Выборы в средневековом Новгороде
Основные вопросы: 1. Роль институтов вечевой демократии в древнерусском государстве X - XII вв. 2. Становление Новгородской феодальной республики. 3. Формирование новгородских выборных институтов. 4. Вечевые процедуры в средневековом Новгороде. 5. Утрата Новгородом независимости в конце XV в.: взгляды исследователей. Среди политических институтов Древней Руси вечевые собрания занимают особое место. Они не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. По мнению исследователей, на вече зародились первые выборные традиции, формировались и развивались основы представительной и непосредственной демократии. Известны яркие примеры вечевой деятельности во многих городах Киевской Руси - Белгороде, Владимире, Киеве, Новгороде, Полоцке, Пскове, Ростове, Смоленске, Твери, Чернигове и др. Для древнерусского государства была характерна борьба вечевых собраний за политическую и экономическую самостоятельность от княжеской власти. В Новгородской земле она завершилась созданием особой формы правления - феодальной республики. Здесь были созданы выборные органы власти и управления, которые просуществовали в течение длительного исторического периода - с XII-го по XV столетие. Современные историки по-разному оценивают вечевой строй в Новгороде. Одни авторы (В.Л. Янин, О.И. Чистяков и др.) отмечают его аристократический характер. Другие (И.Я. Фроя-нов, А.Ю. Дворниченко, Ю.Г. Алексеев и др J видят в вече проявление народного начала. Соответственно различается перио- дизация истории выборных институтов и реконструкция вечевых процедур. Настоящий очерк посвящен наиболее известным чертам новгородского республиканского строя.
1. Роль институтов вечевой демократии в древнерусском государстве X - XII вв. Со второй половины X - начала XI в. на территории древнерусского государства начинается быстрый рост городских поселений. Расширяются и застраиваются столицы земель и княжеств -Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Полоцк, Суздаль и др. Многие «становища» и «погосты», замки, порубежные крепости приобретают городские черты (Юрьев и Вышгород в Киевской земле, Любеч и Путивль в Черниговской, Псков и Ладога в Новгородской и т.д.). По данным археологических исследований, уже к середине XIII в. таких поселений насчитывается более 150. В каждом из них складывается типичная планировка - возводятся одно или несколько укреплений, к которым примыкает обширная незащищенная территория посадов с торгово-ремесленным населением. Наиболее значительные древнерусские города по размерам и числу жителей не уступают западноевропейским. Этот процесс стал возможным в результате распада прежних родовых и генезиса новых раннефеодальных отношений. В городах сосредотачивается ремесленное производство, ведется оживленная торговля с соседними землями, оседает дань, различные доходы и пошлины с окрестного населения, военные контрибуции. С развитием древнерусской государственности города начинают выполнять и политические функции. Здесь находится центр управления округой - резиденция князя или его наместника, княжеский суд и администрация, формируется ополчение для защиты от нападений извне, ведутся дипломатические переговоры. Постепенно усиливается значение феодальной знати. Бояре не только образуют совет при князе, который помогает управлять территорией, но и выполняют на местах функции посадников, тысяцких, судей и т.д. Утверждение христианства приводит к расцвету градостроительной деятельности, распространению письменности, появлению школ и книжных собраний. Ключевая роль в этом процессе также отводится городам. Таким образом, в X -XII вв. городские центры древнерусских земель и волостей становятся особыми поселениями со множеством функций - от военно-политических и административно-хозяйственных до культурно-сакральных. По мнению ряда исследователей, в этот период города Киевской Руси и зависимая от них территория напоминают античный тип города-государства.
В X - XII вв. окончательную форму принимает высший орган власти земель - народное собрание (вече). По замечанию дореволюционного историка А.Е. Преснякова, они превращаются в «главный земской орган волостной государственности» (Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С.399). По свидетельству летописей, ! вечевые собрания повсеместно действуют как самостоятельная и организованная политическая сила: «Новгородци бо изначала, и Смолняне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти, якоже на думу, на веча сходятся: на что же старейший сдумають, на томъ же пригороди стануть» (Лаврентьевская летопись. Цит. по: Пресняков А.Е. Ук. соч. С. 401). Так, в Белгороде на вече обсуждались вопросы борьбы с печенегами, в Новгороде оно поддержало князя Ярослава в войне с братом Святополком. В столице Древней Руси Киеве, где прочно утвердилась монархическая форма правления *, собрание горожан в X - XII вв. имело столь широкие полномочия, что изгоняло одного правителя и возводило на княжеский стол другого, назначало судей, вершило вопросы войны и мира, ведало финансовыми и земельными ресурсами волостей, отправляло посольства в другие земли. Здесь княжеская власть особенно в периоды обострения общественно-политической обстановки считалась с мнением простых «людье кыевстии» и старалась его не оспаривать. По словам еще одного дореволюционного исследователя А. А. Кизеветтера, между князем и вечем «был какой-то неуловимый политический дуализм. Мы ошиблись бы, предположив, что эти два органа стояли по отношению друг к другу в положении какого-либо иерархического подчинения, или что между ними существовало определенное разграничение компетенции. Не было ни того, ни другого. Все, что мог князь, могло и вече, и наоборот» (Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IX - XIX ст.: Исторический очерк. М., 1910. С. 10).
Наиболее важными вопросами, которые решались на таких собраниях, были вопросы призвания (приглашения) князей и избрание должностных лиц - посадников, тысяцких и др. В их основу со времен военной демократии у восточнославянских племен был положен принцип выборности, который прочно утвердился уже на ранних этапах истории древнерусского государства. По летописным свидетельствам, из пятидесяти киевских великих князей четырнадцать были приглашены по решению веча. Политическая самостоятельность городской общины особенно ярко проявилась в первой половине XII в. (вече утверждало претендентов на киевском столе в 1113, 1132, 1146, 1154 гг.). Показательны выборы Владимира Мономаха в 1113г., которого «именитые мужи» с вечевого согласия дважды приглашали занять престол, как об этом рассказывает Ипатьевская летопись. Существенное значение при этом придавалось «ряду» - особому договору между городом и князем, в котором оговаривались взаимоотношения сторон. Таким образом, в X - XII вв. во многих землях Киевской Руси деятельность правителей контролировалась городскими общинами, а князь и его люди состояли у них на службе. Столицы княжеств имели свои атрибуты вечевой деятельности * История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1975. С. 66; Российское законодательство X - XX веков в 9 томах. Том 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 16. - особый колокол и специальную трибуну (степень), которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались, по-видимому, все свободные граждане. Обычно председательствовали на нем князь и глава местной епархии, которым помогали представители боярского сословия - «лучшие (именитые) люди». Возглавляя собрание, они в то же время не могли противостоять его воле. В X - XII вв. аристократическая верхушка еще не обладала всей властью в городе и не могла отменить решения веча.
Если в спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок, то в экстраординарных случаях (в моменты бедствий и возмущений) они являли собой неуправляемую стихию, толпу, кричащую на разный лад. По мнению историков, обычное вече выглядело как «вполне упорядоченное совещание», проходящее с соблюдением следующих правил: инициатива созыва принадлежала князю или главе городского самоуправления, сбор общинников проходил на главной площади, а его участники размещались в определенном порядке - ближе к князю и другим правителям города «именитые люди», за ними - все остальные. Исследователи высказывают даже предположение о существовании предварительной записи для выступавших (если повестка собрания была известна заранее) и протокольном ведении принятых решений. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель. В их активном использовании росло политическое и правовое самосознание городских общин. Усиление княжеской власти и феодальной знати со второй половины XII в., монгольское нашествие в первой половине XIII в. приводят к ослаблению роли и значения народных собраний. Во многих землях отмирает практика призвания князей, а деятельность веча сводится к решению вопросов местного самоуправления. Исключением остается северо-западная область древнерусского государства - Новгородская феодальная республика, в которой значение веча сохраняется на протяжении нескольких последующих столетий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|