Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба за реформу избирательного права в середине XIX века.




На протяжении 30-40-х гг. XIX века произошли существенные изменения во внутриполитическом состоянии многих европейских государств. Экономические кризисы, потрясшие европейский кон­тинент, некомпетентность и коррумпированность монархических режимов, недовольство граждан правительственной политикой поддержки аристократических сословий, борьба королевской вла­сти с либерально-демократической оппозицией сплотили различ­ные слои населения вокруг требований об избирательной рефор­ме. В ходе ожесточенных внутренних конфликтов в ряде стран постепенно вводится новое избирательное законодательство, ос­нованное на принципах всеобщности и равенства.

Пересмотр основных положений Хартии 1814 г. начался во Франции в 1830 году. Парижское восстание 28-29 июля привело к снижению избирательного возраста: для избирателей - с 30 до 25 лет, для депутатов парламента - с 40 до 30 лет. Имуществен­ный ценз для избирателей снизился с 300 до 200 франков. Руко­водители избирательных комиссий стали выбираться самими избирателями (до этого они назначались королем). Но даже по новым правилам лишь около 240 тыс. французов обладали ак­тивным избирательным правом.

Решительное наступление на устои французской конституци­онной монархии было предпринято в конце 40-х годов. В сере­дине 1847 года прогрессивные политики и пресса при поддерж­ке общественности потребовали изменить порядок проведения выборов, отменить цензовые барьеры. Поскольку во Франции существовали законы, ограничивающие возможность проведения

народных собраний, агитация за изменение избирательного за­конодательства проводилась в специально арендованных рес­торанах и кафе. Эти мероприятия были названы современника­ми «банкетной кампанией». В собраниях принимали активное участие представители различных социальных слоев: от буржу­азии до пролетариата.

Нежелание короля Луи Филиппа пойти навстречу этим тре­бованиям стало одной из причин революционного выступления в Париже 22-24 февраля 1848 г. В ходе революции 1848 года была свергнута монархия. На 23 апреля 1849 г. были назначены выборы в Учредительное собрание, призванное принять новую французскую конституцию. Временное правительство, реализуя требования либеральной буржуазии, предоставило избиратель­ные права практически всему взрослому мужскому населению Франции. Республиканское законодательство гарантировало участие в выборах граждан в возрасте с 21 года и проживаю­щих на территории избирательного округа не менее 6 месяцев. Это привело к значительному увеличению количества избира­телей: с 240 тысяч до 9,6 млн. человек. Новые демократические нормы избирательного права были закреплены в Конституции 1848 г.: «24. Избирательное право - прямое и всеобщее. По­дача голосов производится тайно. 25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими пра­вами. 26. Могут быть избираемы независимо от своего место­жительства все избиратели в возрасте от 25 лет. 28. Отправ­ление какой-либо общественной оплачиваемой должности не­совместимо с полномочиями представителя народа» (Консти­туции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сбор­ник документов. М., 1957. С. 450).

15 марта 1849 г. был принят избирательный закон, конкрети­зирующий эти конституционные нормы. Во Франции после ре­волюции 1848 г. прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на взрослых мужчин. Отныне все парламентские выборы проводились в этой стране без каких-либо существенных ограничений для избирателей. Единствен­ная попытка вновь сократить электоральную базу предпринима­ется в 1850 г., когда был обнародован новый избирательный за­кон (31 мая 1850 г.), устанавливавший больший ценз оседлости избирателей - до трех лет. Число голосующих вновь резко со­кратилось (до 2,8 млн. человек). Но этот закон был вскоре отменен в результате монархического переворота Луи Бонапар­та (Наполеона III) и принятия Конституции 29 марта 1852 г.

Характерно, что новый императорский режим не ликвидиро­вал систему всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного способа голосования. Рассказывают, что вскоре после провозглашения Луи Бонапарта императором, австрийский по­сол задал ему вопрос: «Будет ли сохранено во Франции всеоб-

щее избирательное право?*. «Я ничего не имею против креще­ния водой всеобщего голосования, но у меня нет никакой охоты держать ноги в воде всю жизнь», - ответил Наполеон III, но не предпринял попыток на протяжении своего правления отменить это право (Новая история. Период первый. М., 1983. С. 239).

Согласно Декрету 2 февраля 1852 г. парламентские выборы во Франции стали проводиться с использованием системы одно­мандатных округов. Разумеется, императорская власть сохраня­ла в своем распоряжении ряд эффективных средств влияния на ход избирательных кампаний: произвольное установление гра­ниц избирательных округов, государственная поддержка офици­альных кандидатов. Важным было и введение присяги на вер­ность конституции (а следовательно, и империи) для избранных депутатов. Это обстоятельство закрывало доступ в высший пред­ставительный орган власти сторонникам республиканской фор­мы правления.

В Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии про­цесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя. Жи­тели Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав гражданам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от горо­дов и графств.

Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Англии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Из 24 млн. человек, населявших королевство, право голоса имел только один миллион.

Не менее актуальной была проблема представительства тер­риторий в парламенте. Границы избирательных округов в Со­единенном королевстве оставались неизменными на протяжении ряда веков. Как показано в пятом очерке, графства, города и местечки (бурги) имели определенную норму делегирования депутатов в парламент. Со временем экономическое развитие Великобритании привело к тому, что многие местности, успешно развивавшиеся в средние века, в период нового времени потеря­ли свое экономическое и политическое значение. Тем не менее, эти малочисленные регионы, названные современниками «гни­лыми местечками», продолжали исправно избирать значитель­ное число депутатов парламента. Неравномерность в распреде­лении округов привела к тому, что промышленные и густонасе­ленные центры были представлены мизерным количеством депу­татов. Борьба с «гнилыми местечками» велась прогрессивными английскими политиками в XVIII в. и на протяжении первой половины XIX века. Лорд Джон Рассел неоднократно выдвигал в парламенте билли о парламентской реформе (в 1820, 1822, 1823, 1826 гг.), и каждый раз его предложения отклонялись подавляю­щим большинством голосов.

       
  '«из il Jr. *?
       

В 1832 г. парламент- Митинг в поддержку реформы

екая реформа уничтожи- избирательного права. Англия, 1831 год

ла 56 старых избиратель­ных округов, в которых проживало менее 2000 че­ловек. Таким образом, ста­ли вакантными 111 депу­татских мест в палате об­щин. Еще 32 города, в ко­торых насчитывалось ме­нее 4000 жителей, стали избирать по одному депу­тату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределялись между городами и графствами, где было образовано 42 новых избирательных округа.

Реформа 1832 года нанесла первый существенный удар по устаревшей системе избирательного права, но не смогла полно­стью удовлетворить объективным требованиям времени. Ее ог­раниченный характер вызвал новый подъем народных выступ­лений. На этот раз во главе борьбы за парламентскую реформу встали профсоюзы. В 1838 г. по инициативе Лондонской ассоци­ации рабочих был составлен и обнародован проект билля об избирательной реформе - Народная хартия («the charter»). От этого слова английское общественное движение 30-40-х гг. и получило название «чартизм». Чартисты требовали: предостав­ления права голоса всем мужчинам с 21 года, введения тайного голосования, разделения Англии на равные избирательные ок­руга, посылающие по одному представителю в парламент, еже­годных парламентских выборов, отмены избирательного имуще­ственного ценза для кандидатов в депутаты, денежного вознаг­раждения для депутатов парламента.

Эта программа не была выполнена правительством. Лишь одно требование Народной хартии стало реальностью: в 1858 г. был отменен «Акт об обеспечении свободы парламентов...» (1710 г.), по которому депутат парламента должен был обладать собст­венностью, приносящей годовой доход не менее 600 фунтов стер­лингов в графствах и 300 фунтов в городах.

Во второй половине XIX века мощное профсоюзное движе­ние, охватившее Великобританию, заставило правительства Дж.Рассела и графа Дерби считаться с народными требования­ми и начать реальную избирательную реформу. 18 марта 1867 г., в условиях непрекращающихся народных выступлений, министр финансов Бенджамин Дизраэли внес в палату общин проект билля о реформе. 15 августа 1867 года без существенного проти­водействия со стороны палаты лордов был принят «Акт о на­родном представительстве». Согласно этому закону в графствах

Столкновение рабочих с полицией

в Гайд-парке (Лондон). Рабочие требуют

избирательной реформы.

избирательные права приобрели собственники и арендаторы земель с доходом от 5 фунтов в год, а в городах - квар­тиросъемщики, уплачива­ющие за жилье не менее 10 фунтов в год. Число избирателей в Велико­британии превысило 2 млн.человек (приблизи­тельно 10 процентов на­селения страны). Что ка­сается проблемы предста­вительства, то и в 1867 г.

диспропорции избирательной системы не были окончательно ус­транены. Промышленные центры с населением около пяти мил­лионов человек избирали в совокупности меньше депутатов, чем 66 небольших городов с численностью в 450 тысяч человек. В результате очередного наступления на «гнилые местечки» осво­бодилось 45 депутатских мандатов, перераспределенных между городами, графствами и Лондоном.

В 1884 году парламент принимает новую редакцию «Акта о народном представительстве». В этом документе избирательные права англичан были сформулированы следующим образом: «2. Во всем Соединенном королевстве будет установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанима­телей всех графств и городов. Каждый мужчина, имеющий квалификацию домовладельца в том случае, (1) если помеще­ние, дающее избирательное право, находится в Англии или Шотландии, будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистрирован, голосовать на выбо­рах от такого графства; (2) если помещение, дающее избира­тельное право, находится в Ирландии, будет иметь право за­регистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистри­рован, голосовать на выборах от такого графства или города. 5. Каждый мужчина, владеющий в графстве или городе... зем­лей или помещением, приносящим доход не менее 10 фунтов стерлингов, может быть зарегистрирован как избиратель и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах в таком граф­стве или городе... 6. Избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. С. 170).

Таким образом, «Акт о народном представительстве» 1884 г. предоставил избирательные права в графствах владельцам зе­мель или иной собственности с годовым доходом не менее 10 фунтов, а в городах всем домовладельцам и квартиросъемщи­кам. На графства распространились избирательные нормы, ус­тановленные в 1867 г. для городов. Право голоса приобрели

сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, тру­дившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей существен­но увеличилось и достигло 5 млн. человек. Избирательных прав по-прежнему лишались женщины, взрослые сыновья, живу­щие в семьях родителей, съемщики квартир, слуги, батраки.

Принятие новых избирательных законов позитивным обра­зом сказалось на развитии политической жизни Великобрита­нии. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.