Организация власти и управления в новгородской феодальной республике XII-XIV . В.
Новгородские мужи Волостели | Наместники для вузов по спец, «История». М., 1987. С. 37.). Самостоятельно ему не разрешалось назначать даже низших магистратов -приставов, подвойских, изветников, бирючей и т.д. Значительным ограничениям подверглись финансовые полномочия князя и его права в важнейшей сфере городской жизни - торговле. К XIII в. устанавливается особая процедура приглашения (выбора) князя. О ней свидетельствуют летописи и сохранившиеся вечевые грамоты. «Совет господ» предварительно рассматривал кандидатуру князя, затем ее рекомендовали вечу, которое и принимало окончательное решение. При согласии веча за новым князем отправлялась специальная делегация горожан. Выбранный «на всей воли новгородской» он заключал с городом специальный договор - «ряд», в котором определялись его права и обязанности, а также принципы взаимоотношений с городом по вопросам суда, торговли и финансов. Таким образом, юридически оформлялся статус избранного правителя и одновременно закреплялась полномочность республиканских органов власти. Процедура выборов завершалась крестоцелованием - специальной присягой «на грамотах Ярославлих», в которых издавна были зафиксированы политические и экономические привилегии новгородского самоуправления. Присягая, князь обязывался соблюдать условия «ряда» и не нарушать права городской об-Щины. Такой порядок, удачно обозначенный летописцами словом «посадиша», сохранился до начала XIV в. и стал неотъемлемым элементом новгородской политической системы. Изгоняя или призывая князей, горожане обычно были едино- душны. Основная борьба между ними велась при избрании посадников. Эта должность была ключевой в решении торговых, финансовых, межтерриториальных проблем. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним судебно-административную власть. Он участвовал в военных походах и вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей с населения. Его подпись на документах стояла выше, чем подписи остальных магистратов. Фигура посадника во многом отражала расстановку сил внутри новгородской знати. За право занять эту должность ожесточенно боролись представители различных боярских группировок. К началу XIV в. посадника сменила коллегия из 6 человек, пожизненно избранных от всех новгородских концов (по одному представителю от четырех и двух - от Плотницкого конца). Из их числа вече ежегодно стало избирать главного - «степенного» - посадника. Эта реформа еще больше укрепила позиции феодальной верхушки в управлении республикой, создала предпосылки для превращения власти боярства в олигархическую. По мнению исследователей, институт новгородского посадничества этого времени «ликвидирует неповторимое своеобразие... республиканских порядков периода расцвета и воссоздает новую структуру государственного управления, сходную с республиканской структурой Венеции..., где... верховным органом власти был олигархический сенат» (Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 272). В дальнейшем, в начале XV в. число посадников увеличилось до 12-ти, затем - 24-х, а во второй половине XV в. - до Зб-ти человек. При этом смена в должности
степенного происходила уже Присяга на грамотах Ярослава. Книжная миниатюра. через шесть месяцев. Отличительной чертой выборов посадника стала их многоступенчатость: от выдвижения на кон-чанском вече до избрания на общегородском. Всего по подсчетам историков эту должность с 1126 по 1400 гг. занимали 275 человек, представлявших 30-40 наиболее авторитетных боярских семей.
Вторым лицом в новгородской исполнительной администрации был тысяцкий, выборы которого начали проходить с конца 80-х гг. XII в. В его обязанности входили суд'ебно-полицейские функции, вопросы налогообложения и торговли, управление сотенной организацией. Долгое время он представлял интересы свободного торгово-посадского населения и кандидаты на эту должность избирались из числа «житьих и черных людей». С XIV в. в условиях упрочения власти феодальной знати тысяцкий стал выдвигаться из боярского сословия. Этот пост нередко служил ступенькой для занятия посадничества. К началу XIV в. относятся сведения о коллегии тысяцких из 5 человек (по одному от каждого новгородского конца), во главе которой стоял «степенный» тысяцкий. Особое положение в республике занимал архиепископ. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий в древнерусском государстве. Владыка не только распоряжался огромной церковной казной и большими земельными ресурсами, но и организовывал работу «Совета господ», скреплял своей печатью городские грамоты и договоры, активно участвовал в разборе межтерриториальных тяжб и распрей. Недаром иностранные путешественники называли его «сеньором города». Выборный статус архиепископа (до 1165 г. - епископа) сформировался в ходе борьбы Новгорода за политическую самостоятельность. Первое такое избрание состоялось в 1156 г. после смерти очередного владыки: «В то же лето събрася всь град людии, изволиша собе епископь поставити мужа богом избрана Аркадия; и шьдъше всь народъ, пояша и из манастыря от святыя Богородиця, и князь Мьстиславъ Гюргевиць, и всь клиросъ святыя Софие, и вси попове городьстии, игумени и церньци, и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе святые Софие, дондеже придеть митрополитъ въ Русь; и тъгда поидеши ставитъся» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 29 - 30). С тех пор новгородские архиепископы выбирались горожанами на вечевых собраниях, а киевский митрополит утверждал этот выбор. В сан архиепископа не всегда возводились представители духовенства. Известны случаи, когда этот пост занимали светские лица. Их выдвижению во многом способствовала оригинальная процедура избрания архиепископа, установившаяся с 1193 г. До этого времени выборы владыки проходили так же, как и выборы светских правителей. От последних их отличало только отсутствие споров и распрей, единодушие всех участников собрания. Однако на вече в 1193 г. претенденты на эту должность вызвали серьезные разногласия среди горожан. Чтобы не углублять конфликт, не соответствующий положению главы новгородской епархии, была выработана новая процедура, соединившая, по замечанию одного из исследователей, «принципы всенародного вечевого избрания с некоей видимостью проявления воли божьей».
Вначале на вече выдвигали трех кандидатов. Их имена запи- ывали на пергаменте и приносили в Софийский собор во время Церковной службы. Здесь запечатанные листы раскладывали на трапезе собора и по окончанию службы посылали с веча слепца и ребенка для выноса одного из жребиев - «которого бог даст». Поименованный в выбранном жребии кандидат и становился владыкой Новгорода. В дальнейшем этот порядок стал традиционным. Он, помимо прочего, обеспечивал формальную независимость церковной власти от кланового соперничества боярства. Еще одним принципом, сохранявшим новгородские демократические традиции, был строгий контроль за действиями выборных лиц. По требованию одного из концов вече могло принять решение о немедленном смещении того или иного правителя и его наказании в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. Такой порядок распространялся на всех должностных лиц без исключения - посадников, тысяцких, архиепископов и др. Например, в 1209 г. вече сурово расправилось с посадником Дмитрием Мирошкиничем: «Новгородьци же, пришьдъше Новугороду, створиша вече на посадника Дмитра и на братью его, яко ти повелеша на новгородьцихъ сребро имати, а по волости куры брати, по купцемъ виру дикую, и повозы возити, и все зло; идоша на дворы ихъ грабежьмь, а Миро-шкинъ дворъ и Дмитровъ зажьгоша, и житие ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а скровища ихъ изискаша и поимаша бещисла, а избытъкъ розделиша по зубу, по 3 гривне по всему городу, и на щитъ; аще кто потаи похватилъ, а того единъ богъ ведаеть, и от того мнози разбогатеша; а что на дъщькахъ, а то князю оставиша» (Там же. С. 51). В 1228 г. городская община изгнала владыку Арсения, которого обвинила в подкупе при своем выдвижении - «дав мзду князю».
Несмотря на ведущую роль боярских кругов и очевидную стихийность народного представительства, выборные институты Новгородской республики способствовали устойчивости политического строя в течение длительного исторического периода -с ХШ-го по XV-й в. Ими была обеспечена защита общинных прав и свобод, создан значительный экономический и культурный потенциал. По удачному замечанию одного из исследователей, государственный организм Новгорода «развивался ради общегородской заинтересованности в реформах, во имя согласия его частей» (Петров А.В. Марфа Борецкая // Вопросы истории. 1994. № 12. С. 164).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|