Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВСЕОБЩАЯ ПОДАЧА ГОЛОСОВ, ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ




XIX век - одно из великих исторических столетий. Век блестя­щего процветания мысли, искусства, науки; изумительного подъе­ма и распространения энергии и умственной силы. Если бы парла­менты служили отражением всего этого успеха, они не представ­ляли бы нам ныне того, нередко мрачного, и всегда смутного вида, в коем ныне являются.

Среднему их уровню еле- Заседание немецкого парламента в соборе довало бы быть выше уров- св- Павла во Франкфурте.

ня прежних законодатель- ' " ных собраний. Напротив того, с возвышением куль­туры в континентальной Европе падало качествен­ное значение парламентов, и всеми ныне признается, что, за исключением конеч­но некоторых отдельных лиц, выделяющихся из по­средственности, посредст­венный состав понизился. Число избирателей посто­янно возрастает, но не воз­росли ни авторитет, ни

практическое значение парламентов, и всесветная деятельность, во всех областях знания и дела преобразующая мир, точно разви­вается мимо их и совсем отдельно от них.

Это и понятно. Наше общество исполнено чрезвычайного, бес­примерного в прежнее время разнообразия... Стоит себе предста­вить все это разнообразие течений, волнующих Европу, чтобы по­нять, что невозможно каким-то простым способом счета голосов приобрести парламент, который мог бы служить выражением столь сложной социальной жизни. Собрание, в истинном смысле пред­ставительное, должно служить представительством всех деятель­ных сил страны. Так ли это? Представляют ли наши собрания сколько-нибудь действительно интересы наук, просвещения, ис­кусств, земледелия, промышленности и торговли, национальной обороны, финансов, гигиены? Либералы, консерваторы, социалис­ты, католики, радикалы, прогрессисты, коими наполнен парламент, принадлежат вообще к среднему классу. Выбраны они глядя по таланту, по мнениям, по мере популярности или личного влияния или политической пропаганды, но никак не по соображению соци­альных познаний и способностей каждого, и когда приходится об­суждать многочисленные возникающие перед ними вопросы, они должны приступать к изучению их, как адвокат приступает к изу­чению бумажного производства в процессе. От того, например, не смотря на то, что в составе демократического парламента есть юристы, дело величайшей трудности - выработать хороший и при­годный закон в парламенте. Притом вся процедура обсуждения искажается от того, что знающие специалисты принуждены изла­гать элементарные сведения основы предмета перед неспециалис­тами, не имеющими об них понятия, но опровергающими разум­ную речь со всею самоуверенностью невежества.

Если представительство страдает такими недостатками, причи­на в том, что самый способ выбора представителей основан на ложном начале и что обширные округа, изобретенные Сиесом, в коих собирается смешанная толпа избирателей, не могут служить конкретным отражением ни действительной организации общест­ва, ни действительных явлений и потребностей жизни. Невозмож­но и думать, что собираемые таким образом голоса выражают со­знательно действительную потребность. Самый крайний радикал не допускает же к выборным урнам безумных, малолетних, нищих, осужденных судом преступников. Но кроме них есть великое множество таких, кто по недостатку умственного или нравствен­ного развития совсем не способен сделать разумный выбор.

Посреди этой свалки, только груда профессиональных полити­канов знает, что делает, и делает, чего хочет. Средняя часть изби­рателей, которую называют выразительницей общественного мне­ния, вся запутана в этой сети. Она подчиняется давлению газет­ных внушений, ассоциаций, комитетов пропаганды и ее митингов, политических агентов, разъезжающих по округам с речами и с интригой. Смотря по той партии, к которой принадлежит избира-

тель, он или достойный или негодяй, или честный или бесчестный-смотря по тому же и кандидат - или человек замечательный и™ бездельник. В течение нескольких дней этой свалки кое-комуне многим еще возможно подать свободный голос; но масса только повинуется данному приказу. В течение выборных днейка™ избирательная единица проходила точно краткое товидтие^ разгоряченной атмосфере толпы, одержимо^трастньТволнени ем. Кончились выборы, и человек остался одиноким бессильным выкинутым из правительственной машины бессильным,

ПринсА Всеобщая подача голосов (Sufraqe

йоани кп^Т46""6 ее И следствия/Пер9с франц. К.П.Победоносцева. СПб., 1906. С. 59-63.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1'. Назовите основные условия, ограничивающие избиратель­ное право граждан в XIX веке. Дайте характеристику основ­ных видов цензов. Выскажите отношение к проблеме сохра­нения цензов в избирательном праве.

2. Прочитайте текст документа №1 и ответьте на следу­ющие вопросы. Как отразились революционные события 1848 года во Франции на основных положениях избирательного пра­ва? В каких государствах также выдвигались требования ре­формы избирательного законодательства? К каким результа­там привела борьба либеральной общественности? Какая из­бирательная система применялась на выборах в Учредитель­ное собрание 1848 г.? В чем состоят ее положительная и от­рицательная стороны? В каких еще странах применялась эта избирательная система? Согласны ли вы с ее оценкой, данной автором документа? Покажите, как законодательство, демо­кратическое по форме, может на практике затруднить пода­чу голосов представителям малоимущих слоев общества.

3. Дайте характеристику постепенной парламентской ре­формы в Англии на протяжении XIX века. Каковы причины парламентской реформы 1832 года? Назовите категории насе­ления, допущенные к участию в парламентских выборах. Ка­кие слои населения были лишены избирательных прав? Оха­рактеризуйте значение парламентской реформы, 1832 года.

4. Проследите эволюцию избирательного права в Англии в XIX веке. Для этого сравните основные положения «Актов о народном представительстве» 1832, 1867 и 1884 гг. Можно ли считать эти документы важными вехами на пути движения британского общества к демократии, становления в Англии гражданского общества и правового государства? Свою точку зрения аргументируйте. Как менялся в Великобритании чис­ленный состав избирателей в течение XIX века? Какое влия­ние оказали перемены в английском избирательном законода­тельстве на состояние общества к концу XIX века?

Ill

5. При изучении избирательных процедур, сложившихся в XIX веке, рекомендуется остановиться на следующих проблемах. Какие принципы были положены в основу формирования избира­тельных округов? В чем заключаются характерные черты ма­жоритарной и пропорциональной избирательных систем? Ка­кимбыл порядок выдвижения кандидатов на выборные должно­сти (требования, предъявляемые кандидатам, особенности про­цедуры выдвижения кандидатов в различных странах, пробле­ма совмещения государственной службы и представительства в парламенте). Расскажите об особенностях процедуры голосо­вания. Почему в XIX веке получает широкое распространение принцип тайного голосования? Почему на протяжении XIX в. избирательное право не было предоставлено женщинам?

6. Используя текст очерка и документ № 2, выделите ос­новные аргументы противников всеобщего избирательного пра­ва. Дайте оценку их доводов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.

Айзенштат М.П. Шаги на пути к демократии.

(Английский парламент XVII - XX вв. Парламент и правительство) //

Британия и Россия. М., 1997.

Большая энциклопедия / Под. ред. С.Н.Южакова и П.Н.Милюкова.

Т.5. СПб., 1896.

Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции.

Часть I. СПб., 1908.

История XIX века под редакцией Лависса и Рамбо.

Тт. 5 - 7. М., 1938-1939.

История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.

История государства и права зарубежных стран.

Учебное пособие. 4.1. М., 1993.

Мейер Г. Избирательное право. М., 1905.

Новая история. Первый период: Учебное пособие для студентов вузов /

Под ред. Е.Е.Юровской и др. М., 1983.

Новая история. Второй период: Учебное пособие для студентов вузов /

Под ред. Е.Е.Юровской и И.М.Кривогуза М., 1984.

Революции 1848 - 1849 гг. / Под ред. Ф.В. Потемкина и А. И. Молока.

Тт. 1 - 2. М., 1952.

Принс А. Всеобщая подача голосов (Sufrage universel),

значение ее и последствия: Пер. с франц. К.П.Победоносцева. СПб., 1906.

Ренар Ж. Республика 1848 г. М.;Пг., 1923.

Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз и И.А. Ефрон.

Т. VII (N 13). СПб., 1892.

 

Очерк восьмой





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.