Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация власти и управления в новгородской феодальной республике XII-XIV . В.




 

Новгородские мужи Волостели | Наместники

для вузов по спец, «История». М., 1987. С. 37.). Самостоя­тельно ему не разрешалось назначать даже низших магистратов -приставов, подвойских, изветников, бирючей и т.д. Значительным ограничениям подверглись финансовые полномочия князя и его права в важнейшей сфере городской жизни - торговле.

К XIII в. устанавливается особая процедура приглашения (вы­бора) князя. О ней свидетельствуют летописи и сохранившиеся вечевые грамоты. «Совет господ» предварительно рассматривал кандидатуру князя, затем ее рекомендовали вечу, которое и при­нимало окончательное решение. При согласии веча за новым князем отправлялась специальная делегация горожан. Выбран­ный «на всей воли новгородской» он заключал с городом спе­циальный договор - «ряд», в котором определялись его права и обязанности, а также принципы взаимоотношений с городом по вопросам суда, торговли и финансов. Таким образом, юридичес­ки оформлялся статус избранного правителя и одновременно закреплялась полномочность республиканских органов власти. Процедура выборов завершалась крестоцелованием - специаль­ной присягой «на грамотах Ярославлих», в которых издавна были зафиксированы политические и экономические привиле­гии новгородского самоуправления. Присягая, князь обязывался соблюдать условия «ряда» и не нарушать права городской об-Щины. Такой порядок, удачно обозначенный летописцами сло­вом «посадиша», сохранился до начала XIV в. и стал неотъем­лемым элементом новгородской политической системы.

Изгоняя или призывая князей, горожане обычно были едино-

душны. Основная борьба между ними велась при избрании по­садников. Эта должность была ключевой в решении торговых, финансовых, межтерриториальных проблем. Посадник предсе­дательствовал на вече, контролировал деятельность князя и де­лил с ним судебно-административную власть. Он участвовал в военных походах и вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей с населения. Его подпись на документах стояла выше, чем подписи остальных магистратов. Фигура посадника во многом отражала расстановку сил внутри новгородской знати. За право занять эту должность ожесточен­но боролись представители различных боярских группировок. К началу XIV в. посадника сменила коллегия из 6 человек, пожизненно избранных от всех новгородских концов (по одно­му представителю от четырех и двух - от Плотницкого конца). Из их числа вече ежегодно стало избирать главного - «степен­ного» - посадника. Эта реформа еще больше укрепила позиции феодальной верхушки в управлении республикой, создала пред­посылки для превращения власти боярства в олигархическую. По мнению исследователей, институт новгородского посадниче­ства этого времени «ликвидирует неповторимое своеобразие... республиканских порядков периода расцвета и воссоздает но­вую структуру государственного управления, сходную с респуб­ликанской структурой Венеции..., где... верховным органом вла­сти был олигархический сенат» (Янин В. Л. Новгородские по­садники. М., 1962. С. 272). В дальнейшем, в начале XV в. число посадников увеличилось до 12-ти, затем - 24-х, а во второй половине XV в. - до Зб-ти человек. При этом смена в должности

степенного происходила уже

Присяга на грамотах Ярослава. Книжная миниатюра.

через шесть месяцев. Отличи­тельной чертой выборов посад­ника стала их многоступенча­тость: от выдвижения на кон-чанском вече до избрания на общегородском. Всего по под­счетам историков эту долж­ность с 1126 по 1400 гг. зани­мали 275 человек, представляв­ших 30-40 наиболее авторитет­ных боярских семей.

Вторым лицом в новгород­ской исполнительной админи­страции был тысяцкий, выбо­ры которого начали проходить с конца 80-х гг. XII в. В его обязанности входили суд'ебно-полицейские функции, вопро­сы налогообложения и торгов­ли, управление сотенной орга­низацией. Долгое время он

представлял интересы свободного торгово-посадского населения и кандидаты на эту должность избирались из числа «житьих и черных людей». С XIV в. в условиях упрочения власти фео­дальной знати тысяцкий стал выдвигаться из боярского сосло­вия. Этот пост нередко служил ступенькой для занятия посад­ничества. К началу XIV в. относятся сведения о коллегии ты­сяцких из 5 человек (по одному от каждого новгородского кон­ца), во главе которой стоял «степенный» тысяцкий.

Особое положение в республике занимал архиепископ. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий в древне­русском государстве. Владыка не только распоряжался огром­ной церковной казной и большими земельными ресурсами, но и организовывал работу «Совета господ», скреплял своей печатью городские грамоты и договоры, активно участвовал в разборе межтерриториальных тяжб и распрей. Недаром иностранные пу­тешественники называли его «сеньором города».

Выборный статус архиепископа (до 1165 г. - епископа) сфор­мировался в ходе борьбы Новгорода за политическую самостоя­тельность. Первое такое избрание состоялось в 1156 г. после смерти очередного владыки: «В то же лето събрася всь град людии, изволиша собе епископь поставити мужа богом из­брана Аркадия; и шьдъше всь народъ, пояша и из манастыря от святыя Богородиця, и князь Мьстиславъ Гюргевиць, и всь клиросъ святыя Софие, и вси попове городьстии, игумени и церньци, и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе свя­тые Софие, дондеже придеть митрополитъ въ Русь; и тъгда поидеши ставитъся» (Новгородская первая летопись старше­го и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 29 - 30). С тех пор новгородские архиепископы выбирались горожанами на вечевых собраниях, а киевский митрополит утверждал этот выбор.

В сан архиепископа не всегда возводились представители духовенства. Известны случаи, когда этот пост занимали свет­ские лица. Их выдвижению во многом способствовала ориги­нальная процедура избрания архиепископа, установившаяся с 1193 г. До этого времени выборы владыки проходили так же, как и выборы светских правителей. От последних их отличало толь­ко отсутствие споров и распрей, единодушие всех участников собрания. Однако на вече в 1193 г. претенденты на эту долж­ность вызвали серьезные разногласия среди горожан. Чтобы не углублять конфликт, не соответствующий положению главы нов­городской епархии, была выработана новая процедура, соединив­шая, по замечанию одного из исследователей, «принципы всена­родного вечевого избрания с некоей видимостью проявления воли божьей».

Вначале на вече выдвигали трех кандидатов. Их имена запи-

ывали на пергаменте и приносили в Софийский собор во время

Церковной службы. Здесь запечатанные листы раскладывали на

трапезе собора и по окончанию службы посылали с веча слепца

и ребенка для выноса одного из жребиев - «которого бог даст».

Поименованный в выбранном жребии кандидат и становился вла­дыкой Новгорода. В дальнейшем этот порядок стал традицион­ным. Он, помимо прочего, обеспечивал формальную независимость церковной власти от кланового соперничества боярства.

Еще одним принципом, сохранявшим новгородские демокра­тические традиции, был строгий контроль за действиями выбор­ных лиц. По требованию одного из концов вече могло принять решение о немедленном смещении того или иного правителя и его наказании в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. Такой порядок распространялся на всех должностных лиц без исключения - посадников, тысяцких, архиепископов и др. Например, в 1209 г. вече сурово расправилось с посадником Дмитрием Мирошкиничем: «Новгородьци же, пришьдъше Новугороду, створиша вече на посадника Дмитра и на бра­тью его, яко ти повелеша на новгородьцихъ сребро имати, а по волости куры брати, по купцемъ виру дикую, и повозы возити, и все зло; идоша на дворы ихъ грабежьмь, а Миро-шкинъ дворъ и Дмитровъ зажьгоша, и житие ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а скровища ихъ изискаша и поимаша бещисла, а избытъкъ розделиша по зубу, по 3 грив­не по всему городу, и на щитъ; аще кто потаи похватилъ, а того единъ богъ ведаеть, и от того мнози разбогатеша; а что на дъщькахъ, а то князю оставиша» (Там же. С. 51). В 1228 г. городская община изгнала владыку Арсения, которого обвинила в подкупе при своем выдвижении - «дав мзду князю».

Несмотря на ведущую роль боярских кругов и очевидную стихийность народного представительства, выборные институты Новгородской республики способствовали устойчивости поли­тического строя в течение длительного исторического периода -с ХШ-го по XV-й в. Ими была обеспечена защита общинных прав и свобод, создан значительный экономический и культур­ный потенциал. По удачному замечанию одного из исследовате­лей, государственный организм Новгорода «развивался ради об­щегородской заинтересованности в реформах, во имя согласия его частей» (Петров А.В. Марфа Борецкая // Вопросы исто­рии. 1994. № 12. С. 164).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...