Всеобщая подача голосов, значение ее и последствия
XIX век - одно из великих исторических столетий. Век блестящего процветания мысли, искусства, науки; изумительного подъема и распространения энергии и умственной силы. Если бы парламенты служили отражением всего этого успеха, они не представляли бы нам ныне того, нередко мрачного, и всегда смутного вида, в коем ныне являются. Среднему их уровню еле- Заседание немецкого парламента в соборе довало бы быть выше уров- св- Павла во Франкфурте. ня прежних законодатель- ' " ных собраний. Напротив того, с возвышением культуры в континентальной Европе падало качественное значение парламентов, и всеми ныне признается, что, за исключением конечно некоторых отдельных лиц, выделяющихся из посредственности, посредственный состав понизился. Число избирателей постоянно возрастает, но не возросли ни авторитет, ни практическое значение парламентов, и всесветная деятельность, во всех областях знания и дела преобразующая мир, точно развивается мимо их и совсем отдельно от них. Это и понятно. Наше общество исполнено чрезвычайного, беспримерного в прежнее время разнообразия... Стоит себе представить все это разнообразие течений, волнующих Европу, чтобы понять, что невозможно каким-то простым способом счета голосов приобрести парламент, который мог бы служить выражением столь сложной социальной жизни. Собрание, в истинном смысле представительное, должно служить представительством всех деятельных сил страны. Так ли это? Представляют ли наши собрания сколько-нибудь действительно интересы наук, просвещения, искусств, земледелия, промышленности и торговли, национальной обороны, финансов, гигиены? Либералы, консерваторы, социалисты, католики, радикалы, прогрессисты, коими наполнен парламент, принадлежат вообще к среднему классу. Выбраны они глядя по таланту, по мнениям, по мере популярности или личного влияния или политической пропаганды, но никак не по соображению социальных познаний и способностей каждого, и когда приходится обсуждать многочисленные возникающие перед ними вопросы, они должны приступать к изучению их, как адвокат приступает к изучению бумажного производства в процессе. От того, например, не смотря на то, что в составе демократического парламента есть юристы, дело величайшей трудности - выработать хороший и пригодный закон в парламенте. Притом вся процедура обсуждения искажается от того, что знающие специалисты принуждены излагать элементарные сведения основы предмета перед неспециалистами, не имеющими об них понятия, но опровергающими разумную речь со всею самоуверенностью невежества.
Если представительство страдает такими недостатками, причина в том, что самый способ выбора представителей основан на ложном начале и что обширные округа, изобретенные Сиесом, в коих собирается смешанная толпа избирателей, не могут служить конкретным отражением ни действительной организации общества, ни действительных явлений и потребностей жизни. Невозможно и думать, что собираемые таким образом голоса выражают сознательно действительную потребность. Самый крайний радикал не допускает же к выборным урнам безумных, малолетних, нищих, осужденных судом преступников. Но кроме них есть великое множество таких, кто по недостатку умственного или нравственного развития совсем не способен сделать разумный выбор. Посреди этой свалки, только груда профессиональных политиканов знает, что делает, и делает, чего хочет. Средняя часть избирателей, которую называют выразительницей общественного мнения, вся запутана в этой сети. Она подчиняется давлению газетных внушений, ассоциаций, комитетов пропаганды и ее митингов, политических агентов, разъезжающих по округам с речами и с интригой. Смотря по той партии, к которой принадлежит избира-
тель, он или достойный или негодяй, или честный или бесчестный-смотря по тому же и кандидат - или человек замечательный и™ бездельник. В течение нескольких дней этой свалки кое-комуне многим еще возможно подать свободный голос; но масса только повинуется данному приказу. В течение выборных днейка™ избирательная единица проходила точно краткое товидтие^ разгоряченной атмосфере толпы, одержимо^трастньТволнени ем. Кончились выборы, и человек остался одиноким бессильным выкинутым из правительственной машины бессильным, ПринсА Всеобщая подача голосов (Sufraqe йоани кп^Т46""6 ее И следствия/Пер9с франц. К.П.Победоносцева. СПб., 1906. С. 59-63. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1'. Назовите основные условия, ограничивающие избирательное право граждан в XIX веке. Дайте характеристику основных видов цензов. Выскажите отношение к проблеме сохранения цензов в избирательном праве. 2. Прочитайте текст документа №1 и ответьте на следующие вопросы. Как отразились революционные события 1848 года во Франции на основных положениях избирательного права? В каких государствах также выдвигались требования реформы избирательного законодательства? К каким результатам привела борьба либеральной общественности? Какая избирательная система применялась на выборах в Учредительное собрание 1848 г.? В чем состоят ее положительная и отрицательная стороны? В каких еще странах применялась эта избирательная система? Согласны ли вы с ее оценкой, данной автором документа? Покажите, как законодательство, демократическое по форме, может на практике затруднить подачу голосов представителям малоимущих слоев общества. 3. Дайте характеристику постепенной парламентской реформы в Англии на протяжении XIX века. Каковы причины парламентской реформы 1832 года? Назовите категории населения, допущенные к участию в парламентских выборах. Какие слои населения были лишены избирательных прав? Охарактеризуйте значение парламентской реформы, 1832 года.
4. Проследите эволюцию избирательного права в Англии в XIX веке. Для этого сравните основные положения «Актов о народном представительстве» 1832, 1867 и 1884 гг. Можно ли считать эти документы важными вехами на пути движения британского общества к демократии, становления в Англии гражданского общества и правового государства? Свою точку зрения аргументируйте. Как менялся в Великобритании численный состав избирателей в течение XIX века? Какое влияние оказали перемены в английском избирательном законодательстве на состояние общества к концу XIX века? Ill 5. При изучении избирательных процедур, сложившихся в XIX веке, рекомендуется остановиться на следующих проблемах. Какие принципы были положены в основу формирования избирательных округов? В чем заключаются характерные черты мажоритарной и пропорциональной избирательных систем? Каким был порядок выдвижения кандидатов на выборные должности (требования, предъявляемые кандидатам, особенности процедуры выдвижения кандидатов в различных странах, проблема совмещения государственной службы и представительства в парламенте). Расскажите об особенностях процедуры голосования. Почему в XIX веке получает широкое распространение принцип тайного голосования? Почему на протяжении XIX в. избирательное право не было предоставлено женщинам? 6. Используя текст очерка и документ № 2, выделите основные аргументы противников всеобщего избирательного права. Дайте оценку их доводов. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. Айзенштат М.П. Шаги на пути к демократии. (Английский парламент XVII - XX вв. Парламент и правительство) // Британия и Россия. М., 1997. Большая энциклопедия / Под. ред. С.Н.Южакова и П.Н.Милюкова. Т.5. СПб., 1896. Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. Часть I. СПб., 1908. История XIX века под редакцией Лависса и Рамбо. Тт. 5 - 7. М., 1938-1939. История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.
История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. 4.1. М., 1993. Мейер Г. Избирательное право. М., 1905. Новая история. Первый период: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Е.Юровской и др. М., 1983. Новая история. Второй период: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Е.Юровской и И.М.Кривогуза М., 1984. Революции 1848 - 1849 гг. / Под ред. Ф.В. Потемкина и А. И. Молока. Тт. 1 - 2. М., 1952. Принс А. Всеобщая подача голосов (Sufrage universel), значение ее и последствия: Пер. с франц. К.П.Победоносцева. СПб., 1906. Ренар Ж. Республика 1848 г. М.;Пг., 1923. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. VII (N 13). СПб., 1892.
Очерк восьмой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|