права ответил: «Обо­гащайтесь, господа, и вы будете избирателями».

Таким образом, имущественный ценз повсеместно признавал­ся нормальным элементом избирательного процесса. Не случай­но, в некоторых странах зависимость участия в выборах от вели­чины доходов в той или иной мере сохранилась вплоть до начала нынешнего столетия.

Условия, ограничивающие избирательные права граждан, мо­гут быть выделены в ряд групп.

К первой группе относятся ограничения, определяемые иму­щественным цензом.

Во Франции «Хартия 1814 года», как и законодательные акты Революции 1791-1799гг., поставила право участия в выборах в зависимость от величины прямых налогов, уплачиваемых жите­лями страны. Это обстоятельство ограничивало участие в изби­рательном процессе не только рабочих, крестьян, мелкой буржу­азии, но также и лиц со средним достатком. По требованиям Хартии активным избирательным правом обладали лица не мо­ложе 30 лет, платившие в год не менее 300франков прямых налогов, пассивным - лица не моложе 40 лет, платившие не менее 1000франков прямых налогов. Общее количество избирателей во Франции составляло к 1830г. приблизительно ПО 000чело­век. Правом быть избранными в палату депутатов обладало не более 14 000человек. При столь высоком уровне имуществен­ного ценза выборы проводились в один тур.

В Великобритании парламентская реформа 1832г. сохрани^ л а прежний, достаточно высокий, избирательный имущественный ценз: 40 шиллингов (3,3 фунта стерлингов) минимального годо­вого дохода с недвижимой собственности. Число избирателей несколько увеличилось за счет сельских и городских собствен­ников. Право голоса получили копигольдеры, вносившие в год

Заседание Палаты депутатов, Франция, 20-е годы XIX века.

не менее 5 фунтов арендной платы за землю, а также фермеры, арендующие земельные участки на длительный срок (свыше 40 лет) и платящие за нее ежегодно свыше 5 фунтов стерлингов. В городах избирателями могли быть домовладельцы или те, платил не менее 10 фунтов квартирной платы в год.

Число избирателей не превышало в этой стране 800 тысяч человек. Подавляющая часть населения оставалось вне полити­ческой системы Британии.

Среди европейских государств наименьший имущественный ценз был в Саксонии. Практически все взрослые мужчины этого немецкого государства могли участвовать в выборах.

Вторую группу составляют возрастные ограничения.

Избирать или быть избранным мог только человек, достиг­ший определенного возраста. Наименьшим возраст политичес­кого совершеннолетия был в Швейцарии - с 17 лет в некоторых кантонах; наибольшим во Франции и Дании - 30 лет. В Порту­галии и Великобритании голосовать могли лишь главы семейств.

В третью группу входят ограничения, связанные с профессио­нальной деятельностью граждан. В зависимости от политичес­кой конъюнктуры решался вопрос об избирательных правах чи­новников. Часто права голоса были лишены военные.

Четвертую группу ограничений составляет ценз оседлости: устанавливался срок постоянного проживания в одном населен­ном пункте или административной единице страны.

7-1*

К пятой группе могут быть отнесены ограничения, связанные с уровнем образования.

Образовательный избирательный ценз был установлен во Франции, Италии, Португалии. Правила предполагали, что для участия в голосовании избиратель должен был как минимум уметь читать и писать.

В шестую группу ограничений входят те, что были установле­ны в связи с религиозной принадлежностью граждан. В герман­ских государствах избирательное право признавалось только за христианами. В Испании лишь католики могли участвовать в выборах. В Англии для лиц, не исповедующих государственную религию (англиканство), доступ в представительные органы вла­сти был закрыт до 1829 г. В 1829 г. текст присяги, которую приносили вновь избранные депутаты палаты общин, был изме­нен: в нем говорилось лишь о принадлежности парламентариев к христианской религии в целом. Сторонники других вероиспо­веданий стали выдвигать своих кандидатов после 1866 г., когда текст депутатской присяги стал упоминать о «вере в Бога» без конкретизации этого понятия.

Повсеместно от выборных процедур были отстранены женщины.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.