Особенности избирательного права в первой половине XIX века
Стр 1 из 21Следующая ⇒ На протяжении XIX века в Европе продолжался процесс ликвидации «наследия феодализма». Быстрое развитие экономики и научной мысли требовало соответствующих изменений в системе государственного устройства. Политический строй европейских государств сохранял многочисленные черты сословной монархии. Это положение не могло удовлетворять представителей ряда социальных групп населения, заинтересованных в либерализации экономической, политической, культурной жизни своих стран. Буржуазия, стремившаяся укрепить свое экономическое могущество с помощью демократических прав и свобод, легко находила союзников в борьбе с приверженцами монархии. Прогрессивная общественность, представители творческих профессий (в первую очередь литераторы), студенты, рабочие, городская беднота на протяжении XIX века вели борьбу за то, чтобы получить доступ к управлению государством. Реформа избирательного законодательства стала лозунгом на-Родных выступлений, проходивших в Великобритании, Франции, государствах Германии и Италии, Бельгии, Нидерландах и других странах континента. Важность политических прав и, в частности, Права избирать и быть избранным была признана в это время не только идеологами революционных движений, но и многими гражданами. Некоторые английские профсоюзы уже в 20-х годах XIX 7-1- века выдвигали требования всеобщего избирательного права, тайного голосования, ежегодных парламентских выборов. Начало века европейские страны встретили с повсеместно ограниченным выборным правом. Избирательные законы этого времени предусматривали различные виды цензов, отстраняющих от участия в выборах большинство населения.
Монархические и аристократические круги открыто саботировали избирательные реформы. Консервативные силы Европы сознавали тесную связь требований всеобщих выборов с идеями конституционной монархии и республиканской формы правления. Противники всеобщего избирательного права отмечали ряд негативных черт расширения избирательных прав. Среди них -усиление разногласий внутри общества, игнорирование интересов меньшинства, снижение интеллектуального уровня парламентариев, возможность прихода к власти авантюристов. Часто защитники неравенства политических прав отстаивали свое мнение в циничной форме. Так, известный французский историк и государственный деятель Франсуа Гизо на призыв содействовать введению всеобщего избирательного права ответил: «Обогащайтесь, господа, и вы будете избирателями». Таким образом, имущественный ценз повсеместно признавался нормальным элементом избирательного процесса. Не случайно, в некоторых странах зависимость участия в выборах от величины доходов в той или иной мере сохранилась вплоть до начала нынешнего столетия. Условия, ограничивающие избирательные права граждан, могут быть выделены в ряд групп. К первой группе относятся ограничения, определяемые имущественным цензом. Во Франции «Хартия 1814 года», как и законодательные акты Революции 1791-1799 гг., поставила право участия в выборах в зависимость от величины прямых налогов, уплачиваемых жителями страны. Это обстоятельство ограничивало участие в избирательном процессе не только рабочих, крестьян, мелкой буржуазии, но также и лиц со средним достатком. По требованиям Хартии активным избирательным правом обладали лица не моложе 30 лет, платившие в год не менее 300 франков прямых налогов, пассивным - лица не моложе 40 лет, платившие не менее 1000 франков прямых налогов. Общее количество избирателей во Франции составляло к 1830 г. приблизительно ПО 000 человек. Правом быть избранными в палату депутатов обладало не более 14 000 человек. При столь высоком уровне имущественного ценза выборы проводились в один тур.
В Великобритании парламентская реформа 1832 г. сохрани^ л а прежний, достаточно высокий, избирательный имущественный ценз: 40 шиллингов (3,3 фунта стерлингов) минимального годового дохода с недвижимой собственности. Число избирателей несколько увеличилось за счет сельских и городских собственников. Право голоса получили копигольдеры, вносившие в год Заседание Палаты депутатов, Франция, 20-е годы XIX века. не менее 5 фунтов арендной платы за землю, а также фермеры, арендующие земельные участки на длительный срок (свыше 40 лет) и платящие за нее ежегодно свыше 5 фунтов стерлингов. В городах избирателями могли быть домовладельцы или те, платил не менее 10 фунтов квартирной платы в год. Число избирателей не превышало в этой стране 800 тысяч человек. Подавляющая часть населения оставалось вне политической системы Британии. Среди европейских государств наименьший имущественный ценз был в Саксонии. Практически все взрослые мужчины этого немецкого государства могли участвовать в выборах. Вторую группу составляют возрастные ограничения. Избирать или быть избранным мог только человек, достигший определенного возраста. Наименьшим возраст политического совершеннолетия был в Швейцарии - с 17 лет в некоторых кантонах; наибольшим во Франции и Дании - 30 лет. В Португалии и Великобритании голосовать могли лишь главы семейств. В третью группу входят ограничения, связанные с профессиональной деятельностью граждан. В зависимости от политической конъюнктуры решался вопрос об избирательных правах чиновников. Часто права голоса были лишены военные. Четвертую группу ограничений составляет ценз оседлости: устанавливался срок постоянного проживания в одном населенном пункте или административной единице страны. 7-1* К пятой группе могут быть отнесены ограничения, связанные с уровнем образования. Образовательный избирательный ценз был установлен во Франции, Италии, Португалии. Правила предполагали, что для участия в голосовании избиратель должен был как минимум уметь читать и писать.
В шестую группу ограничений входят те, что были установлены в связи с религиозной принадлежностью граждан. В германских государствах избирательное право признавалось только за христианами. В Испании лишь католики могли участвовать в выборах. В Англии для лиц, не исповедующих государственную религию (англиканство), доступ в представительные органы власти был закрыт до 1829 г. В 1829 г. текст присяги, которую приносили вновь избранные депутаты палаты общин, был изменен: в нем говорилось лишь о принадлежности парламентариев к христианской религии в целом. Сторонники других вероисповеданий стали выдвигать своих кандидатов после 1866 г., когда текст депутатской присяги стал упоминать о «вере в Бога» без конкретизации этого понятия. Повсеместно от выборных процедур были отстранены женщины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|