Борьба за реформу избирательного права в середине XIX века.
На протяжении 30-40-х гг. XIX века произошли существенные изменения во внутриполитическом состоянии многих европейских государств. Экономические кризисы, потрясшие европейский континент, некомпетентность и коррумпированность монархических режимов, недовольство граждан правительственной политикой поддержки аристократических сословий, борьба королевской власти с либерально-демократической оппозицией сплотили различные слои населения вокруг требований об избирательной реформе. В ходе ожесточенных внутренних конфликтов в ряде стран постепенно вводится новое избирательное законодательство, основанное на принципах всеобщности и равенства. Пересмотр основных положений Хартии 1814 г. начался во Франции в 1830 году. Парижское восстание 28-29 июля привело к снижению избирательного возраста: для избирателей - с 30 до 25 лет, для депутатов парламента - с 40 до 30 лет. Имущественный ценз для избирателей снизился с 300 до 200 франков. Руководители избирательных комиссий стали выбираться самими избирателями (до этого они назначались королем). Но даже по новым правилам лишь около 240 тыс. французов обладали активным избирательным правом. Решительное наступление на устои французской конституционной монархии было предпринято в конце 40-х годов. В середине 1847 года прогрессивные политики и пресса при поддержке общественности потребовали изменить порядок проведения выборов, отменить цензовые барьеры. Поскольку во Франции существовали законы, ограничивающие возможность проведения народных собраний, агитация за изменение избирательного законодательства проводилась в специально арендованных ресторанах и кафе. Эти мероприятия были названы современниками «банкетной кампанией». В собраниях принимали активное участие представители различных социальных слоев: от буржуазии до пролетариата.
Нежелание короля Луи Филиппа пойти навстречу этим требованиям стало одной из причин революционного выступления в Париже 22-24 февраля 1848 г. В ходе революции 1848 года была свергнута монархия. На 23 апреля 1849 г. были назначены выборы в Учредительное собрание, призванное принять новую французскую конституцию. Временное правительство, реализуя требования либеральной буржуазии, предоставило избирательные права практически всему взрослому мужскому населению Франции. Республиканское законодательство гарантировало участие в выборах граждан в возрасте с 21 года и проживающих на территории избирательного округа не менее 6 месяцев. Это привело к значительному увеличению количества избирателей: с 240 тысяч до 9,6 млн. человек. Новые демократические нормы избирательного права были закреплены в Конституции 1848 г.: «24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подача голосов производится тайно. 25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. 26. Могут быть избираемы независимо от своего местожительства все избиратели в возрасте от 25 лет. 28. Отправление какой-либо общественной оплачиваемой должности несовместимо с полномочиями представителя народа» (Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 450). 15 марта 1849 г. был принят избирательный закон, конкретизирующий эти конституционные нормы. Во Франции после революции 1848 г. прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на взрослых мужчин. Отныне все парламентские выборы проводились в этой стране без каких-либо существенных ограничений для избирателей. Единственная попытка вновь сократить электоральную базу предпринимается в 1850 г., когда был обнародован новый избирательный закон (31 мая 1850 г.), устанавливавший больший ценз оседлости избирателей - до трех лет. Число голосующих вновь резко сократилось (до 2,8 млн. человек). Но этот закон был вскоре отменен в результате монархического переворота Луи Бонапарта (Наполеона III) и принятия Конституции 29 марта 1852 г.
Характерно, что новый императорский режим не ликвидировал систему всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного способа голосования. Рассказывают, что вскоре после провозглашения Луи Бонапарта императором, австрийский посол задал ему вопрос: «Будет ли сохранено во Франции всеоб- щее избирательное право?*. «Я ничего не имею против крещения водой всеобщего голосования, но у меня нет никакой охоты держать ноги в воде всю жизнь», - ответил Наполеон III, но не предпринял попыток на протяжении своего правления отменить это право (Новая история. Период первый. М., 1983. С. 239). Согласно Декрету 2 февраля 1852 г. парламентские выборы во Франции стали проводиться с использованием системы одномандатных округов. Разумеется, императорская власть сохраняла в своем распоряжении ряд эффективных средств влияния на ход избирательных кампаний: произвольное установление границ избирательных округов, государственная поддержка официальных кандидатов. Важным было и введение присяги на верность конституции (а следовательно, и империи) для избранных депутатов. Это обстоятельство закрывало доступ в высший представительный орган власти сторонникам республиканской формы правления. В Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии процесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя. Жители Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав гражданам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от городов и графств.
Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Англии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Из 24 млн. человек, населявших королевство, право голоса имел только один миллион. Не менее актуальной была проблема представительства территорий в парламенте. Границы избирательных округов в Соединенном королевстве оставались неизменными на протяжении ряда веков. Как показано в пятом очерке, графства, города и местечки (бурги) имели определенную норму делегирования депутатов в парламент. Со временем экономическое развитие Великобритании привело к тому, что многие местности, успешно развивавшиеся в средние века, в период нового времени потеряли свое экономическое и политическое значение. Тем не менее, эти малочисленные регионы, названные современниками «гнилыми местечками», продолжали исправно избирать значительное число депутатов парламента. Неравномерность в распределении округов привела к тому, что промышленные и густонаселенные центры были представлены мизерным количеством депутатов. Борьба с «гнилыми местечками» велась прогрессивными английскими политиками в XVIII в. и на протяжении первой половины XIX века. Лорд Джон Рассел неоднократно выдвигал в парламенте билли о парламентской реформе (в 1820, 1822, 1823, 1826 гг.), и каждый раз его предложения отклонялись подавляющим большинством голосов.
В 1832 г. парламент- Митинг в поддержку реформы екая реформа уничтожи- избирательного права. Англия, 1831 год ла 56 старых избирательных округов, в которых проживало менее 2000 человек. Таким образом, стали вакантными 111 депутатских мест в палате общин. Еще 32 города, в которых насчитывалось менее 4000 жителей, стали избирать по одному депутату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределялись между городами и графствами, где было образовано 42 новых избирательных округа. Реформа 1832 года нанесла первый существенный удар по устаревшей системе избирательного права, но не смогла полностью удовлетворить объективным требованиям времени. Ее ограниченный характер вызвал новый подъем народных выступлений. На этот раз во главе борьбы за парламентскую реформу встали профсоюзы. В 1838 г. по инициативе Лондонской ассоциации рабочих был составлен и обнародован проект билля об избирательной реформе - Народная хартия («the charter»). От этого слова английское общественное движение 30-40-х гг. и получило название «чартизм». Чартисты требовали: предоставления права голоса всем мужчинам с 21 года, введения тайного голосования, разделения Англии на равные избирательные округа, посылающие по одному представителю в парламент, ежегодных парламентских выборов, отмены избирательного имущественного ценза для кандидатов в депутаты, денежного вознаграждения для депутатов парламента.
Эта программа не была выполнена правительством. Лишь одно требование Народной хартии стало реальностью: в 1858 г. был отменен «Акт об обеспечении свободы парламентов...» (1710 г.), по которому депутат парламента должен был обладать собственностью, приносящей годовой доход не менее 600 фунтов стерлингов в графствах и 300 фунтов в городах. Во второй половине XIX века мощное профсоюзное движение, охватившее Великобританию, заставило правительства Дж.Рассела и графа Дерби считаться с народными требованиями и начать реальную избирательную реформу. 18 марта 1867 г., в условиях непрекращающихся народных выступлений, министр финансов Бенджамин Дизраэли внес в палату общин проект билля о реформе. 15 августа 1867 года без существенного противодействия со стороны палаты лордов был принят «Акт о народном представительстве». Согласно этому закону в графствах Столкновение рабочих с полицией в Гайд-парке (Лондон). Рабочие требуют избирательной реформы. избирательные права приобрели собственники и арендаторы земель с доходом от 5 фунтов в год, а в городах - квартиросъемщики, уплачивающие за жилье не менее 10 фунтов в год. Число избирателей в Великобритании превысило 2 млн.человек (приблизительно 10 процентов населения страны). Что касается проблемы представительства, то и в 1867 г. диспропорции избирательной системы не были окончательно устранены. Промышленные центры с населением около пяти миллионов человек избирали в совокупности меньше депутатов, чем 66 небольших городов с численностью в 450 тысяч человек. В результате очередного наступления на «гнилые местечки» освободилось 45 депутатских мандатов, перераспределенных между городами, графствами и Лондоном. В 1884 году парламент принимает новую редакцию «Акта о народном представительстве». В этом документе избирательные права англичан были сформулированы следующим образом: «2. Во всем Соединенном королевстве будет установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов. Каждый мужчина, имеющий квалификацию домовладельца в том случае, (1) если помещение, дающее избирательное право, находится в Англии или Шотландии, будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах от такого графства; (2) если помещение, дающее избирательное право, находится в Ирландии, будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах от такого графства или города. 5. Каждый мужчина, владеющий в графстве или городе... землей или помещением, приносящим доход не менее 10 фунтов стерлингов, может быть зарегистрирован как избиратель и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах в таком графстве или городе... 6. Избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. С. 170).
Таким образом, «Акт о народном представительстве» 1884 г. предоставил избирательные права в графствах владельцам земель или иной собственности с годовым доходом не менее 10 фунтов, а в городах всем домовладельцам и квартиросъемщикам. На графства распространились избирательные нормы, установленные в 1867 г. для городов. Право голоса приобрели сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, трудившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей существенно увеличилось и достигло 5 млн. человек. Избирательных прав по-прежнему лишались женщины, взрослые сыновья, живущие в семьях родителей, съемщики квартир, слуги, батраки. Принятие новых избирательных законов позитивным образом сказалось на развитии политической жизни Великобритании. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|