Избирательные реформы XIX века в англии
Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытывало существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немецкой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном собрании с ограниченными функциями и полномочиями. Несмотря на непродолжительный срок существования, Конституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе создания нового законодательства.
Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон- 7-2—1606 щ Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века. грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» предполагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная конституция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и создания представительных органов власти в немецких государствах имел сложный и противоречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономике Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ. Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом свидетельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял порядок выбора общегерманского представительного органа власти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достигший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избирательных прав. К голосованию также не должны были допускаться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...всякий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздействия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).
Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоящие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо разрешении при вступлении в Народную палату» (Там же) и военных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использованием избирательных округов по 100 000 человек населения в каж- дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государствах выборы должны были проходить в один день (за исключением дополнительных туров). Отдельно регламентировались правила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на просмотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547). По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи». Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях. В действительности, в середине XIX века в государствах Германского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.
В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридриха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей различались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ населения выбирается один выборщик. Избиратели первой степени разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее количество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, менее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554). Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поделены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоятельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех 7-г 203 избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные налоги или был освобожден от них. Выборщики открытым голосованием выбирали депутатов ландтага. Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В конце XIX века при определении категории избирателя, помимо государственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.
В результате объединения Германии и принятия Конституции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Германии (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (Там же. С. 564). Рассматривая особенности избирательного законодательства Европы, видоизменившегося в результате борьбы за демократические права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Существенно увеличилась численность электората. Наблюдается устойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в выборах представителей всех социальных слоев общества. Происходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают подлинно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был направлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования людей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобропорядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызывала сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие алкогольными напитками). Принципы всеобщности и равенства применительно к конституционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законодательстве многих европейских стран сохраняется ряд ограничений избирательных прав (подробнее см. ниже). Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставления избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли- тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парламентского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).
В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голоса: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|